Файл: Министерство просвещения российской федерации министерство науки и высшего образования российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины «Педагогика»
Тема 2. Виды, методы и формы обучения.
Тема 3. Закономерности и принципы обучения.
Тема 4. Современные педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.
Тема 5. Процесс развития личности.
Тема 6. Деятельность как фактор развития личности.
Тема 7. Воспитание как фактор развития личности.
Тема 9. Педагогический процесс.
Тема 10. Особенности педагогического общения при реализации развивающего подхода в обучении.
Тема 6. Деятельность как фактор развития личности.
Деятельность как активность человека, направленная на удовлетворение потребностей.
Характеристика процесса деятельности.
Основные виды человеческой деятельности.
Общение как первоначальная деятельность.
Виды общения.
Функции общения.
Средства общения.
Ведущая деятельность.
Лекция
Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей. Потребности постоянно развиваются, что влияет на развитие самой деятельности и на человека. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Первоначальная деятельность – это потребность в другом человеке.
Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.
По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).
В зависимости от видов биологических и социальных потребностей выделяют:
-
деловое общение (обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности); -
личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку); -
инструментальное (общение, которое не является самоцелью, а преследует какую-то другую цель, кроме получения удовлетворения от самого коммуникативного акта); -
целевое (общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности, в данном случае – потребности в общении).
По средствам общение может быть прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенным (осуществляется через посредников), вербальным и невербальным.
В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Во время процесса общения осуществляется взаимная передача закодированных сведений между индивидами. При этом субъекты общения не просто обмениваются информацией, а стремятся выработать ее общий смысл.
Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия между людьми. Возможны два основных типа взаимодействия – сотрудничество и конкуренция.
Перцептивная сторона общения реализуется в процессе восприятия и познания партнерами по общению друг друга и установлении между ними взаимопонимания.
Средства общения представляют собой способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Передача любой информации осуществляется посредством различных знаковых систем.
Различают вербальную коммуникацию (речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).
Вербальная коммуникация является у людей универсальной, так как при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл высказываний. В процессе вербальной коммуникации осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Невербальная коммуникация призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. К невербальным средствам общения относят мимику, позы, движения, жесты, темп и тембр голоса, смех, покашливание и др. К этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств передается информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. Жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого человека. Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они усиливают или ослабляют речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая процесс коммуникации более открытым.
Каждому периоду развития ребенка соответствует своя особая ведущая деятельность, которая в определенном возрасте играет основную роль и определяет психологический возраст ребенка.
Период младенчества (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Это влияет на формирование зрительных, слуховых, мышечно-двигательных ощущений и восприятий.
Раннее детство (от 1–3 лет). Ведущая деятельность – предметно-орудийная (манипулятивная), где ребенок овладевает способами действий с предметами.
Дошкольный возраст (от 3–6–7 лет). Ведущая деятельность – ролевая или сюжетная игра, в которой ребенок овладевает смыслами человеческой деятельности. Здесь зарождается учебная и трудовая деятельность.
Младший школьный возраст (6–7–10 лет). Ведущая деятельность – учебная, регулирование отношений с окружающими людьми.
Подростковый возраст (11–14–15 лет) – учебная деятельность и самоутверждение в общественно-полезной деятельности (труд, спорт и т. д.). Старший школьный возраст (15–17–18 лет) – учебно-профессиональная деятельности, определение морально-этнических норм в общении с окружающими.
В каждом возрасте на фоне ведущей деятельности различные другие виды деятельностей сочетаются в различных пропорциях между собой. Они обусловлены потребностями и интересами детей.
Тема 7. Воспитание как фактор развития личности.
Теория воспитания.
Задачи теории воспитания.
Структура процесса воспитания.
Факторы воспитания.
Методы воспитания.
Классификация методов воспитания.
Социализация. Стадии развития личности в процессе социализации. Факторы социализации.
Лекция
Теория воспитания - исторически сложившийся и окончательно сформировавшийся в XIX в. раздел педагогической науки. В 1806 г. И. Ф. Гербарт (немецкий педагог) издал труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», в которой дал научное построение теории воспитания.
Выделяют следующие виды воспитания: нравственное, физическое, эстетическое, идеологическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое, трудовое и др.
Структура процесса воспитания:
-
цель воспитания – какие свойства, качества должны быть сформированы у личности; -
задачи воспитания; -
содержание воспитания – составляющие воспитательного процесса; -
методы воспитания – способы, приемы воспитательного воздействия; -
субъекты воспитания; -
результат воспитания – какие свойства, качества сформированы фактически.
К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся:
1. Природные, наследственные факторы.
2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.).
3. Межличностное взаимодействие.
4. Культурные национальные факторы.
5. Исторический этап развития общества.
6. Средства массовой информации.
7. Возрастная субкультура.
Воспитательный процесс с помощью методов воспитания.
В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на методах изменения:
-
деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения); -
отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений); -
компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).
Существуют и другие классификационные подходы. Задача педагога - выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.
Группа методов, которые служат базой для различных классификаций.
Это методы: 1)убеждения; 2)упражнения; 3)поощрения; 4)наказания; 5)примера. В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.
Профессиональная деятельность педагога предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; времени воспитания; интересов и потребностей обучающихся; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей педагога.
С такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» связано понятие «социализация».
Впервые термин «социализация» стал использоваться в конце XIX в. (1887 г.) благодаря труду американского социолога Гиддигса «Теория социализации» (социализация – подготовка человеческого материала к общественной жизни).
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.