Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Категории этики
— основные понятия этики, отражающие наиболее существенные элементы морали, нравственных отношений, моральной деятельности. В своей совокупности они составляют категориальный аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и значение каждой из них в общей системе нравственных понятий менялись в истории этической мысли в зави
симости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, справед
ливости, долга, совести, чести и др.
Категорический императив
(нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus повелительный) — основная категория этики И. Канта. Сформули
рованный им в 1785 г. «нравственный закон» гласит: «Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим мо
ральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать)».
Кант считал, что этот должен регулировать нравственные отношения между людьми, так как из него можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования («Если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной»).
Качества моральные
— (1) прочные морально-психологические состоя
ния и устойчивые формы нравственного поведения, сформирован
ные на синтезе морально-этических знаний, взглядов, чувств, убеж
дений, силы воли и привычек: (2) стабильные внутренние особенно
сти людей, характеризующие их с моральной точки зрения (доброта, великодушие, честность, совестливость, тщеславие и т.д.). Мораль
ные качества проявляются в поступках, поведении, профессиональ
ной деятельности, повседневной жизни человека и разделяются на положительные и отрицательные (добродетели и пороки), например: щедрость — скупость, скромность — зазнайство; человечность (гу
манность) — черствость (бесчеловечность), вежливость — невоспи
танность (грубость).
Клевета
— (1) распространение заведомо ложный сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию;
(2) ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, желание устранить соперников, стремление расправиться с неугодными лицами). За до
казанный факт клеветы следует уголовная ответственность (ст. 128.1
УК РФ).
Кодекс моральный
(лат. codex — книга) — моральный кодекс, или этиче
ский кодекс, — система (свод) этических принципов и норм, выра
жающих понимание достойного поведения членов определенного сообщества (социальной, профессиональной, этнической или корпо
ративной группы) и управляющих их действиями и поступками. Как правило, в моральном кодексе, отражаются нравственные требования, которые уже выработало моральное сознание общества. Примеры
246
профессиональных кодексов этики: Клятва Гиппократа, Кредо журна
листа, Кодекс судейской этики, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и му
ниципальных служащих.
Профессиональный кодекс этики обычно выражает правила профес
сиональной и социальной ответственности, в которых рассматрива
ются часто встречающиеся сложные случаи и объясняется, какое по
ведение в подобных ситуациях следует считать этичным, а какое нет и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса подлежит моральному осуждению и да
же может быть поводом для исключения из организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений кодексов этики и служебного поведения государственными служа
щими влечет применение к ним мер юридической ответственности.
Коллектив
(лат. collectivus — собирательный) — социальная общность людей (социальная группа), создаваемая на основе общезначимых целей, задач, интересов, ценностей, совместной деятельности (службы).
Коллективизм
(лат. collectivus — собирательный) — нравственный принцип, отражающий такое отношение человека к обществу, при котором его личные интересы оптимально и гармонично сочетаются с общественными. Содержание коллективизма складывается из това
рищества, взаимной поддержки и помощи (чувство локтя, чувство плеча), взаимоуважения, инициативности, коллективного творчества, дисциплинированности, порядочности, добросовестности.
В нравственном аспекте коллективизм противоположен индивидуа
лизму.
Коммуникативность сотрудника полиции (от лат. communicare — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) — способности, навыки, умения сотрудника эффективно и корректно взаимодействовать с другими людьми (руководством, коллегами, подчиненными, посети
телями), налаживать с ними деловые, профессиональные и внеслу
жебные отношения, соблюдая при этом уважение к чужой личности, проявляя заинтересованность и сопереживание, умение слушать, сдержанность, воспитанность, такт.
Компетентность
(лат. competens — подходящий, соответствующий, спо
собный, знающий, надлежащий) — совокупность свойств (характе
ристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять опреде
ленную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Компетентность — это то, чего достиг кон
кретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.
Компетенция
(лат. competere — подходить, соответствовать) — (1) круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познания
ми и опытом; (2) сфера деятельности, в которой субъект имеет ре
альную возможность решать определенные задачи и принимать соот
ветствующие решения. Компетенция — это характеристика места
(должности, сфера деятельности), а не лица, то есть параметр соци
247
листа, Кодекс судейской этики, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и му
ниципальных служащих.
Профессиональный кодекс этики обычно выражает правила профес
сиональной и социальной ответственности, в которых рассматрива
ются часто встречающиеся сложные случаи и объясняется, какое по
ведение в подобных ситуациях следует считать этичным, а какое нет и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса подлежит моральному осуждению и да
же может быть поводом для исключения из организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений кодексов этики и служебного поведения государственными служа
щими влечет применение к ним мер юридической ответственности.
Коллектив
(лат. collectivus — собирательный) — социальная общность людей (социальная группа), создаваемая на основе общезначимых целей, задач, интересов, ценностей, совместной деятельности (службы).
Коллективизм
(лат. collectivus — собирательный) — нравственный принцип, отражающий такое отношение человека к обществу, при котором его личные интересы оптимально и гармонично сочетаются с общественными. Содержание коллективизма складывается из това
рищества, взаимной поддержки и помощи (чувство локтя, чувство плеча), взаимоуважения, инициативности, коллективного творчества, дисциплинированности, порядочности, добросовестности.
В нравственном аспекте коллективизм противоположен индивидуа
лизму.
Коммуникативность сотрудника полиции (от лат. communicare — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) — способности, навыки, умения сотрудника эффективно и корректно взаимодействовать с другими людьми (руководством, коллегами, подчиненными, посети
телями), налаживать с ними деловые, профессиональные и внеслу
жебные отношения, соблюдая при этом уважение к чужой личности, проявляя заинтересованность и сопереживание, умение слушать, сдержанность, воспитанность, такт.
Компетентность
(лат. competens — подходящий, соответствующий, спо
собный, знающий, надлежащий) — совокупность свойств (характе
ристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять опреде
ленную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Компетентность — это то, чего достиг кон
кретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.
Компетенция
(лат. competere — подходить, соответствовать) — (1) круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познания
ми и опытом; (2) сфера деятельности, в которой субъект имеет ре
альную возможность решать определенные задачи и принимать соот
ветствующие решения. Компетенция — это характеристика места
(должности, сфера деятельности), а не лица, то есть параметр соци
247
альной роли человека. Если человек соответствует этому месту (со
циальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов.
Конфликт интересов
(лат. conflictus — столкновение) — ситуация, воз
никающая в связи с исполнением полномочий государственным служащим, при которых его служебные обязанности могут совпадать с его личными интересами либо деятельность государственного слу
жащего приводит к получению им любых других выгод с использо
ванием служебного положения.
Конфликт моральный
(или нравственный конфликт) — противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражаю
щее столкновение моральных принципов, интересов. Ситуация мо
рального конфликта наступает, когда человек, следуя какой-либо нравственной норме в то же время нарушает другую нравственную норму, представляющей для данного человека определенную мо
ральную ценность (конфликт интересов). В конфликтной ситуации требуется совершить правильный нравственный выбор между стал
кивающимися моральными ценностями в пользу одной из них.
Разрешение моральных конфликтов базируется на осознании иерар
хии и социальном приоритете нравственных ценностей. Так, обще
ственный, профессиональный или служебный долг рассматриваются как более высокие по сравнению с частным.
Конформизм
(лат. conformis — подобный) — (1) тенденция личности изменять свои убеждения, нравственные принципы и ценностные установки под влиянием тех или иных факторов; (2) преднамеренное приспособленчество к обстоятельствам (порой за счет отступления от общепринятых моральных ценностей и собственных нравственных принципов), обусловленное стремлением получить какие-либо выгоды.
В этике конформизм равносилен отказу человека от независимости своего нравственного сознания, от собственного морального выбора и возложению ответственности на внешние обстоятельства, следова
тельно, отказу от себя как от личности. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу явного
(принуждение) или неявного (внушение) давления, а на основе соз
нательного согласия с ней.
Коррупция
(лат. cormptio — подкуп, порча, от лат. corrumpere — растле
вать) —(1) подкуп и продажность должностных лиц; (2) использова
ние должностным лицом своих должностных властных полномочий, предоставленных ему по должности, а также связанных с этим офи
циальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях лично
го обогащения, противоречащее законодательству и нормам морали.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупот
ребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в
248
циальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов.
Конфликт интересов
(лат. conflictus — столкновение) — ситуация, воз
никающая в связи с исполнением полномочий государственным служащим, при которых его служебные обязанности могут совпадать с его личными интересами либо деятельность государственного слу
жащего приводит к получению им любых других выгод с использо
ванием служебного положения.
Конфликт моральный
(или нравственный конфликт) — противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражаю
щее столкновение моральных принципов, интересов. Ситуация мо
рального конфликта наступает, когда человек, следуя какой-либо нравственной норме в то же время нарушает другую нравственную норму, представляющей для данного человека определенную мо
ральную ценность (конфликт интересов). В конфликтной ситуации требуется совершить правильный нравственный выбор между стал
кивающимися моральными ценностями в пользу одной из них.
Разрешение моральных конфликтов базируется на осознании иерар
хии и социальном приоритете нравственных ценностей. Так, обще
ственный, профессиональный или служебный долг рассматриваются как более высокие по сравнению с частным.
Конформизм
(лат. conformis — подобный) — (1) тенденция личности изменять свои убеждения, нравственные принципы и ценностные установки под влиянием тех или иных факторов; (2) преднамеренное приспособленчество к обстоятельствам (порой за счет отступления от общепринятых моральных ценностей и собственных нравственных принципов), обусловленное стремлением получить какие-либо выгоды.
В этике конформизм равносилен отказу человека от независимости своего нравственного сознания, от собственного морального выбора и возложению ответственности на внешние обстоятельства, следова
тельно, отказу от себя как от личности. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу явного
(принуждение) или неявного (внушение) давления, а на основе соз
нательного согласия с ней.
Коррупция
(лат. cormptio — подкуп, порча, от лат. corrumpere — растле
вать) —(1) подкуп и продажность должностных лиц; (2) использова
ние должностным лицом своих должностных властных полномочий, предоставленных ему по должности, а также связанных с этим офи
циальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях лично
го обогащения, противоречащее законодательству и нормам морали.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупот
ребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в
248
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой вы
годы указанному лицу другими физическими лицами1.
С этической точки зрения некоторые проявления коррупции полу
чают лишь моральное порицание, как безнравственные (кумовство, покровительство, фаворитизм), другие — считаются преступлениями и подлежат уголовному наказанию (дача и получение взятки).
Корыстолюбие
— негативное моральное качество, проявляющееся в неуемной страсти к обогащению, получению личной выгоды, нажи
вы. Синонимы корыстолюбия — алчность, корыстность, жадность, стяжательство, сребролюбие, меркантилизм.
Культура
(лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) —
(1) исторически определенный уровень развития человеческого об
щества; (2) уровень развития интеллектуальных и творческих сил и способностей человека, проявляющийся в его жизнедеятельности и взаимоотношениях; (3) совокупность создаваемых людьми матери
альных и духовных ценностей, передаваемых последующим поколе
ниям. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление и развитие как личности.
Культура нравственного сознания
— этическое понятие, характеризующее способность человека использовать в повседневной жизни морально- этические знания, различать добро и зло, хорошее и плохое, правиль
ное и неправильное. Основу культуры нравственного сознания состав
ляют культура мышления и целостное мировоззрение личности.
Культура поведения
— совокупность сформированных, социально зна
чимых качеств личности и повседневных форм поведения человека, в которых находят внешнее выражение нормы нравственности, эти
ки, эстетической культуры и этикета. В культуре поведения выража
ются, с одной стороны, социально-нравственные требования к чело
веку, с другой — усвоенные им социально значимые и морально- этические положения, принципы и нормы, регулирующие и направ
ляющие его поступки. В культуре поведения воедино слиты культура общения, нравственная культура, бытовая культура, культура внеш
ности, физическая культура, этикет, культура речи. Особое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившие
ся в результате нравственного развития многих поколений и являю
щиеся составной частью общечеловеческой культуры.
Культура речи
— владение нормами устного и письменного литератур
ного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Правильность (нормативность) речи определяется наличием таких качеств, как грамотность, точ
ность, чистота, ясность. Культурная речь отличается богатством сло
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии кор
рупции» (ред. от 30 сентября 2013 г.).
249
годы указанному лицу другими физическими лицами1.
С этической точки зрения некоторые проявления коррупции полу
чают лишь моральное порицание, как безнравственные (кумовство, покровительство, фаворитизм), другие — считаются преступлениями и подлежат уголовному наказанию (дача и получение взятки).
Корыстолюбие
— негативное моральное качество, проявляющееся в неуемной страсти к обогащению, получению личной выгоды, нажи
вы. Синонимы корыстолюбия — алчность, корыстность, жадность, стяжательство, сребролюбие, меркантилизм.
Культура
(лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) —
(1) исторически определенный уровень развития человеческого об
щества; (2) уровень развития интеллектуальных и творческих сил и способностей человека, проявляющийся в его жизнедеятельности и взаимоотношениях; (3) совокупность создаваемых людьми матери
альных и духовных ценностей, передаваемых последующим поколе
ниям. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление и развитие как личности.
Культура нравственного сознания
— этическое понятие, характеризующее способность человека использовать в повседневной жизни морально- этические знания, различать добро и зло, хорошее и плохое, правиль
ное и неправильное. Основу культуры нравственного сознания состав
ляют культура мышления и целостное мировоззрение личности.
Культура поведения
— совокупность сформированных, социально зна
чимых качеств личности и повседневных форм поведения человека, в которых находят внешнее выражение нормы нравственности, эти
ки, эстетической культуры и этикета. В культуре поведения выража
ются, с одной стороны, социально-нравственные требования к чело
веку, с другой — усвоенные им социально значимые и морально- этические положения, принципы и нормы, регулирующие и направ
ляющие его поступки. В культуре поведения воедино слиты культура общения, нравственная культура, бытовая культура, культура внеш
ности, физическая культура, этикет, культура речи. Особое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившие
ся в результате нравственного развития многих поколений и являю
щиеся составной частью общечеловеческой культуры.
Культура речи
— владение нормами устного и письменного литератур
ного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Правильность (нормативность) речи определяется наличием таких качеств, как грамотность, точ
ность, чистота, ясность. Культурная речь отличается богатством сло
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии кор
рупции» (ред. от 30 сентября 2013 г.).
249
варного запаса, разнообразием грамматических и синтаксических конструкций, логичностью и художественной выразительностью.
Лицемерие
—
(1) притворное поведение, прикрывающее неискренность;
(2) отрицательное моральное качество личности, когда слова и дей
ствия человека не соответствуют его истинным чувствам, убеждени
ям и намерениям. Так, лицемерит тот, кто прикрывает безнравст
венные поступки высоконравственными мотивами и целями. Сино
нимом лицемерия является двуличность, то есть два лица: одно, при
творное, — напоказ, другое, истинное лицо, — скрытое глубоко внутри.
Личность
—
(1) результат социального становления человека: «Лично
стью не рождаются, личностью становятся»; (2) особое качество че
ловека, приобретаемое им в процессе общественного поведения, в том числе нравственной деятельности. Человек становится нравст
венной (моральной) личностью, когда он добровольно и сознательно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, спосо
бен ставить перед собой нравственные цели и принимать правиль
ные решения применительно к конкретным обстоятельствам, само
стоятельно и адекватно оценивать свои поступки и действия окру
жающих.
Любовь
— чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привя
занности человека к другому лицу или личностно значимому объек
ту. Любовь может испытываться к другой личности, человеческой общности (любовь к Родине), идее, делу (профессии, службе), твор
ческой увлеченности.
Любовь свободна и самозаконна. Отсюда могут возникать противо
речия между требованиями морали, с одной стороны, и индивиду
альными законами любви — с другой.
Малодушие
—
(1) негативная черта характера, свидетельствующая о сла
боволии; (2) отрицательное моральное качество, характеризующее сла
бость воли и неуверенность в себе. Малодушие проявляется в неверии в собственные силы, трусости, боязни открытого конфликта и, как следствие, в мелкой зависти, действиях исподтишка, непроизвольной агрессии. Малодушный человек неспособен отстоять и реализовать нравственные принципы, в которые он верит, из-за слабости духа и боязни попасть в неприятную ситуацию. Малодушие, как правило, ве
дет к конформизму, угодничеству, приспособленчеству, предательству.
Манеры
(франц. maniere — способ, прием) — способ держать себя, внешняя форма поведения, способ обращения с другими людьми, включая речевые способы и приемы, интонацию, мимику, жестику
ляцию, позы, походку (иногда также говорят о манере одеваться).
Манеры регулируются этикетом и входят в культуру поведения. Ме
жду внешним обликом человека и его внутренним нравственным складом прослеживается прямая связь и взаимозависимость. Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет.
Как правило, чем выше уровень нравственного развития человека, тем этичнее и корректнее его манеры, так как внешний образ пове
250
Лицемерие
—
(1) притворное поведение, прикрывающее неискренность;
(2) отрицательное моральное качество личности, когда слова и дей
ствия человека не соответствуют его истинным чувствам, убеждени
ям и намерениям. Так, лицемерит тот, кто прикрывает безнравст
венные поступки высоконравственными мотивами и целями. Сино
нимом лицемерия является двуличность, то есть два лица: одно, при
творное, — напоказ, другое, истинное лицо, — скрытое глубоко внутри.
Личность
—
(1) результат социального становления человека: «Лично
стью не рождаются, личностью становятся»; (2) особое качество че
ловека, приобретаемое им в процессе общественного поведения, в том числе нравственной деятельности. Человек становится нравст
венной (моральной) личностью, когда он добровольно и сознательно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, спосо
бен ставить перед собой нравственные цели и принимать правиль
ные решения применительно к конкретным обстоятельствам, само
стоятельно и адекватно оценивать свои поступки и действия окру
жающих.
Любовь
— чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привя
занности человека к другому лицу или личностно значимому объек
ту. Любовь может испытываться к другой личности, человеческой общности (любовь к Родине), идее, делу (профессии, службе), твор
ческой увлеченности.
Любовь свободна и самозаконна. Отсюда могут возникать противо
речия между требованиями морали, с одной стороны, и индивиду
альными законами любви — с другой.
Малодушие
—
(1) негативная черта характера, свидетельствующая о сла
боволии; (2) отрицательное моральное качество, характеризующее сла
бость воли и неуверенность в себе. Малодушие проявляется в неверии в собственные силы, трусости, боязни открытого конфликта и, как следствие, в мелкой зависти, действиях исподтишка, непроизвольной агрессии. Малодушный человек неспособен отстоять и реализовать нравственные принципы, в которые он верит, из-за слабости духа и боязни попасть в неприятную ситуацию. Малодушие, как правило, ве
дет к конформизму, угодничеству, приспособленчеству, предательству.
Манеры
(франц. maniere — способ, прием) — способ держать себя, внешняя форма поведения, способ обращения с другими людьми, включая речевые способы и приемы, интонацию, мимику, жестику
ляцию, позы, походку (иногда также говорят о манере одеваться).
Манеры регулируются этикетом и входят в культуру поведения. Ме
жду внешним обликом человека и его внутренним нравственным складом прослеживается прямая связь и взаимозависимость. Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет.
Как правило, чем выше уровень нравственного развития человека, тем этичнее и корректнее его манеры, так как внешний образ пове
250