Файл: Литература по изучаемым вопросам Пособие предназначено для изучения дисциплины "Муниципальное право", спецкурсов по муниципальному праву "Нормотворчество органов местного самоуправления", "Правовая основа местного самоуправления" и др.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 445
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Муниципальное право - отрасль права, наука и учебная дисциплина
§1. Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права
§2. Система муниципального права
§3. Источники муниципального права
§4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты
§5. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§1. Основные теории местного самоуправления
«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления
«Государственная» теория самоуправления
§2. Зарубежные муниципальные системы
§3. Самоуправление в дореволюционной России
Временное правительство и местное самоуправление
§4. Организация местной власти в советский период. Местное самоуправление в постсоветский период
Глава 3. Сущность местного самоуправления
§1. Местное самоуправление в системе народовластия
§2. Основные тенденции развития местного самоуправления в России
Глава 4. Особенности организации местного самоуправления
§1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
§2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
§4. Организация местного самоуправления на приграничных территориях
Глава 5. Гарантии местного самоуправления
§7. Правотворческая инициатива граждан
§8. Территориальное общественное самоуправление
§10. Собрание и конференция граждан
§12. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Глава 7. Вопросы местного значения
Глава 8. Муниципальные правовые акты
§1. Муниципальные правовые акты
§2. Система муниципальных правовых актов
§3. Устав муниципального образования
§4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
§6. Вступление в силу муниципальных правовых актов. Отмена и приостановление их действия
Глава 9. Территориальная организация местного самоуправления
§1. Типы и территории муниципальных образований
§2. Границы муниципальных образований
§3. Изменение границ муниципального образования
§4. Преобразование муниципальных образований
Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
Муниципальное имущество поселений
Имущество муниципальных районов
Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
Муниципальные предприятия и учреждения
Подготовка и утверждение проекта местного бюджета
Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении
§3. Расходы и доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов
Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов
Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов
§4. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
§6. Муниципальные заимствования
Глава 11. Органы и должностные лица местного самоуправления
§1. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
§2. Структура органов местного самоуправления
§3. Органы местного самоуправления как юридические лица
§4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
Глава 12. Представительный орган муниципального образования
§1. Представительный орган в структуре органов местного самоуправления
§2. Порядок формирования представительного органа
§3. Численность депутатов представительного органа
§4. Компетенция представительного органа
§5. Организация деятельности представительного органа
§6. Председатель представительного органа
7. Досрочное прекращение полномочий представительного органа
Глава 13. Глава муниципального образования
§1. Статус главы муниципального образования
§2. Полномочия главы муниципального образования
§3. Подотчетность главы муниципального образования
§4. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования
Глава 14. Администрация муниципального образования
§1. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления
§2. Основные полномочия администрации муниципального образования
§3. Назначение главы местной администрации по контракту
§4. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта
Глава 15. Контрольный орган, избирательная комиссия муниципального образования
§1. Контрольный орган муниципального образования
§2. Избирательная комиссия муниципального образования
Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
Глава 16. Муниципальная служба
§1. Понятие и принципы муниципальной службы
§2. Муниципальная должность. Муниципальный служащий
§3. Права и обязанности муниципального служащего
Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
§4. Гарантии для муниципального служащего
Поощрение муниципального служащего
§5. Прохождение муниципальной службы
Основания для прекращения муниципальной службы
Глава 17. Межмуниципальное сотрудничество
§4. Взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности
Глава 19. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 20. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
§1. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
§3. Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления
§4. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
§5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 21. Полномочия органов местного самоуправления
§1. Классификация полномочий органов местного самоуправления
§2. Основные формы реализации полномочий органов местного самоуправления
Глава 22. Осуществление органами местного самоуправления управленческих полномочий
§1. Полномочия органов местного самоуправления в общественно-политической сфере
§2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики
§3. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
§6. Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах и областях управления
Глава 23. Осуществление органами местного самоуправления функций контроля
Глава 24. Оказание органами местного самоуправления публичных услуг
Глава 25. Исполнение органами местного самоуправления государственных и иных полномочий
§1. Формы передачи органам местного самоуправления государственных и иных полномочий
§2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
§3. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
В жилищной сфере органы местного самоуправления могут принимать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения.
Органы местного самоуправления вправе принимать решения о передаче и передавать жилое помещение в собственность граждан в порядке приватизации.
В области регулирования жилищных отношений на органы местного самоуправления возлагается учет муниципального жилищного фонда; признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде; ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде специализированного использования.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать основания, определять условия и особенности предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде специализированного использования, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, вправе принимать решения о переводе соответствующих помещений в жилые или нежилые помещения, согласовывать переустройство и перепланировку жилых помещений, признавать жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания
К полномочиям органов местного самоуправления могут относится и иные вопросы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В сфере транспорта и связи полномочия органов местного самоуправления имеют в основном организационный характер. Например, органы местного самоуправления обязаны организовать и обеспечить транспортное сообщение внутри и между населенными пунктами муниципального образования; обеспечивать население транспортными услугами и т.д.; организовывать или создавать условия для обеспечения населения услугами связи: телефонной, сотовой, почтовой и т.п.
§6. Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах и областях управления
К отдельным полномочиям органов местного самоуправления можно отнести полномочия, которые не столь объемны, чтобы образовать отдельный блок норм или положения.
Например, органы местного самоуправления вправе совершать отдельные нотариальные действия. Однако такое право является лишь фрагментом в самостоятельной сфере регулирования.
К полномочиям органов исполнительной власти относится и право осуществлять все функции заказчика работ или услуг и в связи с этим подписывать акты приемки, согласовывать объемы и качество поставляемых товаров, выполняемых работ и т.п. Такое право также не может сформировать самостоятельный блок норм о полномочиях органов местного самоуправления в гражданско-правовой сфере.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций могут приниматься органами местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, что также является отдельным фрагментом в системе норм о полномочиях органов власти и управления.
Специальной компетенцией могут наделяться и отдельные органы местного самоуправления, например органы опеки и попечительства муниципального образования.
Так, по просьбе несовершеннолетних лиц органы местного самоуправления вправе разрешить вступить им в брак, если они достигли возраста шестнадцати лет. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Органы местного самоуправления могут являться стороной социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Более того, они вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, которые действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Например, в случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
Муниципальные образования могут участвовать в международном информационном обмене в качестве субъектов права, представляя интересы населения муниципальных образований по вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления, а муниципальные информационные службы и средства массовой информации муниципальных образований вправе самостоятельно участвовать в международном информационном обмене.
Рекомендуемая литература к главе
1. Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти//Юридический мир. 2003. N 4. С. 8-12.
2. Бялкина Т.М. Определение полномочий местных властей. Собственные и делегированные полномочия//Местное право. 2001. N 1. С. 42-46.
Глава 23. Осуществление органами местного самоуправления функций контроля
Функция контроля по своему содержанию является государственной функцией управления. Управление как самостоятельная социальная функция ввиду сложности организационных отношений и связей при практической реализации расчленяется на ряд управленческих функций. В этом смысле управление характеризуется как сочетание различных функций.
Сущность контроля относительно обособленной ее части состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые он (объект) получил или которые содержатся в нормах действующего законодательства. Итоговая целенаправленность контроля заключается в том, что в ходе его выявляются результаты содействия субъекта управления на объект управления, допущенные отклонения от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования, причины этих отклонений, а также могут определяться пути преодоления имеющихся препятствий эффективного функционирования всей системы. Поэтому контроль как функция управления включает в себя выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление фактического положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению вскрытых недостатков.
Контролю как функции управления присуща (кроме отмеченных) та специфическая черта, что эта функция проводится многими государственными органами и отдельными органами местного самоуправления независимо от их основных задач и вида деятельности, которые они осуществляют. Хотя необходимо признать, что контроль у этих органов реализуется не всегда в изолированном виде, реализуется
применительно к конкретному предметному содержанию, а объем контрольной деятельности, формы и методы его проявления дифференцируются в зависимости от сферы (отрасли, области) управления, правового статуса органа власти, осуществляющего контроль.
Более того, контроль как управленческая функция есть властная деятельность, влияющая на поступки, действия участников совместного труда. Властность контроля проявляется в наличии у контрольных органов ряда полномочий, связанных с возможностью давать подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков, ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц и непосредственно применять в ряде случаев меры государственного принуждения. Поэтому классифицировать виды контроля можно по самым разным основаниям, исходя из целей классификации, т.е. из того, какие свойства рассматриваемого явления в данный момент представляют наибольший интерес.
Функция контроля может иметь формы ее реализации: осуществление надзора, проведение инспекционных проверок, ревизий и т.д.
Следует различать контроль и надзор, поскольку эти слова часто употребляются в отношении к полномочиям органов власти, осуществляющих контроль. Также необходимо различать сущность контроля как функции управления и сущность надзора как проверки исполнения установленных норм, требований, предписаний.
Различает контроль и надзор широта схватывания обследуемой сферы деятельности, а также специфика методов и правовых форм воздействия.
Контроль не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний, содержащихся в действующем законодательстве. Органы контроля вправе интересоваться не только тем, не нарушил ли субъект управления действующие нормы, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал предоставленные ему полномочия.
Надзор же ограничен в пределах компетенции проверкой только законности действий конкретного объекта. Надзор - своего рода суженный контроль, но суженный только в отношении сферы своего приложения.
Надзор, осуществляемый контрольными органами