Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 40 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;

- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;

- быть готовым использовать данный подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию [11, с.131].

Методы развития творческого мышления позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого мышления разработана Г. Альтшуллером [4], и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов:

Метод маленьких человечков позволяет представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» предложен Г.С. Альтшуллером [4]. Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Игра «Сказка по вопросам», в которую играют несколько детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось?

Н.М. Журавлева утверждает, что играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие общих особенностей мышления, умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем [12, с.50].

В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении [11, с.141].


Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ технологии: построение занятия на одной алгоритмической цепочки(в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Даже самые обычные темы можно сделать интересными, необычайными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай), или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже знаю). Поэтому основной задачей - является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игровую деятельность и различные тренинги.

Изучив особенности ТРИЗ-технологии в дошкольном образовательном учреждении и её применение на занятиях по развитию творческого мышления старших дошкольников, можно сделать выводы о том, что данная технология соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонней развитой личности. ТРИЗ-технологии пробуждают интерес у старших дошкольников к овладению творческого мышления, способствуют более эффективному обучению.

Глава 2. Практический анализ теоретико-методических разработок по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в работе с ТРИЗ технологией
В соответствии с целями и задачами работы было организовано и проведено исследование творческих способностей детей старшей группы «Капелька» (5-6 лет) на базе МАДОУ «Ромашка» г.Советский.

В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет. В приложении А представлен список детей, участвовавших в экспериментальной работе.

Цель эксперимента – диагностировать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в работе с ТРИЗ технологией.

Для выявления уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет на основе исследований Т.С. Комаровой, Н.А.Лепская, Э.П. Торренс, Г.А. Адашинская были определены следующие показателями уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет, в соответствии с которыми был подобран ряд диагностических методик, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Показатель

Диагностическая методика


Оригинальность (Использование нестандартных путей решения поставленных задач)

Замысел

Диагностическая методика «Оживи картину из твоей любимой сказки»

(автор Т.С. Комарова)

Инитиатива и творчество

Диагностическая методика «5 рисунков» (автор Н.А.Лепская)

Творческая самостоятельность (Самоорганизация в творческой деятельности)

Решение задачи без сторонней помощи взрослого

Диагностическая методика «Усовершенствование игрушки» (автор Э.П. Торренс)

Самоконтроль и оценка результата

Диагностическая методика «Рассказ по картинкам» (автор Г.А. Адашинская)

Владение художественными техниками

Скорость выполнение работы

Диагностическое задание «Цветок» авторов книги тестов

Координация движений

Диагностическое задание «Полоски» авторов книги тестов



Приступим к рассмотрению описания содержания диагностических методик, и к полученным итоговым результатам.

Для изучения уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие задания:

  1. Диагностика творческой способности «Оригинальность замысла».

Диагностическая методика «Оживи картину из твоей любимой сказки» (автор Т.С. Комарова).

Цель: определить у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет характер замысла.

Материал: бумага разного вида (белая, тонированная), краски (гуашь и акварель), фломастеры, карандаши (простые и цветные), пластилин, кисти разных размеров.

Содержание: подготовить для детей бумагу разного вида (белая и тонированная), различные материалы (краски – гуашь и акварель, фломастеры, карандаши, пластилин, кисти разных размеров). Дети самостоятельно выбирают материалы и инструменты в соответствии со своим замыслом. Комментарии во время выполнения работы детьми: можно задавать детям вопросы (кого они рисуют? какой это персонаж? из какой сказки?).

Критерии оценки результатов:

– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок придумал новую, никем до этого не изображенную иллюстрацию. Проработал мелкие детали;

– средний уровень (СУ-2 балла ): ребенок вспомнил свою любимую сказку, немного изменил иллюстрацию, которую видел в книге;

– низкий уровень (НУ-1 балл): Ребенок изобразил иллюстрацию к недавно прочитанному произведению. Ребенок скопировал, то что видел в книге ранее. Детали не проработаны.
Диагностическое задание «5 рисунков» (автор Н.А. Лепская).

Цель: определить у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет уровня инициативы и проявленности творчества.

Материал: 5 листов белой бумаги форматом А4 на каждого ребёнка, краски (акварель), кисти, карандаши, фломастеры.

Содержание: придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, все что захотят, что любят и умеют рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали.

Критерии оценки результатов:

– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок с легкостью нарисовал все пять рисунков. У него не возникло проблем при создании новой работы, он всегда знал, что хочет нарисовать. Все картины отличаются друг от друга;

– средний уровень (СУ-2 балла): при создании нового рисунка ребенку понадобилось время
, чтобы подумать что он хочет изобразить. Некоторые рисунки повторяются или имеют общие черты.;

– низкий уровень (НУ-1 балл): ребенок не смог выполнить задание, сделал только 4 и меньше работ. Большинство рисунков повторяются. Ребенок изображает только то, что рисовал ранее, боится изобразить новый объект.
Результаты, полученные в ходе диагностики оригинальности замысла, представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2 – Оригинальность замысла (Использование нестандартных путей решения поставленных задач).

Количество детей


Оригинальность замысла

ВУ

СУ

НУ

10(100%)

5(50%)

3(30%)

2(20%)


Результаты диагностики по показателю «Оригинальность замысла»:

Высокий уровень – 5 человек (Е.Настя, И.Игорь, К.Иван, М.Володя, А.Диана.). Дети быстро придумывали новые образы, рисовали с интересом и увлечением, каждая работа была оригинальна, имела явное отличие от предыдушей.

Средний уровень – 3 человек (С.Михаил, А.Алмаз, Ч.Егор). Детям требовалось некоторое время на воспроизвдение новой идеи, образа. Большая часть работ отличаются друг от друга.

Низкий уровень – 2 человека (С.Лиза, А. Вика). Этим девочкам было сложно придумать новый образ, они изображали, то что уже много раз рисовали раньше.


  1. Диагностика творческой способности «Творческая самостоятельность».

Диагностическое задание «Усовершенствование игрушки» (автор Э.П. Торренс).

Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет творческого мышления. Способность справляться с задачей без помощи взрослого.

Материал: пластмассовая игрушка зайца.

Содержание: ребенку предлагается пластмассовый, однотонный, не красочный заяц. Ребеноку предлогалось ответить на вопрос, что нужно изменить в этой игрушке для того, чтобы она стала лучше, интереснее, красочнее, похожим на сказочного героя.

Критерии оценки результатов:

– высокий уровень (ВУ-3 балла): Ребенок предлагает множество идей по улучшению объекта. Например, ребенок предлагает не только раскрасить зайца, но и сшить для него одежду или превратить в новое необычное животное. В помощи воспитателя не нуждается;

– средний уровень (СУ-2 балла): Ребенок имеет некоторые идеи по улучшению объекта, но не знает, как их высказать, нуждается в небольшой помощи воспитателя;