Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(•••>
Оживленный характер принял сейчас обмен мнениями по вопросу о соотношении социалистического реализма и социалистической литературы. Обсуждение этой проблемы в советской критике вызвано не сомнениями относительно ведущих начал литературного процесса, а стремлением более глубоко понять и оценить различные литературные явления, которые развивались под воздействием идей социализма.
Одни из участников этого обмена мнениями защищают ту точку зрения, что социалистический реализм и социалистическая литература — понятия тождественные. Нужно преодолеть, считают они, суженное понимание социалистического реализма, а при более широком его истолковании он включает в себя все разнообразие писательских индивидуальностей и течений в любой социалистической литературе.
Другие же участники дискуссии полагают, что социалистическая литература — явление более широкое, нежели социалистический реализм. Творчество некоторых крупных советских художников слова, будучи социалистическим по своему содержанию, не заключает в себе тех особенностей, которые характеризуют социалистический реализм. При этом называются имена Есенина, Ахматовой, Пастернака,
Цветаевой, Сергеева-Ценского, Пришвина, Вересаева, Хлебникова, П. Романова и ряда других писателей. Тем обстоятельством, что в социалистической литературе, подчеркивают сторонники второй точки зрения, существовали и существуют различные течения, никак не умаляется ведущая, авангардная роль социалистического реализма в раскрытии процессов созидания нового общества, в борьбе за социализм.
Более верной нам представляется постановка проблемы защитниками этой второй точки зрения, хотя в содержании самой темы многое еще остается непроясненным. И тут необходимо отметить прежде всего следующее. Добиваться объемности понятия «социалистическая литература» вовсе не обязательно за счет сужения границ социалистического реализма, ибо ложные представления о нем возникают не только тогда, когда его свойства неправомерно переносятся на произведения писателей других течений в социалистической литературе, но и в тех случаях, когда из-за узости критериев крупные писатели признаются непричастными к нему. Это вместе с тем не означает, что можно и нужно расширять понятие социалистического реализма до такой степени, что оно теряет свои конкретные очертания, свой подлинный смысл.
(...)
Д. Ф. МАРКОВ
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
(1975) (...)
Коллективный опыт советского литературоведения давно привел нас к выводу о конкретно-историческом развитии реализма — о разных его этапах, о постоянно возникающих новых, исторически обусловленных принципах. Этот общий вывод приобретает особое значение для того поворотного периода мировой истории, когда социализм как идеология и как революционная практика стал важнейшим фактором общественной и духовной жизни людей. В этот период формируется новый тип художественного сознания, определяющего собой черты и особенности нового творческого метода.
Художественный метод, как эстетическая категория, нередко трактуется разными литературоведами по-разному. От того, какое содержание вкладывается в понятие метода, несомненно, зависит подход ко многим иным вопросам.
И потому возникает необходимость определить свое отношение к данному понятию.
В самом широком смысле в методе выражается отношение художника к действительности. Особо, мне кажется, следует подчеркнуть ту мысль, что каждый метод так или иначе связан с определенной философской системой, сти^ хийно или сознательно выражаемой. Она формирует мироощущение писателя, его понимание человека в мире. Искусство — художественное познание действительности, и именно характер художественного познания лежит в основе метода. Различные типы и уровни такого познания влекут за собой и возникновение различных методов. На этом основана борьба и смена методов и направлений в истории литературы.
Говоря о художественном познании, мы подчеркиваем специфику искусства — воспроизведение логики жизни в конкретно-чувственных формах, раскрытие общего в отдельном, с чем, безусловно, связана и роль личности художника. Поэтому собственно познавательная сущность художественного метода всегда неотрывна от его субъективно-творческой сущности. Характер и соотношение в нем этих двух начал обусловливают его направленность, эстетические возможности.
Эти общие черты метода относятся, разумеется, и к методу искусства социалистического реализма. Суть — в качественно новом наполнении его слагаемых. В чем же состоит это новое? Оно заключено в принципиально новом понимании соотношения объективного и субъективного факторов. И связано это понимание с тем общим огромным вкладом, который внес марксизм в материалистическую философию. Напомним в этой связи некоторые положения из «Тезисов о Фейербахе» Маркса, в общем-то широко известные, но, как мне кажется, все еще недостаточно осмысленные в аспекте обсуждаемых нами проблем.
Маркс писал: «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. (...)»'.
Этот взгляд Маркса на характер познания имеет исключительно важное значение для определения сути специфически образного познания в целом, художествен-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 1
.ного познания нового типа в особенности. Подчеркнем исходные для нас положения. Познание, по Марксу, не есть пассивное отражение. И в области искусства предмет берется отнюдь не только в форме созерцания, и, следовательно, художественное познание не сводится к внешнему правдоподобию. Оно включает человеческую деятельность, от характера которой, то есть от отношения человека к объекту, зависит многое.
...Концепция социалистического гуманизма, лежащая в основе нового творческого метода, составляет его отличительную (в сравнении с другими методами) и общую (для всех видов социалистического искусства) особенность.
Вообще любой художественный метод представляет собой эстетическое выражение определенной концепции мира и человека. Прибегая к дефиниции по отношению к нашему искусству, можно сказать, что его метод есть эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека. Объективное художественное познание действительности и основанная на этом высоко развитая творческая субъективность (историческая сознательность творческой личности), находящая свое наиболее полное выражение в коммунистической партийности, — в этом именно мы и видим сущностные черты социалистического реализма, как нового художественного метода, как исторически сложившегося нового типа художественного сознания.
Указанные черты образуют единство метода, которое не противоречит ни многообразию проблематики, ни многообразию связанных с нею художественных форм. (...)
(...)
Поистине широкие возможности художественного познания мира, присущие социалистическому искусству, его гуманистические идеалы привлекали и продолжают привлекать внимание художников других направлений. В новом искусстве осуществлялся и осуществляется знаменательный процесс синтеза всего прогрессивного в художественном развитии человечества. Речь идет и о наследовании демократических традиций, и о непосредственном участии представителей других направлений в формировании нового. Синтез этот отнюдь не есть механическое соединение различных элементов — он происходил и происходит на почве постепенного восприятия социалистического гуманизма.
Это симптоматичный процесс. Он, несомненно, связан с признанием передовыми художниками примечательного
факта — формирования нового типа реализма, занявшего авангардное место в художественном прогрессе XX века. (...)
Г. И. ЛОМИДЗЕ ЛЕНИНИЗМ И СУДЬБЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР
(1972)
(•••)
Формулу об общечеловеческом содержании коммунизма мы вправе дополнить следующей мыслью: общечеловеческим содержанием могут обладать и те ценности культуры, которые не выражают прямо коммунистических взглядов мировоззрения, но своим пафосом, прославлением ожидаемого или отвержением существующего расчищали и расчищают путь к лучшему будущему, исподволь умножали и умножают запас революционной энергии масс. Коммунистическое — это общечеловеческое, общечеловеческое же не всегда и не обязательно коммунистическое. Общечеловеческое, непосредственно не связанное с коммунизмом, с коммунистической идеологией согласуется с идеалами коммунизма, не противоречит им. Общечеловеческим по своему содержанию надо признать и то, что подготавливало коммунизм, вело постепенно к нему, будило в людях сознание необходимости революционного переустройства Mjfpa, что отрицает старое и своим отрицанием расчищает путь к новому, что, утверждая новое, прогрессивное, отвергает старое.
Широта интернациональных интересов не означает, будто человек должен отречься от своей нации, обрубить корни, соединяющие его с ней, и за счет этого отречения стать якобы гражданином вселенной. Смешно было бы ставить вопрос так: в каком случае писатель обретает общесоюзное и мировое значение — когда он изображает собственный народ или когда он пишет на так называемые вечные, общечеловеческие темы. Произведение интернационального звучания — это не произведение, крыльями фантазии приподнятое над действительностью, над средой, обстоятельствами, в котором есть все обо всем и лишь кое-что «об этом» — конкретном.«Физическое» раздвижение границ, событий, характеров, явлений не сделает произведения интернациональным. Интернационализм не создается из механического объединения в один коллектив людей разных национальностей. Нельзя по прихоти фантазии писателя, для, так сказать, усиления интернационального звучания повести или романа, не разобравшись в «человеческом составе», особенностях действительности, вводить скопом представителей братских народов. Даже из материалов, дающих возможность затронуть тему интернационального единства, писатель вправе отобрать определенные человеческие судьбы и события.
Вполне закономерен процесс, проявляющийся в советской литературе: естественное, жизнью вызванное и жизнью диктуемое раздвижение тематических границ национальных литератур, утверждение идей солидарности народов. Усиление темы интернационального единства в советской литературе вызвано двумя взаимно связанными факторами. Во-первых, тем, что в советских народах все больше крепнет сознание интернационального братства. Вторую же причину надо искать в глубинных изменениях самой действительности. Умножаются не только так называемые интернациональные жизненные звенья, добровольно объединяющие людей самых различных национальностей, но и национальный состав населения республик претерпевает структурные изменения. Все чаще появляются такие сферы общественной, технической, производственной деятельности, в которые вовлечены люди множества национальностей. Дружно, рука об руку, работает интернациональный по своему составу коллектив. Как не замечать этого, как не видеть новых качественных преобразований действительности? Сама жизнь требует изображения интернациональных связей, когда писатель соприкасается с тем материалом, где эти связи переплетены между собой, составляют реальную основу условий существования людей. Проблему интернационализма в литературе следует рассматривать, исходя из конкретной исторической логики, из характера и особенностей жизненного материала, из мировоззрения, эстетических целей и намерений писателя, а не из каких-то отвлеченных формул и обязательных предписаний. Бесплодно строить догадки о том, что же лучше — писать о своем народе или о других народах. По всей вероятности, писать о своем народе нужно так, чтобы произведение, созданное о нем, было насущно необходимо, как хлеб и вода, собственному народу и было интересно для других народов. Q других народах нужно писать с такой мощью и вдохновением, чтобы творение это способствовало интернациональному единению людей.
(...)
РАЗДЕЛ II
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 34
ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА И ЕЕ РОДЫ
Изучение отличительных свойств литературы как вида искусств; имеет давнюю и богатую историю. Античные мыслители, еще в больше! мере деятели искусства Возрождения и классицизма, были склоннь подчеркивать преимущества скульптуры и живописи перед литера т-ypoi (поэзией). Пример этого — трактат раннего французского просветител! Ж.-Б. Дюбо (первая половина XVIII столетия), отрывок из которой приводится в этой главе. В отсутствии у словесного изображения прямое зрительной достоверности (наглядности) Дюбо видит его ограниченность
Совсем иные выводы сделаны в знаменитой книге немецкого писателя и ученого-просветителя Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или о граница) живописи и поэзии», появившейся в 1766 г. Лессинг говорит об услов ности, нематериальности, «невещественности» словесно-художественны; изображений, лишенных наглядности, как об источнике ее преимущест] перед скульптурой и живописью. Главное же, он характеризует «времен ную» протяженность образов в литературе как органически связаннук с интересом писателей и поэтов к процессам, которые протекают в< времени. Основной предмет словесного изображения, по мысли Лессинга, — это действие, в то время как в живописи и скульптуре запечат леваются прежде всего предметы (тела), расположенные друг возле друга, т. е. в пространстве. В тексте, приведенном из книги «Лаокоон...» сформулированы основные теоретические положения Лессинга.
Своеобразие отдельных видов искусства, в частности словесного впоследствии было тщательно изучено в «Эстетике» Г. В. Ф. Гегеля подчеркивавшего прямую сопричастность поэзии, т. е. художественное словесности, сфере духовной жизни. Отмечая художественно-познавательные преимущества поэзии перед иными видами искусства, Гегель однако, проявил односторонность, утверждая, что искусству словесном) как наиболее духовному угрожает опасность выхода за пределы художественного творчества в сферу философских раздумий, религиозных представлений либо научного мышления
.Теоретики искусства последующих эпох, опираясь на реалистическое творчество и наследуя идеи Лессинга и Гегеля, настойчиво говорили о безграничной широте художественно-познавательных возможностей словесного искусства. Нами приводятся суждения об этом Белинского и Чернышевского, которые в соответствии с давней терминологической