Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экскурс в историю явно свидетельствует, что во все времена политиков обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей («политика — грязное дело»). Уже с древ­
нейших времен неизменно вставал вопрос: «Может и должна ли политика отвечать требованиям нравственности?» Среди множества вариантов ответа на него можно выделить две наиболее отчетливые точки зрения, принадлежащие так называемым политическим идеа­
листам, с одной стороны, и их оппонентам — политическим реали­
стам — с другой.
Политические идеалисты отдают приоритет морали перед поли­
тикой и считают, что политика должна полностью подчиняться мо­
рали. Так, сторонник политического идеализма Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на этической почве, на основе существующих нравов и обычаев. По его мнению, цель политики состоит в том, чтобы обеспечивать счастье граждан и такое состоя­
ние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность.
Следовательно, цель политики располагается в этической сфере.
В противовес политическим идеалистам политические реалисты провозглашают идею о независящей от морали сущности политики, полагая, что к ней не применимы моральные критерии и оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, чести и бесчестия, тогда как политика реа­
лизуется в реальных, конкретных обстоятельствах. Обращаясь к ис­
торическому опыту политической жизни разных стран, они доказы­
вают, что государственные интересы выше любых других, а потому государственная власть имеет полное право не считаться с моралью.
Если для политика важен практический результат, то для моралиста — нравственная оценка этого результата и средств его достижения.
Следовательно, по мнению «политических реалистов», мораль и политика изначально и определенно несовместимы.
Как заявлял выдающийся французский ученый и политолог
Р. Арон (1905—1983), «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политически». Другими словами, в соответствии с дан­
ной позицией, если человек хочет сохранить верность высшим мо­
ральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он вошел в сферу политики, то он должен забыть о морали.
Абсолютизация позиции политических идеалистов делает ее не­
реалистичной и, следовательно, практически непригодной. Крайнее проявление позиции политических реалистов характеризуется от­
кровенным цинизмом, поскольку оправдывает любые средства в достижении политических целей. И если все-таки допустить поло­
жение, что «политика — грязное дело», следует признать и право политиков на безнравственные поступки, если они способствуют осуществлению их политических задач. Обществу в таком случае ничего не остается, как смириться с существующим положением вещей. Мораль, которая призвана служить регулятором обществен­
ных отношений, входит в противоречие с действиями политиков.
43

литических действий является намерение и способность политиков проводить социально ориентированные государственные програм­
мы в общенациональных интересах. В этих процессах для политики оказываются очень важными существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой. Для успешного осуществления своих программ поли­
тики вынуждены учитывать нравственное состояние общества, су­
ществующие в нем моральные нормы и обычаи, так как политика, не имеющая нравственной поддержки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыборных кампаний кандидаты на политиче­
ские посты в обязательном порядке создают себе имидж высоко­
нравственных личностей, стоящих на защите интересов каждого человека, общества в целом.
На ход политической жизни большое влияние оказывает мо­
ральный фактор как способность и готовность населения реализо­
вать политическую волю, поддержать, проигнорировать или даже отвергнуть усилия власти.
Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстанов­
ку в обществе.
Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для ут­
верждения в обществе соответствующих нравственных отношений, усвоения и выполнения моральных норм. Политика способствует изменению моральных ценностей, существенно влияет на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту безнравст­
венности и преступности. И напротив, стабильная политическая ситуация способствует укреплению нравственной атмосферы в об­
ществе. Таким образом, мораль и политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
По мере развития человеческого общества потребность в тесном
союзе моральных и политических норм неуклонно возрастает, что обусловливается следующими причинами.
1. Усиливается глобальное влияние политики на судьбы людей, общества, государства. В настоящее время политические решения затрагивают интересы не только граждан отдельных стран, но и всего человечества. Поэтому в силу значимости принятия тех или иных политических решений моральные критерии политической деятельности становятся насущной необходимостью.
2. Повышается ценность каждой человеческой личности. В со­
временном мире обязательными нравственными требованиями к политике являются соблюдение прав человека, социальная направ­
ленность политики, утверждение демократических принципов жиз­
недеятельности, укрепление правовых основ общества, что находит
45

отражение в принятии политических решений и правовом нормо­
творчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне от­
дельных государств, так и на международном уровне.
3.
Повышается информированность общества о политике и по­
литиках, усиливается контроль общества за их деятельностью. По­
литика становится все более открытой, в связи с чем она все более вынуждена считаться с нравственными настроениями масс, общест­
венным мнением, поддерживать свой политический имидж соблю­
дением моральных норм.
Единство политики и морали не исключает различий между ни­
ми, приобретающих иногда принципиальный характер.
1. Мораль старше политики. Она появляется с возникновением человеческого общества как необходимость регулирования общест­
венных отношений. Политика же, как и право, формируется с по­
явлением государства.
2. Мораль имеет свою систему ценностей и норм, например, добро и зло, хорошее и плохое, гуманизм и справедливость, кото­
рые могут совпадать, а могут и существенно отличаются от полити­
ческих целей, ценностей и установок.
3. Мораль регулирует общественное поведение внутренними убеждениями и совестью человека, посредством воздействия на не­
го общественного мнения, а политика для достижения своих целей создает систему организаций, органов и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

4. Мораль в отличие от политики всегда индивидуальна. Мораль подходит к оценке действий людей не с массовой точки зрения, не как к социально-историческому факту, а с личной точки зрения, когда действия людей рассматриваются как поступки.
Политика же носит групповой, коллективный характер. Она имеет значение для общества в целом. В ней индивид выступает как часть или представитель государства, нации, партии и т.п. Его личная ответ­
ственность как бы растворяется в коллективных решениях и действи­
ях. Политика выражает интересы больших групп людей (социальных общностей, партий, государств). Оценка политики осуществляется с позиций степени реализации этих интересов. Политика подходит к явлениям как к социальным фактам, принимая во внимание в первую очередь общественное значение действия, его результатов.
5. В морали на первый план выходит мотивационная сторона индивида, а моральное значение действий оценивается с позиций добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. В политике содер­
жание побудительных мотивов решающей роли не играет. Исходя из этого, принято считать, что политика выражает отношения между государствами, нациями, партиями и классами, а мораль показывает отношение индивида к другим людям, коллективу, обществу.
46

3.
Могут иметь место и так называемые мнимые противоречия между политикой и моралью, когда на самом деле противоречие воз­
никает между моралью и негосударственным субъектом, например частным бизнесом (финансовые и строительные пирамиды, «серые» зарплаты, аферы в туристическом бизнесе и т.п.), а граждане про­
должают воспринимать недобросовестные действия отдельных пред­
принимателей как государственные просчеты. В создавшейся кон­
фликтной ситуации люди выдвигают требования о погашении задол­
женностей именно к государству, хотя в силу изменения форм собст­
венности в России государство экономически не несет ответственно­
сти за действия частных предприятий.
Поэтому в правоохранительной деятельности важно, во-первых, адекватно соотносить политические явления с нравственными нор­
мами в каждом конкретном случае и, во-вторых, своевременно вы­
являть, оптимизировать и по возможности устранять реальные и мнимые противоречия между политикой и моралью.
Соответствующие вопросы подробно рассматриваются в курсах
«Политология» и «Социология».
2.3. Мораль и религия
Мораль и религия — наиболее древние, близкие и взаимосвязанные регуляторы общественных отношений. В любой религии в той или иной степени при­
сутствует моральное начало.
Религия определяет не толь­
ко отношения человека с Бо­
гом и церковью, но и регла­
ментирует отношения людей друг с другом в самых разных сферах.
При этом нормы нравственности могут суще­
ственно различаться в разных религиозных системах.
Моральное начало при­
сутствует в самой идее веры в
Бога. Бог наделен высшими, совершенными моральными качествами и воплощает в себе те нравственные требо­
вания, которым обязаны сле­
довать все верующие. Не случайно австрийский психолог Виктор
Франкл (1905—1997), иудей по исповеданию, назвал Бога «персона­
лизированной совестью».
48


В исламе моральное начало пронизывает идею единого Бога —
Аллаха, Творца и Владыки мира, воплощения добра, всесильного и мудрого существа. Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Все суры (главы) Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и мило­
сердного». Это свойственно и шариату — своду религиозно-эти­
ческих и правовых предписаний ислама, в котором огромная роль принадлежит вере в торжество добра и справедливости.
Особые отношения складываются между моралью и буддизмом.
Буддизм, являясь политеистичной религией, отрицает существова­
ние единого и всемогущего Бога-Творца, а мир считается «никем не созданным и никем не управляемым». В основе вероучение буд­
дизма — идея о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее про­
явлениях есть страдание (дуккха), проявляющееся в разных формах: неудовлетворенность, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокая неудовлетворенность непостоянством. Буддийский
«путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панча- шилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, от­
каз от употребления алкоголя)1.
Религию и мораль объединяет то, что обе они основываются на вере и глубоких внутренних устоях, обусловленных часто общими ценностями, такими как человеколюбие, материнская любовь, суп­
ружеская верность, дружба, уважение к старикам, трудолюбие, само­
отверженность. В границах религиозной морали были выработаны и усвоены многими поколениями людей такие великие нравственные идеи, как идеи добра, долга, человечности, сострадания, прощения, моральной чистоты и ответственности, уважения человеческого досто­
инства и др. Моральные нормы воспринимаются верующими как по­
веления Бога, что придает им особую авторитетность и влиятельность.
В отличие же от религии мораль не формализована какими- либо институтами, она не имеет особых учреждений и лиц, специ­
ально обеспечивающих ее реализацию в жизни общества, органи­
зующих контроль за выполнением ее правил и норм.
Мораль может существовать автономно, без признания религии и опоры на нее, например в светском или атеистическом обществе.
Так, атеисты вырабатывают свои системы ценности и моральных принципов. Отрицая существование Бога или бессмертность, рас­
сматривая естественный мир как основу всего, они не связывают
1 См.: Лысенко В.Г. Буддизм / / Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.
С. 169-177.
50