Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категории этики
— основные понятия этики, отражающие наиболее существенные элементы морали, нравственных отношений, моральной деятельности. В своей совокупности они составляют категориальный аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и значение каждой из них в общей системе нравственных понятий менялись в истории этической мысли в зави­
симости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, справед­
ливости, долга, совести, чести и др.
Категорический императив
(нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus повелительный) — основная категория этики И. Канта. Сформули­
рованный им в 1785 г. «нравственный закон» гласит: «Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим мо­
ральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать)».
Кант считал, что этот должен регулировать нравственные отношения между людьми, так как из него можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования («Если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной»).
Качества моральные
— (1) прочные морально-психологические состоя­
ния и устойчивые формы нравственного поведения, сформирован­
ные на синтезе морально-этических знаний, взглядов, чувств, убеж­
дений, силы воли и привычек: (2) стабильные внутренние особенно­
сти людей, характеризующие их с моральной точки зрения (доброта, великодушие, честность, совестливость, тщеславие и т.д.). Мораль­
ные качества проявляются в поступках, поведении, профессиональ­
ной деятельности, повседневной жизни человека и разделяются на положительные и отрицательные (добродетели и пороки), например: щедрость — скупость, скромность — зазнайство; человечность (гу­
манность) — черствость (бесчеловечность), вежливость — невоспи­
танность (грубость).
Клевета
— (1) распространение заведомо ложный сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию;
(2) ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, желание устранить соперников, стремление расправиться с неугодными лицами). За до­
казанный факт клеветы следует уголовная ответственность (ст. 128.1
УК РФ).
Кодекс моральный
(лат. codex — книга) — моральный кодекс, или этиче­
ский кодекс, — система (свод) этических принципов и норм, выра­
жающих понимание достойного поведения членов определенного сообщества (социальной, профессиональной, этнической или корпо­
ративной группы) и управляющих их действиями и поступками. Как правило, в моральном кодексе, отражаются нравственные требования, которые уже выработало моральное сознание общества. Примеры
246

профессиональных кодексов этики: Клятва Гиппократа, Кредо журна­
листа, Кодекс судейской этики, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и му­
ниципальных служащих.
Профессиональный кодекс этики обычно выражает правила профес­
сиональной и социальной ответственности, в которых рассматрива­
ются часто встречающиеся сложные случаи и объясняется, какое по­
ведение в подобных ситуациях следует считать этичным, а какое нет и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса подлежит моральному осуждению и да­
же может быть поводом для исключения из организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений кодексов этики и служебного поведения государственными служа­
щими влечет применение к ним мер юридической ответственности.
Коллектив
(лат. collectivus — собирательный) — социальная общность людей (социальная группа), создаваемая на основе общезначимых целей, задач, интересов, ценностей, совместной деятельности (службы).
Коллективизм
(лат. collectivus — собирательный) — нравственный принцип, отражающий такое отношение человека к обществу, при котором его личные интересы оптимально и гармонично сочетаются с общественными. Содержание коллективизма складывается из това­
рищества, взаимной поддержки и помощи (чувство локтя, чувство плеча), взаимоуважения, инициативности, коллективного творчества, дисциплинированности, порядочности, добросовестности.
В нравственном аспекте коллективизм противоположен индивидуа­
лизму.
Коммуникативность сотрудника полиции (от лат. communicare — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) — способности, навыки, умения сотрудника эффективно и корректно взаимодействовать с другими людьми (руководством, коллегами, подчиненными, посети­
телями), налаживать с ними деловые, профессиональные и внеслу­
жебные отношения, соблюдая при этом уважение к чужой личности, проявляя заинтересованность и сопереживание, умение слушать, сдержанность, воспитанность, такт.
Компетентность
(лат. competens — подходящий, соответствующий, спо­
собный, знающий, надлежащий) — совокупность свойств (характе­
ристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять опреде­
ленную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Компетентность — это то, чего достиг кон­
кретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.
Компетенция
(лат. competere — подходить, соответствовать) — (1) круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познания­
ми и опытом; (2) сфера деятельности, в которой субъект имеет ре­
альную возможность решать определенные задачи и принимать соот­
ветствующие решения. Компетенция — это характеристика места
(должности, сфера деятельности), а не лица, то есть параметр соци­
247

альной роли человека. Если человек соответствует этому месту (со­
циальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов.
Конфликт интересов
(лат. conflictus — столкновение) — ситуация, воз­
никающая в связи с исполнением полномочий государственным служащим, при которых его служебные обязанности могут совпадать с его личными интересами либо деятельность государственного слу­
жащего приводит к получению им любых других выгод с использо­
ванием служебного положения.
Конфликт моральный
(или нравственный конфликт) — противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражаю­
щее столкновение моральных принципов, интересов. Ситуация мо­
рального конфликта наступает, когда человек, следуя какой-либо нравственной норме в то же время нарушает другую нравственную норму, представляющей для данного человека определенную мо­
ральную ценность (конфликт интересов). В конфликтной ситуации требуется совершить правильный нравственный выбор между стал­
кивающимися моральными ценностями в пользу одной из них.
Разрешение моральных конфликтов базируется на осознании иерар­
хии и социальном приоритете нравственных ценностей. Так, обще­
ственный, профессиональный или служебный долг рассматриваются как более высокие по сравнению с частным.
Конформизм
(лат. conformis — подобный) — (1) тенденция личности изменять свои убеждения, нравственные принципы и ценностные установки под влиянием тех или иных факторов; (2) преднамеренное приспособленчество к обстоятельствам (порой за счет отступления от общепринятых моральных ценностей и собственных нравственных принципов), обусловленное стремлением получить какие-либо выгоды.
В этике конформизм равносилен отказу человека от независимости своего нравственного сознания, от собственного морального выбора и возложению ответственности на внешние обстоятельства, следова­
тельно, отказу от себя как от личности. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу явного
(принуждение) или неявного (внушение) давления, а на основе соз­
нательного согласия с ней.
Коррупция
(лат. cormptio — подкуп, порча, от лат. corrumpere — растле­
вать) —(1) подкуп и продажность должностных лиц; (2) использова­
ние должностным лицом своих должностных властных полномочий, предоставленных ему по должности, а также связанных с этим офи­
циальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях лично­
го обогащения, противоречащее законодательству и нормам морали.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупот­
ребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в
248

целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой вы­
годы указанному лицу другими физическими лицами1.
С этической точки зрения некоторые проявления коррупции полу­
чают лишь моральное порицание, как безнравственные (кумовство, покровительство, фаворитизм), другие — считаются преступлениями и подлежат уголовному наказанию (дача и получение взятки).
Корыстолюбие
— негативное моральное качество, проявляющееся в неуемной страсти к обогащению, получению личной выгоды, нажи­
вы. Синонимы корыстолюбия — алчность, корыстность, жадность, стяжательство, сребролюбие, меркантилизм.
Культура
(лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) —
(1) исторически определенный уровень развития человеческого об­
щества; (2) уровень развития интеллектуальных и творческих сил и способностей человека, проявляющийся в его жизнедеятельности и взаимоотношениях; (3) совокупность создаваемых людьми матери­
альных и духовных ценностей, передаваемых последующим поколе­
ниям. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление и развитие как личности.
Культура нравственного сознания
— этическое понятие, характеризующее способность человека использовать в повседневной жизни морально- этические знания, различать добро и зло, хорошее и плохое, правиль­
ное и неправильное. Основу культуры нравственного сознания состав­
ляют культура мышления и целостное мировоззрение личности.
Культура поведения
— совокупность сформированных, социально зна­
чимых качеств личности и повседневных форм поведения человека, в которых находят внешнее выражение нормы нравственности, эти­
ки, эстетической культуры и этикета. В культуре поведения выража­
ются, с одной стороны, социально-нравственные требования к чело­
веку, с другой — усвоенные им социально значимые и морально- этические положения, принципы и нормы, регулирующие и направ­
ляющие его поступки. В культуре поведения воедино слиты культура общения, нравственная культура, бытовая культура, культура внеш­
ности, физическая культура, этикет, культура речи. Особое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившие­
ся в результате нравственного развития многих поколений и являю­
щиеся составной частью общечеловеческой культуры.
Культура речи
— владение нормами устного и письменного литератур­
ного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Правильность (нормативность) речи определяется наличием таких качеств, как грамотность, точ­
ность, чистота, ясность. Культурная речь отличается богатством сло­
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии кор­
рупции» (ред. от 30 сентября 2013 г.).
249

варного запаса, разнообразием грамматических и синтаксических конструкций, логичностью и художественной выразительностью.
Лицемерие

(1) притворное поведение, прикрывающее неискренность;
(2) отрицательное моральное качество личности, когда слова и дей­
ствия человека не соответствуют его истинным чувствам, убеждени­
ям и намерениям. Так, лицемерит тот, кто прикрывает безнравст­
венные поступки высоконравственными мотивами и целями. Сино­
нимом лицемерия является двуличность, то есть два лица: одно, при­
творное, — напоказ, другое, истинное лицо, — скрытое глубоко внутри.
Личность

(1) результат социального становления человека: «Лично­
стью не рождаются, личностью становятся»; (2) особое качество че­
ловека, приобретаемое им в процессе общественного поведения, в том числе нравственной деятельности. Человек становится нравст­
венной (моральной) личностью, когда он добровольно и сознательно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, спосо­
бен ставить перед собой нравственные цели и принимать правиль­
ные решения применительно к конкретным обстоятельствам, само­
стоятельно и адекватно оценивать свои поступки и действия окру­
жающих.
Любовь
— чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привя­
занности человека к другому лицу или личностно значимому объек­
ту. Любовь может испытываться к другой личности, человеческой общности (любовь к Родине), идее, делу (профессии, службе), твор­
ческой увлеченности.
Любовь свободна и самозаконна. Отсюда могут возникать противо­
речия между требованиями морали, с одной стороны, и индивиду­
альными законами любви — с другой.
Малодушие

(1) негативная черта характера, свидетельствующая о сла­
боволии; (2) отрицательное моральное качество, характеризующее сла­
бость воли и неуверенность в себе. Малодушие проявляется в неверии в собственные силы, трусости, боязни открытого конфликта и, как следствие, в мелкой зависти, действиях исподтишка, непроизвольной агрессии. Малодушный человек неспособен отстоять и реализовать нравственные принципы, в которые он верит, из-за слабости духа и боязни попасть в неприятную ситуацию. Малодушие, как правило, ве­
дет к конформизму, угодничеству, приспособленчеству, предательству.
Манеры
(франц. maniere — способ, прием) — способ держать себя, внешняя форма поведения, способ обращения с другими людьми, включая речевые способы и приемы, интонацию, мимику, жестику­
ляцию, позы, походку (иногда также говорят о манере одеваться).
Манеры регулируются этикетом и входят в культуру поведения. Ме­
жду внешним обликом человека и его внутренним нравственным складом прослеживается прямая связь и взаимозависимость. Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет.
Как правило, чем выше уровень нравственного развития человека, тем этичнее и корректнее его манеры, так как внешний образ пове­
250