Файл: Курсовой проект по дисциплине Первичная переработки нефти на тему Проект установки элоуавт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 3.1. проведено сравнение физико-химических свойств фракций НК-85С, фр.85-120С, фр.120-180°С со свойствами автомобильных бензинов. Из таблицы видно, что для фракций нефти часть параметров, характеризующих автомобильные бензины не определяется.



Таблица 3.1

Характеристика нефтяных фракций и реактивных топлив


Показатели качества

Марки топлив

Фракции нефти

ТС-1

Т-1

РТ

120-230оС

Плотность, , кг/м3

не менее 780

Не менее 800

не менее 775

788,1

Фракционный состав, оС













- температура начала перегонки

не выше 150

не выше 150

не ниже 135

не выше 155

125

- 10 % отгоняется при температуре

не выше 165

не выше 175

не выше 175

145

- 50 % отгоняется при температуре

не выше 195

не выше 225

не выше 225

167

- 90 % отгоняется при температуре

не выше 230

не выше 270

не выше 270

210

- 98 % отгоняется при температуре

не выше 250

не выше 280

не выше 280

223

Кинематическая вязкость, мм2













- при 20оС

не менее 1,30

не менее 1,50

не менее 1,25

1,36

- при минус 40оС

не более 8

не более 16

не более 16

4,52

Низшая теплота сгорания, кДж/кг

не <43120

не <42900

не <43120

43334

Высота некоптящего пламени, мм

не <25

не <20

не <25

25,5

Кислотность, мг КОН / 100 см3 топлива

не >0,7

не >0,7

в пределах 0,2-0,7

0,53

Йодное число, г I2 / 100 г топлива

не более 2,5

не более 2,0

не более 0,5

-

Температура вспышки, оС

не ниже 28

не ниже 30

не ниже 28

-

Температура начала кристаллизации, оС

не выше -60

не выше -60

не выше -55

-

Содержание ароматических углеводородов, % мас.

не >22

не >20

не >22

-

Содержание общей серы, % мас.

не >0,20

не >0,10

не >0,10

0,04

Содержание меркаптановой серы, % мас.

не более 0,003



не более 0,001

0

Фактические смолы, мг/100 г топлива

не более 3

не более 6

не более 4

-

Зольность, % мас.

не >0,003

не >0,003

не >0,003

-


4. Выбор и обоснование схемы установки ЭЛОУ-АВТ.

Перегонка нефти в двух ректификационных колоннах (перегонка нефти с двухкратным испарением и двухкратной ректификацией), из которых первая - отбензинивающая колонна, а вторая - основная ректификационная колонна, применяется для ректификации высокопотенциальных сернистых и высокосернистых нефтей (содержание бензиновых фракций 20 % мас. и выше, содержание растворенных газов до 3 % мас. и выше).

На установке, работающей по данной схеме (см. рис.6.), нефть предварительно подогревается в теплообменниках до температуры (обычно 220-250°С , обеспечивающей испарение легкой части бензиновой фракции, и поступает в отбензинивающую колонну. Дополнительное тепло в низ колонны сообщается горячей струей полуотбензиненной нефти. Частично отбензиненная нефть нагревается в печи и с температурой 340-360°С (иногда 370-380°С, что нежелательно) поступает в основную атмосферную ректификационную колонну, где происходит отбор светлых - бензиновых и средних дистиллятов. С низа колонны отбирают мазут.

Южносухокумская нефть содержит 1,39 % газов (табл. 1.2), 24,2% бензиновых фракций, выкипающих до 200°С (табл. 1.1), 53% светлых, выкипающих до 350°С (табл. 1.1), 0,21 % серы (табл. 1.1). Из этого можно сделать вывод, что наиболее предпочтительной для переработки данной нефти является двухколонная схема с двукратным испарением и двукратной ректификацией.

Достоинства схемы:

  • благоприятные технологические условия работы колонны, так как пары легких компонентов способствуют испарению высококипящих компонентов;

  • меньший расход топлива на установке, так как совместное испарение легких и тяжелых компонентов дает возможность нагревать сырье в печи до меньших температур, чем при переработке отбензиненной нефти;

  • схема более проста и компактна, требует меньших эксплуатационных затрат;

Недостатки схемы:

  • повышенные требования к полноте удаления солей и воды из нефти;

  • нежелательность переработки высокосернистых нефтей, как правило содержащих сероорганические соединения с низкой термической стойкостью.


Схема блока атмосферной перегонки



Рис. 4.1. Перегонка нефти в двух ректификационных колоннах – по схеме с двухкратным испарением и двухкратной ректификацией.

Стабилизационная колонна К-3 на АВТ предназначена для освобождения бензиновой фракции от растворенных газов и от растворенного сероводорода. Сверху колонны отбирается газ, который разделяется в емкости Е-3 на метан-этановую и пропан-бутановую фракции (рефлюкс). Так как в обычных условиях рефлюкс является газом, для получения орошения в колонне поддерживается повышенное давление.

Блок вторичной ректификации бензинов на АВТ предназначен для получения узких бензиновых фракций. В данной работе получаем фракции НК-85°С и 85-120°С, 120-180°С.

Перегонка мазута осуществляется в вакуумной части установки, так как перегонка мазута без понижения давления вызывает крекинг углеводородов, входящих в его состав. Южносухокумская нефть может перерабатываться как по топливному, так и по топливно-масляному вариантам. В соответствии с заданием мазут разгоняется по топливному варианту с получением вакуумного газойля, гудрона и утяжеленного дизельного топлива в виде бокового погона.

Мазут, который выводится с низа колонны К-1 нагревается в печи П-3 и с температурой 484°С поступает в вакуумную колонну К-4. В этой колонне предлагается разместить 16 клапанных тарелок. С верха колонны пары отводятся к вакуумсоздающей аппаратуре. С верхней тарелки отводим утяжеленное дизельное топливо, часть которого возвращаем в колонну в качестве орошения. Боковым погоном из колонны К-4 выводим вакуумный газойль (350-460°С). Его отбор производится с 10 тарелки. Вакуумный газойль поступает в стриппинг-колонну К-4/1, в низ которой подается водяной пар. С низа колонны выводим гудрон (остаток, выкипающий при температуре выше 484°С). В нижнюю часть колонны подаем водяной пар для снижения парциального давления углеводородов. Избыток тепла в колонне снимаем циркуляционным орошением.

Блок стабилизации и вторичной перегонки бензиновых фракций



Рис. 4.2. Двухступенчатая стабилизация бензинов с применением фракционирующего абсорбера на первой ступени.

Вакуумная перегонка мазута




Рис. 4.3. Перегонка мазута под вакуумом в одной колонне с получением вакуумного газойля - по схеме с однократным испарением и однократной ректификацией.

5. Принципиальная схема установки ЭЛОУ-АВТ и её краткое описание.

Нефть, вода, деэмульгатор и щелочь сырьевым насосом Н-1 подается двумя потоками в теплообменники Т-1/1 - Т1/7 и Т-2/1 - Т-2/7. В теплообменниках Т-1/1 и Т-2/1 нефть нагревается за счет тепла фракции 120-180°С, в теплообменниках Т-1/2 и Т-2/2 нефть нагревается за счет тепла циркуляционного орошения фракции 180-240°С, отводимого с 40 тарелки. В теплообменниках Т-1/3, Т-2/3 нефть нагревается за счет тепла фракции 230-280°С, в теплообменниках Т-1/4, Т-2/4 нефть нагревается за счет тепла циркуляционного орошения фракции 180-240оС, отводимого с 30 тарелки. В теплообменниках Т-1/5, Т-2/5 нефть нагревается за счет тепла фракции 280-350оС. В теплообменниках Т-1/7, Т-2/7 нефть нагревается за счет тепла циркуляционного орошения фракции 280-350оС, отводимого с 10 тарелки.

На выходе из теплообменников оба потока объединяются, а затем разделяются на 4 потока и поступают в электродегидраторы первой, второй, а затем третьей ступени последовательно. Перед электродегидраторами третьей ступени в нефть подается дополнительное количество воды для экстрагирования оставшихся в ней солей.

Обессоленная и обезвоженная нефть объединяется на выходе из электродегидраторов в один поток и, предварительно разделившись на два потока, по трубопроводам поступает в теплообменники Т-1/8 - Т-1/11 и Т-2/8 - Т-2/11. В теплообменниках нагрев нефти осуществляется следующим образом: в Т-1/8 и Т-2/8 – за счет тепла фракции 280-350оС, в Т-1/9 и Т-2/9 - за счет тепла фракции 350-460°С, в Т-1/10 и Т-2/10 - за счет тепла циркуляционного орошения вакуумного газойля, отводимого с тарелки 8, в Т-1/11 и Т-2/11 - за счет тепла гудрона.

Выходя из теплообменников, нефть объединяется в один поток и насосом Н-20 по трубопроводу поступает в печь П-1 для создания горячей струи, подаваемой в колонну К-1.

С верха колонны К-1 отводятся пары легкой бензиновой фракции (н.к.-105°С) и газы. Конденсация паров бензина происходит в аппарате воздушного охлаждения АВО-1 и конденсаторе-холодильнике КХ-1. В емкости Е-1 происходит разделение бензина и газов. Легкая бензиновая фракция насосом Н-11 подается на орошение верха колонны, а ее балансовое количество направляется на блок стабилизации и вторичной ректификации. Сниза колонны отбензиненная нефть поступает в колонну К-2.