Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Прослушивание аудиозаписей
Прослушивание аудиозаписи масленичных песен; обмен мнениями, обсуждение вопросов.
– Каков характер, настроение масленичных песен?
– Какие художественные особенности, присущие фольклорным произведениям, вы заметили в масленичных песнях?
Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»; обмен мнениями, обсуждение вопроса.
– Каким настроением проникнута эта музыка?
IV. Подведение итогов урока
Празднование Масленицы традиционно поддерживается почти всем народом. Конечно, кое-что меняется со временем.
В главе «Масленица» книги И.С. Шмелёва «Лето Господне», написанной почти сто лет назад, автор с грустью говорит о том, как «потускнели праздники».
– Прочитаем фрагмент в рубрике «Из первых уст» (с. 80). Но всё же праздник жив, и люди по-прежнему с радостью расстаются с зимой, встречают весну, надеются на лучшее.
V. Домашнее задание
Ответить на вопросы и выполнить задания 1–3 (с. 83).
Прочитать статьи «Михаил Юрьевич Лермонтов» (с. 83–85), «Андрей Дмитриевич Дементьев» (с. 85–87).
Ответить на вопросы к стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Посреди небесных тел…» (с. 84) и А.Д. Дементьева «Прощёное воскресенье» (с. 87).
Подготовить выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова, Я.В. Смелякова, А.Д. Дементьева.
У р о к 15. М.Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…». А.Д. Дементьев «Прощёное воскресенье»
Цели: углубить представления учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, о значении его творчества для русской культуры; показать отражение народных традиций в литературе, примеры развития традиций русских классиков в литературе ХХ века; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста, сопоставительного анализа произведений, работы в группе.
Планируемые результаты: знать некоторые сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, А.Д. Дементьева; проявлять интерес к произведениям о праздниках Русского мира; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ произведений, работать в группе.
Оборудование: репродукции портретов М.Ю. Лермонтова, картин, написанных самим поэтом.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение вопросов и заданий 1–3 (с. 83).
III. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний
Вы уже немного знакомы с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, и с каждым годом (не только в школе, но и после её окончания) вам предстоит узнавать больше о его жизни и творчестве.
– Что вы знаете о жизни М.Ю. Лермонтова?
– Вспомните известные вам произведения Лермонтова. (Стихотворения «Парус», «Бородино», «Тучи», «Три пальмы», «Листок», «Утёс», «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын…»; фрагмент сочинения «Панорама Москвы».)
– Прочитайте наизусть их фрагменты, расскажите о своих впечатлениях.
2. Работа по учебнику
Выразительное чтение и анализ стихотворения Я.В. Смелякова.
Прочитаем фрагмент стихотворения Ярослава Смелякова «На поверке», помещённый в рубрике «Из первых уст» (с. 84).
– Какие черты Лермонтова выделяет Смеляков?
– Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать образ поэта?
Выразительное чтение стихотворения «Посреди небесных тел».
Обсуждение вопросов и выполнение заданий 2–4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 85).
Выразительное чтение стихотворения А.Д. Дементьева «Прощёное воскресенье».
Обсуждение вопросов 1–3 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 88).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса 1 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 85).)
2. Обсуждение вопросов
– Что вы узнали о поэте Андрее Дмитриевиче Дементьеве?
– Какие песни на его стихи вы слышали?
– Почему журнал «Юность» называют легендарным?
– Как стихотворения М.Ю. Лермонтова «Посреди небесных тел…» и А.Д. Дементьева «Прощёное воскресенье» связаны с Масленицей?
V. Подведение итогов урока
Сегодня мы говорили о стихотворениях, таких разных по настроению, по содержанию, по духу, заставивших нас и улыбнуться, и задуматься, написанных с полуторавековой разницей, но объединённых общей темой – праздника Русского мира Масленицы. Этот весёлый, разгульный праздник заканчивается Прощёным воскресеньем – днём примирения, днём попытки заглянуть в себя и пожалеть о том, что кого-то, пусть и невольно, обидел.
VI. Домашнее задание
Ответить на вопросы и выполнить задания 5 (с. 85), 4 (с. 88) рубрики «Размышляем над прочитанным».
Прочитать материалы об А.П. Чехове (с. 88–90).
Прочитать рассказ А.П. Чехова «Блины», ответить на во-прос к рассказу (с. 91).
У р о к 16. А.П. Чехов «Блины»
Цели: показать особенности юмора писателя; расширять словарный запас учащихся; развивать навыки монологической речи, анализа текста, описания произведений живописи, работы в группе.
Планируемые результаты: понимать роль юмора в жизни в творчестве А.П. Чехова; уметь анализировать текст, описывать произведения живописи, работать в группе.
Оборудование: портрет А.П. Чехова; репродукция картины Н.Е. Рачкова «Кухарка».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение вопросов и заданий 5 (с. 85), 4 (с. 88) рубрики «Размышляем над прочитанным».
Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.Д. Дементьева.
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы
А теперь обратимся к изображению Масленицы и обычаев, связанных с этим праздником, в прозе. Сегодня будем говорить о рассказе замечательного, знакомого нам писателя – Антона Павловича Чехова.
– Какие произведения А.П. Чехова вы читали?
– Чем они вам понравились? Что особенно запомнилось?
Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Любовь Чехова к людям, к жизни, ко всему живому была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Чехов действительно творил благо. При этом был очень весёлым, неистощимым на выдумки человеком.
Юмористические рассказы Чехов начал писать с юности, когда приехал из родного Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет университета.
Антоша Чехонте и другие забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его раннего творчества. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых публикаций, когда он уже завоевал прочный авторитет как литератор.
Поговорим о рассказе «Блины». Чехов написал его в 1886 году, в период своего расцвета как автора коротких, в основном юмористических историй. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день.
2. Обмен мнениями о рассказе
3. Работа по учебнику. Обсуждение задания и вопроса к рассказу (с. 91).
4. Словарная работа.
Проверим, как усвоены значения незнакомых слов и выражений, разъяснённых в материалах рубрики «Работаем со словом» (с. 91, 92, 93, 94).
5. Обсуждение вопросов 1–3 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 95).
6. Чтение материалов рубрик «Из первых уст», «Историко-культурный комментарий» (с. 90, 91).
IV. Закрепление изученного материала
1. Что вы узнали о жизни и творчестве А.П. Чехова, о его характере из материалов рубрик «Литературные имена России» (с. 88), «Из первых уст» (с. 89), «Историко-культурный комментарий» (с. 90)?
2. Работа с репродукцией
– Рассмотрите репродукцию картины Н.Е. Рачкова «Кухарка» (с. 93). Выполните её устное описание.
V. Подведение итогов урока
Современники знали А.П. Чехова как серьёзного человека, который при этом умел блестяще шутить. Рассказ «Блины» является ярким примером этой черты писателя. Рассказ пронизан юмором, особенно действующим на читателя благодаря обманчиво серьёзному тону повествователя.
VI. Домашнее задание
Ответить на вопрос 4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 95).
Прочитать статью «Тэффи» (с. 95, 96), рассказ Тэффи «Блины» (с. 97–101), ответить на вопросы к рассказу (с. 96).
У р о к 17. Тэффи «Блины»
Цели: познакомить учеников с новым для них именем – писательницы Тэффи (Н.А. Лохвицкой); развивать чувство юмора, навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, описания произведений живописи, работы в группе.
Планируемые результаты: понимать роль юмористических произведений; уметь выразительно читать и анализировать текст, описывать произведения живописи, работать в группе.
Оборудование: портрет Н.А. Лохвицкой, репродукция картины Б.М. Кустодиева «Московский трактир».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение вопроса 4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 95).
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Сегодня мы будем обсуждать рассказ с таким же, как у Чехова, названием – «Блины». Его автор – Тэффи. Необычное слово. Даже непонятно, мужчине или женщине принадлежит это имя.
Надежда Александровна Лохвицкая объясняла, что она выбрала псевдоним Тэффи в честь «одного дурака» – потому что «нужно такое имя, которое принесло бы счастье. …Дураки всегда счастливые». Звали этого дурака Степан, или по-домашнему Стеффи, и Лохвицкая отбросила от этого прозвища первую букву – «чтобы дурак не зазнался».
Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела – хлёсткие, «не в бровь, а в глаз», остроты её гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».
В её семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие. Поэтессой была и старшая сестра Тэффи – Мария Александровна Лохвицкая, подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая.
В литературу Тэффи тоже вступила со стихами, которые часто пела под гитару, но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.
Разносторонне талантливая, Тэффи печаталась в ведущих сатирических журналах, сотрудничала с популярным еженедельником «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе – благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910).
Успех коротких текстов Лохвицкой был всероссийским: они веселили простых рабочих, ими зачитывались такие её современники, как писатель И.А. Бунин и царь Николай II, которые, на первый взгляд, никак не ассоциируются с чем-то весёлым и юмористическим. Известно, что в ответ на вопрос, кого из современных писателей следует пригласить для участия в юбилейном сборнике в связи с 300‑летием дома Романовых, император сказал: «Только Тэффи».
2. Обмен мнениями о рассказе
3. Работа по учебнику. Обсуждение задания и вопроса к рассказу (с. 96).
4. Словарная работа.
Проверим, как усвоены значения незнакомых слов и выражений, разъяснённых в материалах рубрики «Работаем со словом» (с. 99).
5. Обсуждение вопросов 1–5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 101).7
IV. Закрепление изученного материала
– Что вы узнали о жизни и творчестве Тэффи из материалов рубрик «Литературные имена России» (с. 95, 96), «Из первых уст» (с. 96)?
– Что вы можете сказать об этой писательнице после прочтения её рассказов?
V. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали о праздниках Русского мира?
– Какие произведения, связанные с Масленицей и её обычаями, вам понравились? Чем?
VI. Домашнее задание
Рассмотреть репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Московский трактир» (с. 97), выполнить её устное описание.
Нарисовать иллюстрации к одному из изученных произведений на тему Масленицы или создать свой рисунок (по желанию).
Прочитать статьи «Всюду родимую Русь узнаю…» (с. 102–105), «Всеволод Александрович Рождественский» (с. 106).
Прочитать стихотворение В.А. Рождественского «Русская природа» (с. 107, 108), ответить на вопросы к стихотворению (с. 107).