Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как указывают Маркс и Энгельс, социалистическое движение отнюдь не нуждается в украшении этим старым оперением, но они тут же указывают, что если социалис­тическому движению понадобилось бы предстать во всем своем блеске, то оно будет заимствовать свои украшения не из прошлого, а из будущего23. Такое заимствование укра­шений из будущего отнюдь не является прибеганием к иллюзии.

В том-то и дело, что и наше искусство тоже не удовле­творено действительностью, отсюда и родственность его с романтикой. Но, будучи не удовлетворено действитель­ностью, оно хочет ее переделать, оно знает, что может ее переделать. Та страна, в которую от времени до време­ни сладко унестись для того, чтобы отдохнуть и окреп­нуть, — это будущее. Не простые «предвкушения гармонии грядущего блаженства», над которыми острил Щедрин24, а та мечта об осуществлении наших великих планов, над фундаментом которых мы сейчас работаем, о которых Ленин говорил, что нельзя представить себе настоящего хорошего коммуниста, который лишен был бы этой способ­ности мечтать. (...)

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ ЧТО ТАКОЕ ЮМОР? (1930)

У нас представителями юмора являются Гоголь и Чехов в значительной части их произведений.

Под юмором разумеется такой подход к жизни, при котором читатель смеется, но смеется ласково, добро­душно.

Смеяться ведь можно по-разному. Вообще говоря, смех всегда означает собою победу человека над тем фактом, над которым он смеется. Например, когда мы смеемся над каким-нибудь каламбуром, это потому, что в первую минуту мы не поняли, в чем тут путаница, а потом лег­ко разрешаем эту задачу, и это вызывает смех. Физиоло­гически смех есть разряжение напряженности состояния запутавшегося в чем-нибудь человека, кончившего тем, что все стало ясно. Каждый анекдот построен на неожиданнос­ти, человек ожидает одно, а оказывается другое. Все смеш­ное происходит по одному типу. Когда пугают маленько­го ребенка, надевая на себя маску, а потом эту маску сни­мают, то, как бы страшна ни была эта маска, ребенок сме­ется, когда узнает за нею отца или старшего брата, потому что у него разрешается внутреннее противоречие.

Когда над чем-нибудь смеются, это значит видят что- то ненормальное, что-нибудь не так, как должно было бы быть. Но ведь это можно констатировать и с негодова­нием? Можно констатировать с революционным отрицани­ем? Можно! Но если вы не смеетесь, а негодуете. Это значит, что то, против чего вы негодуете, признаете важ­ным, трагичным, вы еще не можете посмеиваться над этим. Если же вы смеетесь при этом, это значит, что оно не так-то для вас страшно, у вас находится возможность смотреть как бы сверху вниз и находить это явление «не столь страшным, сколько смешным».


Тут есть все градации. Если человек держится на сере­дине между ужасом перед данным явлением и призна­нием внутреннего своего превосходства над ним, то полу­чается смех, который перебивается слезою, ядовитый, язвительный смех, смех сквозь слезы. Потом, еще дальше, получается иронический смех, высмеивающий. Но ирония не есть еще почти полная победа, ирония — это состоя­ние, когда в вас дрожит раздражение при уверенности в победе. Вы высмеиваете вашего противника, он выдвигает какие-нибудь аргументы, а вы отвечаете, что эти аргумен­ты смешны, но говорите это не смеясь, а очень раздражен­ным тоном. У вас не хватает внутренней энергии, чтобы смеяться, но вам хотелось бы показать, что тут уже не на что сердиться, тут надо смеяться.

Один из величайших иронистов мировой истории, с которым можно рядом поставить только английского пи­сателя Свифта, был Щедрин. Его смех волнующий, его смех мучительный. Он никогда вас не успокаивает. Вы чувствуете, что он смеется над чем-то страшным; еще нем­ного — и он гневно раздражится.

Дальше идет более или менее веселый смех, раскатис­тый смех, издевка, то, что можно назвать комическим смехом в собственном смысле. Например, Гоголь таким смехом пользуется в «Ревизоре». Если бы Гоголь пред­ставил здесь вместо маленького городка всю Россию, если бы вместо городничего изобразил Николая I, такой весе­лый смех был бы невозможен. Вообще открыто смеяться тогда было невозможно, и «Ревизора» даже чуть не запре­тили. Но он выбрал своей мишенью нечто довольно жал­кое. Он взял кусок действительности, маленький, но харак­терный, и высмеял его. Он говорит: какие рожи, действи­тельно свиные рыла! Что же с ними считаться. Это прос­то смешно. И когда городничий говорит: «Над кем сме- тесь? над собою смеетесь», — это Гоголь поворачивается к партеру и говорит: «А вы разве не такой же обыватель, не такой же чинуша в российском захолустье!» Такая вещь производит оздоровляющий шок, потому что, высмеивая такие вещи вне себя, вы начинаете подозрительно отно­ситься и к себе самому. Мало того. Когда смех над город­ничим применялся ко всероссийскому масштабу, тогда лег­ко было сделать вывод, что и вся Россия такова. Все эти чудаки — это же уроды, это дураки. И в конце концов неужели они непобедимы? Когда развеется этот страшный туман? В сущности, везде ведь есть те же самые Тяп- кины-Ляпкины, городничие и т.д.

И, наконец, еще более мягкий смех — это смех юмо­ристический. Я приведу пример. Вы читаете фразу:



«Он замахнулся кулаком на мать».

Это безобразие, это вас шокирует.

«Но ему было только два года».

Тогда вы сразу понимаете, что это только смешно. Вы понимаете, почему мать над замахнувшимся на нее сы­ном смеется мягкой улыбкой. Потому что это только смешно. Он ничего еще не может злого сделать. Напротив, ей приятно, что у него проявилась какая-то энергия, что его пухленькие ручки что-то изображают. Здесь самое от­рицательное представляется в таком безвредном виде, что не возбуждает в вас решительно никакого протеста. При этом настоящий юмор получается там, где известная тень отрицательного отношения все-таки остается. Уже не юмор, а улыбка, иногда счастливая улыбка, будет там, где не бу­дет этой печальной стороны, этой маленькой темной тени.

Не понимали Щедрина и считали, что он просто зубо­скалил. Писарев назвал свою статью о нем «Цветы невинного юмора». Вот этот «невинный юмор» — это есть такой смех, который никакого значения не имеет, и, конеч­но, к Щедрину это совершенно неприменимо, потому что Щедрин был не юмористом, а сатириком.

Есть еще юмор висельника, юмор человека, которого ведут на виселицу; ему на деле не весело, но он отвлека­ется от этого разными солеными словечками: мне все трын-трава. Этим он успокаивает и приводит себя в рав­новесие. Между так называемым Galgenhumor юмором ви­сельника, и «цветами невинного юмора» лежит настоящий юмор, юмор человека уравновешенного, юмор человека, увлажненного чем-то вроде не упавшей из глаз слезы; он бывает в том случае, когда писатель знает, что «скучно жить на этом свете, господа»25, как Гоголь говорит; когда он знаетг что жизнь — тяжелая вещь, и хочет сам отдохнуть от этой жизни и других заставить отдохнуть, и поэтому так ее изображает, что вы говорите: какие милые люди, но как они жалки, как много в них смешного, как похожи все их страдания на какое-то ребячество...

И. А. ВИНОГРАДОВ ВОПРОСЫ МАРКСИСТСКОЙ ПОЭТИКИ (1935)

(•••)

<...) Искусство отражает действительность в тех ее формах, в каких она дана в нашем живом созерцании. Но живое созерцание сращено, связано со всем миром эмоций человека. Дело не только в том, что те или иные эмоции прямо выражаются в искусстве. Нет, у эмоций есть какая-то объективная основа. Прекрасное, комическое, трагическое, нравственно возмутительное и т. д., и т. п. — ведь все это формы переживания нами каких-то реальных сторон, отношений. Художник может прямо и не выра­жать своих чувств. Мы знаем художников, которые созна­тельно избегали этого (Флобер, например), но, изображая прекрасные, комические, нравственно возмутительные и прочие стороны реальности, художник тем самым передает и эмоции, сращенные с объективным миром и его прояв­лениями. И поскольку этот объективный мир дается в кон­кретно-чувственной форме, и самые эмоции выступают многообразно, живо^ конкретно.


Понятие тоже не отрешено от эмоций. Идея есть «хо­тение» и «стремление», как говорит Ленин. Понятия «капи­тализма», «эксплуатации» или «социализма» и пр. для нас эмоционально окрашены. Научное изложение не обяза­тельно должно быть холодным. Но никто не сможет спо­рить, что через свою живую созерцательную форму искус­ство сращено с миром эмоций гораздо многостороннее и живее, чем наука. И прежде всего нужно указать на то, что искусство может отражать эстетическую сторону дей­ствительности.

(...) Но все это значит, что искусство воздействует на весь многосторонний мир эмоций и у воспринимающего. Читатель, зритель обычно берется за роман, идет в кино, в театр не для «поучения»^ а для того, чтобы «пережить» ту или иную историю, развертывающуюся в книге, на экра­не, на сцене. Познавательное содержание произведения искусства входит в его сознание, сверкая и звуча, окру­женное, пронизанное эмоциями. Именно это делает искус­ство мощным орудием воспитания, художников — «инже­нерами душ». Без этого мы не поймем и многих сторон художественной формы. Она есть средство не только возможно прозрачнее довести до воспринимающего опре­деленное познавательное содержание, но и средство воз­действия на era чувства. (...)

(-)

Рассматривая вопрос об идейности, нужно начать с разъяснения самого понятия идеи. Под идеей, мыслью обычно понимается какое-то обобщенное суждение о дей­ствительности. От «идеи», «мысли» требуется установление каких-то закономерных отношений между вещами. Это легко видеть на таком примере. Слово «человек», несом­ненно, является обобщением. Однако мы не решимся ска­зать, что это мысль, идея — в том смысле, как мы ее обыч­но понимаем. Но выражение «человек есть совокупность общественных отношений» мы без всяких колебаний на­зовем идеей. То есть мы обычно называем идеей то, что в логике называется суждением.1) ...Идея представляет собой отражение каких-то общих отношений (повторяющихся, присущих многим явлениям); 2) идея представляет собой отражение сущест­венных отношений между вещами и процессами действи­тельности, иначе сказать: идея в высшем своем проявле­нии — это отражение «закона» в явлениях; 3) идея имеет не просто познавательное, но практически-действенное значение, познанный «закон» служит руководством к дей­ствию.

Какое же отношение к этим формам познания, к отра­жению общих и существенных связей между вещами, име­ет искусство? Художник рисует образы, картины действи­тельности. Перед нами проходят Евгений Онегин, Рудин, Базаров, Пьер Безухов и т. д., и т. п. — пусть вымышлен­ные, но сохраняющие всю видимость жизненной прав­дивости и неповторимой индивидуальности фигуры, с их индивидуальными внешними и внутренними чертами, индивидуальными отношениями. Разве любовь Татьяны к Онегину, их объяснение не есть нечто единственное, такое же, как луч солнца, который ложится на подокон­ник и рисует на нем узор колышимых ветром листьев? Будет много летних дней, и солнце будет светить так же ярко, но эта минута, этот легкий узор никогда не повто­рится. Не таковы ли и образы искусства, индивидуальные, неповторимые, хотя и закованные художником в слова, краски или камень? Почему же это мышление? Какое право мы имеем здесь говорить об идейности? Или, может быть, из объяснения Татьяны с Онегиным нужно извлечь убогую «мораль» — девушке нужно быть осторожной и не бросаться опрометчиво на шею предмету своей любви? Может, это и есть «идея»? Но такие операции с художе­ственным произведением вызовут у каждого только скуку и раздражение.


Почему же все-таки индивидуальные образы искусства имеют общее значение? Сохраняя индивидуальный, конк­ретно-чувственный облик действительности, Искусство является вместе с тем мышлением, обобщением потому, что чувственный облик мира и его внутреннее содержание, явление и сущность не оторваны друг от друга. (...)

(...)

Человек, как и любое другое существо, любой другой предмет, — лишь индивидуальная вариация каких-то об­щих свойств и отношений, присущих множеству других существ и предметов.

Неразрывная связь общего и индивидуального в явле­ниях мира есть предпосылка для художественного образ­ного обобщения. (...)

Художник так подбирает отдельные черты, чтобы они проявляли, развивали ту закономерность, которую он увидел и хочет показать. (...)

(...) Пусть художник не задается никакой «филосо­фией», не ищет «выводов», пусть он хочет только «опи­сать» — и притом единичное явление. Но ведь художник не может описать, не связав отдельных частей, не выделив одни и не оставив в тени другие. Художник дает сложное соот­ношение элементов, дает какое-то движение их. Описать не объясняя — намерение неосуществимое. Такое намере­ние может только повлиять в том смысле, что очень обед­нит «объяснение».

Говоря об отборе и соединении «существенных явлений», мы все время прибавляли: «существенных с точки зрения художника». Это сделано сознательно, чтобы подчеркнуть субъективно-практическую сторону художественной идеи...