Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной адаптации первоклассников
2.1. Диагностика социальной адаптации первоклассников
Исследование первичной социальной адаптации первоклассников проводилось на базе МБОУ «№3» г. Мариинска. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 В класса в количестве 12 человек. Классным руководителем является Любовь Ивановна Ш.
Количество детей вошедших в группу для обследования – 12 человек первоклассников, из них: девочек – 3 человека; мальчиков – 9 человек. Социально - психологические характеристики семей испытуемых следующие: количество детей из полных семей 10 детей, что составляет 84% от общей численности детей экспериментальной группы; 50% семей имеют более одного ребенка; 10 детей являются первым ребенком в семье, что составляет, 78% детей экспериментальной группы; преобладает возраст родителей от 25 до 35 лет, что составляет 84%, от общей численности родителей обучающихся; высшее и неоконченное высшее образование у 40% родителей; все обследованные дети, существенных отклонений по здоровью не имеют.
Целью проводимой нами опытно-поисковой работы было: проведение психолого-педагогической работы с первоклассниками по улучшению их адаптации к учебной деятельности.
Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа:
- констатирующий этап 3 – 5 сентября 2020 – 2021 учебного года;
- формирующий этап сентябрь – ноябрь 2020–2021 учебный год;
- контрольный этап 1–10 декабря сентября2020 2021 учебного года.
Достаточно хорошую информацию о состоянии ребёнка при начале обучения могут дать родители. С этой целью использовалось анкетирование для родителей. (Приложение 1) Поэтому на начале констатирующего этапа нами было проведено родительское собрание, посвященное вопросам адаптации обучающихся первого класса к школе. В начале родительского собрания родителям были розданы бланки анкеты «Адаптация ребенка к школе», разработанной М. Р. Битяновой [5]. Целью анкеты было определение имеющегося у первоклассников уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности, а также, адаптации первоклассника к обучению в школе. Родителям первоклассников предлагался ряд вопросов и возможные варианты ответов. Родители могли выбрать наиболее подходящий ответ. По результатам анкетирования родителей было выявлено, что по показателю уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности на момент поступления детей в школу, 45% из опрошенных родителей считали, что их дети были готовы к учебе в школе, а 65% считали, что дети были готовы к обучению недостаточно. По показателю адаптации первоклассника к обучению в школе, были получены следующие результаты: 60% от общего числа опрошенных родителей считали, что их дети на момент поступления в школу были недостаточно адаптированы к новым условиям и выражали беспокойство, что это могло отразиться на успеваемости.
В конце первой четверти педагог составляет характеристику класса, которая позволяет в динамике оценить состояние адаптационных процессов у ребенка. Анализ данных, которые содержатся в характеристике класса, а также данных, полученных от родителей на начало исследования, позволяют оценить характер адаптационных механизмов у каждого ученика и разработать более индивидуальный подход к тем, у кого наблюдаются проблемы. Однако для того, чтобы качественно оценить состояние группы обучающихся участвующих в исследовании, требуется проведение дополнительных методов исследования, поскольку они помогут выявить трудности у уже указанных детей и, возможно, выявят еще детей с проблемами в адаптации.
На первом констатирующем этапе, был выявлен уровень адаптации первоклассников к условиям учебной деятельности в школе. Основными критериями нашего исследования явились объективность и практическая значимость нашей работы. Прежде всего нами был применен, прежде всего, метод наблюдения. Для диагностики адаптации первоклассников нами были использованы методы: включенное наблюдение в условия учебной деятельности; изучение документации ребенка (личное дело); тестирование детей, участников экспериментального исследования.
В процессе обследования обучающихся нами были использованы следующие методики: «Ориентированный тест школьной зрелости» Керна- Йирасека [21]; «Домик» (Н. И. Гуткиной) [14]; карта адаптации первоклассников, протоколы обследования детей на определение уровня их готовности к школьному обучению.
Задачами нашего исследования было:
- провести первичную диагностику участников эксперимента на констатирующем этапе исследования на предмет выявления уровня адаптации у первоклассников к учебной деятельности;
- разработать и внедрить программу по социальной адаптации первоклассников к школе.
- провести повторную диагностику обучающихся для выявления наличия эффективности работы по адаптации первоклассников к учебной деятельности;
Описание примененных нами методик.
1. Сначала нами был собран диагностический материал, позволивший выявить уровень адаптации участников исследования к условиям школьной среды. Прежде всего, это был протокол обследования обучающихся на определение их готовности к школьному обучению. Диагностика проводилась строго индивидуально и исключительно в присутствии одного или обоих родителей ребенка. Длительность диагностики в зависимости от уровня готовности ребенка осуществлялась в течение 20 – 30 минут. Диагностика проводилась в игровой форме, что
позволило ей быть не утомительной, а также достаточно занимательной для детей. По ходу проведения диагностики заполнялся протокол обследования. Об этой процедуре он заранее договаривается с обучающимся, чтобы снять излишний интерес. В протоколе обследования заполнялась таблица уровня развития психических процессов, таких как память, внимание, мышление.
По ходу проведения диагностики отмечалось поведение обучающихся, а также уровень их развития представлений об окружающем мире, фиксировалось состояние общей и мелкой моторики, уровень развития их речи, уровень звукопроизношения, фонематического слуха и грамматического строя речи. В протоколе обязательно отмечалось заключение психолога, в форме «готовность к обучению выше нормы», «норма» либо «ниже нормы», а также давались рекомендации по коррекции психологической готовности ребенка к школьному обучению (приложение 2 – 13). В протоколе обязательно расписывались, как родители первоклассника, так и учитель, что дополнительно обязывало обе эти обе стороны нести ответственность за уровень готовности ребенка к обучению в школе. К протоколу прикладывалась таблица качественной интерпретации всех параметров, которые заложены в методику, что позволяло психологу более качественно определить уровень готовности каждого отдельного ребенка по сравнению с имеющимися возрастными нормами. По итогам диагностики психологической готовности к обучению в школе была составлена сводная таблица (приложение 14).
2. Далее нами была применена карта адаптации первоклассников. Она использовалась нами в качестве вспомогательного средства для получения информации, касаемо особенностей поведения и общения, мотивационной среды и учебной деятельности первоклассника. Карта включает в себя определенный набор описаний конкретных поведенческих проявлений детей соотнесенных с различными параметрами их психолого - педагогического статуса. Карта заполнялась совместно психологом и учителем, который вел наблюдение за учениками, участвующими в обследовании в течение первого учебного месяца. После завершения наблюдения графы карты заполнялись знаками «+» либо «-», что означало, соответственно, либо наличие, либо отсутствие у детей конкретных проявлений, в некоторых графах делись необходимые пояснения (Приложение 15).
3. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека. Данный тест наиболее применяем в нашей стране среди наиболее известных зарубежных тестов для определения школьной зрелости. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека включал в себя три задания: Первым заданием было рисование детьми мужской фигуры по памяти, вторым заданием было срисовывание письменных букв, третьим заданием было срисовывание детьми группы точек. Для этого каждому ребенку раздавались листы бумаги с представленными образцами выполнения предлагаемых заданий. Все три предложенных задания были направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы детям в школе для овладения письменностью. Также данный тест позволял выявить (в некоторых общих чертах) интеллект развития детей. Задание по срисовыванию письменных букв и срисовыванию определенной группы точек имело целью выявить умение детей воспроизводить представленный им образец. Выполнение этого задания также позволило определить, могут ли дети работать определенное время максимально сосредоточенно, не отвлекаясь при этом.
Результат каждого выполненного задания оценивался по пятибалльной системе (1 – высший бал; 5 – низший бал), а затем вычислялся суммированный итог по всем трем заданиям. Развитие первоклассников, получивших в сумме по всем трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривалось как выше среднего, от 7 до 11 баллов как среднее, от 12 до 15 баллов ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов нуждались в дополнительном обследовании.
4. Следующая методика, которая была применена нами с целью определения готовности детей к школьному обучению, была направлена на изучение произвольного внимания ребенка – методика «Домик» (Н. И. Гуткиной). Методика включала в себя задание на срисовывание картинки, которая изображала домик, отдельные детали которого были составлены из ряда прописных букв. Задание позволяло выявить умение детей ориентироваться в своей работе на предложенный образец, а также умение точно копировать его, выявляло особенности развития произвольного внимания детей, уровень их пространственного восприятия, кроме того, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Данная методика в целом рассчитана на детей 5,5 - 10 летнего возраста. Инструкция испытуемому ребенку содержала следующие рекомендации: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. На этом листе нужно нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (лежал листок с «домиком»). Не нужно торопиться, следует быть внимательным, необходимо постараться сделать так, как чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, необходимо поверх неправильного либо рядом нарисовать все правильно». Обработка полученного экспериментального материала происходила посредствам подсчета балов, которые начисляли за сделанные детьми ошибки. Ошибками считались: отсутствие, каких либо необходимых и важных деталей рисунка; чрезмерное увеличение отдельных деталей рисунка, в частности, более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка в целом; не верное отображение элементов сделанного рисунка; отклонение проведенных прямых линий более чем на 30 градусов от изначально заданного направления; наличие разрывов между линиями в тех местах, где они должны обязательно быть соединены; попадание отдельных линий одна на другую. Правильное выполнение ребенком рисунка оценивалось в 0 балов. Чем хуже было выполнено ребенком данное задание, тем была выше полученная им суммарная оценка баллов.