Файл: Лекция Особенности общения дошкольников со сверстниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
композиционной сложности, завершенности мыслей, логике и последовательности. Но при этом монологическая речь располагает всœеми выразительными средствами устной речи.

Развитие письменной и монологической речи требует специального обучения школе).
    1. 1   2   3   4   5   6

Роль взрослого в формировании общения дошкольников.


Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить только взрослый.

Какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:

  • организация совместной предметной деятельности детей;

  • формирование их субъектного взаимодействия.



  1. 1. Стили общения взрослых с детьми. Влияние стиля общения на развитие психики и личности дошкольника.


Существуют следующие стили общения взрослых с детьми:

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы, принуждение, находит оправдание в необходимости подчинить ребенка дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. Эти черты личности могут проявляться уже у старших дошкольников.

Либерально-попустительский

стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека. В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими.

Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье. Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает неуверенность в себе, отчужденное отношение к людям или агрессивность.

2.2. Особенности общения дошкольников с родителями.


М.И. Лисина выделяет в первые 7 лет жизни ребенка 4 формы его общения с окружающими: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно- познавательную и внеситуативно- личностную.

Формы общения

Место общения в системе общей жизнедеятельн ости ребенка

Содержание потребности в общении

Ведущий мотив общения

Основные средства общения

Значение формы общения в общем развитии

психики

Ситуативно- личностная

Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворени е всех его первичных потребностей

Потребность в доброжелател ьном внимании взрослого

Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и

деятельности. Неиндивидуализиров анный источник активной ласки и внимания, не

связанный с

действиями ребенка

Экспресив но- мимическ ие операции

Неспецифиче ская общая активация, формировани е перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием

Ситуативно- деловая

Общение развертывается в ходе

совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и ее

обслуживает

Потребность в доброжелател ьном внимании и сотрудничеств е

Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной

деятельности

Предметн о- действенн ые операции

Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной

речи

Внеситуати вно- познаватель ная

Общение развертывается на фоне

совместной с взрослым и самостоятельн ой

деятельности ребенка по ознакомлению с физическим

миром и ее

Потребность в доброжелател ьном внимании, сотрудничеств е и уважении

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире

Речевые операции

Первичное проникновени е во

внечувственн ую суть

явлений, развитие наглядных форм мышления





обслуживает













Внеситуати вно- личностная

Общение развертывается на фоне

теоретическог о и

практического познания ребенком социального мира и

протекает в форме самостоятельн ых эпизодов

Потребность в доброжелател ьном внимании, сотрудничеств е, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживани ю и

взаимопонима нию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально- нравственными нормами, строгий и добрый старший друг

Речевые операции

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивном у мышлению, создание мотивационно й, интеллектуал ьной и

коммуникати вной готовности к школьному

обучению
    1. 1   2   3   4   5   6

Особенности общения дошкольника с воспитателем.


Воспитателю важно уметь наладить педагогическое целесообразное общение с воспитанниками, учитывать их возрастные особенности. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста общение связано не только с уходом за ними и опекой. Оно принимает ситуативно-познавательный характер. Через познание мира ребенок познает себя. Часто обращается к взрослому, ищет защиты и подтверждения правильности усвоения норм поведения. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. В общении наряду с индивидуальными указаниями можно использовать и общие.

С детьми 5–6 лет. Дети этого возраста становятся более самостоятельными, уже владеют навыками общения, у них формируются устойчивые отношения к партнерам по общении., критическое отношение к поведению взрослых, осознанная мотивация и избирательность в выборе манеры общения со взрослыми.

Но эти дети еще нуждаются во взаимопонимании и признании взрослых, принимают их тип взаимоотношений. Поэтому:

  • в общении со старшими дошкольниками нужно больше доверять им, надеяться на их самостоятельность и не спешить выполнять за них порученное дело;

  • воспитатель должен быть требователен к детям, воспитывать у них ответственность за собственные поступки и за всю группу (не подвести группу)

  • общение должно быть равноправным, строиться на справедливом отношении и оценке поступков детей.

  • более широко использовать общие указания, поручения и обязанности. Дети должны понимать, что значит привести себя в порядок, подготовиться к занятию, вести себя культурно и т.д.