Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
добра и зла. В отличие от поведения, которое охватывает всю сово­
купность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определен­
ным моральным целям.
Добро
— (1) все то, что способствует благу (хорошему); (2) одно из наи­
более общих понятий морального сознания и одна из важнейших ка­
тегорий этики, характеризующей положительные нравственные цен­
ности. Вместе со своей противоположностью — злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения хорошего и плохого, нравственного и безнравственного, имеющего положительное и от­
рицательное моральное значение. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаи­
моотношения людей и т.д.), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — благодеяния, добродетели, справедливости, благотворительности и др. Творить добро — значит совершать дейст­
вия, приносящие счастье и радость и не причиняющие никому вре­
да, ущерба, боли, страданий, неприятностей.
Добродетель
— (1) понятие нравственного сознания, служащее обоб­
щенной характеристикой положительных устойчивых моральных ка­
честв личности, указывая на их моральную ценность; (2) моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности соз­
нательно и твердо следовать добру. Понятие добродетели подчерки­
вает деятельную форму усвоения добра (добродетель — делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели явля­
ется понятие порока.
Доверие
— отношение к действиям другого лица и к нему самому (со­
участнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, дру­
гу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, уверенности в правоте его поступков.
Противоположностью доверия является недоверие, подозритель­
ность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готов­
ность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов действий.
Долг
— одна из основных категорий этики, обозначающая нравствен­
ную обязанность человека перед кем-либо (кредитором) или чем- либо (обществом, коллективом, семьей, службой государством), вы­
полняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. Иными словами, это превращение требо­
вания нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находит­
ся в данный момент.
Достоинство
— (1) понятие морального сознания, выражающее пред­
ставления о ценности всякого человека как нравственной личности;
(2) категория этики, характеризующая уважение и самоуважение че­
ловеческой личности. С одной стороны, сознание человеком собст­
241

венного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, на­
оборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства).
С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Ценностный фе­
номен достоинства заключается в том, что оно есть у каждого, даже не подозревающего о том человека.
В законодательстве РФ достоинство личности имеет правовое закре­
пление и правовую защиту. В гражданском праве достоинство — од­
но из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ)1, которые принадле­
жат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Выраженное в неприличной форме унижение достоинства другого лица (ст. 5.61 КоАП РФ — «Оскорбление»2) и распространение заведо­
мо ложных сведений, порочащих достоинство другого лица (ст. 128.1
УК РФ — «Клевета»3), являются административным правонарушени­
ем и уголовным преступлением соответственно.
Жизненная позиция
— (1) общее, целостное отношение человека к окру­
жающему миру, выражающееся в его мыслях, поступках, служебной деятельности; (2) направленность жизнедеятельности человека, осоз­
нание им своего места и роли в общественной жизни. В морально- этическом аспекте жизненная позиция — это система поведения лич­
ности, определяемая его убеждениями, долгом, совестью. В зависимо­
сти от субъективных и объективных установок различают основные виды жизненной позиции: пассивную, активную и проактивную.
Пассивная (конформистская, приспособленческая) жизненная позиция направлена на подчинение окружающей среде, следованию и подчи­
нению обстоятельствам.
Активная жизненная позиция направлена на преобразование окру­
жающего мира, контроль над ситуацией.
Проактивная жизненная позиция — характеризуется наличием у челове­
ка четкого осознания своих жизненных принципов и целей, обуслов­
ливающих все его действия независимо от условий и обстоятельств.
Критерий истинности, правильности той или иной жизненной пози­
ции — ее соответствие правовым и морально-этическим принципам и нормам общества.
Зависть
— (1) неприязненно-враждебное чувство (настроение) по отноше­
нию к успехам, популярности, моральному превосходству или преиму­
щественному положению другого лица; (2) социально-психологическое
1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Ч. 1 (ред. от 2 ноября 2013 г.).
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 г.).
3 Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 25 ноября 2013 г.).
242

состояние, возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо
(материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия, амбициозности и тщеславия.
Голландский философ Б. Спиноза определял зависть как «неудо­
вольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несча­
стье»1. Чувство зависти деформирует (уродует) личность и отравляет взаимоотношения людей. Оно, например, возбуждает у человека же­
лание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал се­
бя перед коллективом и окружающими, и нередко толкает на совер­
шение неэтичных действий и аморальных поступков.
Зависть как черта характера осуждается в христианстве и исламе.
Законность
— принцип политики, права и морали, характеризующийся верховенством в общественной жизни закона и безусловным испол­
нением его требований гражданами, должностными лицами, а также всеми другими субъектами общественных отношений. Законность предполагает наличие специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.
Заповедь

(1) религиозное или нравственное предписание назидатель­
ного характера; (2) нравственное предписание (положение, норма), имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет; (3) нравственная норма, представленная в мораль­
ном сознании в виде повеления, исходящего от какого-то авторитет­
ного источника. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает Бог, давший внешний закон в виде запове­
дей ослабевшему человеческому духу (совести).
Зло

(1) категория этики, по своему содержанию и значению проти­
воположное понятию добра (блага); (2) понятие морального созна­
ния, являющееся наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­
вающем осуждения; (3) умышленное, преднамеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
В широком смысле к понятию «зло» относят все то, что подрывает и разрушает благо (хорошее) и противостоит ему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны, включая негативные состояния человека (болезнь, наличие неопла­
ченных долгов, совершение преступления) и силы, вызывающие эти состояния (стихийные бедствия, жадность, безрассудность, гнев, аг­
рессия, ненависть).
Золотое правило этики
— «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». Золотое правило лежит в основе многих мировых религий (христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма и др.) и является основополагающим мировым этическим принципом. Это всеобщий нравственный закон, определенный для человека, живу-
1 Спиноза Б. Этика. М.: Азбука, 2013. С. 24.
243

щего в обществе. Известны различные (но по сути идентичные) формулировки Золотого правила: «Относись к людям так, как хо­
чешь, чтобы относились к тебе»; «Не делайте другим того, чего не хотите себе». В русском языке оно закрепилось в виде пословицы
«Чего в других не любишь, того и сам не делай».
Отрицательная формулировка Золотого правила (с использованием отрицательной частицы «не») получила название Серебряного прави­
ла этики: «Не поступайте с другими так, как вы не хотели бы, чтобы поступали с вами».
Идеал нравственный
(лат. idealis от греч — образ, идея) — понятие мо­
рального сознания, в котором выражаются предъявляемые к людям нравственные требования в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и от­
ношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития человека и общества.
Измена
— предательство, неверность, нарушение верности кому-либо или чему-либо. Негативный с точки зрения нравственности характер измены обусловливается положительным значением тех явлений, в отношении которых совершается предательство. Например, измена любви, дружбе, служебным интересам, узам партийного товарищест­
ва и т.д. В случае если эти явления утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не является изменой. Наоборот, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное това­
рищество, круговая порука и т.д.
Имидж
(человека) — это внешнее отражение человеческого образа, на­
глядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. Созда­
ние имиджа связано с созданием привлекательного образа. Делать самого себя — наиболее сложная работа, но, безусловно, она пред­
ставляет интерес для каждого человека. Это обусловлено тем, что имидж — своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека).
Английский писатель и государственный деятель Ф. Честерфилд
(1694—1773) остроумно заметил: «Куда бы мы ни шли, имидж наш
(неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит».
Интуитивизм
(лат. intuitus — взгляд) — направление в этике, сторонни­
ки которого утверждают, что моральные понятия (добро, зло, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта. Они «са­
моочевидны», постигаются человеком чисто интуитивно и принима­
ются без доказательств. Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе, носят внеисторический, абсолютный характер.
Иррационализм
(irrationalis — неразумный, от лат. i — отрицательная частица и rationalis — разумный) — методологический принцип ис­
толкования природы нравственности, характерный для ряда теорий
244

морали. Иррационализм в этике означает отрицание возможности сформулировать единые для всех моральные законы. Следовательно, разум и наука совершенно неприменимы к области морали и поэто­
му сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникаль­
ны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. По­
этому, с их точки зрения, невозможно сформулировать какие-либо общие принципы нравственности, моральные устои, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различ­
ных практических и жизненных ситуациях.
Искренность

(1) моральное качество, характеризующее тем, что чело­
век делает и говорит то, в правильность и нравственность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и другим; (2) одно из проявлений правдивости, честно­
сти, отсутствие противоречий между мотивами и действиями, реаль­
ными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.
Искренность противоположна обману, лицемерию, ханжеству и по­
пыткам скрыть реальные мотивы, которыми человек руководствуется ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма, прикрывая их внешним приличием.
Как правило, искренность расценивается как положительное качество.
Однако при определенных обстоятельствах воспринимается как бес­
тактность. Она может вступать в противоречие с вежливостью и норма­
ми этикета, которые в зависимости от ситуации ограничивают высказы­
вание «в глаза» негативных, обидных или оскорбительных оценок.
Исполнительская дисциплина
— это точное, своевременное и квалифи­
цированное исполнение каждым сотрудником или служебным кол­
лективом приказов, указаний, предписаний, постановлений, реше­
ний, распоряжений руководства. В основе исполнительской дисцип­
лины лежит ответственность за государственные дела и непосредст­
венно за людей, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на граждан с момента их рождения.
Исполнительская дисциплина характеризуется такими качествами, как дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, от­
ветственность, педантичность, внимательность, законопослушность.
Исполнительская дисциплина обеспечивается высоким качеством организации и контроля исполнения, воспитанием чувства ответст­
венности за порученное дело у каждого работника. По уровню ис­
полнения можно судить о зрелости организации.
Категории
(греч. kategoria — утверждение, высказывание, признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся универ­
сальные формами и устойчивыми организующими принципами че­
ловеческого мышления, используемые при построении теорий.
245