Файл: Лекция Особенности общения дошкольников со сверстниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • стиль общения воспитателя должен быть таким, чтобы формировать у детей уверенность в своих силах, чувство долга, ответственности, чувство собственного достоинства и уважения к другим детям.

  • взрослый должен быть более требователен к своему поведению и общению с окружающими. Не выяснять отношений с коллегами, не оскорблять, не проявлять агрессию на глазах у детей.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.


    1. Функции педагога в формировании навыков общения дошкольников, его организация в детском коллективе.


Характерные черты коллектива и его воспитательную значимость, обусловленную его функциями, можно условно отнести к трем основным группам:

    1. организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование дружеских и деловых взаимоотношений, взаимодействие с коллективом в группе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции);

    2. воспитательная (формирование нравственности дошкольников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

    3. стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании ребят, корректировка их поведения).


Коллектив дошкольников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности:

  • в формировании у детей нравственных качеств и ориентиров;

  • в обеспечении разнообразного опыта деятельности и общения;

  • в создании условий для развития организаторских умений и способностей у воспитанников;

  • учит сотрудничеству
      1. 1   2   3   4   5   6

Практическая часть. Диагностика развития навыков общения.



Методика кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.
Цели:выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).



Задание1.Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.



Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.



Задание3.Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.


Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.




Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.




Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Оценка:3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки. 2 балла – ребенок правильно
выбрал 2 3 картинки. 1 балл ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.

Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Приложение №1

«Диагностика развития общения со сверстниками »



(Орлова И.А., Холмогорова В.М.)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.
Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.
Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:


  • параметры общения со сверстниками;




  • шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.


Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:


  • Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

  • Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

  • Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

  • Просоциальныедействия(способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

  • Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и



участвует в них). Показателями данного параметра являются:


  • экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);




  • активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).


Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:
Интересксверстнику:

  1. баллов— ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

  2. балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

  3. балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

  4. балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность :

  1. баллов ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

  2. балл ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

  3. балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

  4. балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.