Файл: Литература по изучаемым вопросам Пособие предназначено для изучения дисциплины "Муниципальное право", спецкурсов по муниципальному праву "Нормотворчество органов местного самоуправления", "Правовая основа местного самоуправления" и др.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Муниципальное право - отрасль права, наука и учебная дисциплина
§1. Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права
§2. Система муниципального права
§3. Источники муниципального права
§4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты
§5. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§1. Основные теории местного самоуправления
«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления
«Государственная» теория самоуправления
§2. Зарубежные муниципальные системы
§3. Самоуправление в дореволюционной России
Временное правительство и местное самоуправление
§4. Организация местной власти в советский период. Местное самоуправление в постсоветский период
Глава 3. Сущность местного самоуправления
§1. Местное самоуправление в системе народовластия
§2. Основные тенденции развития местного самоуправления в России
Глава 4. Особенности организации местного самоуправления
§1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
§2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
§4. Организация местного самоуправления на приграничных территориях
Глава 5. Гарантии местного самоуправления
§7. Правотворческая инициатива граждан
§8. Территориальное общественное самоуправление
§10. Собрание и конференция граждан
§12. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Глава 7. Вопросы местного значения
Глава 8. Муниципальные правовые акты
§1. Муниципальные правовые акты
§2. Система муниципальных правовых актов
§3. Устав муниципального образования
§4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
§6. Вступление в силу муниципальных правовых актов. Отмена и приостановление их действия
Глава 9. Территориальная организация местного самоуправления
§1. Типы и территории муниципальных образований
§2. Границы муниципальных образований
§3. Изменение границ муниципального образования
§4. Преобразование муниципальных образований
Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
Муниципальное имущество поселений
Имущество муниципальных районов
Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
Муниципальные предприятия и учреждения
Подготовка и утверждение проекта местного бюджета
Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении
§3. Расходы и доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов
Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов
Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов
§4. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
§6. Муниципальные заимствования
Глава 11. Органы и должностные лица местного самоуправления
§1. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
§2. Структура органов местного самоуправления
§3. Органы местного самоуправления как юридические лица
§4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
Глава 12. Представительный орган муниципального образования
§1. Представительный орган в структуре органов местного самоуправления
§2. Порядок формирования представительного органа
§3. Численность депутатов представительного органа
§4. Компетенция представительного органа
§5. Организация деятельности представительного органа
§6. Председатель представительного органа
7. Досрочное прекращение полномочий представительного органа
Глава 13. Глава муниципального образования
§1. Статус главы муниципального образования
§2. Полномочия главы муниципального образования
§3. Подотчетность главы муниципального образования
§4. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования
Глава 14. Администрация муниципального образования
§1. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления
§2. Основные полномочия администрации муниципального образования
§3. Назначение главы местной администрации по контракту
§4. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта
Глава 15. Контрольный орган, избирательная комиссия муниципального образования
§1. Контрольный орган муниципального образования
§2. Избирательная комиссия муниципального образования
Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
Глава 16. Муниципальная служба
§1. Понятие и принципы муниципальной службы
§2. Муниципальная должность. Муниципальный служащий
§3. Права и обязанности муниципального служащего
Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
§4. Гарантии для муниципального служащего
Поощрение муниципального служащего
§5. Прохождение муниципальной службы
Основания для прекращения муниципальной службы
Глава 17. Межмуниципальное сотрудничество
§4. Взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности
Глава 19. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 20. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
§1. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
§3. Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления
§4. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
§5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 21. Полномочия органов местного самоуправления
§1. Классификация полномочий органов местного самоуправления
§2. Основные формы реализации полномочий органов местного самоуправления
Глава 22. Осуществление органами местного самоуправления управленческих полномочий
§1. Полномочия органов местного самоуправления в общественно-политической сфере
§2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики
§3. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
§6. Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах и областях управления
Глава 23. Осуществление органами местного самоуправления функций контроля
Глава 24. Оказание органами местного самоуправления публичных услуг
Глава 25. Исполнение органами местного самоуправления государственных и иных полномочий
§1. Формы передачи органам местного самоуправления государственных и иных полномочий
§2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
§3. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
В реализации государственной приграничной политики органы местного самоуправления вправе предпринимать некоторые меры. А именно: принимать нормативные правовые акты об особенностях хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию.
Органы местного самоуправления поселений вправе предлагать не включать отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан в пограничную зону.
Органы местного самоуправления должны взаимодействовать с милицией. Более того, численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств местных бюджетов, может устанавливаться органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, обеспечивать техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.
В сфере защиты государственной тайны органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, вправе:
обеспечивать защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
обеспечивать защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
устанавливать размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
обеспечивать в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
реализовывать предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
вносить в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
Органы местного самоуправления совместно с иными органами власти должны осуществлять противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В судебной сфере общий список народных заседателей районного суда вправе формировать соответствующий представительный орган местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда.
§2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики
В сфере экономики органы местного самоуправления наделяются полномочиями, с одной стороны, не позволяющими вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, а с другой - создавать условия для их развития.
Например, органы местного самоуправления не могут участвовать в учреждении биржи или являться ее членом, а также вмешиваться в деятельность работы хозяйствующих субъектов с кооперативной, государственной или частной формой собственности. Также органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
В сфере защиты прав потребителей режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению органов местного самоуправления.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Органы местного самоуправления в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, вправе определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются в том числе и органы местного самоуправления. Например, ставки налога на строения
, помещения и сооружения могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления также могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Поскольку органы местного самоуправления могут устанавливать порядок уплаты местных налогов, нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по местным налогам, могут быть установлены иные, чем установлено законодательством, основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
В муниципальном образовании может проводиться муниципальная лотерея, организатором которой будет являться уполномоченный орган местного самоуправления. Такие лотереи могут проводиться на основании решения органа местного самоуправления. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, должен определяться органом местного самоуправления.
Вполне естественным является ограничение вмешательства органов местного самоуправления в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, поскольку именно органы местного самоуправления в большей степени должны быть заинтересованы в процветании тех, кто живет и работает на территории муниципального образования. Поэтому в отношении органов местного самоуправления в законодательство введено немало запретов, позволяющих субъектам предпринимательской деятельности не иметь сильной зависимости от муниципальных властей.
Так, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность
хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В том числе запрещается:
вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Также запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции органов местного самоуправления.
Запрещается и заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том