Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой род трагического — трагическое нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, толь­ко взятой наоборот: в трагическом простой вины основа­нием трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие преступления; в трагическом нравственного столкновения [основываются эстетики геге­левской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучени­ями его собственной совести. И эта мысль явным образом ведет свое начало от предания о фуриях, бичующих пре­ступника. (...)


(...)

(...) Всякий образованный человек понимает, как смешно смотреть на мир теми глазами, какими смотрели греки геродотовских времен; всякий ныне очень хорошо понимает, что в страдании и погибели великих людей нет ничего необходимого. (...)

Трагическое есть страдание или погибель человека — этого совершенно достаточно, чтобы исполнить нас ужа­сом и состраданием, хотя бы в этом страдании, в этой погибели и не проявлялась никакая «бесконечно могущест­венная и неотразимая сила». Случай или необходимость — причина страдания и погибели человека, — все равно, страдание и погибель ужасны. Нам говорят: «чисто случай­ная погибель — нелепость в трагедии», — в трагедиях, писанных авторами, может быть, в действительной жиз­ни — нет. В поэзии автор считает необходимою обязан­ностью «выводить развязку из самой завязки»; в жизни развязка часто совершенно случайна, и трагическая участь может быть совершенно случайною, не переставая быть трагическою. Мы согласны, что трагична участь Макбета и леди Макбет, необходимо вытекающая из их положения и дел. Но неужели не трагична участь Густава-Адольфа, который погиб совершенно случайно в битве под Люце- ном, на пути торжества и побед? Определение:

[«трагическое есть ужасное в человеческой жизни»,]

кажется, будет совершенно полным определением траги­ческого в жизни и в искусстве. (...)

С господствующим определением комического — «Ко­мическое есть перевес образа над идеею», иначе сказать: внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внеш­ностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение, — нельзя не согласиться; но вместе с тем надоб­но сказать, что [Фишер, автор наилучшей эстетики в Гер­мании, слишком ограничил] понятие комического, проти­вополагая его, для сохранения [гегелевского] диалекти­ческого метода развития понятий, только понятию возвы­шенного. Комическое мелочное и комическое глупое или тупоумное, конечно, противоположно возвышенному; но комическое уродливое, комическое безобразное противо­положно прекрасному, а не возвышенному. Возвышенное, по изложению самого Фишера, может быть безобразным; каким же образом комическое безобразное противополож­но возвышенному, когда они различны между собой не сущностью, а степенью, не качеством, а количеством, когда безобразное мелочное принадлежит к комическому, безо­бразное огромное или страшное принадлежит к возвышен­ному? — Что безобразное противоположно прекрасному, ясно само по себе. Л.Л

Три различные формы, в которых существует прекрас­ное, следующие: прекрасное в действительности (или в природе) [как выражается гегелевская школа], прекрас­ное в фантазии и прекрасное в искусстве. (...)

(...)

...Сфера искусства не ограничивается одним прекрас­ным и его так называемыми моментами, а обнимает со­бою все, что в действительности (в природе и в жизни) интересует человека — не как ученого, а просто как чело­века; общеинтересное в жизни — вот содержание искус­ства. Прекрасное, трагическое, комическое — только три наиболее определенных элемента из тысячи элементов, от которых зависит интерес жизни и перечислить которые значило бы перечислить все чувства, все стремления, от которых может волноваться сердце человека. (...) Если считают необходимостью определять прекрасное как преи­мущественное и, выражаясь точнее, как единственное су­щественное содержание искусства, то истинная причина этого скрывается в неясном различении прекрасного как объекта искусства от прекрасной формы, которая действи­тельно составляет необходимое качество всякого произве­дения искусства (...) «единство идеи и образа» определяет одну формальную сторону искусства, нисколько не отно­сясь к его содержанию; оно говорит о том, как должно быть исполнено, а не о том, что исполняется. Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», оно гово­рит о том, что искусство выражает идею не отвлеченным» понятиями, а живым индивидуальным фактом. (...) Красо­та формы, состоящая в единстве идеи и образа, обща* принадлежность не только искусства (в эстетическом смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершен­но отлична от идеи прекрасного, как объекта искусства, как предмета нашей радостной любви в действительном мире. Смешение красоты формы, как необходимого каче­ства художественного произведения, и прекрасного, как одного из многих объектов искусства, было одною из при­чин печальных злоупотреблений в искусстве. (...)

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ВОЗВЫШЕННОЕ И КОМИЧЕСКОЕ (1854)

<->

В природе неорганической и растительной не может быть места комическому, потому что в предметах на этой ступени развития природы нет самостоятельности, нет во­ли и не может быть никаких притязаний. (...)

Но истинная область комического — человек, человече­ское общество, человеческая жизнь, потому что в челове­ке только развивается стремление быть не тем, чем он мо­жет быть, развиваются неуместные, безуспешные, нелепые претензии. Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачно, неуместно, становится комическим, если не бывает страшным или пагубным.(...)

В частности, комическое называется фарсом, когда ограничивается одними внешними действиями и одним на­ружным безобразием. К этому роду комического относят­ся длинные носы, толстые животы, долговязые ноги и т. п.; к нему же относятся все неловкости, всякая неуклюжесть; например, нелепая, неловкая походка, смешные приемы и привычки, например, привычка беспрестанно моргать, бес­престанно утираться, привычка обдергиваться и охораши­ваться и т. п.; к области фарса принадлежат, наконец, все глупые, нелепые приключения с человеком, например, ког­да он падает, когда его бьют, одним словом, когда он явля­ется игрушкою глупого, но безвредного случая или посме­шищем других людей. Настоящее царство фарса — просто­народные игры, например, наши балаганные представления. Но фарсом не пренебрегают и великие писатели: у Рабле он решительно господствует; чрезвычайно часто попадается он и у Сервантеса. Фарс должен ограничиваться внешними приключениями и внешним безобразием; потому чаще всего он нарушает приличия, самое внешнее в человеческом об­ществе, и в этом случае обращается он в цинизм. У Гоголя находят много цинизмов; но цинизмы его еще очень благо­пристойны в сравнении с тем, что находим у Рабле, Серван­теса, Шекспира и даже у Вольтера.

Второй вид комического — острота (der Witz); ее мож­но разделить на остроту собственно и насмешку. Сущность ее в том и другом случае — неожиданное и быстрое сбли­жение двух предметов, в сущности принадлежащих совер­шенно различным сферам понятий и сходных только по какому-нибудь особенному случаю, по какой-нибудь черте, правда, очень характеристической, но ускользающей от обыкновенного серьезного взгляда. Но простая острота только играет этим сходством, хочет только блеснуть, между тем как насмешка хочет кольнуть, уязвить. (...)

Лица, которые выводятся в фарсе, смешны сами, но не знают о том, что они смешны; острота, напротив того, сме­ется над другими, но уважает и щадит сама себя: для нее все глупо и смешно, но сама она не смешна и не глупа для себя. Юмор смеется сам над собою. (...)

К юмору расположены такие люди, которые понимают все величие и всю цену всего возвышенного, благород­ного, нравственного, которые одушевлены страстною лю­бовью к нему... Он смеется над собою, но через это самое смеется он надо всеми людьми, потому что в себе смеется он над тем, что больше или меньше есть в каждом челове­ке. (...)

(...) Юморист может до того теряться в остротах, шут­ках, фарсах, дурачествах, что для не понимающих юмора может в самом деле казаться шутом или отчасти помешан­ным, как и думают о Гамлете. Но его дурачества — нас­мешка мудреца над человеческою слабостью и глупостью; его смех — горестная улыбка сострадания к себе и к лю­дям


.В каждом юморе есть и смех и горе'; но если располо­женный к юмору человек, видя, что все высокое в челове­ке сопровождается мелочным, слабым, жалким, находит это смешение только нелепым, не понимая всей глубины за­мечаемого им нравственного противоречия, то в его юморе будет гораздо больше смеха, нежели горя. Такой юмор... можно будет назвать... весельем или простодушным юмо­ром. Представителем его у Шекспира является шут; в рус­ском простом народе много встречается шутливых юмо­ристов, но почти всегда их юмор едок, несмотря на свою веселость; юмор малороссов простодушнее (...) (...)

Зато люди, одаренные нежною натурою и горячей лю­бовью к нравственной чистоте, очень легко доходят до то­го, что во всем смешном, нелепом, мелочном видят одну только мрачную, тяжелую сторону противоречия с нрав­ственностью и с высшим достоинством человека; недоволь­ство собою и миром берет в них решительный перевес над тем, что в юморе может быть веселого. Их юмор печален, доходит до отчаяния, переходит в ипохондрию и меланхо­лию. Таков был юмор Байрона. И сам Шекспир под конец жизни сделался, кажется, мрачен, грустен в своем юмо- ре.(...)

(...) Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы fax проницательны, что постигаем, что безоб­разное — безобразно. Смеясь над ним, мы становимся выше его. Так, смеясь над глупцом, я чувствую, что понимаю его глупость, понимаю, почему он глуп, и понимаю, каким бы он должен был быть, чтобы не быть глупцом, — следо­вательно, я в это время кажусь себе много выше его. Ко­мическое пробуждает в нас чувство собственного достоин­ства, как пьяные илоты напоминали спартанским детям о том, что «гражданин» не должен напиваться пьян. (...)

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН НОВЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Н. МАЙКОВА (ПРИЛОЖЕНИЕ К «РУССКОМУ ВЕСТНИКУ» 1864 ГОДА)

(...)

(...) Для того, чтоб сатира была действительною сати­рою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтоб она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тат предмет, против которого направлено ее жало.(.„) (...)

М. ГОРЬКИЙ

РОМАНТИЗМ. — НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО. — ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ XIX ВЕКА1

<...)

Романтики определяли роль личности в мире так: лич­ность абсолютно свободна; психика ее развивается совер­шенно независимо от условий внешних, личность являет­ся наиболее глубоким и полным выражением не только вре­менного и преходящего, но вечного, непоколебимого. Эту идею абсолютной независимости человека от об[ществен]- ных условий, окружающих его, перенесли в область истории целого народа, и вот пред нами политическое учение о не­зависимости нации от влияния истории человечества.(...)

Условимся называть этот вид романтизма — роман­тизмом индивидуалистическим, дабы отделить и не смешивать его с другим, который возникает на почве сознания человеком его связи с миром и ощуще­ния своей творческой силы, вызванной этим сознанием. Этот вид романтизма мы называем социальным, или ро­мантизмом коллективизма; этот вид только что зарождает­ся, только что формируется и вместилищем его мы видим тот класс, который входит в жизнь как проповедник социа­листической идеи освобождения всего человечества из плена капитализма, как проводник социалистической идеи осво­бождения всего человечества из плена капитализма, как проповедник идеи всемирного братства и свободного тру­да, — социалистического строя.

Да не смущает вас применение термина романтизм к психологии пролетариата — термином этим... я определяю только повышенное, боевое настроение пролетариата, вы­текающее из сознания им своих сил, из все более усваи­ваемого им взгляда на себя, как на хозяина мира и на освободителя человечества.

Само собою разумеется, что пока пролетариат строит свою идеологию — он должен быть строгим реалистом, строящим свои обобщения на фактах действительности, а не извлекающим материал идеологии из души, из опыта индивидуального, как это делают романтики-индивидуа­листы.

' Отрывок из черновой рукописи, над которой М. Горький работал в 1908—1909 гг. и не закончил. Рукопись не имеет названия. (Название «История русской литературы» дано при опубликовании ее в 1939 г.


)Таков и есть пролетариат в своих построениях — он реалист, он человек суровой действительности. Но, стоя на почве своей идеологии, он с высоты ее видит всю миро­вую историю, как ряд ошибок и заблуждений человечества, вытекающих из своекорыстного стремления того класса, который, захватив в свои руки власть экономическую, необходимо должен был весь опыт человечества, все зна­ния мира тратить на построение политических и религиоз­ных систем, имевших целью не организацию опыта в инте­ресах всего человечества, но лишь создание идеологий, кои оправдали бы экономическую власть, корыстную поли­тику класса собственников.

Р [омантизм] инд [ивидуалистический] возник из стрем­ления личности, ощущающей свое одиночество в мире, убе­дить себя в своих силах, в своей независимости от исто­рии, в возможности для индивидуума руководить жизнью.

Р [омантизм] социа [льный] — из сознания личностью связи своей с миром, из сознания бессмертия тех идей, которые являются основными. (...)

(...)

М. ГОРЬКИЙ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ (1934)

(...)

(...) Для того чтоб ядовитая, каторжная мерзость про­шлого была хорошо освещена и понята, необходимо раз­вить в себе уменье смотреть на него с высоты достиже­ний настоящего, с высоты великих целей будущего. Эта высокая точка зрения должна и будет возбуждать тот гор­дый, радостный пафос, который придаст нашей литера­туре новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление — социалистический реализм, который — само собою разумеется — может быть создан только на фактах социалистического опыта.

Мы живем в счастливой стране, где есть кого любить и уважать. У нас любовь к человеку должна возникнуть — и возникнет — из чувства удивления пред его творческой энергией, из взаимного уважения людей к их безграничной трудовой коллективной силе, создающей социалистические формы жизни, из любви к партии, которая является вож­дем трудового народа всей страны и учителем пролета­риев всех стран.

А. В.ЛУНАЧАРСКИЙ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ РЕАЛИЭМЕ(1933)

(...)

(..^...Социалистический реалист сам активен. Он не прос­то познает мир, а стремится его переделать. Ради этой переделки он и познает его, поэтому на всех его карти­нах лежит своеобразная печать, которую вы сразу чувству­ете. Он знает, что природа и общество диалектичны, что они постоянно развиваются через противоречия, и он ис­пытывает прежде всего этот пульс, этот бег времени.


К тому же он весь целеустремлен, он знает, где зло и где добро, он отмечает те силы, которые останавливают движение, и те, которые способствуют его напряженному стремлению к великой цели. Этим придается совершен­но новое освещение извне и изнутри каждому художест­венному образу. (...)

<->

Но здесь меня могут спросить — а не есть ли это уже в некоторой степени романтика, если ваши реалисты не просто зарисовывают окружающее, как оно есть, а вносят в него свое субъективное начало, не есть ли это некоторый уклон именно к романтизму. Это так и есть. Не напрасно Горький несколько раз говорил о том, что литература дол­жна стать выше действительности, что само познание дей­ствительности нужно именно для ее преодоления, и прямо называл такое боевое и трудовое преодоление действи­тельности в ее художественном отражении — романтикой1.

Однако наш романтизм составляет часть социалисти­ческого реализма. Социалистический реализм в известной степени немыслим без примеси романтики. В том-то и заключается его отличие от равнодушного протоколирова­ния. Это есть реализм плюс энтузиазм, реализм плюс бое­вое настроение. В том случае, когда этот энтузиазм, когда это боевое настроение преобладают, когда, например, ради сатирических целей пускается в ход гипербола или кари­катура, или когда мы изображаем будущее еще нам реаль­но неизвестное, или когда мы заканчиваем еще не закон­ченный в жизни тип и даем во весь рост такого человека, к осуществлению которого мы только стремимся, мы, ко­нечно, этим самым даем перевес романтическим элемен­там.

Однако это ни на минуту не сближает нашу романтику с романтикой буржуазной.

' См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 26. С. 420

Буржуазная романтика вытекала из неудовлетворен­ности действительностью без какой-нибудь программы переделки и без надежды побороть ее. Буржуазная роман­тика сводится к несбыточной мечте. Поэтому она приобре­тает либо характер чистого искусства (утешиться в цар­стве красоты), либо характер мистически-религиозных парений, либо характер глубоко скорбных кошмаров.

Молодая буржуазия, правда, имела более благородные формы романтики. Они заключались в том, что она изу­крашивала иллюзиями свою программу, свою роль в исто­рии. Лучшие люди буржуазии притом отнюдь не лгали, были сами собой, они верили в величие своей миссии. Очень часто при этом краски черпались из прошлого, из пунктов жизни человечества, которые считались кульмина­ционными, например, из античного мира, из средневековья или еще дальше того — из библейских времен.