Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 40 (при наличии).docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– низкий уровень (НУ-1 балл): Ребенок не знает, что делать с объектом. Необходима помощь воспитателя.
Диагностическое задание «Рассказ по картинкам» (автор Г.А. Адашинская).
Цель: проанализировать у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет самоконтроль, анализ результата.
Материал: 4 карточки, связанные по смысле, для составления рассказа.
Содержание: разложить 4 картинки в логической последовательности и рассказать по ним рассказ.
Критерии оценки результатов:
– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок быстро и правильно разложил карточки,
самостоятельно подготовил рассказ по ним;
– средний уровень (СУ-2 балла): ребенок самостоятельно разложил карточки, но нуждался в помощи воспитателя при составлении рассказа.
– низкий уровень (НУ-1 балл): ребенок смог разложить карточки только с помощью воспитателя, составить рассказ не удалось.
Результаты, полученные в ходе диагностики творческой самостоятельности, представлены ниже в таблице 3.
Таблица 3 – Творческая самостоятельность (Самоорганизация в творческой деятельности).
Количество детей | Творческая самостоятельность | ||
ВУ | СУ | НУ | |
10 (100%) | 4(40%) | 3(30%) | 3(30%) |
Высокий уровень – 4 человека (Е.Настя, И.Игорь, С.Михаил, М.Володя) справились с заданием, помощь воспитателя не понадобилась.
Средний уровень – 3 человека (К.иван, Ч.егор, С.Лиза) Детям понадобилась небольшая помощь воспитателя.
Низкий уровень – 3 человека (А.Алмаз, А.вика, А.Диана). Детям понадобились сопровождение, сопрконтроль и помощь воспитателя.
-
Диагностика творческой способности «Владение художественными
техниками».
Диагностическое задание «Цветок» авторов книги тестов С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова.
Цель: проанализировать у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет скорость выполения задания.
Материал: листок с изображением цветка, листок в клетку, цветные карандаши.
Содержание: ребенок берет в руку карандаш, и смотря на цветок рисует точно такой же, но на свободном месте листа в клетку.
Критерии оценки результатов:
– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок правильно выполняет задание. Работа является точной копией заданного шаблона.;
– средний уровень (СУ- 2 балла): готовая работа ребенка имеет отличия от заданного шаблона;
– низкий уровень (НУ- 1 балл): работа ребенка не имеет с заданным шаблоном ничего общего.
Диагностическое задание «Полоски»
Цель: проанализировать у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет координацию движения.
Материал: лист с параллельно начерченными полосками, цветные карандаши, таймер (песочные часы, секундомер).
Содержание: ребенок берет карандаш и смотрит на лежащий перед ним лист бумаги на котором есть полоски. Задача – провести прямые линии между этими полосками за одну минуту.
Критерии оценки результатов:
– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок правильно держит карандаш, линии не пересекаются;
– средний уровень (СУ- 2 балла): ребенок правильно держит карандаш, иногда линии пересекаются;
– низкий уровень (НУ- 1 балл): Ребенок неправильно держит карандаш. Линии часто заходят друг на друга.
Результаты, полученные в ходе диагностики по показателю «Владение художественными техниками», представлены ниже в таблице 4.
Таблица 4 – Владение художественными техниками.
Количество детей | Владение художественными техниками | ||
ВУ | СУ | НУ | |
10 (100%) | 5(50%) | 3 (30%) | 2(20%) |
Результаты диагностики по показателю «Владение художественными
техниками»:
Высокий уровень – 5 человек (Е.Настя, И.Игорь, С.Михаил, К.Иван, А.Алмаз.). Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют художественными техниками. Работы отличаются аккуратностью и чистотой.
Средний уровень – 3 человек (М.Володя, Ч.Егор, А.Диана). Дети знают, как правильно держать карандаш, но бывают случпи, когда берут неправильно. Некоторые работы выполнены не аккуратно.
Низкий уровень – 2 человек (С.Лиза, А.Вика). Девочки не правильно даржат карандаш, не владеют художественными техниками. Работы не аккуратные и грязные.
Результаты диагностики творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 5-6 лет.
Ф.И. ребенка | Оригинальность замысла | Творческая самостоятель ность | Владение художест венными техниками | Итого | Уровень развития |
Е. Настя | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
И. Игорь | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
М.Володя | 3 | 3 | 2 | 8 | Высокий |
С. Михаил | 2 | 3 | 3 | 7 | Средний |
К.Иван | 3 | 2 | 3 | 7 | Средний |
И. Егор | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
А. Диана | 3 | 1 | 2 | 6 | Средний |
А.Алмаз | 2 | 1 | 3 | 6 | Средний |
С. Лиза | 1 | 2 | 1 | 4 | Низкий |
А. Вика | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Продиагностировав результаты нашего исследования творческий способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет мы выявили, что только трое детей – 30% (Е.Настя, И.Игорь, М.Володя) показали высокий уровень – дети проявили самостоятельность в работе с оживлением картины и созданием пяти рисунков. Содержание работ разнообразно.Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях и вносят элементы новизны. Самостоятельно выполняют работу без обращения за помощью, без контроля взрослого. Осуществляют самоконтроль и оценку результатов деятельности с позиции цели и требований, хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Средний уровень показали -50% исследуемых детей старшего дошкольного возраста (С.Михаил, К.Иван, Ч. Егор, А. Диана, А.Алмаз) – показали замысел основанный на наблюдениях, но не отличается оригинальностью, деятельность носит репродуктивно-творческий характер, часто обращались к взрослому, чтобы утвердиться в правильности выполнения задания. Существует способность осуществлять самоконтроль.Дети испытывают не большие трудности при быстрой смене заданий.
Низкий уровень проявили С. Лиза и А. Виктория – 20%. Замысел стереотипный, инициативу и творчество не проявляют, деятельность носит репродуктивный характер. Не справлялись с заданием без практической помощи взрослого и замечали своих ошибок, были не способны критически оценить результаты деятельности.
Также, выведем в диаграмму полученные данные, в результае исслеодвания, о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Рис.1 Диаграмма уровня развитости творческих способностей (в%)
Высокий уровень - 30 %
Средний уровень - 50%
Низкий уровень - 20%
Из проведенного исследования творческих способностей детей дошкольного возраста 5-6 тлет, можем следать следующий вывод - большинство детей не испитывали сложности при создании новогообраза.
Дети затрудняются самостоятельно начать работу и ожидают помощь педагога– указывает на недостаточный уровень развития творческих способностей. Единичный случай, когда ребенок с равнодушием включался в работу с выполнением заданий, или боялись проявить инициативу.
2.2. Развитие творческих способностей на основе технологии ТРИЗ
Моделирование
Моделирование-предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.
Выразительные движения (пантомима)
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Проблемные ситуации
Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.
Метод аналогий
Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого. (В каких других сказках встречаются лиса и журавль? Дети начинают вспоминать, проводить параллели.)
«Волшебная палочка»
Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Эксперименты
Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. (С помощью трубочки из под сока можно «съесть» жидкую манную кашу как из кувшина, так и из тарелки.)
Сказки «от живых капель и клякс»
Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.
«Сказка продолжается»
Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. (Например, лиса с журавлем пришли в лесное кафе и помирились).
Сказки, но по-новому
Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. (Например, журавль первым вздумал пригласить лису в гости на званый пир).
Восстановление сюжета сказок, зачёт вопросов.
После прослушивания сказки воспитатель задаёт ряд вопросов, которые помогают восполнить композицию произведения
Заключение
Подведем итоги нашего исследования - была проанализирована психолого-педагогическая литература, направленная на изучение процесса развития творческих способностей у детей, и которая позволила нам изучить: характеристику творческого мышления как психологического понятия, особенности развития осмыслительных процессов у детей, особенности развития творческого мышления у старших дошкольников 5-6 лет.
В процессе нашего исследования выделены общие характеристики (рамки) и специфика развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет, а также исследованы особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Мы увидели,что существуют большие возможности по изучению, развитию творчеких способностей у детей благодаря ТРИЗ-технологиям.
В процессе экспериментальной работы нами были получены результаты, которые подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу - для полноценного, обьемного развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста будет способствовать комплексное использование различных средств в условиях специально организованного группового обучения.