Файл: Заданием для дипломного проектирования является разработка программы контроля партии деталей Стакан.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Заданием для дипломного проектирования является разработка программы контроля партии деталей «Стакан».
Актуальность избранной темы заключается в том, что машиностроение обладает высоким потенциалом развития. Развитие машиностроения позволяет повысить качество выпускаемых изделий, а также предъявляет со временем более высокие требования к качеству, как отдельных деталей машин, так и к продукции в целом, поэтому вместе с тем параллельно должны совершенствоваться средства контроля.
Машиностроение – это отрасль промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
К его направлениям развития можно отнести:
– преодоление импортозависимости машиностроительной продукции;
создание новых предприятий, оснащенных современным оборудованием;
– создание нового оборудования; разработка новых производственных технологий.
Для осуществления процесса развития машиностроения необходимо придерживаться определенных требований, среди которых:
– внедрение в производство самого современного оборудования;
– реструктуризация машиностроительных предприятий и модернизация эксплуатируемого оборудования.
В свою очередь, к качеству изделий машиностроения предъявляют ряд требований, таких как:
– высокая точность формы;
– размеров и взаимного расположения поверхностей;
– низкая шероховатость;
– повышенная твердость;
– прочность.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Качество продукции, заложенное в изделие при его проектировании в производстве и поддерживают в эксплуатации.
Признаки качества изделий:
– функциональная и параметрическая устойчивость к работе во время срока эксплуатации;
– продолжительность во времени, в течение которой будет поддержано исходное качество продукции;
– продолжительность во времени, в течение которой будет использоваться продукция, выполняя функции эксплуатации;
– эффективность и безопасность эксплуатации;
– комфорт и лёгкость регулирования и обслуживания;
– коэффициент полезного действия, уровень механизации и автоматизирования;
– экологическая защищённость, устойчивость и шумоизоляция, а также прочие экологические признаки;
– качество произведённой продукции с помощью других изделий.
Программа производственного контроля – это документ предприятия изготовителя, содержащий перечень значимых факторов производственной среды, технологических процессов, сырья и вспомогательных материалов, производимой и реализуемой продукции с указание конкретных мероприятий по осуществлению производственного контроля, периодичности этих мероприятий и ответственных исполнителей за их выполнение.
Цель разработки дипломного проекта: разработать программу контроля и испытаний партии деталей «Шкив», спланировать мероприятия по оценке технического состояния средств измерения для их контроля.
Задачи дипломного проекта:
– выбрать критерии и значения показателей соответствия готовой продукции на основании анализа чертежа детали;
– выбор и описание методов контроля на каждой стадии производственного процесса в соответствии с типом производства;
– выбор и описание методов и способов определения показателей технического состояния средств измерения;
– планирование последовательности проведения контроля и оценки соответствия готовой продукции требованиям нормативной документации;
– планирование последовательности, сроков проведения оценки технического состояния средства измерения;
– разработка средства контроля;
– обеспечение процесса оценки необходимыми ресурсами в соответствии с выбранными методами и способами проведения оценки.
Объектом дипломного проекта являются методы контроля, осуществляющиеся средствами измерений, позволяющие контролировать линейные размеры, и специальными средствами контроля, которые дают возможность осуществлять контроль шероховатости поверхности, формы объекта, а также взаимного расположения поверхностей.
Контроль изделий машиностроения позволяет выявить изделия, несоответствующие поставленным требованиям, т. е. брак.
Предметом дипломного контроля является деталь «Шкив» – колесо на оси или валу, предназначенное для поддержки движения и изменения направления натянутого троса или ремня, а также передачи мощности между валом и тросом или ремнём. При этом шкив испытывает постоянную нагрузку.
Объект исследования – современные средства контроля, используемые в машиностроительном производстве, для оценки качества изделий.
Форма детали – это тело вращения, обработка которого не должна вызвать затруднений. Точность размеров и величина погрешностей формы поверхностей вполне приемлемы. Габариты и масса детали также относятся к средним значениям.
Для того чтобы решить поставленные задачи, были задействованы такие методы, как изучение действующих стандартов, нормативов, методик расчета, анализ существующих методов контроля качества продукции согласно заданию на дипломное проектирование.
Дипломный проект содержит пояснительную записку и приложения:
1. Чертёж детали (исходные данные);
2. Чертёж калибра;
3. Технологический процесс изготовления детали «Стакан»;
4. Операционная карта контроля;
5. Гистограмма и полигон распределения размеров;
6. Форма для заполнения по результатам контроля качества.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
Выбор критериев и значений показателей соответствия
готовой продукции на основании анализа чертежа детали
Деталь "Стакан" используется в машиностроении, предназначена для точной установки валов, поэтому к ней предъявляются высокие требования по точности, по биению и шероховатости.
Деталь имеет цилиндрическую форму, предназначенной для крепления детали к стенке корпуса КПП. В центральном отверстии имеются концентрично выполненные расточки, куда устанавливаются подшипники в которые запрессовываются концы вращающихся валов.
От качества изготовления стаканов зависит надёжность и долговечность работы изделий и поэтому совершенствованию технологии их изготовления постоянно уделяется самое серьёзное внимание.
Анализируемая деталь «Стакан» (приложение А) состоит из 3 наружных цилиндрических поверхностей, имеет осевое ступенчатое отверстие. На бурте симметрично расположены 4 сквозных отверстия, диаметром 6мм расположенных на окружности диаметром 48мм.
На перепаде диаметров находится радиус со скруглением 3.
Самые точные требования по изготовлению предъявляются к поверхностям диаметр 26H7, диаметр 32h8, не указ. предельные отклонения для остальных размеров по 14 квалитету.
Преобладающая шероховатость Rz 40, отдельные поверхности выполнены по шероховатости: Rz 16 и Rz 0,80.
Деталь изготавливается из стали 45 по ГОСТ 1050-94, данный стандарт в наст. время не является действительным и заменен на ГОСТ 1050-2013. Данная сталь Сталь 45 – углеродистая конструкционная нелегированная специальная качественная сталь. Основные элементы – углерод и железо. Легирующие добавки отсутствуют. По содержанию серы и фосфора в составе сталь 45 соответствует качественным сталям. Степень раскисления – спокойная. Сталь 45 не является устойчивой к коррозии или средам с повышенной кислотностью, эксплуатация в условиях повышенной влажности затруднена, требуется защитное покрытие.
Для планирования мероприятий, направленных на изготовление партии деталей «Стакан» были проанализированы требования к каждой поверхности по точности размеров и шероховатости (таблица 1)
Таблица 1-Требования к точности изготовления детали
Вид поверхности | Данные чертежа | По нормативам | ||||
Размер, мм. | Класс допуска | ШероховатостьRa, мкм. | Допуски на размер (мм) | |||
охватываемая | 26.8-0,21 | R7 | Rz 4.0 | -0,016 -0,034 | | |
Наружный диаметр | Ø 32,3-0,25 | H8 | Rz 1.6 | +0,87 | 0 | |
радиус | R3 | H14 | Rz 4.0 | +0,35 | 0 | |
Внутренний диаметр | Ø 15+0,18 | H14 | Rz 4.0 | 0 | -0,74 | |
Фаска | 2×45° | H14 | Rz 4.0 | 0 | -1,15 | |
охватываемая | 26-0,21 | H14 | Rz 4.0 | 0 | -0,21 | |
охватываемая | 4-0,12 | H14 | Rz 4.0 | +0,5 | -0,5 | |
Длина ступени | 4±0,15 | H14 | Rz 4.0 | 0 | -1 | |
Наружный диаметр | Ø 64-0,3 | H14 | Rz 4.0 | +0,4 | 0 | |
Внутренний диаметр | Ø 18,7+0,21 | H14 | Rz 4.0 | 0 | -1 | |
Глубина отверстия | 19 | JS14 | Rz 4.0 | 0 | ±0.26 | |
Внутренний диаметр | Ø 22,2+0,52 | H14 | Rz 4.0 | +0,435 | -0,435 | |
Высота детали | Ø 21+0,21 | H14 | Rz 4.0 | +0,4 | 0 | |
Наружный диаметр | 5+0,12 | H14 | Rz 4.0 | 0 | -1,15 | |
Глубина Отв. | Ø 6+0,12 | H14 | Rz 4.0 | +0,215 | -0,215 | |
Длина отв. | Ø48+0,5 | H14 | Rz 4.0 | -5 | -13 | |
Наружный диаметр | Ø 35,7-0,1 | H14 | Rz 4.0 | | |
Особых требований к изготовлению детали чертежом не предъявляется, самым сложным при изготовлении и контроле является позиционный размер диаметр 48, на окружности которого выполнены 4 отверстия.
1.2 Выбор и описание методов контроля на каждой стадии
производственного процесса в соответствии с типом производства
Выбор средств измерений проводится не только исходя из требований к точности измерения но и с учётом типа производства детали.
Определяем тип производства деталей «Стакан» по массе деталей и годовой программе выпуска. Согласно заданию на дипломное проектирование, годовая программа выпуска 1800 шт, масса детали: 0,162 кг. Поэтому тип производства: мелкосерийный, он граничит с единичным типом производства, для него характерны средства и методы измерений как в единичном типе производства.
Особенности единичного производства заключаются в том, что программа завода состоит обычно из большой номенклатуры изделий различного назначения, выпуск каждого изделия запланирован в ограниченных количествах. Номенклатура продукции в программе завода неустойчива. Неустойчивость номенклатуры, ее разнотипность, ограниченность выпуска приводят к ограничению возможностей использования стандартизованных конструктивно-технологических решений. В этом случае велик удельный вес оригинальных и весьма маленький удельный вес унифицированных деталей. Технологические процессы обработки деталей и сборки машин разрабатываются укрупнено. Это объясняется тем, что выполняемые заказы обычно не повторяются, поэтому затраты на детальную разработку технологических процессов экономически не оправданы. Исходя из этих же соображений, обычно стремятся сократить количество специальной оснастки, используя универсальные приспособления и универсальный режущий инструмент.
В единичном производстве широко применяются универсально-сборные приспособления (УСП), которые собирают из нормализованных элементов, а после использования расчленяют на элементарные детали. Многократное использование элементов УСП экономически эффективно. Отсутствие специальной оснастки делает невозможным или экономически невыгодным обеспечение требуемой точности или размеров некоторых деталей, что, естественно, увеличивает число подгонных работ в процессе сборки, зачастую выполняемых вручную. Технологические процессы разрабатываются укрупненно на всей операции в целом. Детализация технологических операций осуществляется непосредственно в цехах мастерами.