Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 40 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(институт)

Психология и педагогика дошкольного образования

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства»
Вариант 40 (при наличии)


Студент

Альбина Ришатовна Сабитова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1901а













Преподаватель

Болгарчук Елизавета Игоревна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический аспект исследования особенностей развития творческих способностей у старших дошкольников………………….………………….…….6

1.1. Понятие «творческие способности»…………………………………..6

1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….10

1.3. Психологические характеристики старшего дошкольного возраста…........................................................................................................16

1.4. Анализ ТРИЗ- технологии……………………………………………20

Глава 2. Практический анализ теоретико-методических разработок по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………...24


2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в работе с ТРИЗ технологией………………..……24

2.2. Развитие творческих способностей на основе технологии ТРИЗ………………………………………………………………….…..…..34

Заключение………………………………………………………………………….36

Список используемой литературы……………………………………………...37

Приложение А. Список детей, участвовавших в экспериментальной работе…………………………………………………...………………………….40

Введение
Данная тема актуальна как нигода, она заключается в том, что в настоящее время большое внимания уделяется внедрению и использованию в профессиональной деятельности педагога приёмов и методов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Почему же выбранная тема так акутальна в настоящее время? Потому что, творческая деятельность способствует эффективному развитию высших психических и когнитивных функций работы головного мозга, а также способствует целостному формированию собственного мировоззрения на реальный мир. Проблема развития творческих способнотсей очень широко освещалась в научной литературе. Творческие способности, как структурный компонент, включает в себя следующие составляющие части:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- организационные методы.

Вместе с этим, существуют конкретные методы и пути для формирования творческих способностей. Также существуют условия, без которых процесс развития творческих способностей будет не эффективен.

Одним из наиболее эффективных методов развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста 5-6 лет является «Теория решения изобретательских задач» (Далее - ТРИЗ-технология). Именно благодаря ТРИЗ - технология раскрывается широкий диапазон возможностей развития творческого воображения у ребенка, складывается эмоциональный отпечаток, формируется личность в целом, а также личностное мировозрение.

Проблема исследования: развитие и исследование творческого потенциала у детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ требует определенной подготовки воспитателя, его желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное в обыденном.

Объектом исследования является - особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предметом - эффективное развитие творческих способностей в процессе разработки теоретико-методических материалов по работе с ТРИЗ-технологией.



Гипотеза исследования: для полноценного, обьемного развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста будет способствовать комплексное использование различных средств в условиях специально организованного группового обучения.

Целью данной работы - является изучение теоретического аспекта процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, выявления особенностей процесса, а также разработка методических рекомендаций по совершенствованию процесса развития творческих способностей детей.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «творческие способности»;

2. Определить особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;

3. Провести психологический анализ особенностей детей старшего дошкольного возраста;

4. Провести диагностику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в работе с ТРИЗ-технологией;

5. Разработать методические рекомендации развития творческих способностей

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- необходимо комплексно рассматривать особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

- анализ особенностей формирования творческих способностей более подробно, с целью выявления определенных общих особенностей, при помощи которых у исследователя формируется более ясное представление о развитии творческого потенциала.

Практическая значимость исследования: опыт работы по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста может быть использован методистами дошкольных образовательных организаций при составлении основной образовательной программы и педагогами при разработке ее вариативной части.

Методы исследования, которые были использованы для реализации поставленных задач:

- метод целенаправленной выборки материала;

- сравнительный анализ;

- метод научного анализа;

- описательный метод.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных специалистов, таких как:

Теплов Б.М., Ефремов В.И., Библер В.С., Никитина А.В., Выготский В.С., Немов Н.С., Леонтьев А.Н., Клевцова Л.Е. и др.

А также концепции:

- о творческом развитии мышления (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, А. В. Запорожец);


- по проблеме развития творческого мышления принадлежат Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарёву, В. Н. Дружинину, И. Я. Лернеру;

- творческое мышление изучалось в рамках психометрического подхода (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.).

Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Ромашка» г.Советский.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименование) и 1приложения.

Глава 1. Теоретический аспект исследования особенностей развития творческих способностей у старших дошкольников
1.1. Понятие «творческие способности»
Общеизвестно, что творчество - является неотъемлемой частью человеческой деятельностью. Одни рассматривают творчество как создание чего- то нового, прекрасного, что противостоит утвердившимся стандартам и наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Другая группа людей ассоциирует творчество с изобразительным искусством – живописью, архитектурой, театральным искусством и т.п.

Следует уточнить, что творчество не основывается только на эмпиративной и экспрессивной базе, но и напрямую связано с логическим мышлением и умственной деятельностью человека. Многие исследователи выдвигают в качестве синонима понятия «творчество» - «креативность». Однако, между двумя феноменами существует определённая разница. При разграничении творчества и креативности, необходимо определить их функциональную составляющую. Так, творчество рассматривается как процесс созидания чего - то нового, ранее не существующего, а креативность – это способность человека (умственная или физическая) к созданию (созиданию), изобретению чего-то нового.

В первом случае, подразумевается сам процесс, а во втором - способность, свойство. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что в научной литературе творческий процесс связывают с понятиями «способности», «развитие», «одаренность» [5, с. 79].

Творчество представляет собой сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности человека.


Творческая деятельность способствует оптимальному и эффективному развитию высших психических функций, а также способствует формированию собственного мировоззрения на реальный мир через призму экспрессивно- эмоционального восприятия. В научной литературе проблема развития творческих способностей достаточно широко освещена специалистами разных областей. Творческие способности как структурный компонент включает в себя следующие составляющие:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- организационные методы.

На ряду с этим, существуют определённые методы и пути по формированию творческих способностей у старших дошкольников , а также условия, без которых процесс развития креативных способностей не будет отличаться своей эффективностью.

Результатом творческой деятельности у старших дошкольников является новый продукт, воспроизводимый человеком. В творчестве он может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Общеизвестно, что творческая деятельность развивает чувства обучающихся, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Память, мышление, восприятие и внимание, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Непосредственно, творческая деятельность влияет на психическое состояние человека, оказывает воздействие на его психические процессы. В разделе психологии выделяют темы, которые определяют действия того или иного человека, а также характеризуют его личность и отличают от других. Среди данных тем выделяются:

- личность,

- интеллект,

- творческие способности.

В психологической науке под общим понятием «способность» понимается комплекс физических и психических качеств человека, предоставляющий личности возможность заниматься тем или иным видом деятельности.

Основой любой способности, будь то творческой или интеллектуальной, являются заложенные природой задатки, которые в процессе занятия определённой деятельностью, развиваются и совершенствуются.

Ссылаясь на позиции учёных, определяющих творческие способности в качестве отдельной категории в психологической науке, развитие которой является результатом обучения познавательной деятельности уч-ся, выделяют следующие компоненты творческих (креативных) способностей: