Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человеческое достоинство обращения или наказания. Существуют определенные правовые гарантии данной нормы. Так, законода­
тельство предусматривает ответственность должностных лиц, до­
пустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучи­
тельными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания. Сле­
довательно, оно включает в себя черты убеждения правонаруши­
телей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний1.
Принуждение включает в свой состав различные по нравствен­
но-правовым последствиям меры принудительного воздействия — меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъектив­
ных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответ­
ственности.
Приведенные положения, лежащие в основе деятельности всех органов государственной власти, для органов внутренних дел имеют особое значение, обусловленное назначением этой государственной структуры.
К не менее важным конституционным положениям, оказываю­
щим непосредственное влияние на содержание принципа гуманиз­
ма в деятельности полиции, относятся также:
(1) неприкосновенность жилища (ст. 25);
(2) гарантированность судебной защиты прав и свобод, а также возможность обжалования в суд решений и действий (без­
действия) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 46);
(3) право на возмещение государством вреда, причиненного не­
законными действиями (или бездействием) органов государ­
ственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
П ринц ип кол л екти ви зм а
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь проявляются в отно­
шениях между коллегами, основанных на дружбе, взаимной помо­
щи и поддержке. Вместе с тем коллективизм оказывается важен не только в профессиональном, но и общечеловеческом смысле (проти­
воположен ему принцип индивидуализма), так как в нем заключает­
ся самая главная сущность взаимоотношений личности и общества.
Как правило, все социальные и профессиональные интересы инди­
видов обусловлены их личными интересами. Констатируя это
1 См.: Добрынина Е. Укрепляй и властвуй / / Российская газета. 2005. 13 сентября.
28
их волю. Но если первый фактор (цель) носит в основном внеш­
ний, строго императивный характер, то второй фактор (воля) в большей степени определяется морально-психологическим клима­
том коллектива и нравственной воспитанностью всех его членов.
Цели деятельности служебного коллектива определяются как зада­
чами, которые ставит руководство перед коллективом того или ино­
го подразделения, так и осознанием необходимости требований по­
вседневной службы. Не случайно российский индивид не «зараба­
тывает» (как западный), а «заслуживает» репутацию. В этой, каза­
лось бы, «игре слов» заключается пока еще сохраняющееся разли­
чие в ценностных установках западного и российского человека.
2. Сотрудничество и взаимопомощь. В служебных коллективах ор­
ганов внутренних дел эта сторона коллективизма проявляется осо­
бенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» — не просто красивые слова, а коренной принцип служебного взаимодействия, получивший неоднократное подтверждение на практике. При этом сотрудничество и взаимопомощь непременно должны органично со­
четаться с принципиальностью и беспристрастностью взаимоотно­
шений в коллективе, чтобы предотвратить такие негативные явления, как покровительство, круговая порука, непотизм, «прикрытие» недоб­
росовестных сотрудников, бездельников, прогульщиков. В противном случае создается серьезная угроза морально-психологическому клима­
ту в коллективе, возникает опасность его нравственной деформации, и, соответственно, при таком нравственном «заболевании» остро встает вопрос о необходимости срочного «оздоровления» коллектива.
3. Демократизм. Демократический стиль взаимоотношений в коллективе основан на принципах равенства и возможности уча­
стия каждого в принятии существенных решений. Даже в таких нормативно организованных и централизованных структурах, как органы внутренних дел, существует немало аспектов, которые опре­
деляются коллективным решением. И чем более сплоченным и мо­
рально сознательным является то или иное подразделение, тем бо­
лее возникает предпосылок у руководства для делегирования власт­
ных полномочий членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе, общности целей и общей ответственности за успешное решение служебных задач1.

4. Дисциплина. Как особый вид общественных отношений, дис­
циплина включает отношения ответственности, исполнительности,
'См.: Опрятов В.И. Понятие и виды принципов построения системы органов исполнительной власти субъектов РФ / / Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. Вып. 18: Процессуальное право и правовая культура:
Проблемы взаимодействия и развития / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.
С. 167-182.
30
здоровья, право на получение образования, жилья, врачебной по­
мощи, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Со­
ответствие между целями и средствами, необходимыми для их дос­
тижения, — одно из важнейших проявлений принципа единства законности и справедливости.
Правовой аспект реализации принципа справедливости на прак­
тике состоит, в частности, в равенстве всех граждан перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, происхождения, социального статуса, сексуальной ориентации, ре­
лигиозных, политических убеждений и других обстоятельств.
В нормативных правовых актах принцип справедливости реализу­
ется при определении санкций, например при назначении наказания.
Так, принцип справедливости закреплен в конституционном положе­
нии о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ). Согласно ст. 6 УК РФ «нака­
зание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновно­
го». При этом суды должны иметь возможность назначать индивиду­
альное наказание с учетом конкретных обстоятельств.
Применение тех или иных санкций всегда сопряжено с ущем­
лением некоторых интересов личности, с несением ею определен­
ных лишений. В силу этого принцип справедливости должен со­
блюдаться особенно четко и адекватно.
Все рассмотренные выше принципы соответствуют общепри­
знанным принципам морали российского общества и государства и включаются в систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения представителей государст­
венных органов, в частности сотрудников ОВД.
В практической деятельности эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер и императивное значение, о чем мы будем говорить в последующих главах.
1.5. Понятие «нравственное воспитание»
Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследо­
вания нравственности, выражающая потребность общества созна­
тельно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализиро­
ванным и в целом протекающим стихийно1.
1 Педагогический энциклопедический словарь. С. 171.
32

которая делает возможным существование всех прочих целей и на­
ходится не столько впереди, сколько в основании самого человече­
ского бытия. Точнее, нравственность не цель, а идеал — высший моральный образец для подражания1.
Вместе с тем возникает еще одно противоречие: если нравст­
венное воспитание — рационально организованная деятельность, то в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели должна превратиться в реальную. Однако если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразо­
ванию лишаются смысла, поскольку существование в форме идеала и есть способ ее реального существования. Отсутствие же в общест­
ве лиц и учреждений, профессионально занятых нравственным воспитанием, исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности среди людей. По мысли древне­
греческого философа Протагора (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), в осо­
бых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (мате­
матики, музыки, права и др.) обучают добродетели2.
Ж.-Л. Давид. Смерть Сократа (1787).
Смерть Сократа явилась самым обличительным уроком нравственности, вызвавшим могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории
Следовательно, буквальное понимание нравственного воспита­
ния как обучения нравственности не совсем верное, поскольку нравственности специально не обучают.
1 Педагогический энциклопедический словарь. С. 171.
2 Гусейнов Л., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 2005. С. 34.
34

Социальные институты (семья, школа, служебный коллектив, прокуратура, полиция, суд и т.д.) наряду со своим прямым назна­
чением также оказывают и нравственное воздействие на личность.
Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообра­
зие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания, самосовершенствования и
саморазвития1.
Человек может влиять на собственное нравствен­
ное развитие через культи­
вирование определенных поступков, поведения, концентрируясь на собст­
венных нравственных чер­
тах характера или чертах характера субъекта, кото­
рого он идеализирует. Ка­
ковы поступки, говорил
Аристотель, таковы и нрав­
ственные качества челове­
ка. Равномерно распреде­
ляя блага при обмене меж­
ду людьми, человек учится быть справедливым, прояв­
ляя отвагу в условиях опасности, в конечном счете обретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Мо­
ральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться сло­
вами»2, оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем. Воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Нравственное воспитание может приобретать и противополож­
ные формы: морализаторство, моральный террор (стремление на­
сильно осчастливить человека путем навязывания ему посредством жесткой регламентации определенных правил, форм поведения, при этом нравственные предписания выступают как средство по­
давления и унижения личности).
Термин «нравственное воспитание» употребляется и в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В дан­
ном случае акцентируется внимание на принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения
1 Педагогический энциклопедический словарь. С. 171.
2 Швейцер А. Культура и этика / Общ. ред. проф. В.А. Карпушина. М., 1973. С. 45.
35

за обеденным столом до почитания старших. Нравственные пред­
писания приучают человека как бы наблюдать за собой со стороны и, критикуя себя, вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать его роль. Однако приличное, достойное поведение и хорошие манеры, именуемые воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью. Однако воспитанность и культурность — важ­
нейшие ее составляющие1.
Таким образом, наиболее полно моральные нормы усваиваются в процессе воспитания, но, с другой стороны, меры по реальному изменению, оздоровлению нравственной жизни должны включать меры организационно-практического характера, направленные на изменение реальных условий жизнедеятельности людей, развитие демократических начал в обществе2.
Вопросы д л я сам оконтроля
1. Дайте определение этики как науки и учебной дисциплины.
2. Поясните суть предмета этики. Соотнесите предмет общей и профессиональной этики.
3. Назовите функции морали. Какова ее структура?
4. Назовите основные этические категории и раскройте их содер­
жание.
5. Раскройте содержание принципов профессиональной этики.
6. В чем отличие нравственного воспитания от других видов воспита­
тельной деятельности? Почему «обучить» нравственности нельзя?
1 Педагогический энциклопедический словарь. С. 171.
2 О нравственных характеристиках всех российских реформ см., например:
Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права /
Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2004. С. 48—49.
36
сопутствует жизни и деятельности человека, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального разви­
тия, когда общество разделяется на различные социальные группы и возникает государство.
2. Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государ­
ством в процессе деятельности полномочных государственных ор­
ганов либо санкционируются им. Правотворчество, как известно, — это монополия государства, его исключительная обязанность. Для создания же норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллекти­
вами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании и поддержке государством1.
3. Правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, указах, по­
становлениях, иных нормативных правовых актах, судебных реше­
ниях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах
(религиозные книги, доктрины в монографиях видных ученых- юристов), на них можно ссылаться при решении юридических дел.
Вне такой внешне выраженной официальной формы правовые нормы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения, они существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных текстах (Биб­
лия, Коран, Талмуд), исторических летописях, программах и уста­
вах различных партий и иных общественных объединений.
4. У морали и права различны оценочные критерии поведения человека. В праве используются такие критерии, как правомерно — неправомерно, законно — незаконно, имеет право — несет обязан­
ность и т.д. Для моральной оценки актуальны иные критерии: мо­
рально — аморально, честно — бесчестно, похвально — постыдно, гуманно — антигуманно, благородно — подло и т.д.
5. Мораль и право не всегда совпадают и по диапазону дейст­
вия. Мораль регулирует более широкий круг отношений, и ее влия­
ние на социальные связи шире и глубже. Практически нет таких областей жизни и деятельности людей, которые в той или иной степени не оценивались бы с позиции морали. Право же регулирует не все, а наиболее значимые сферы общественных отношений (соб­
ственность, власть, подчинение, правосудие, экология, взаимоот­
ношения личности и государства и др.), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый 'См.: Лгешин Ю.Л. Политика, мораль, право. М., 1982. С. 123.
39

предвосхищаемых последствий. Поэтому мотивом к соблюдению правовой нормы может быть только страх, т.е. состояние страдания от ожидания возможного наказания за неисполнение. В этом смысле право предполагает направленность на будущее, поскольку только в грядущем может состояться наказание1.
Мотив к соблюдению морали — совесть, т.е. состояние страда­
ния от неисполнения моральной нормы или состояние страдания от напоминания о неисполнении долга. Поэтому мораль предпола­
гает устремленность в прошлое. Этот момент подчеркивает меха­
низм выполнения моральной нормы, который строится на испол­
нении морали как самоцели, а не как средства. Поскольку мораль не может опираться на указание нежелательных последствий в бу­
дущем, то может действовать, лишь развивая в человеке память о прошлом. Если будущее есть то, что может осуществиться, то про­
шлое уже осуществиться не может. Поэтому мораль избирает про­
шлое в силу его неосуществимости, чтобы не указывать на послед­
ствие. При этом, естественно, совесть в отличие от страха сама яв­
ляется порождением, а не причиной морального выбора.
Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает и наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхож­
дений, несогласованностей. Ряд коллизионных вопросов в соотноше­
нии права и морали возникает чаще всего в регулировании транс­
плантации человеческих органов и тканей, операции искусственно­
го оплодотворения и имплантации, осуществлении других меди­
цинских операций, способов лечения и иных врачебных вмеша­
тельств. Так, получившее в последнее время широкую огласку дело
«доктора Смерти» является показательным примером «столкнове­
ния» между нормами морали и права2. Умертвляя безнадежно боль­
ных смертельной болезнью по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушал закон, но, с другой стороны, избавлял больных как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соот­
ветствует морали и нравственности.
Для возникновения таких противоречий имеется несколько причин. Одна из них — это большая подвижность, динамизм мора­
ли, достаточная гибкость ее принципов. Мораль движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу своей формаль­
ной определенности, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих актах. Другая причина — конъюнк­
турные, политические, лоббистские и иные факторы, которые все­
гда присутствуют в правотворческой работе, а порой и просто ошибки законодателя.
Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на
1 См.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 360.
2 См.: Келлерман Дж. Доктор Смерть. М., 2003.
41