Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(...)

(...) ...Аналогия художественной идеи с «законом» не пуста и не поверхностна. Она дана здесь для того, чтобы определение идеи не ограничивать словом «обобщение», никак не раскрывая значения этого широкого слова. В идейном смысле художественного произведения есть то, что присуще и научному закону. Сквозь отношения индивидуальных людей просвечивают «отношения сущнос­тей», некая общая закономерность, утверждаемая худож­ником.

(...)

(...) «Субъективное отношение» к явлениям мира может в искусстве выдвигаться даже на первый план, становиться основным предметом художественного изо­бражения. Но это имеет очень важное значение и для вопроса о художественной идее. Ленин говорит об идее: «Идея есть познание и стремление (хотение) [челове­ка]»1.

Эту мысль можно развить в том направлении, что с отражением реальности в нашем сознании тесно связан (особенно в искусстве) комплекс субъективных эмоций и устремлений. Но если мы указываем на наличие «обще­го» в любом слепке, снимке с индивидуального факта, то ведь «общее» имеется и в связанных с ним субъектив­ных эмоциях и устремлениях.

(...)

Тот или иной идейный смысл имеет в произведении не только самый предмет, но, если можно так выразиться, и самый способ переживания его.

Эта мысль об идейности «субъективного отношения», которую мы здесь выдвигаем, рождена отнюдь не пустым стремлением к умозрительным тонкостям. Это вовсе не так маловажно, как может показаться. Без этого проблема идейности художественного произведения никогда не мо­жет быть надлежащим образом разрешена.

(...)

...Первый вывод, который мы должны сделать из поло­жения о конкретности художёственной идеи, это вывод о слиянии в ней «закона» в объективном смысле и «зако­на» в смысле субъективном (как принципов отношения к миру).

Во-вторых, безотносительно к приведенному выше различению, мы должны указать на большую, чём в науке, сложность, многосторонность идейного содержания ис­кусства.

(...) В художественном же произведении (если мы возьмем большую эпическую вещь как более яркий при­мер) мы имеем тесный сросток проблем философских, этических, психологических, бытовых. И художник отвле­кает, абстрагирует явления от беспрерывного связного потока жизни. Но вместе с конкретным обликом явления он переносит в свое произведение и конкретную слитность того «общего», которое заключено в вещах. И слитность эта выражается не только в том, что трудно нащупать границы отдельных «вопросов», что все они переходят один в дру­гой, но и в том, что границы всего комплекса вопросов теряются в бесконечном мелком сплетении... Именно по­этому мы и употребляем здесь предпочтительно слова «идейность», «идейное содержание». Они более подчерки­вают действительно существующую и требующую обозна­чения сложность, слитность, многогранность «мысли» в произведении.


(...)

(...) Очень опасно было бы понять художественную идею как некий отвлеченный тезис, который вдалбливает художник (хотя есть произведения, где образы действи­тельно являются лишь аллегорией, лишь подпоркой для такого сухого и отвлеченного тезиса).
<•••>

Третий вывод, который должен быть сделан из того, что сказано об особенностях художественного творче­ства,— это вывод о гораздо меньшей по сравнению с на­укой определенности той степени обобщения, которая придается данному единичному соотношению фактов. (...)

(...)

Первое, с чем нам приходится иметь дело при анализе художественного произведения, это его тема. Каждое художественное произведение представляет собой отраже­ние каких-то явлений действительного мира, все равно — идет ли речь о внешних материальных вещах и процессах или о мире чувств, о мире переживаний. Когда мы говорим об отражении, то мы включаем сюда и всяческие фантас­тические изображения — ведь источником всего этого являются впечатления реальной действительности. Нельзя ссылаться, как на опровергающие это положение, на про­изведения, «лишенные темы» (идет ли речь о «беспред­метной» музыке, орнаменте или «беспредметных» стихах и т. п.). Таких «лишенных темы» произведений нет. Если мы имеем образ, то в нем всегда, прямо или косвенно, отражены какие-то явления реальности, если же образа мы не имеем, тогда остается «вещь» сама по себе (звук, линия и т.д.), выпадающая за пределы искусства, лишен­ная художественной темы, но отнюдь все-таки не «бес­предметная».

<•••>

Из сказанного отнюдь не вытекает вывод, что тема — это объект изображения в его «натуральном», природном виде. Это очень распространенное и чрезвычайно поверх­ностное понимание дела. Тема, конечно, не оторвана от предмета, но она относится к области сознания (овеще­ствленного средствами искусства), тема — это то, что отобрано, «снято», отражено в произведении искусства.

Всякий сколько-нибудь внимательный наблюдатель может заметить этот странный факт, что хотя категория «темы» и кажется чем-то чрезвычайно простым, но ей очень не повезло в конкретном анализе искусства.

С одной стороны, в идеалистических формалистских теориях мы имеем презрительное отношение к «теме» как к чему-то нисколько не характеризующему произведение искусства. (...)


259

С другой стороны, и для тех, для кого указание на отраженный в искусстве реальный мир вовсе не звучит



9**

одиозно, все равно понятие темы не играет той роли, какую оно должно играть. И в самом деле, если мы скажем, что тема «Бронепоезда» Всеволода Иванова — это граждан­ская война, тема «Железного потока» Серафимовича — тоже гражданская война, тема «Разгрома» Фадеева — опять гражданская война, тогда ясно, что «тема» еще очень мало говорит нам о произведении, о его действитель­ном содержании.

Между тем следовало бы (хотя бы при научном анали­зе) строго различать, с одной стороны, предмет, объект, материал изображения и, с другой стороны, тему как отбор и самое это изображение определенных явлений, сторон, связей действительности (в конкретно-чувственном их существовании).

В таком понимании тема становится основной катего­рией исследования. ' —)

Тема является «всеобщей» характеристикой того, что в произведении содержится. Далее мы расчленяем этот сум­марно взятый состав произведения сообразно тем явлени­ям реальности, которые в произведении отражены. Мы говорим о персонажах произведения как отражении чело­веческих характеров, с различными социально-психологи­ческими их особенностями, о сюжете как отражении раз­вивающихся событий, об элементах языка как о тех части­цах, из которых слагаются целостные образы, и т. д., и т. п.

Но если так, если все равно мы расчленяем в дальней­шем тему на человеческие образы, сюжет и т. д., то не сов­падает ли она с понятием системы образов и есть ли на­добность особо ее рассматривать? Но так думать было бы совершенно неправильно.

Для чего нам вообще нужно так выдвигать категорию темы, так выдвигать ее значение? Именно потому, что с нашей точки зрения искусство не является наивно реали­стическим воспроизведением, повторением реальности, а классово направленным отбором ее явлений, сторон, тема приобретает для нас такое значение. Выбор, связь, объеди­нение отдельных явлений и сторон действительности име­ют и объективно-познавательную и субъективно-классовую сторону. Этот выбор и эту связь недостаточно осознать с «натуралистической» ее стороны, ее нужно понять и со стороны субъективно-творческой. В жизни могут случайно оказаться рядом три женщины в платьях голубого цвета. Но на картине это не может быть случайным. В действи­тельности связь между пейзажем и совершающимися на его фоне действиями может быть случайной и ничего не говорящей, а в произведении — нет и т. д., и т. п. (...) Ка­тегория, характеризующая выбор, связь, единство элемен­тов художественного произведения, приобретает чрез­вычайно большое значение. Понятие темы столь же важно для анализа субъективно-творческой стороны про­изведения, сколь и объективно-познавательной его сторо­ны.


(...)

В произведении есть тематические связи, если можно так выразиться, «надперсонажные», тематические един­ства, проходящие сквозь различные группы образов.

Во-первых, есть конкретная связь людей, действующих в определенных условиях, в определенной обстановке (это наиболее общее и внешнее «надперсонажное» единство и послужило эмбрионом самого понятия темы; для того чтобы эту предметную целостность изображенных явлений отметить, оно и возникло).

Эта предметная целостность изображенных отношений может иметь свои особенности, покрывающие все образы произведения. Так, мы можем говорить о фантастической теме, об исторической, об экзотической и т. п. Но это все внешняя сторона, внешнее единство элементов. Однако мы можем иметь и более специфические тематические связи внутри отдельных образов, как, например, «однотемность» различных персонажей, «однотемность» пейзажа и разыг­рывающегося на его фоне действия и т. д. Категория темы и есть отражение и вместе с тем орудие анализа этих связей.

Понятие темы, как мы сказали, не исчерпывается указанием на объект изображения. Во всяком произ­ведении изображена та или иная совокупность людей, переживаний, предметов в определенной связи и окруже­нии. Мы можем все больше и больше уточнять определе­ние, все подробнее и подробнее характеризовать изобра­женных людей (со стороны их классовой принадлежности, профессии и т. п.), самое действие, историческую эпоху, географическую среду. Но сколь бы подробно и точно обо всем мы ни говорили, на этом пути мы можем пройти мимо чрезвычайно существенных особенностей тематичес­кого состава произведения. Одинаковый исторически, географически, классово и даже персонально объект изо­бражения может быть повернут с самых различных своих сторон. Необходимо иметь в виду не только тот круг лю­дей, событий, обстановки, который дан в произведении, но также и то, какие стороны выступают в нем на первый план.

Это различие самого круга объектов, изображенных в произведении, и своеобразного поворота их, с нашей точ­ки зрения, чрезвычайно существенно и должно быть зак­реплено в специальных терминах. Наиболее пригодными, как нам кажется, являются здесь термины «внешняя тема» и «внутренняя тема». «Внешняя тема» — это круг объек­тов, изображенных в произведении (характеризуемых с любой степенью подробности). «Внутренняя тема» — это те стороны, которыми повернуты объекты, которые выдви­нуты в них на первый план.


Такое противопоставление, конечно, относительно. Уже просто выбрать объект (эпоху, класс, действующее лицо и т. д.) — это значит взять безбрежную совокупность жиз­ни с каких-то определенных сторон. И далее: «повернуть предмет той или иной стороной» — это значит выбрать из всего многообразия свойств, признаков, проявлений пред­мета какие-то кажущиеся наиболее важными и характер­ными. Нет резкой границы, резкой противоположности между внешней и внутренней темой. И тем не менее различие между ними объективно существует и, как мы покажем дальше, чрезвычайно важно для понимания ху­дожественного произведения.

(...)Вскрывая внутреннюю тему, те грани, те связи, которыми повернут объект, мы тем самым раскрываем и идейный смысл произведения. Идея — это и есть внутрен­няя тема, только взятая не со своей конкретно-чувствен­ной стороны, а в своем общем значении. И обратно: внутренняя тема — это и есть идейный стержень произ­ведения в его образном выражении. К примеру говоря, если внутренняя тема «Войны и мира» — это торжество «стихийности» Наташи, Кутузова, Платона Каратаева над «суемудрием» всяческих Андреев Болконских, Наполеонов и т. п., то лежащий в основе этих единичных отношений общий закон, имеющий силу и для других явлений, закон, которым, с точки зрения писателя, нужно руководиться в конкретной практической деятельности, — этот закон и будет идейным содержанием произведения.

(...)

(...)Идея — это то «общее» и долженствующее служить руководством к действию, что, так сказать, «выставлено напоказ», подчеркнуто писателем в индивидуальных обра­зах.

(...) Понятие внутренней темы, так сказать, «соседя­щее» с понятием идейности, имеет при изучении литера­турных явлений то преимущество, что она остается в пределах самой специфики искусства, в пределах образной структуры. «Общее» в искусстве всегда дается в своей конкретно-чувственной форме, в своих единичных прояв­лениях. Говоря о внутренней теме, мы не выходим за пре­делы этой конкретно-Чувственной, образной формы, не уходим в область абстрагирующих и генерализирующих идей. Тем самым создается как бы ступень от идейного содержания ко всем частностям художественной системы.

Ю. Б. КУЗЬМЕНКО МЕРА ИСТИНЫ

(...)

Три гигантские вершины образуют в совокупности историю первых трех десятилетий советского общества. Первая, высочайшая из этих вершин при любом масштабе измерения — социалистическая революция. Вторая — мо­гучий порыв социалистического строительства в годы пер­вой пятилетки. Третья — Великая Отечественная война против фашистского нашествия. Исследователь обществен­ной психологии, общественного сознания сможет, вероят­но, отметить между этими высшими эмоциональными точ­ками некоторые понижения. Но эти три вершины так близ­ко отстоят друг от друга, так слиты своими основаниями, что в исторической перспективе они предстают как единая горная гряда. Каждая из них в отдельности и все они вместе обладают всеми признаками героического состояния мира, отнесенного немецким философом26 в минувшие эпохи.