ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адаптации первоклассников к школе помогла нам дифференцировать учащихся по уровню обучаемости, что, в свою очередь способствовало росту их качества знаний, улучшило морально - психологический климат в классе, сформировало положительную мотивацию к обучению и, соответственно, способствовало более успешной школьной адаптации первоклассников. Согласно результатам, представленным на диаграммах контрольного этапа исследования видно, что мероприятия, направленные более благоприятную адаптацию первоклассников оказали свое эффективное действие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная нами работа на формирующем этапе исследования способствовала процессу эффективной адаптации первоклассников, дети стали проявлять больший интерес к учебе, а также чувствовать себя более комфортно.


Выводы по второй главе

В рамках проведения опытно-поисковой работы нами было обследовано 12 человек первоклассников МБОУ «№3» г. Мариинска в результате чего было выяснено, что они нуждаются в проведение психолого-педагогической работы с по улучшению их адаптации к учебной деятельности.

Для улучшения имеющегося положения в рамках экспериментального исследования была разработана и внедрена Программа по социальной адаптации первоклассников. Целью которой являлось: совершенствование процесса социальной адаптации первоклассников к школьному обучению.

После проведения программных мероприятий адаптация к учебной деятельности у участников исследования значительно улучшилась.

Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация – это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума.

Основываясь на психолого-педагогическую характеристику первоклассника, можно сделать вывод о том, что переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности обучающегося, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения первоклассника с окружающими.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учение. В этом возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить верить в свои силы, он открыт ко всему новому.

Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее важными показателями адаптированности являются следующие: статусное место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние; самооценка; уровень общения и взаимодействия.

Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые будут способствовать социальной адаптации первоклассников
, а также для благоприятной социальной адаптации первоклассников. Целенаправленная деятельность должна осуществляется совместной работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с родителями и первоклассниками.

Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Системное и профессиональное применение указанных форм и методов является залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной деятельности.
Список использованных источников и литературы

  1. Артемов, С. Д. Социальные проблемы адаптации. / С. Д. Артемов. – Москва: УРАО, 2000. – 95 с.

  2. Байбородова, Л. В. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. [Электронный ресурс] / Л. В. Байбородова // - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/15773.htm.

  3. Батуева, С. В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С. В. Батуева. – // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2016. – № 1. – С. 7

  4. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка/ М. Р. Битянова// Сборник методических материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. – Москва: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2017. – 112 с.

  5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. – Москва: Академия, 1991. – 245 с.

  6. Буданаева, Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Н. Н. Буданаева // Начальная школа, 2004. – № 2. – С. 34

  7. Варламова, А. Я. Школьная адаптация. / А. Я. Варламова. – Волгоград.: Академический проект, 2016. – 105 с.

  8. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей школьного возраста / С. В. Велиева.– Санкт Петербург: Речь, 2018. – 35 с.

  9. Верёвкина, Т. А. Педагогические условия развития межличностных отношений учащихся / Верёвкина, Т. А. – Санкт Петербург: Речь, 2007. – 56 с.

  10. Вершинина, Т. Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации / Т. Н. Вершинина – Новосибирск.: Наука, 2008. – 178 с.

  11. Возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://natalibrilenova.ru/.

  12. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/view/ , свободный.

  13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский, – Москва: Педагогика, 1996. – 405 с.

  14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткина. – Москва: Проект. – 3-е изд., перераб. и доп., 2017. – 184 с.

  15. Гузеватова, Е. Н. Организация коллективной деятельности школьников / Е. Н. Гузеватова.– Абакан.: Союз писателей, 017. – 140 с.

  16. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. [Текст] / В. В. Давыдов, Москва: Просвещение, 2016. – 234 с.

  17. Дамаданова, Х. Д. Социальная адаптация первоклассников / Х. Д. Дамаданова – // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2018. – №3. – С. 16

  18. Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 34

  19. Казин, Э. М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / ред. Э. М. Казина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.

  20. Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю. В. Каргаполова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 57-85.

  21. Керн – Йирасек, Диагностика развития/ Керн - Йирасек. – Прага, 2008. – 388 с.

  22. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива / Я. Л. Коломинскй. – Минск: Народная газета, 1989. – 478 с.

  23. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 192 с.

  24. Литвинова, Н. А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности / Н. А. Литвинова, – Кемерово: монография, 2012. – 168 с.

  25. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н. Г. Лусканова, Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 56 с.

  26. Марцинковская, Г.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии / Г. Д. Марцинковская. – Москва: Линка-Пресс, 2017. – 176 с.

  27. Методики социальной адаптации [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://spravochnick.ru.

  28. Методики для определения уровня адаптации обучающихся первых классов к школе [Электронный ресурс] – Режим доступа https://uchportfolio.ru/.

  29. Методы одобрения и осуждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://studopedia.ru .

  30. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / И.А. Милославова – // Социальная психология и философия. – 2015. – №2. – С. 13

  31. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание / А.В. Мудрик, Москва: Царское село, 2016. – 84 с.

  32. Новикова, С. В. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности / С. В. Новикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/15773.html.

  33. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова, Москва: ПЕР СЭ, 2015. – С. 45

  34. Першина, О. В. Адаптация первоклассников к школе / О. В. Першина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru.

  35. Петров, А.П. Формирование социально активной личности: сущность, проблемы / А. П. Петров – // Собрание научных трудов. – 1995. – №2. – С. 3-6.

  36. Пилипчевская, Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика / Н. В. Пилипчевская // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. – 2008. – №2. – С. 15

  37. Подласый, И. П. Педагогика / И.П. Подласый. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 518 с.

  38. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый Москва: ВЛАДОС-пресс, 2018. – 319 с.

  39. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние оценки и отношения педагога на характер взаимоотношений в коллективе младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://webkonspect.com/.

  40. Психологические особенности первоклассников в адаптационный период [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.b17.ru/blog/41019/.

  41. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Санкт Петербург: Речь, 2005. – 105 с.

  42. Сирс, Р. Здоровье ребенка / Р. Сирс, – Москва: Просвещение, 2017. – 265 с.

  43. Стадии, механизмы и методы социальной дезадоптации [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://studopedia.net/.

  44. Степанов, С. С. Большой мир маленьких детей [Текст] / С. С. Степанов, С. С. – Москва: Академия, 2016. – 245 с.

  45. Ушинский, К. Д. Педагогика / К. Д. Ушинский.– Москва: Академия, 1990. – 245 с.

  46. Школьные трудности: неуспеваемости, прогулы, нежелание учиться [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://zen.yandex.ru/.

  47. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2018. – 360 с.



Приложение 1

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.)

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно (ДА)

  • без особой охоты (ВДА)

  • охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное
новый распорядок?

  • пока нет (ДА)

  • не совсем (ВДА)

  • в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

  • скорее нет, чем да (ДА)

  • не вполне (ВДА)

  • в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

  • иногда (В ДА)

  • довольно часто (А)

  • затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления (ДА)

  • положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

  • в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего
задания? (укажите конкретную цифру).

7.  Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

  • довольно часто (ДА)

  • иногда (В ДА)

  • не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

  • перед трудностями сразу пасует (ДА)

  • обращается за помощью (ВДА)

  • старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

  • настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

  • сам этого сделать не может (ДА)

  • иногда может (ДА)

  • может, если его побудить к этому (А)

  • как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто (ДА)

  • бывает, но редко (ВДА)

  • такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

  • нет (ДА)

  • скорее нет, чем да (ВДА)

  • скорее да, чем нет (А)

А - адаптация; ВДА
 - возможная дезадаптация; ДА - дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.
.

Приложение 2

ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ НА ЭТАПЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Имя Таня К.

Возраст 7 лет

Условия тестирования включенное наблюдение

Самочувствие обследуемого положительное

Посещал ли ранее д/с да

Цель обследования выявление уровня школьной готовности


имя

память

внимание

мышление

уровень развития представлений об окружающем мире

состояние общей и мелкой моторики

уровень развития их речи

уровень звукопроизношения

фонематического слух

грамматического строя речи

итого

Таня К.

+

+

+

+




+

+

_

+

90%



Выводы: Готовность к обучению выше нормы


Педагог-психолог (Ф.И.О.)__________________

Родители ребенка (Ф.И.О.)__________________

Приложение 3

ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ НА ЭТАПЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Имя Ира В.

Возраст 7 лет

Условия тестирования включенное наблюдение

Самочувствие обследуемого положительное

Посещал ли ранее д/с да

Цель обследования выявление уровня школьной готовности

имя

память

внимание

мышление

уровень развития представлений об окружающем мире

состояние общей и мелкой моторики

уровень развития их речи

уровень звукопроизношения

фонематического слух

грамматического строя речи

итого

Ира В.

-

-

+

+

+

+

+

-

-

60%