Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 40 (при наличии).docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможность вызвать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления.
В работах З.Н. Новлянской [52] обозначен подход к гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности.
Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях З.Н. Новлянской установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческого мышления потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. У них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо развивать.
Т. И. Алиевой [2, с.173] выявлено влияние художественных текстов на проявление творчества у детей. Процесс обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию, формирует у них к пяти годам простейшие образные обобщения, которые возникают в процессе активного творческого восприятия детьми художественных произведений, например, включения литературных художественных образов в контекст собственного творчества.
Проанализировав весь вышеизложенный материал, можно сделать следующий вывод. В рамках психологической науки под «дошкольным возрастом» понимается этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Для данного периода характерны следующие психологические особенности:
- формирование самостоятельной личности,
- способность образного решения определённых задач;
- восприятие установленных в обществе, в семье норм и правил поведения,
- психологическая подготовка к образовательному процессу.
В науке большое внимание уделялось исследованию развития творческих способностей дошкольников старшего возраста, так группа исследователей сходится во мнении, что основы творческого мышления заложены в ребенке с рождения и развиваются по мере его взросления.
1.3. Психологические характеристики старшего дошкольного возраста
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении.
Этот период называют сензитивным (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как его родителям?
Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:
- формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
- изменения в образе-Я;
- отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.
Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.
Изменения в образе «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» - пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами,
реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.
Отношения со сверстниками
Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:
1. развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2. накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3. развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4. интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения.
Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора. В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры , направленные на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно.
Характеристика развития познавательных процессов(или что должен уметь ребенок 5-6 лет).
Внимание
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- находить 4-5 пар одинаковых предметов
Память
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
- сравнивать два изображения по памяти;
Мышление
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
Развитие речи
- иметь достаточно богатый словарный запас.
- может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
- умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
- составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- определяет место звука в слове.
- умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
1.4. Анализ ТРИЗ- технологий
Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка».
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - педагог, формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном [11, с.45].
ТРИЗ – это уникальная технология развития творческого мышления. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером [3]. Это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на общих законах теории решения изобретательских задач [19, c.82].
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ - развитие творческого воображения);
- методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ);
- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией [21, с.120].
Целью использования данной технологии в общеобразовательном учреждении является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
А.В. Корзун [39] и Т.А. Сидорчук [75],отмечают, что для организации работы по развитию творческого мышления детей по ТРИЗ-технологии необходимо:
- организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей;
- иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, интересный воздушный шарик, «головоного», «лошарик» и т.п.;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать старших до-школьников навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее; продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
В работах З.Н. Новлянской [52] обозначен подход к гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности.
Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях З.Н. Новлянской установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческого мышления потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. У них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо развивать.
Т. И. Алиевой [2, с.173] выявлено влияние художественных текстов на проявление творчества у детей. Процесс обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию, формирует у них к пяти годам простейшие образные обобщения, которые возникают в процессе активного творческого восприятия детьми художественных произведений, например, включения литературных художественных образов в контекст собственного творчества.
Проанализировав весь вышеизложенный материал, можно сделать следующий вывод. В рамках психологической науки под «дошкольным возрастом» понимается этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Для данного периода характерны следующие психологические особенности:
- формирование самостоятельной личности,
- способность образного решения определённых задач;
- восприятие установленных в обществе, в семье норм и правил поведения,
- психологическая подготовка к образовательному процессу.
В науке большое внимание уделялось исследованию развития творческих способностей дошкольников старшего возраста, так группа исследователей сходится во мнении, что основы творческого мышления заложены в ребенке с рождения и развиваются по мере его взросления.
1.3. Психологические характеристики старшего дошкольного возраста
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении.
Этот период называют сензитивным (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как его родителям?
Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:
- формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
- изменения в образе-Я;
- отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.
Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.
Изменения в образе «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» - пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами,
реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.
Отношения со сверстниками
Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:
1. развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2. накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3. развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4. интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения.
Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора. В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры , направленные на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно.
Характеристика развития познавательных процессов(или что должен уметь ребенок 5-6 лет).
Внимание
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- находить 4-5 пар одинаковых предметов
Память
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
- сравнивать два изображения по памяти;
Мышление
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
Развитие речи
- иметь достаточно богатый словарный запас.
- может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
- умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
- составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- определяет место звука в слове.
- умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
1.4. Анализ ТРИЗ- технологий
Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка».
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - педагог, формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном [11, с.45].
ТРИЗ – это уникальная технология развития творческого мышления. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером [3]. Это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на общих законах теории решения изобретательских задач [19, c.82].
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ - развитие творческого воображения);
- методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ);
- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией [21, с.120].
Целью использования данной технологии в общеобразовательном учреждении является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
А.В. Корзун [39] и Т.А. Сидорчук [75],отмечают, что для организации работы по развитию творческого мышления детей по ТРИЗ-технологии необходимо:
- организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей;
- иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, интересный воздушный шарик, «головоного», «лошарик» и т.п.;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать старших до-школьников навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее; продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;