Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношение к окружающей среде. Пассивная форма социальной адаптации проявляется в принятии индивидом требований и условий среды пребывания, что порой также бывает достаточно сложно [22].
Протекающие процессы социальной адаптации проявляются в трех формах, обладающих разнообразным соответствием случайных и осознанных адаптивных конструкций [23]. Случайное течение процессов социальной адаптации проявляется в отрицательном отношении индивида к условиям и возможностям его самовыражения без правильного осознания путей выхода из сложившейся нежелательной ситуации. Такая ситуация может привести к личностному повороту «на себя» и проявиться в увлечении человеком различными нетрадиционными оздоровительными системами, своеобразными путями общепсихологического и физического самовыражения и т.д. Вторая форма, сочетающая в себе примерно одинаковое сочетание случайных и прогрессивных составляющих, проявляется в создании совершенных вариантов придуманной деятельности без практического их приложения, что в итоге приводит к возникновению у человека различных социальных фантазий и их активное распространение. Еще одна форма процессов социальной адаптации связана с преобладанием в адаптационных процессах разумных частей и проявляется она в создании человеком актуальных планов и упорядоченной жизнедеятельности. Именно эта форма социальной адаптации способствует адекватному личностному самовыражению и совершенствованию.
Педагогическое общение играет большую роль в социальной адаптации первоклассников. значение педагогического общения велико на начальном периоде учения – периоде приспособления ребенка к иным социально-психологическим условиям действительности. цель социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников – создание условий для гармоничного развития детей и эффективного обучения в школе. Согласно классификации М. Г. Битяновой, педагогу в своей работе следует использовать такие методы:
- психолого - педагогическое диагностирование;
- консультирование и просвещение родителей;
- наблюдение;
- игра;
- метод консультативно-информационной беседы;
- метод поддержки и поощрения навыков;
- моделей поведения;
- применять также индивидуальный социальный патронаж и другие [5].
Помимо стимулирования и мотивации учебной деятельности первоклассников можно применять такие методы как: выражение доброжелательности к ребенку,
внимательное выслушивание, демонстрация участия, оптимизм предела, позитивная поддержка ребенка, принятие, проявление помощи, поднятие социальной функции и положения ребенка [8]. Психологической основой этих методов являются: переживание, детская самооценка и понимание действия.
Системное и профессиональное использование обозначенных методов является важным залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное усвоение детьми новой социальной среды позволяет значительно быстрее и с гораздо меньшими издержками адаптироваться к новым жизненным условиям и новому социальному статусу, учебным трудностям и специфическим требованиям учебной деятельности.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен решать следующие задачи [32]:
1. Создавать оптимальные условия для детского развития.
2. Грамотно организовать работу с дезадаптированными детьми.
3. Подбирать формы и методы работы, с учетом индивидуальных особенностей первоклассника и специфики имеющихся проблем.
4. Подобрать методики, соответствующие уровню развития и возрасту.
Рекомендуется применять следующие методики: «Лесенка», «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой», «Домики», рисуночная методика «Что мне нравится в школе?» Все перечисленные выше методики направлены на: выявление самооценки первоклассника, определение уровня его школьной мотивации, диагностирование эмоциональной сферы и личностных предпочтений обучающегося, изучение нового [24]. Работа с первоклассниками в адаптационный период должна быть направлена на создание благоприятных психологических условий для их успешной социальной адаптации в ситуации школьного обучения. Первоклассникам необходимо помочь осознать и понять предъявляемые к ним новые требования, сформировать у детей внутреннюю потребность в их исполнении, развивать социальные и коммуникативные умения и навыки, необходимые для установления успешных межличностных отношений со своими сверстниками. Эффективная реализация обозначенных нами методов, применяемых при социальной адаптации первоклассников позволит смягчить и ускорить процесс овладения ребенком нового вида деятельности, новой социальной роли.
Таким образом, рассмотрев формы и методы социальной адаптации детей, обучающихся в первом классе, можно отметить, что системное и профессиональное применение обозначенных методов является залогом их успешной социальной адаптации. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной деятельности. Формы, методы социальной адаптации первоклассников к школе – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние на благоприятную социальную адаптацию первоклассников.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика первоклассника
К началу обучения в первом классе у детей происходят кардинальными изменениями в деятельности, общении, а также отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью у первоклассников теперь становится учебная деятельность, в результате которой формируются соответствующие психические новообразования. Первоклассники уже могут осуществлять необходимые взаимодействия как со взрослыми, так и со своими сверстниками, обладают навыками самообладания и при необходимости подчиняться обстоятельствам. У детей в этот возрастной период мотив «я должен» начинает преобладать над мотивом «я хочу». Для него также становится значимым восприятие его поступков окружающими его людьми.
Психическая жизнь ребенка приобретает черты опосредованности и произвольности, одновременно происходят и значительные изменения в детской эмоционально-мотивационной сфере, начинает формироваться на основе учебы и общения синтез различных переживаний, связанных с достижениями или неудачами.
У детей формируется потребность занять иное более взрослое положение в своем окружении, что характеризует появление внутренней позиции, что в свою очередь начинает влиять на всю систему отношения ребенка к себе и к окружающему миру. Все это проявляется в стремлении к действию в системе школы – учению, как деятельности и сотрудничеству с детьми и учителем [34].
Дети шести-семи лет обладают такими компонентами психологической готовности к обучению в школе: педагогическая, личностная, волевая и интеллектуальная [14]. Нервная система ребенка в этом возрасте может быть ослаблена из-за перегрузок, в связи с чем могут возникнуть чрезмерная утомляемость, беспокойство, избыточная потребность в двигательной активности [19]. Активно развиваются у первоклассников и психические функции, связанные с познавательной деятельностью ребенка в процессе обучения, а также нравственными чувствами.
Восприятие детей данного возраста еще неустойчиво и неорганизованно, что одновременно может сочетаться «созерцательной любознательностью». Слабая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью ребенка.
Внимание детей, обучающихся в первом классе еще малоустойчиво и является ограниченным по своему объему, несмотря на способность к сосредоточению внимания на неинтересных действиях, все еще имеет место доминирование непроизвольного внимания, что в целом достаточно ослабляет процесс обучения. Чтобы обучение детей в этот период было успешным, следует регулярно тренировать произвольное внимание и напрягать его волевые усилия. Развитие произвольного внимания обучающихся первого класса происходит одновременно с прочими функциями и прежде всего – мотивацией к учению, а также ответственностью за успехи в учебе. Мышление у учеников первого класса развивается от эмоционально-образных к абстрактно-логическим формам мышления. По мнению К. Д. Ушинского «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» [42].
Мышление детей в первом классе развивается взаимосвязано и гармонично с речью. Ребенок в этот период обретает очень важное умение устно и письменно выражать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка в первом классе является – контекстная речь.
Когнитивная деятельность детей, обучающихся в первом классе принадлежит памяти, которая является преимущественно наглядно-образный характер, обладает значительной пластичностью, позволяющей ребенку легко справляться с задачами дословного запоминания, особенно в случае, если материал, предлагаемый для запоминания интересный, конкретный и яркий. В этот период развиваются все виды памяти, такие как: долговременная, кратковременная и оперативная. Воображение первоклассника все еще опирается на конкретные видимые предметы, но, однако, с возрастом на первое место выходит именно слово, дающее простор детской фантазии [35].
Становление личности первоклассника осуществляется в этот период под воздействием новых отношений со взрослыми и ровесниками, нового вида деятельности – учебы и общения в классе и школе. Формируются элементы социальных чувств, а также формируются навыки общественного поведения. В данный период необходимо больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания, потому что младший школьник, обучаясь стремится давать нравственные оценки своим поступкам и поступкам своих одноклассников.
Мотивационная сфера ребенка по темпам своего развития в это время существенно отстает от интеллектуальной. Повышенная чувствительность первоклассника, способность глубоко и сильно переживать по любому поводу доминируют над доводами разума, поэтому ребенок может совершать значительное количество необдуманных действий.
Эмоционально-волевая сфера первоклассников характеризуется [29]:
Внешнее поведение первоклассника существенно отражается на его внутреннем мире, именно поэтому первоклассник требует постоянного внимания. Усиленно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества, большинство из них уже останется неизменными на протяжении всей жизни [7].
Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую характеристику первоклассника, мы видим, что переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу представляется для него весьма трудным моментом. Изменяется вся система отношений ребенка с окружающим его миром; происходят кардинальные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. На место игре приходит учебная деятельность, требующая существенных умственных, физических и психологических нагрузок.
Благоприятная социальная адаптация, позитивные приобретения в этот период являются важным основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие первоклассника как активного субъекта познаний и учебной деятельности.
Выводы по первой главе
Под адаптацией понимается не только приспособление к успешной деятельности, но и умение и способность к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития. Поэтому, адаптированным можно считать ребенка, который приспособлен к полноценному становлению своих индивидуальных, личностных, физиологических, интеллектуальных и прочих возможностей в окружающей его среде.
Социальная адаптация первоклассника – это, овладение новыми социальными ролями, а также это социальная самоидентификация ребенка. Видами социальной адаптации к школе являются физиологическая и социально-психологическая адаптация. Социальная адаптация проходит в активной или пассивной форме, но чаще всего в той и другой одновременно.
С целью успешной адаптации педагогу рекомендуется использовать такие методы: психолого - педагогическое диагностирование; консультирование и просвещение родителей; наблюдение; игровой метод; метод консультативно-информационной беседы; метод поддержки и поощрения навыков; метод моделей поведения; индивидуальный социальный патронаж и другие.
Поступление ребенка в школу является для него трудным моментом, потому что меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром; а также происходят кардинальные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми, на место игре приходит учебная деятельность, требующая существенных умственных, физических и психологических нагрузок. Для дальнейшего успешного развития первоклассника необходима благоприятная социальная адаптация.
Протекающие процессы социальной адаптации проявляются в трех формах, обладающих разнообразным соответствием случайных и осознанных адаптивных конструкций [23]. Случайное течение процессов социальной адаптации проявляется в отрицательном отношении индивида к условиям и возможностям его самовыражения без правильного осознания путей выхода из сложившейся нежелательной ситуации. Такая ситуация может привести к личностному повороту «на себя» и проявиться в увлечении человеком различными нетрадиционными оздоровительными системами, своеобразными путями общепсихологического и физического самовыражения и т.д. Вторая форма, сочетающая в себе примерно одинаковое сочетание случайных и прогрессивных составляющих, проявляется в создании совершенных вариантов придуманной деятельности без практического их приложения, что в итоге приводит к возникновению у человека различных социальных фантазий и их активное распространение. Еще одна форма процессов социальной адаптации связана с преобладанием в адаптационных процессах разумных частей и проявляется она в создании человеком актуальных планов и упорядоченной жизнедеятельности. Именно эта форма социальной адаптации способствует адекватному личностному самовыражению и совершенствованию.
Педагогическое общение играет большую роль в социальной адаптации первоклассников. значение педагогического общения велико на начальном периоде учения – периоде приспособления ребенка к иным социально-психологическим условиям действительности. цель социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников – создание условий для гармоничного развития детей и эффективного обучения в школе. Согласно классификации М. Г. Битяновой, педагогу в своей работе следует использовать такие методы:
- психолого - педагогическое диагностирование;
- консультирование и просвещение родителей;
- наблюдение;
- игра;
- метод консультативно-информационной беседы;
- метод поддержки и поощрения навыков;
- моделей поведения;
- применять также индивидуальный социальный патронаж и другие [5].
Помимо стимулирования и мотивации учебной деятельности первоклассников можно применять такие методы как: выражение доброжелательности к ребенку,
внимательное выслушивание, демонстрация участия, оптимизм предела, позитивная поддержка ребенка, принятие, проявление помощи, поднятие социальной функции и положения ребенка [8]. Психологической основой этих методов являются: переживание, детская самооценка и понимание действия.
Системное и профессиональное использование обозначенных методов является важным залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное усвоение детьми новой социальной среды позволяет значительно быстрее и с гораздо меньшими издержками адаптироваться к новым жизненным условиям и новому социальному статусу, учебным трудностям и специфическим требованиям учебной деятельности.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен решать следующие задачи [32]:
1. Создавать оптимальные условия для детского развития.
2. Грамотно организовать работу с дезадаптированными детьми.
3. Подбирать формы и методы работы, с учетом индивидуальных особенностей первоклассника и специфики имеющихся проблем.
4. Подобрать методики, соответствующие уровню развития и возрасту.
Рекомендуется применять следующие методики: «Лесенка», «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой», «Домики», рисуночная методика «Что мне нравится в школе?» Все перечисленные выше методики направлены на: выявление самооценки первоклассника, определение уровня его школьной мотивации, диагностирование эмоциональной сферы и личностных предпочтений обучающегося, изучение нового [24]. Работа с первоклассниками в адаптационный период должна быть направлена на создание благоприятных психологических условий для их успешной социальной адаптации в ситуации школьного обучения. Первоклассникам необходимо помочь осознать и понять предъявляемые к ним новые требования, сформировать у детей внутреннюю потребность в их исполнении, развивать социальные и коммуникативные умения и навыки, необходимые для установления успешных межличностных отношений со своими сверстниками. Эффективная реализация обозначенных нами методов, применяемых при социальной адаптации первоклассников позволит смягчить и ускорить процесс овладения ребенком нового вида деятельности, новой социальной роли.
Таким образом, рассмотрев формы и методы социальной адаптации детей, обучающихся в первом классе, можно отметить, что системное и профессиональное применение обозначенных методов является залогом их успешной социальной адаптации. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной деятельности. Формы, методы социальной адаптации первоклассников к школе – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние на благоприятную социальную адаптацию первоклассников.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика первоклассника
К началу обучения в первом классе у детей происходят кардинальными изменениями в деятельности, общении, а также отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью у первоклассников теперь становится учебная деятельность, в результате которой формируются соответствующие психические новообразования. Первоклассники уже могут осуществлять необходимые взаимодействия как со взрослыми, так и со своими сверстниками, обладают навыками самообладания и при необходимости подчиняться обстоятельствам. У детей в этот возрастной период мотив «я должен» начинает преобладать над мотивом «я хочу». Для него также становится значимым восприятие его поступков окружающими его людьми.
Психическая жизнь ребенка приобретает черты опосредованности и произвольности, одновременно происходят и значительные изменения в детской эмоционально-мотивационной сфере, начинает формироваться на основе учебы и общения синтез различных переживаний, связанных с достижениями или неудачами.
У детей формируется потребность занять иное более взрослое положение в своем окружении, что характеризует появление внутренней позиции, что в свою очередь начинает влиять на всю систему отношения ребенка к себе и к окружающему миру. Все это проявляется в стремлении к действию в системе школы – учению, как деятельности и сотрудничеству с детьми и учителем [34].
Дети шести-семи лет обладают такими компонентами психологической готовности к обучению в школе: педагогическая, личностная, волевая и интеллектуальная [14]. Нервная система ребенка в этом возрасте может быть ослаблена из-за перегрузок, в связи с чем могут возникнуть чрезмерная утомляемость, беспокойство, избыточная потребность в двигательной активности [19]. Активно развиваются у первоклассников и психические функции, связанные с познавательной деятельностью ребенка в процессе обучения, а также нравственными чувствами.
Восприятие детей данного возраста еще неустойчиво и неорганизованно, что одновременно может сочетаться «созерцательной любознательностью». Слабая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью ребенка.
Внимание детей, обучающихся в первом классе еще малоустойчиво и является ограниченным по своему объему, несмотря на способность к сосредоточению внимания на неинтересных действиях, все еще имеет место доминирование непроизвольного внимания, что в целом достаточно ослабляет процесс обучения. Чтобы обучение детей в этот период было успешным, следует регулярно тренировать произвольное внимание и напрягать его волевые усилия. Развитие произвольного внимания обучающихся первого класса происходит одновременно с прочими функциями и прежде всего – мотивацией к учению, а также ответственностью за успехи в учебе. Мышление у учеников первого класса развивается от эмоционально-образных к абстрактно-логическим формам мышления. По мнению К. Д. Ушинского «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» [42].
Мышление детей в первом классе развивается взаимосвязано и гармонично с речью. Ребенок в этот период обретает очень важное умение устно и письменно выражать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка в первом классе является – контекстная речь.
Когнитивная деятельность детей, обучающихся в первом классе принадлежит памяти, которая является преимущественно наглядно-образный характер, обладает значительной пластичностью, позволяющей ребенку легко справляться с задачами дословного запоминания, особенно в случае, если материал, предлагаемый для запоминания интересный, конкретный и яркий. В этот период развиваются все виды памяти, такие как: долговременная, кратковременная и оперативная. Воображение первоклассника все еще опирается на конкретные видимые предметы, но, однако, с возрастом на первое место выходит именно слово, дающее простор детской фантазии [35].
Становление личности первоклассника осуществляется в этот период под воздействием новых отношений со взрослыми и ровесниками, нового вида деятельности – учебы и общения в классе и школе. Формируются элементы социальных чувств, а также формируются навыки общественного поведения. В данный период необходимо больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания, потому что младший школьник, обучаясь стремится давать нравственные оценки своим поступкам и поступкам своих одноклассников.
Мотивационная сфера ребенка по темпам своего развития в это время существенно отстает от интеллектуальной. Повышенная чувствительность первоклассника, способность глубоко и сильно переживать по любому поводу доминируют над доводами разума, поэтому ребенок может совершать значительное количество необдуманных действий.
Эмоционально-волевая сфера первоклассников характеризуется [29]:
-
Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями. -
Непосредственностью и откровенностью выражения всех собственных переживаний. -
Большой эмоциональной неустойчивостью. -
Эмоционально значимыми факторами теперь для первоклассника становятся не только игры и общение со сверстниками, но и достижения в учебе и их оценка окружающими. -
Чувства и эмоции, как свои и окружающих могут вызывать неадекватные ответные реакции первоклассника.
Внешнее поведение первоклассника существенно отражается на его внутреннем мире, именно поэтому первоклассник требует постоянного внимания. Усиленно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества, большинство из них уже останется неизменными на протяжении всей жизни [7].
Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую характеристику первоклассника, мы видим, что переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу представляется для него весьма трудным моментом. Изменяется вся система отношений ребенка с окружающим его миром; происходят кардинальные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. На место игре приходит учебная деятельность, требующая существенных умственных, физических и психологических нагрузок.
Благоприятная социальная адаптация, позитивные приобретения в этот период являются важным основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие первоклассника как активного субъекта познаний и учебной деятельности.
Выводы по первой главе
Под адаптацией понимается не только приспособление к успешной деятельности, но и умение и способность к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития. Поэтому, адаптированным можно считать ребенка, который приспособлен к полноценному становлению своих индивидуальных, личностных, физиологических, интеллектуальных и прочих возможностей в окружающей его среде.
Социальная адаптация первоклассника – это, овладение новыми социальными ролями, а также это социальная самоидентификация ребенка. Видами социальной адаптации к школе являются физиологическая и социально-психологическая адаптация. Социальная адаптация проходит в активной или пассивной форме, но чаще всего в той и другой одновременно.
С целью успешной адаптации педагогу рекомендуется использовать такие методы: психолого - педагогическое диагностирование; консультирование и просвещение родителей; наблюдение; игровой метод; метод консультативно-информационной беседы; метод поддержки и поощрения навыков; метод моделей поведения; индивидуальный социальный патронаж и другие.
Поступление ребенка в школу является для него трудным моментом, потому что меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром; а также происходят кардинальные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми, на место игре приходит учебная деятельность, требующая существенных умственных, физических и психологических нагрузок. Для дальнейшего успешного развития первоклассника необходима благоприятная социальная адаптация.