Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 40 (при наличии).docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
- быть готовым использовать данный подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию [11, с.131].
Методы развития творческого мышления позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого мышления разработана Г. Альтшуллером [4], и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов:
Метод маленьких человечков позволяет представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» предложен Г.С. Альтшуллером [4]. Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Игра «Сказка по вопросам», в которую играют несколько детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось?
Н.М. Журавлева утверждает, что играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие общих особенностей мышления, умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем [12, с.50].
В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении [11, с.141].
Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ технологии: построение занятия на одной алгоритмической цепочки(в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Даже самые обычные темы можно сделать интересными, необычайными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай), или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже знаю). Поэтому основной задачей - является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игровую деятельность и различные тренинги.
Изучив особенности ТРИЗ-технологии в дошкольном образовательном учреждении и её применение на занятиях по развитию творческого мышления старших дошкольников, можно сделать выводы о том, что данная технология соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонней развитой личности. ТРИЗ-технологии пробуждают интерес у старших дошкольников к овладению творческого мышления, способствуют более эффективному обучению.
Глава 2. Практический анализ теоретико-методических разработок по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в работе с ТРИЗ технологией
В соответствии с целями и задачами работы было организовано и проведено исследование творческих способностей детей старшей группы «Капелька» (5-6 лет) на базе МАДОУ «Ромашка» г.Советский.
В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет. В приложении А представлен список детей, участвовавших в экспериментальной работе.
Цель эксперимента – диагностировать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в работе с ТРИЗ технологией.
Для выявления уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет на основе исследований Т.С. Комаровой, Н.А.Лепская, Э.П. Торренс, Г.А. Адашинская были определены следующие показателями уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет, в соответствии с которыми был подобран ряд диагностических методик, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностическая карта констатирующего эксперимента
Показатель | Диагностическая методика |
Оригинальность (Использование нестандартных путей решения поставленных задач) | |
Замысел | Диагностическая методика «Оживи картину из твоей любимой сказки» (автор Т.С. Комарова) |
Инитиатива и творчество | Диагностическая методика «5 рисунков» (автор Н.А.Лепская) |
Творческая самостоятельность (Самоорганизация в творческой деятельности) | |
Решение задачи без сторонней помощи взрослого | Диагностическая методика «Усовершенствование игрушки» (автор Э.П. Торренс) |
Самоконтроль и оценка результата | Диагностическая методика «Рассказ по картинкам» (автор Г.А. Адашинская) |
Владение художественными техниками | |
Скорость выполнение работы | Диагностическое задание «Цветок» авторов книги тестов |
Координация движений | Диагностическое задание «Полоски» авторов книги тестов |
Приступим к рассмотрению описания содержания диагностических методик, и к полученным итоговым результатам.
Для изучения уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие задания:
-
Диагностика творческой способности «Оригинальность замысла».
Диагностическая методика «Оживи картину из твоей любимой сказки» (автор Т.С. Комарова).
Цель: определить у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет характер замысла.
Материал: бумага разного вида (белая, тонированная), краски (гуашь и акварель), фломастеры, карандаши (простые и цветные), пластилин, кисти разных размеров.
Содержание: подготовить для детей бумагу разного вида (белая и тонированная), различные материалы (краски – гуашь и акварель, фломастеры, карандаши, пластилин, кисти разных размеров). Дети самостоятельно выбирают материалы и инструменты в соответствии со своим замыслом. Комментарии во время выполнения работы детьми: можно задавать детям вопросы (кого они рисуют? какой это персонаж? из какой сказки?).
Критерии оценки результатов:
– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок придумал новую, никем до этого не изображенную иллюстрацию. Проработал мелкие детали;
– средний уровень (СУ-2 балла ): ребенок вспомнил свою любимую сказку, немного изменил иллюстрацию, которую видел в книге;
– низкий уровень (НУ-1 балл): Ребенок изобразил иллюстрацию к недавно прочитанному произведению. Ребенок скопировал, то что видел в книге ранее. Детали не проработаны.
Диагностическое задание «5 рисунков» (автор Н.А. Лепская).
Цель: определить у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет уровня инициативы и проявленности творчества.
Материал: 5 листов белой бумаги форматом А4 на каждого ребёнка, краски (акварель), кисти, карандаши, фломастеры.
Содержание: придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, все что захотят, что любят и умеют рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали.
Критерии оценки результатов:
– высокий уровень (ВУ-3 балла): ребенок с легкостью нарисовал все пять рисунков. У него не возникло проблем при создании новой работы, он всегда знал, что хочет нарисовать. Все картины отличаются друг от друга;
– средний уровень (СУ-2 балла): при создании нового рисунка ребенку понадобилось время
, чтобы подумать что он хочет изобразить. Некоторые рисунки повторяются или имеют общие черты.;
– низкий уровень (НУ-1 балл): ребенок не смог выполнить задание, сделал только 4 и меньше работ. Большинство рисунков повторяются. Ребенок изображает только то, что рисовал ранее, боится изобразить новый объект.
Результаты, полученные в ходе диагностики оригинальности замысла, представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2 – Оригинальность замысла (Использование нестандартных путей решения поставленных задач).
Количество детей | Оригинальность замысла | ||
ВУ | СУ | НУ | |
10(100%) | 5(50%) | 3(30%) | 2(20%) |
Результаты диагностики по показателю «Оригинальность замысла»:
Высокий уровень – 5 человек (Е.Настя, И.Игорь, К.Иван, М.Володя, А.Диана.). Дети быстро придумывали новые образы, рисовали с интересом и увлечением, каждая работа была оригинальна, имела явное отличие от предыдушей.
Средний уровень – 3 человек (С.Михаил, А.Алмаз, Ч.Егор). Детям требовалось некоторое время на воспроизвдение новой идеи, образа. Большая часть работ отличаются друг от друга.
Низкий уровень – 2 человека (С.Лиза, А. Вика). Этим девочкам было сложно придумать новый образ, они изображали, то что уже много раз рисовали раньше.
-
Диагностика творческой способности «Творческая самостоятельность».
Диагностическое задание «Усовершенствование игрушки» (автор Э.П. Торренс).
Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет творческого мышления. Способность справляться с задачей без помощи взрослого.
Материал: пластмассовая игрушка зайца.
Содержание: ребенку предлагается пластмассовый, однотонный, не красочный заяц. Ребеноку предлогалось ответить на вопрос, что нужно изменить в этой игрушке для того, чтобы она стала лучше, интереснее, красочнее, похожим на сказочного героя.
Критерии оценки результатов:
– высокий уровень (ВУ-3 балла): Ребенок предлагает множество идей по улучшению объекта. Например, ребенок предлагает не только раскрасить зайца, но и сшить для него одежду или превратить в новое необычное животное. В помощи воспитателя не нуждается;
– средний уровень (СУ-2 балла): Ребенок имеет некоторые идеи по улучшению объекта, но не знает, как их высказать, нуждается в небольшой помощи воспитателя;