Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(•••>

Итак, мы можем различать персонажи, являющиеся бесхарактерными носителями сюжетной динамики, и ге­роев — носителей одного какого-либо исключительного качества; психологические обобщения и схематические характеры, на смену которых приходят автопортреты и типически-бытовые фигуры. Запас возможных форм создания действующих лиц этим не исчерпывается. Приходят ху­дожники, которых типическое изображение уже не удов­летворяет. Любопытны замечания Достоевского в недавно изданном черновом наброске пушкинской речи: «В худо­жественной литературе, — говорит он, — бывают типы и бывают реальные лица, т. е. трезвая и полная по воз­можности правда о человеке... Тип почти никогда не заключает в себе полной правды, ибо никогда почти не представляет собой полной сути: правда в нем то, что хотел высказать в этом лице художник и на что хотел указать. Поэтому тип весьма часто лишь половина правды, а по­ловина правды весьма часто есть ложь». Это сказано по поводу типов Гоголя, и, конечно, «не для умаления такого гения, как Гоголь»; замечания интересны уже потому, что являются демаркационной линией, которую бессознатель­но проводит между собой и Гоголем Достоевский, и по­тому, что свидетельствуют о какой-то новой концепции действующих лиц у Достоевского: далее мы увидим, что эта новая концепция свойственна не ему одному. Уже свидетели первых выступлений Достоевского в литературе заметили разницу между ним и Гоголем в изображении действующих лиц: «Во мне находят, — писал Достоевский брату вскоре после выхода «Бедных людей», — оригиналь­ную струю, состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезом, т. е. иду в глубину и, разбирая по атомам, отыскиваю целое. Гоголь же берет прямо целое и оттого не так глубок, как я». Критика указывала, что для Гоголя индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга, для Достоевского — самое общест­во интересно по влияниям его на личность индивидуума (В. Майков). Если «Бедные люди» как замысел и выш­ли из гоголевской «Шинели», то как произведение реши­тельно разошлись с Гоголем, между прочим, именно в об­ласти изображения лиц. Как создатель типических фигур, Гоголь творит, подбирая к одной тематической черте со­здаваемого лица другие, ее подчеркивающие и усиливаю­щие: выражаясь словами В. В. Розанова, «совокупность этих подобранных черт — как хорошо собранный вогну­тым зеркалом пук однородно направленных лучей и бьет ярко, незабываемо в память читателя»; вместо этого скон­центрированного света — Достоевский дает рассеянный свет; вместо застылого, четко вырисовывающегося перед глазами, почти механического Акакия Акакиевича, почти безмолвного в повести — многоречивого, суетливо мечу­щегося Макара Алексеевича; видим ли мы его убогое обличье —■ это не так важно для автора, если мы чувству­ем, как больно бьется сердце этого бедного человека. Вместо статического изображения лиц — динамическое; вместо типических фигур — типы душевных переживаний, как предложил называть форму изображения действую­щих лиц у Л. Н. Толстого один из его новейших критиков. Таковы и другие герои Достоевского в произведениях его зрелой поры. Подходить к ним как к «типам» — значит с самого начала затруднить себе возможность их ясного понимания. Так и случалось не раз с современными До­стоевскому критиками. В Раскольникове искали тип и, не находя, возмущались клеветой на молодое поколение. Между тем, как справедливо указывали другие критики, Раскольников — не тип, т. е. не представляет того своеоб­разия, тех определенных и органически связанных между собой черт, в силу которых типический образ встает перед нами как живое лицо; создатель Раскольникова интересо­вался прежде всего изображением внутреннего процесса, совершающегося в душе, дерзнувшей на преступление, и с этой точки зрения к нему надо и подходить. С силой и беспощадностью обнажена эта душа перед нами во всех фазисах переживаемой ею болезни: местное, бытовое отсту­пает на второй план, что не мешает, однако, душевным пере­живаниям Раскольникова являться показательным и для личности автора — русского романиста, и для эпохи, соз­давшей произведение и поставившей проблему изображения именно таких переживаний. В русской литературе другим влиятельным художником этого стиля явился, как извест­но, Л. Н. Толстой. О его отношении к проблеме создания действующих лиц достаточно писано, и нам нет надоб­ности вдаваться в подробности. Образы действующих лиц у Толстого «расщеплены и разложены на мелкие черточ­ки»: нет общей характеристики, но есть впечатление не­обыкновенной живости; нет внешне-типического, но есть внутренние переживания, типичные в более широком смысле слова. Это не то, к чему стремились при создании лиц, например, французские классики XVII века: их идеа­лом была неизменность характера — здесь перед нами, напротив, текучесть и изменяемость переживаний; их ин­тересовали страсти — художника толстовского типа инте­ресуют чувствования, эмоции, самые незначительные с виду и самые неуловимые; они думали больше всего о целом — здесь целое прихотливо слагается из характеристических деталей. Вместе с тем новая форма далека и от формы типических фигур предшествующего литературного стиля. ВспОмним, например, «Смерть Ивана Ильича». О гос­подствующей страсти, да и о характере героя, говорить не приходится. Бытовые черты определенного класса в че­ловеке остались, но слишком ясно для каждого, что не в них дело. Напротив, одна из задач художника именно по­казать, как спадает эта бытовая шелуха с человека в ре­шительный момент его жизни; остается человеческая душа перед лицом смерти, но душа, слитая с телом, вялым, больным. И в физической внешности важно не то, красив человек или некрасив — слова, которые «имеют претен­зию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку», — а то, какова «повадка» человека. Отсюда, меж­ду прочим, у Толстого внимание к жесту, к походке действующих лиц: непроизвольный жест больше вводит наблюдателя в понимание чужого внутреннего мира, чем самое тщательное изучение неподвижной внешности, чем самый патетический монолог, обыкновенно не раскрыва­ющий душу, а одевающий ее в непроницаемый покров лжи.


(...) Явления современности трудно поддаются клас­сификации: в русской литературе наших дней мы наблю­даем либо изображение внутренних переживаний, в их упрощенном и вместе с тем наиболее обостренном виде, либо особое пристрастие к изображению телесных аф­фектов, притом из числа самых простых, своего рода фи­зиологический анализ вместо психологического, либо, на­конец, даже возврат к изображению действующих лиц как носителей сюжетной динамики, без глубокого изучения их внутреннего мира. Господствующая тенденция не высказа­лась еще определенно ни в теории, ни на практике. Из-за рубежа приходят вести (а частью и образцы) о новых тече­ниях, проповедующих поворот к синтетическому духовному началу, уход от нервной периферии в глубины души. Для нашей схемы пока из всего этого нельзя сделать выводов. Возвращаясь к ней, в заключение еще раз подчеркнем ее неизбежную приблизительность: значение, которое мы ей придаем, чисто служебное, но его она не теряет оттого, что сравнительно немногие литературные образцы пол­ностью укладываются в рамки того или иного намечен­ного выше круга. Уже была указана возможность чередо­вания в одном произведении разных форм создания дейст­вующих лиц; отметим также наряду с чередованием син­кретизм приемов — вполне естественный в конце одного стилистического периода или в начале другого. Так, во французском натуралистическом романе, у Золя, напри­мер, при обрисовке действующих лиц мы увидим и эле­менты олицетворения в персонаже определенной страсти, и старание показать отчасти народно-бытовые и особен­но классовые, профессиональные черты, и желание со­единить все это с типическими душевными переживаниями, с изображением не только душевных, но и телесных аффектов. Основною задачей автора является, однако, не столько желание показать нам одну или несколько обособленных личностей, сколько передать физиономию той общественной группы, коллектива, к которому лич­ность принадлежит и которым ее психология в значительной мере определяется. С течением времени эта задача настой­чивей требует разрешения. Это заставляет нас остановиться еще на вопросе о группе, коллективе, толпе как действу­ющем лице в литературе и на формах ее изображения.



Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ

<...)

В основе коллизии лежит
нарушение, которое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть устра­нено. Коллизия является таким изменением гармоническо­го состояния, которое в свою очередь должно быть изме­нено. Однако и коллизия еще не есть действие, а содержит в себе лишь начатки и предпосылки действия. В качестве простого повода к действию она сохраняет характер ситу­ации, хотя противоположность, в которую развертывается коллизия, может быть результатом прежнего действия. Так, например, трилогии древнегреческих трагиков явля­ются продолжениями в том смысле, что в развязке одного драматического произведения заключена коллизия второго произведения, которая, в свою очередь, требует разреше­ния в третьей трагедии.

Так как коллизия нуждается в разрешении, следующем за борьбой противоположностей, то богатая коллизиями ситуация является преимущественным предметом драма­тического искусства, которому дано изображать прекрасное в его самом полном и глубоком развитии. Скульптура, например, не в состоянии полностью воплотить действие, посредством которого выявляются великие духовные силы в их расколе и примирении, и даже живопись, несмотря на ее более широкие возможности, всегда может пред­ставить нам лишь один момент действия.

Эти серьезные ситуации уже в своем понятии заклю­чают своеобразное затруднение. Они покоятся на наруше­ниях гармонического состояния и порождают отношения, которые не могут существовать длительно и нуждаются в преобразовании. Но красота идеала заключается в его неомраченном единстве, спокойствии и завершенности в самом себе. Коллизия нарушает эту гармонию и заста­вляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности. Вследствие изображения такого нарушения искажается сам идеал, и задача искусства мо­жет состоять здесь только в том, что оно, с одной стороны, не дает свободной красоте погибнуть в этом антагонизме, а с другой — не останавливается на изображении раздво­ения и связанной с ним борьбы, так что решение конфлик­тов этой борьбы приводит в качестве результата к гармо­нии, выявляющейся таким образом в своей существенной полноте.

(...)

Так как конфликт должен представлять собой некое
духовное нарушение духовных сил посредством деяния человека, то более соответствующая коллизия состоит в сознательном нарушении, проистекающем из этого со­знания и его намерения. И здесь исходным пунктом могут послужить страсть, насилие, безумие и т. д. Троянская война, например, имеет своим началом похищение Елены. Затем Агамемнон приносит в жертву Ифигению и наносит этим обиду матери, убивая любимейшее ее дитя. Клитем нестра, мстя за это, убивает своего супруга. Орест мсти за убийство отца и царя убийством матери. Подобно этом; в «Гамлете» отец коварно убит, а мать Гамлета позори1 тень убитого поспешным вступлением в брак с убийцей И в этих коллизиях главным является то, что челове] вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравствен ным, истинным, святым, навлекая на себя возмездие с еп

стороны. <•••>

(...) ...Главными являются не внешний ход и смен; событий, которые в качестве событий и историй исчерпы вали бы собой содержание художественного произведения а нравственное и духовное формирование и те велики! движения души и характера, которые развертываются и раскрываются через этот процесс формирования.

(...) ...Душа чувствует себя вынужденной этими обстоя тельствами непременно действовать, чтобы устранить пре грады и помехи, препятствующие ее целям и страстям В этом смысле действие начинается, собственно говоря лишь тогда, когда обнаружилась противоположность, со державшаяся в ситуации. Так как действие, несущее к себ< коллизию, ущемляет противостоящую сторону и в этои столкновении вызывает сопротивление противоположно! силы, на которую оно нападает, то вследствие этого дей ствие, акция, оказывается непосредственно связанным < противодействием, реакцией.

Тем самым идеал впервые делается совершенно опреде ленным и приходит в движение, ибо два вырванных из и: гармонического единства интереса противостоят тепер] друг другу в борьбе и в своем взаимном противоречш необходимо требуют разрешения. (...)

Изображение действия как единого, целостного в себ< движения, содержащего акцию, реакцию и разрешение и? борьбы, составляет преимущественный предмет поэзии ибо остальные искусства могут запечатлеть лишь одиь момент в развитии действия. Кажется, правда, что другие искусства благодаря богатству своих средств превосходят в этом плане поэзию, так как в их распоряжении нахо­дится не только весь внешний облик изображаемого чело­века, но и выражение посредством жестов, отношенш к окружающим его фигурам и отражения в других груп­пирующихся вокруг него предметах. Однако по своей яс­ности все эти выразительные средства не идут в сравнение с речью. Действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей. То, что человек представляет собой в своей глубо­чайшей основе, осуществляется лишь посредством дей­ствия, а так как действие имеет духовное происхождение, то оно находит свою предельную ясность и определенность лишь в духовном выражении, в речи. (...)