Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экскурс в историю явно свидетельствует, что во все времена политиков обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей («политика — грязное дело»). Уже с древ
нейших времен неизменно вставал вопрос: «Может и должна ли политика отвечать требованиям нравственности?» Среди множества вариантов ответа на него можно выделить две наиболее отчетливые точки зрения, принадлежащие так называемым политическим идеа
листам, с одной стороны, и их оппонентам — политическим реали
стам — с другой.
Политические идеалисты отдают приоритет морали перед поли
тикой и считают, что политика должна полностью подчиняться мо
рали. Так, сторонник политического идеализма Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на этической почве, на основе существующих нравов и обычаев. По его мнению, цель политики состоит в том, чтобы обеспечивать счастье граждан и такое состоя
ние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность.
Следовательно, цель политики располагается в этической сфере.
В противовес политическим идеалистам политические реалисты провозглашают идею о независящей от морали сущности политики, полагая, что к ней не применимы моральные критерии и оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, чести и бесчестия, тогда как политика реа
лизуется в реальных, конкретных обстоятельствах. Обращаясь к ис
торическому опыту политической жизни разных стран, они доказы
вают, что государственные интересы выше любых других, а потому государственная власть имеет полное право не считаться с моралью.
Если для политика важен практический результат, то для моралиста — нравственная оценка этого результата и средств его достижения.
Следовательно, по мнению «политических реалистов», мораль и политика изначально и определенно несовместимы.
Как заявлял выдающийся французский ученый и политолог
Р. Арон (1905—1983), «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политически». Другими словами, в соответствии с дан
ной позицией, если человек хочет сохранить верность высшим мо
ральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он вошел в сферу политики, то он должен забыть о морали.
Абсолютизация позиции политических идеалистов делает ее не
реалистичной и, следовательно, практически непригодной. Крайнее проявление позиции политических реалистов характеризуется от
кровенным цинизмом, поскольку оправдывает любые средства в достижении политических целей. И если все-таки допустить поло
жение, что «политика — грязное дело», следует признать и право политиков на безнравственные поступки, если они способствуют осуществлению их политических задач. Обществу в таком случае ничего не остается, как смириться с существующим положением вещей. Мораль, которая призвана служить регулятором обществен
ных отношений, входит в противоречие с действиями политиков.
43
литических действий является намерение и способность политиков проводить социально ориентированные государственные програм
мы в общенациональных интересах. В этих процессах для политики оказываются очень важными существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой. Для успешного осуществления своих программ поли
тики вынуждены учитывать нравственное состояние общества, су
ществующие в нем моральные нормы и обычаи, так как политика, не имеющая нравственной поддержки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыборных кампаний кандидаты на политиче
ские посты в обязательном порядке создают себе имидж высоко
нравственных личностей, стоящих на защите интересов каждого человека, общества в целом.
На ход политической жизни большое влияние оказывает мо
ральный фактор как способность и готовность населения реализо
вать политическую волю, поддержать, проигнорировать или даже отвергнуть усилия власти.
Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстанов
ку в обществе.
Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для ут
верждения в обществе соответствующих нравственных отношений, усвоения и выполнения моральных норм. Политика способствует изменению моральных ценностей, существенно влияет на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту безнравст
венности и преступности. И напротив, стабильная политическая ситуация способствует укреплению нравственной атмосферы в об
ществе. Таким образом, мораль и политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
По мере развития человеческого общества потребность в тесном
союзе моральных и политических норм неуклонно возрастает, что обусловливается следующими причинами.
1. Усиливается глобальное влияние политики на судьбы людей, общества, государства. В настоящее время политические решения затрагивают интересы не только граждан отдельных стран, но и всего человечества. Поэтому в силу значимости принятия тех или иных политических решений моральные критерии политической деятельности становятся насущной необходимостью.
2. Повышается ценность каждой человеческой личности. В со
временном мире обязательными нравственными требованиями к политике являются соблюдение прав человека, социальная направ
ленность политики, утверждение демократических принципов жиз
недеятельности, укрепление правовых основ общества, что находит
45
мы в общенациональных интересах. В этих процессах для политики оказываются очень важными существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой. Для успешного осуществления своих программ поли
тики вынуждены учитывать нравственное состояние общества, су
ществующие в нем моральные нормы и обычаи, так как политика, не имеющая нравственной поддержки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыборных кампаний кандидаты на политиче
ские посты в обязательном порядке создают себе имидж высоко
нравственных личностей, стоящих на защите интересов каждого человека, общества в целом.
На ход политической жизни большое влияние оказывает мо
ральный фактор как способность и готовность населения реализо
вать политическую волю, поддержать, проигнорировать или даже отвергнуть усилия власти.
Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстанов
ку в обществе.
Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для ут
верждения в обществе соответствующих нравственных отношений, усвоения и выполнения моральных норм. Политика способствует изменению моральных ценностей, существенно влияет на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту безнравст
венности и преступности. И напротив, стабильная политическая ситуация способствует укреплению нравственной атмосферы в об
ществе. Таким образом, мораль и политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
По мере развития человеческого общества потребность в тесном
союзе моральных и политических норм неуклонно возрастает, что обусловливается следующими причинами.
1. Усиливается глобальное влияние политики на судьбы людей, общества, государства. В настоящее время политические решения затрагивают интересы не только граждан отдельных стран, но и всего человечества. Поэтому в силу значимости принятия тех или иных политических решений моральные критерии политической деятельности становятся насущной необходимостью.
2. Повышается ценность каждой человеческой личности. В со
временном мире обязательными нравственными требованиями к политике являются соблюдение прав человека, социальная направ
ленность политики, утверждение демократических принципов жиз
недеятельности, укрепление правовых основ общества, что находит
45
отражение в принятии политических решений и правовом нормо
творчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне от
дельных государств, так и на международном уровне.
3.
Повышается информированность общества о политике и по
литиках, усиливается контроль общества за их деятельностью. По
литика становится все более открытой, в связи с чем она все более вынуждена считаться с нравственными настроениями масс, общест
венным мнением, поддерживать свой политический имидж соблю
дением моральных норм.
Единство политики и морали не исключает различий между ни
ми, приобретающих иногда принципиальный характер.
1. Мораль старше политики. Она появляется с возникновением человеческого общества как необходимость регулирования общест
венных отношений. Политика же, как и право, формируется с по
явлением государства.
2. Мораль имеет свою систему ценностей и норм, например, добро и зло, хорошее и плохое, гуманизм и справедливость, кото
рые могут совпадать, а могут и существенно отличаются от полити
ческих целей, ценностей и установок.
3. Мораль регулирует общественное поведение внутренними убеждениями и совестью человека, посредством воздействия на не
го общественного мнения, а политика для достижения своих целей создает систему организаций, органов и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения.
творчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне от
дельных государств, так и на международном уровне.
3.
Повышается информированность общества о политике и по
литиках, усиливается контроль общества за их деятельностью. По
литика становится все более открытой, в связи с чем она все более вынуждена считаться с нравственными настроениями масс, общест
венным мнением, поддерживать свой политический имидж соблю
дением моральных норм.
Единство политики и морали не исключает различий между ни
ми, приобретающих иногда принципиальный характер.
1. Мораль старше политики. Она появляется с возникновением человеческого общества как необходимость регулирования общест
венных отношений. Политика же, как и право, формируется с по
явлением государства.
2. Мораль имеет свою систему ценностей и норм, например, добро и зло, хорошее и плохое, гуманизм и справедливость, кото
рые могут совпадать, а могут и существенно отличаются от полити
ческих целей, ценностей и установок.
3. Мораль регулирует общественное поведение внутренними убеждениями и совестью человека, посредством воздействия на не
го общественного мнения, а политика для достижения своих целей создает систему организаций, органов и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
4. Мораль в отличие от политики всегда индивидуальна. Мораль подходит к оценке действий людей не с массовой точки зрения, не как к социально-историческому факту, а с личной точки зрения, когда действия людей рассматриваются как поступки.
Политика же носит групповой, коллективный характер. Она имеет значение для общества в целом. В ней индивид выступает как часть или представитель государства, нации, партии и т.п. Его личная ответ
ственность как бы растворяется в коллективных решениях и действи
ях. Политика выражает интересы больших групп людей (социальных общностей, партий, государств). Оценка политики осуществляется с позиций степени реализации этих интересов. Политика подходит к явлениям как к социальным фактам, принимая во внимание в первую очередь общественное значение действия, его результатов.
5. В морали на первый план выходит мотивационная сторона индивида, а моральное значение действий оценивается с позиций добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. В политике содер
жание побудительных мотивов решающей роли не играет. Исходя из этого, принято считать, что политика выражает отношения между государствами, нациями, партиями и классами, а мораль показывает отношение индивида к другим людям, коллективу, обществу.
46
3.
Могут иметь место и так называемые мнимые противоречия между политикой и моралью, когда на самом деле противоречие воз
никает между моралью и негосударственным субъектом, например частным бизнесом (финансовые и строительные пирамиды, «серые» зарплаты, аферы в туристическом бизнесе и т.п.), а граждане про
должают воспринимать недобросовестные действия отдельных пред
принимателей как государственные просчеты. В создавшейся кон
фликтной ситуации люди выдвигают требования о погашении задол
женностей именно к государству, хотя в силу изменения форм собст
венности в России государство экономически не несет ответственно
сти за действия частных предприятий.
Поэтому в правоохранительной деятельности важно, во-первых, адекватно соотносить политические явления с нравственными нор
мами в каждом конкретном случае и, во-вторых, своевременно вы
являть, оптимизировать и по возможности устранять реальные и мнимые противоречия между политикой и моралью.
Соответствующие вопросы подробно рассматриваются в курсах
«Политология» и «Социология».
2.3. Мораль и религия
Мораль и религия — наиболее древние, близкие и взаимосвязанные регуляторы общественных отношений. В любой религии в той или иной степени при
сутствует моральное начало.
Религия определяет не толь
ко отношения человека с Бо
гом и церковью, но и регла
ментирует отношения людей друг с другом в самых разных сферах.
При этом нормы нравственности могут суще
ственно различаться в разных религиозных системах.
Моральное начало при
сутствует в самой идее веры в
Бога. Бог наделен высшими, совершенными моральными качествами и воплощает в себе те нравственные требо
вания, которым обязаны сле
довать все верующие. Не случайно австрийский психолог Виктор
Франкл (1905—1997), иудей по исповеданию, назвал Бога «персона
лизированной совестью».
48
В исламе моральное начало пронизывает идею единого Бога —
Аллаха, Творца и Владыки мира, воплощения добра, всесильного и мудрого существа. Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Все суры (главы) Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и мило
сердного». Это свойственно и шариату — своду религиозно-эти
ческих и правовых предписаний ислама, в котором огромная роль принадлежит вере в торжество добра и справедливости.
Особые отношения складываются между моралью и буддизмом.
Буддизм, являясь политеистичной религией, отрицает существова
ние единого и всемогущего Бога-Творца, а мир считается «никем не созданным и никем не управляемым». В основе вероучение буд
дизма — идея о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее про
явлениях есть страдание (дуккха), проявляющееся в разных формах: неудовлетворенность, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокая неудовлетворенность непостоянством. Буддийский
«путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панча- шилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, от
каз от употребления алкоголя)1.
Религию и мораль объединяет то, что обе они основываются на вере и глубоких внутренних устоях, обусловленных часто общими ценностями, такими как человеколюбие, материнская любовь, суп
ружеская верность, дружба, уважение к старикам, трудолюбие, само
отверженность. В границах религиозной морали были выработаны и усвоены многими поколениями людей такие великие нравственные идеи, как идеи добра, долга, человечности, сострадания, прощения, моральной чистоты и ответственности, уважения человеческого досто
инства и др. Моральные нормы воспринимаются верующими как по
веления Бога, что придает им особую авторитетность и влиятельность.
В отличие же от религии мораль не формализована какими- либо институтами, она не имеет особых учреждений и лиц, специ
ально обеспечивающих ее реализацию в жизни общества, органи
зующих контроль за выполнением ее правил и норм.
Мораль может существовать автономно, без признания религии и опоры на нее, например в светском или атеистическом обществе.
Так, атеисты вырабатывают свои системы ценности и моральных принципов. Отрицая существование Бога или бессмертность, рас
сматривая естественный мир как основу всего, они не связывают
1 См.: Лысенко В.Г. Буддизм / / Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.
С. 169-177.
50