Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 40 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- творческое мышление;

-творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности;

- представлять пространственные объекты.

Особенностью творческих способностей является то, что они напрямую связаны с уже заложившимися психофизиологическими задатками. Результат творческой деятельности зависит от уровня совершенствования и развития данных задатков. Однако они не сводятся только врождённым качествам и не считаются особым даром, полученным от природы или посланным свыше. Творческие способности зависят от усилий, которые прикладывает ученик в процессе обучения.

Можно выделить следующие способы развития творческих способностей в процессе обучения:

- мотивационный уровень, который представляет собой развитие и привитие личного интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей фотоискусства.

-формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.

- формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составлении композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.

- самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками, которые будут необходимы в процессе творческой деятельности. В данном случает подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда.

- развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.

- создание нового продукта творческой деятельности [10, с.29].

Условия для формирования творческих способностей:

- обеспечение благоприятной обстановки. Поддержка и доброжелательность со стороны наставника (учителя), минимализация критики, воздержание от негативной оценки;

- поощрение предложения оригинальных и необычных предложений;

- формирование и обеспечение условия для теории и практических занятий. Широкий диапазон использования вопросов раскрытого и многозначного типа применительно к различным областям творческой деятельности;

- использование личного подхода в качестве примера решения возникших творческих проблем;

- предоставление обучающимся возможности активно работать в процессе обучения (задавать вопросы);

Все вышеперечисленные условия способствуют формированию у обучающихся многогранного и многоаспектного мышления в творческой сфере.


Проанализировав весь вышеизложенный материал, следует сделать вывод. В научной литературе существует огромное количество подходов к изучению творчества в качестве предмета исследования. В широком смысле под творчеством понимается вид деятельности, результатом которой является формирование чего- то нового, своеобразного. Творческая деятельность способствует оптимальному и эффективному развитию высших психических функций, а также способствует формированию собственного мировоззрения на реальный мир через призму экспрессивно- эмоционального восприятия. В научной литературе проблема развития творческих способностей достаточно широко освещена. Творческие способности как структурный компонент включает в себя следующие составляющие: творческое мышление, творческое воображение, организационные методы. На ряду с этим, существуют определённые методы и пути по формированию творческих способностей, а также условия, без которых процесс развития креативных способностей не будет отличаться своей эффективностью.
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Перед началом анализа развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимо определить психологические особенности данного возрастного периода. В рамках данного исследования, необходимо рассмотреть понятия «психологический» и «дошкольный возраст».

По мнению исследователя Выготского Л.С. «психологический возраст» - это качественно своеобразный период психического развития и становления, который характеризуется появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития личности.

Психологический возраст, зачастую не совпадает с реальным возрастом ребенка, который указан в соответствующем документе. Возрастной период имеет свои условные границы, однако рамки таких границ имеют свойство смещаться. Исходя из этого, один ребёнок вступает в новый возрастной период в более раннем возрасте, а другой – в более позднем. Многие исследователи в области психологии отмечают, что особенно существенно данные границы «плавают» в период созревания детей [9, с.89].

«Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет»[10, с.91].



Что касается психологических особенностей дошкольного возраста, то следует сказать, что их характер зависит от появления потребностей, среди которых можно обозначить: коммуникацию, общение, эмоции, впечатление, физическую активность. Благодаря процессу выстраивания коммуникаций, физической деятельности, ребёнок поэтапно осваивает новые умения. В результате процесс социализации протекает не пассивным способом, а путём инициативного познания.

В психологии существует мнение, что к дошкольникам относят детей в возрасте 4-7 лет. До данного момента ребёнок сталкивается с кризисом трёхлетнего возраста. Это непростое время для ребёнка и его родителей, так как ребёнок имеет склонность проявлять капризы, упрямство. Итак, данный период характеризуется выделением ребёнка, как самостоятельной личности, у которой формируются собственные взгляды на жизнь, мнение, характер.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступень выше в отношениях со взрослыми. Ребёнок начинает ощущать себя самостоятельной ячейкой общества. На данном этапе его необходимо ввести в курс дела своих обязанностей, правил, норм и принципов, установленных в семье. Дети в 3-4 года начинают идти в детские сады, где выстраивают коммуникацию со сверстниками, входит в общественную социализацию, научается самостоятельному обслуживанию, правилам гигиены и т.д.

Ребёнок хочет казаться взрослее, чем он есть в действительности. Особенностью является и то, что дошкольник повторяет за взрослыми, по-своему интерпретирует те или иные действия в жизнь. Некоторым родителям доводится таким способом возможность наблюдать за собой и осознавать, чему ребёнок учится у них. Поведение взрослых должно быть образцово-показательным, осозанными, гуманистическим по отношению ко всем окружающим(близкими и дальним). Это касается не только поведения членов семьи [16, с.102].

Также, к психологическим особенностям подросткового возраста относятся:

- способность образного решения определённых задач;

- намеренное использование психических процессов, возможность контролировать и управлять реакцией на окружающий мир, способность оценивать действительность, прогнозировать, выстраивать аналитические суждения на примитивном уровне;

- формирование самооценки;

- активное становление речевых способной
, коммуникативных навыков;

- сознательное восприятие сформированных в обществе норм поведения;

- подготовленность к образовательному процессу на психологическом уровне.

К 7 годам у детей проявляются те или иные психологические особенности в большей или меньшей степени.

Однако, психологические особенности характеризуются не только позитивными составляющими, но и имеют место быть проблемы, возникающие на психическом становлении дошкольника.

Не смотря на сильное стремление познавать окружающую среду (действительность), чрезмерную активность (гиперактивность), любознательность - на пути психологического становления старшего дошкольника могут возникнуть следующие трудности:

- слабо развитое мышление, в силу физиологических особенностей (отсутствие или недостаточное рассеенное внимания, проблемы восприятия информации, слабая зрительная или слуховаявидыпамяти);

- эмоциональные трудности личного характера. Например, ребенок имеет широкий эмоциональный диапозон, является сверхувствительным;

- проблемы поведенческого характера (агрессивность, зажатость,отстаненность от социума);

- коммуникативные проблемы (изолированность, чрезмерная эмоциональность);

- неврологические трудности (обусловленные физиологическим состоянием, незрелости отделов головного мозга).

Невзирая на то, что может казаться, что перечисленные проблемы могут носить серьёзный и необратимый характер, психика ребёнка способна самостоятельно справиться с трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

А. М. Матюшкин [18, с. 120] отмечает, что основы творческого мышления заложены в ребенке с рождения и развиваются по мере его взросления. Наиболее яркой характеристикой наличия у ребенка творческого мышления является, по мнению А.М. Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей – инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одаренного ребенка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно – индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название «психосоциальной чувствительности» (обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности).

Д.Б. Богоявленская [5, с.87], на основании экспериментальных данных, сделала вывод о том, что развитие творческого мышления у детей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск его проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст (14-16 лет).


Известный отечественный психолог А.Э. Симановский [19, с.89] отмечает, что творческие способности формируются у детей постепенно, проходя несколько стадий развития: прежде, чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Автор выделяет три стадии развития творческих способностей: наглядно – действенное, причинное и эвристическое мышление. По его мнению, наглядно – действенное возникает в раннем возрасте в процессе манипулирования различными предметами. Причинное мышление характеризуется двумя качествами исследовательской деятельности: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышлении. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно – следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, А.Э. Симановский называет эвристическим.

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12 – 14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по – другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации.

Подростки сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя может вести к застреванию на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристиками. При творческом подходе к проблеме решающий, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.

Н. Н. Поддъяков [65] исследовал особый тип мышления ребенка, который был им назван детским экспериментированием. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает