Файл: Лекция Особенности общения дошкольников со сверстниками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль взрослого в формировании общения дошкольников.
2.2. Особенности общения дошкольников с родителями.
Особенности общения дошкольника с воспитателем.
Практическая часть. Диагностика развития навыков общения.
«Диагностика развития общения со сверстниками »
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка .
Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом»
13..05.20
7 ДШ - 2
МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного
Лекция: Особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная — в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное, или косвенное, общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а так же коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
2. Функции общения.
Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социальной жизни человека.
Информационная – состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании ее, ее
принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления этой функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством любых знаковых систем.
Регуляционная – направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Кооперация- координация сил участников является необходимым элементом совместной деятельности. (Регуляционно-коммуникативная функция — это контроль поведения в широком смысле, который люди осуществляют по отношению друг к другу. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, воздействовать на мотив, цель, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, то есть на все «составляющие» деятельности своего партнера)
Аффективная– состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть
целенаправленно или произвольно. (Аффективно-коммуникативная функция предполагает изменение состояний человека под влиянием общения. Характер общения определяет уровень эмоциональной напряженности людей, включая и эмоциональную разрядку. В процессе общения могут изменяться как модальность, так и интенсивность эмоций и чувств, происходит сближение, поляризация, взаимное усиление или ослабление аффективных состояний.
3. Средства общения.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. К средствам общения относятся:
-
Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга. -
Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. -
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл
фразы.
-
Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за
ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
-
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Человек воздействует на другого человека осознанно, через значения слов.
Виды речи: внутренняя и внешняя. Внешняя делится на устную и письменную, в свою очередь устная речь делится на монологическую и диалогическую.
Внутренняя речь – речь беззвучная. Это речь про себя и для себя. Это речь сокращенная (со значительными пропусками). Это речь предикативная – проговаривается то, что утверждается, и опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь. Внутренняя речь, к примеру, типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя речь – форма существования мысли. Внутренняя речь происходит от речи внешней в процессе интериоризации.
Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Буквы письменной речи обозначают звуки устной речи (при альфабетическом письме). Письменная речь чаще используется как речь деловая, научная, предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника (а для отсутствующего или безличного). Направлена преимущественно на передачу отвлеченного содержания. Требует развернутого построения мысли, логически связного, систематического изложения.
В письменной речи ограничено использование выразительных средств, присущих устной речи (интонации,
жесты, мимика). Отсутствует непосредственное регулирование речи говорящего
со стороны собеседника. Пишущий должен самостоятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация. Типичные для нее синтаксические конструкции и стили. Письменная речь – речь контекстная.
Устная речь функционирует как разговорная речь в ситуации беседы. Устная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. В устной речи понимание возможно с полуслова в силу общности ситуации общения. По этой причине в устной речи многое не договаривается. Устная речь – речь ситуативная. Устная речь богата выразительными средствами. Для устной речи не обязательно планирование – слушатель сам помогает регулировать речь. В случае если говорящий обнаруживает непонимание слушателя, он тут же перестраивает свою речь – поясняет одно, подробнее останавливается на другом.
Устная речь должна быть диалогической или монологической.
Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников (разговорная). Развернута не полностью. Такая речь будет малопонятной внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Многое в такой речи не проговаривается, подразумевается, т.к. заранее известно говорящим.
Монологическая речь - достаточно длительная речь. Не перебивается репликами слушателей, требует предварительного планирования. Подготовки. Обычно это лекция, доклад, выступление. Монологическая речь близка письменной по своей