Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине правоохранительные органы рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3)
Надзор за исполнением закона федеральными органами в округах осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно розыскную деятельность
При выполнении указанных функций, управление ген. прокуратуры в округах, не подменяют прокуратуру субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда у прокурора субъекта РФ не хватает полномочий для устранения законности.
Прокуратуры субъектов РФ.
Образованы в соответствии с гос. устройством РФ. Действуют прокуратуры республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и СПб, автономных округов и автономной области.
Прокуратуры субъектов возглавляют прокуроры, назначаемые генеральным прокурором, при согласовании с государственными областями субъектов.
В прокуратуре субъектов РФ образуется коллегии из числа прокуроров субъектов, его замов и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта.
В прокуратурах субъектов РФ действуют следующие подразделения:
•
Отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью;
•
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства;
•
Отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
•
Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
•
Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи
•
Отдел кадров и иные обеспечивающие подразделения
В прокуратурах субъектов РФ устанавливаются должности старших помощников и помощников прокуроров субъектов, старших прокуроров и прокуроров управлении и отделов прокуратуры субъектов.
Прокуроры субъектов РФ руководят не только деятельностью прокуратуры субъектов, но и прокуратур районов (межрайонных и городских).
Прокуратуры районов возглавляют прокуроры районов. В них устанавливаются должности заместителя прокурора, старших помощников и помощников прокурора района.
В крупных районных прокуратурах могут создаваться отделы прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от них по указу ген. прокурора РФ
Состав системы РФ входят так же
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
специализированные прокуратуры :
Транспортные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурором соответствующих субъектов РФ.
Осуществляют:
- полномочия, касающиеся исполнения закона, о безопасности движения на воздушном, водном и ж/д транспорте,
- надзор за исполнением законов, соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан транспортными предприятиями различных организационно правовых форм.
- надзор за законностью административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, которые осуществляют органы внутренних дел на транспорте и таможенные органы.
Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды. Они равнозначны по статусу районным прокуратурам и подчинены прокурору соответствующего субъекта. На правах прокуратуры субъекта РФ, действует одна прокуратура - Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Полномочия: надзор за исполнением закона, направленные на защиту окружающей среды и экологических прав граждан всеми исполнительными органами, органами местного самоуправления, всеми предприятиями, коммерческими, некоммерческими организациями которые функционируют в бассейне реки Волги.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. Действуют на правах районных и подчиняются прокурорам соответствующего субъекта РФ.
Прокуратуры ЗАТО так же действуют на правах районных, подчиняются прокурору соответствующего субъекта, за исключением прокуратур ЗАТО «космодром Байконур» и город межгорье, которые непосредственно замыкаются на ген прокуратуре.
Систему органов военной прокуратуры составляют:
•
Главная военная прокуратура в составе ген прокуратуры РФ
•
Военная прокуратуры военных округов, флотов, РВСН,
•
Московская военная прокуратура и некоторые другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ
•
А так же военные прокуратуры соединений, гарнизонов, приравненные к прокуратурам районов
Деятельность органов прокуратуры в РФ осуществляется на основе
следующих принципов:
1)
Законность – вся деятельность органов прокуратуры направлена на обеспечении законности в строжайшем соответствии с законами. На органы прокуратуры не может быть возложено никаких других, предусмотренных законом функций
2)
Централизм. Система прокуратуры РФ – единая централизованная система, действующая на основе подчинения нижестоящих прокуроров, прокурорам вышестоящим, а так же генеральному прокурору РФ
3)
Независимость. Свои функции органы прокуратуры осуществляют независимо от органов гос. власти. Местного самоуправления и общественных объединений. Запрещается всякое вмешательство в деятельность прокуратуры, вплоть до привлечения ответственности. Прокурор не обязан никому давать объяснений по поводу своей работы
4)
Обязанность исполнения. Законное требование прокурора подлежат безусловному исполнению и в установленный срок теми физическими и юридическими лицами, которым данное требование адресовано. Не исполнение требований прокурора влечет ответственность
5)
Гласность. Прокуроры информируют о состоянии законности органы гос. власти, местного самоуправления, а так же общественность.
6)
Принцип неприкосновенности. Проявляется в особом, усложненном порядке привлечения прокуроров к уголовной, административной ответственности. Любая проверка нарушения совершенная прокурором, а так же возбуждение против прокурора дела является исключительной способностью СК РФ. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и его вещей, его транспорта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
56.
Задачи, основные направления (функции) и принципы деятельности органов прокуратуры.
Задачи органов прокуратуры:
1)
Обеспечение верховенство закона
L
32
2)
Обеспечение единства и укрепления законности
3)
Защита прав и свобод человека и гражданина
4)
Охрана законных интересов общества и государства
Функции прокуратуры:
1)
Надзор за исполнением действующих законов. Осуществляется по следующим направлениям: a.
Надзор за исполнением законов федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, органами военного управления, а так же за соответствие закону издаваемых ими правовых актов b.
Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина всеми органами власти, а так же органами управления коммерческими и не коммерческими организации c.
Надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие d.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющих уголовное наказание, администрацию мест содержания задержанных и заключённых под стражу (ИВС, СИЗО) e.
Надзор за исполнением законов судебными приставами.
2)
Участие в отправлении правосудия. Прокуроры участвуют в рассмотрении уголовных дел в качестве гос обвинителя; а так же в предусмотренных законом случаях направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие законы решения, приговоры, определения и постановления судов
3)
Рассмотрение жалоб и заявлений граждан. Рассмотрение данных обращений прокурорам не служит их препятствием для последующего обращения в суды.
4)
Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют в пределах соответствующих прокуратур действия
по борьбе с преступностью. В этих целях при прокурорах различных уровней создаются координационные совещания, в состав которых входят все руководители ПО, действующих на определенных территориях. Указанные совещания рассматривают различные вопросы борьбы с преступностью и принимают совместные решения, которые должны учитываться в дальнейшем.
5)
Участие в правотворческой деятельности. Хотя ген прокурор и нижестоящие прокуроры не обладают правом законодательной инициативы, тем не менее прокуроры в праве готовить различного рода законопроекты, проекты иных НПА и передавать их на рассмотрение органам обладающих правом законодательной инициативы.
6)
Издательская деятельность. Журнал «Законность»
Деятельность органов прокуратуры в РФ осуществляется на основе следующих принципов:
7)
Законность – вся деятельность органов прокуратуры направлена на обеспечении законности в строжайшем соответствии с законами. На органы прокуратуры не может быть возложено никаких других, предусмотренных законом функций
8)
Централизм. Система прокуратуры РФ – единая централизованная система, действующая на основе подчинения нижестоящих прокуроров, прокурорам вышестоящим, а так же генеральному прокурору РФ
9)
Независимость. Свои функции органы прокуратуры осуществляют независимо от органов гос. власти. Местного самоуправления и общественных объединений. Запрещается всякое вмешательство в деятельность прокуратуры, вплоть до привлечения ответственности. Прокурор не обязан никому давать объяснений по поводу своей работы
10)
Обязанность исполнения. Законное требование прокурора подлежат безусловному исполнению и в установленный срок теми физическими и юридическими лицами, которым данное требование адресовано. Не исполнение требований прокурора влечет ответственность
11)
Гласность. Прокуроры информируют о состоянии законности органы гос. власти, местного самоуправления, а так же общественность.
12)
Принцип неприкосновенности. Проявляется в особом, усложненном порядке привлечения прокуроров к уголовной, административной ответственности. Любая проверка нарушения совершенная прокурором, а так же возбуждение против прокурора дела является исключительной способностью СК РФ. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и его вещей, его транспорта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
57.
Прокурорский надзор: понятие, виды, общая характеристика.
ФЗ «О прокуратуре РФ» (раздел III)
Прокурорский надзор — форма реализации полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Обладает рядом особенностей осуществления:
1. Без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций
2. От имени высших законодательных и исп. органов власти — Фед. Собрания РФ и Президента РФ
3. Прокуратура - высший надзорный орган, носит приоритетный характер, не подменяет другие
4. Распространяется на всю территорию РФ и является универсальным
5. Наличие специфических полномочий - фактор осуществления государством своих контрольных функций. Прокурор рассматривает заявления и сообщения, анализируя их не вдаваясь в вопросы экономики, технологии, морали и т.д.
1. Надзор за исполнением законов
Предмет:
•
соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, разл. органами власти (исполнит., зак.), субъектами общ. контроля за правами человека в местах принудит. содержания, органами управления и руководителями коммерч. и некоммерч. организаций;
•
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами
Проверки проводятся на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер
прокурором.
Полномочия прокурора (+ его замов)
1. Вправе при осуществлении функций:
•
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов
•
требовать представления необходимых документов, материалов
L
33
•
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц к ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами,
•
освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию
•
опротестовывает противоречащие закону правовые акты
•
вносит представление об устранении нарушений закона.
4. Требования о проведении проверок и ревизий незамедлительны.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Предмет: соблюдение прав и свобод человека и гражданина разл. органами власти (исполнит., зак.), субъектами общ. контроля за правами человека в местах принудит. содержания, органами управления и руководителями коммерч. и некоммерч. организаций;
Полномочия прокурора
1. При осуществлении возложенных на него функций:
•
рассматривает и проверяет заявления, жалобы, сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
•
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
•
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению к ответственности, возмещению причиненного ущерба.
2. При наличии оснований преступления принимает меры для уголовного преследования
3. Когда нарушение имеет характер административного правонарушения, возбуждает производство или передает сообщение
4. В случае нарушения, защищаемого в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший не может лично отстаивать свои права и свободы, когда пострадало значительное число граждан, при особом общественном значении, предъявляет и поддерживает иск.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие
Предмет:
•
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уст. порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРД и проведения расследования,
•
законность решений, принимаемых органами ОРД, дознания и предварительного следствия.
Полномочия прокурора
1. Устанавливаются УПК и др. ФЗ
2. Указания Ген. прокурора по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые
судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Предмет:
•
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предв. заключения, исправит.-труд. и иных органах
•
соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
•
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Полномочия прокурора
1. Вправе:
•
посещать в любое время органы и учреждения
•
опрашивать лиц
•
знакомиться с документами и материалами;
•
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права лиц
•
отменять дисциплинарные взыскания, немедленно освобождать из штрафного и дисциплинарного изолятора, карцера, одиночной камеры .
2. Обязан немедленно освободить каждого содержащегося без законных оснований в данных учреждениях, либо подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
58.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и
правонарушениями.
НПА:
Конституция, ФЗ «О прокуратуре РФ» (
ст. 8), Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью, утв.
Президентом РФ
Координация деятельности ОВД РФ, органов ФСБ, ФСКН, таможни др. ПО осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Координируют Ген. прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, городов, районов и др. территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.
Осуществляется на основе:
•
соблюдения законности;
•
равенства всех участников при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
•
самостоятельности каждого ПО при выполнении согласованных решений
•
гласности по требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о гос. тайне;
•
ответственности руководителя каждого ПО
Направления:
•
совместный анализ состояния преступности, прогнозирование тенденций
L
34
•
изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения
•
выполнение программ борьбы с преступностью;
•
разработка предложений о предупреждении
•
подготовка и направление информационных материалов органам гос. власти
•
обобщение практики применения законов
•
разработка предложений о совершенствовании правового регулирования
•
обобщение практики выполнения международных договоров РФ
•
изучение координационной деятельности ПО, распространение положительного опыта.
Осуществляется в следующих основных формах:
•
проведение координационных совещаний руководителей ПО
•
обмен информацией
•
совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи
•
создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
•
проведение совместных целевых мероприятий
•
взаимное использование возможностей для повышения квалификации работников
•
оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности
•
издание совместных приказов, указаний и т.п.
•
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и др. информационных изданий;
•
разработка и утверждение согласованных планов
59.
Особенности государственной службы в органах прокуратуры РФ.
В соответствии с ФЗ « О системе государственной службы» прокурорские работники состоят на гос. правоохранительной службе, как разновидности гос службы.
В органах прокуратуры могут работать лица, имеющие законченное высшее юридическое образование, полученное в вузах, имеющие государственную аккредитацию. Обязательно должны быть гражданами России, не иметь судимости, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять обязанностью.
На должности помощника прокуроров в исключительных случаях могут назначаться лица, окончившие 3 курс ВУЗА.
На должности прокуроров районов и приравненных к ним, назначаются лица имеющие стаж в органах прокуратуры не менее 2 лет и достигшие 25 летнего возраста.
На должности прокурора субъектов лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором не менее 5 лет.
В отдельных случаях ген прокурор может назначать на должности прокуроров лиц имеющих юридическое образование, практический стаж юридической деятельности на руководящих должностях, без стажа работы в органах прокуратуры.
Лица, назначаемые на прокурорские должности, приступая к выполнению своих обязанностей, приносят присягу в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором РФ.
Лицо не может быть прокурорским работником в случае:
•
Признано судом недееспособным/ограниченно дееспособным
•
Лишено права судом исполнять определенные гос должности
•
Имело либо имеет судимость
•
Наличие иностранного гражданства
•
Отказался от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос тайну
ФЗ « О прокуратуре» запрещает прокурорским работникам:
•
Заниматься любой другой оплачиваемой деят, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельностью
•
Быть депутатом любого уровня
•
Заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц
•
Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей
Прокурорские работники не могут быть членами объединений, преследующих политические цели. В органах прокуратуры запрещается создание структур политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14