Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(...)
... Перед нами первая отличительная особенность героического состояния мира: «буйно взвихренная действительность» эпохи революции, социалистического преобразования, грозной военной поры. Но не в том только дело, что тысячи и тысячи людей были сдвинуты «из исконных, отцами еще обогретых мест», переполняли поезда, выходили на пыльные шляхи Украины и Белоруссии. Дело в том, что огромные человеческие массы прямо и непосредственно брали в свои руки решение коренных вопросов жизни народа, прямо и непосредственно оказывались на дорогах Истории.
.......Вся новая эра в России, — отмечал В. И. Ленин, —
завоевана и держится только народной страстью»1. И еще, уже с учетом опыта Октября: «...Революцию осуществляют, в моменты особого подъема и напряжения всех человеческих способностей, сознание, воля, страсть, фантазия десятков миллионов, подхлестываемых самой острой борьбой классов»27.
«Народная страсть», — это и есть тот самый героический пафос, который рождается в пору общественного подъема вместе с появлением великих общенародных целей. Утвердить на земле новый строй, поборов ожесточеннейшее сопротивление внутренних и внешних врагов, создать базу социалистической индустрии, выполнив пятилетку за четыре года, разгромить фашистские полчища, посягнувшие на будущее человечества, на самое существование Советского государства, — таковы цели, которые выдвигались в ту пору на первый план, собирали в себе, как в фокусе, все задачи партии и народа. Эти цели затрагивали глубоко личные, интимные струны в душе человека и в то же время не сводились к эгоистическим, частным интересам, выражали собой потребности всего общества. Они были безмерны, фантастически трудны — и вместе с тем достижимы, в достаточной мере реальны. Их достижение требовало немалого времени, но, однако, не отодвигалось в неопределенное, слишком далекое будущее. Они несли в себе перспективы дальнейшего развития,, открывали поистине необозримые дали, но в данный момент оказывались на переднем плане, вырисовывались
с ослепительной резкостью.
<•••>
В советской литературной классике (я имею в виду главную линию литературы 20—40-х годов) обращают на себя внимание два способа утверждения эстетического идеала в образе положительного героя. В первом случае мы становимся свидетелями того, как атмосфера «буйно взвихренной действительности» сгущается в характер, который формируется, крепнет, поднимается до осознания общенародных и общечеловеческих целей. Во втором случае перед нами уже сформировавшийся героический характер, который вступает в битву во имя одушевляющих его целей. Задолго до революции оба этих пути были разведаны в творчестве Горького. В первые годы после Октября советская литература как бы открывала их заново.
Человек, обретающий имя, находящий себя в вихре революции, горячем напряжении стройки, грозном гуле войны, занимает в советской литературной классике заметное место, несет в своем облике, в направленности своего движения трепетный отблеск эстетического идеала. Но в полную силу светит этот идеал в человеке уже сложившемся, нашедшем свою дорогу, берущем на себя ответственность за все происходящее. С ним связан прежде всего вклад советской литературы, советского искусства в мировую культуру, ибо, по справедливому суждению Г. В. Плеханова, высшим «торжеством художественного творчества является изображение личностей, принимающих участие в великом прогрессивном движении человечества, служащих носительницами великих мировых идей».
«Герой с идеалом» новой исторической эпохи по своему типу чрезвычайно близок к тому, который выступает в эстетике Гегеля в качестве идеального героя. Это эпический герой, «самостоятельный, крепкий и цельный героический характер». Он находится в нерасторжимом единстве с миром, который воспринимается им как арена для приложения его творческих сил. Его отличают глубокая последовательность во всех чувствах, мыслях и действиях, предельная собранность вокруг огромной общечеловеческой цели.
Вступая на историческую арену, этот герой, независимо от его положения и ранга, действительно «берет на себя бремя всего действия». В одних случаях он действует в составе организованного коллектива, в других оказывается один на один с препятствиями, но всегда его поступки определяются не чем-то посторонним, навязанным ему извне, а его собственным убеждением в правоте своего дела, его собственным пониманием справедливости, его личной, глубоко выношенной страстью.
<•••)
Изменения в отношениях человека и среды, ускорение исторического процесса — объективная основа той перестройки, которая произошла в мироощущении человека, в самых глубинных сферах общественного сознания. А эти новые особенности общественной психологии и общественного сознания, в свою очередь, явились объективными факторами, оказавшими глубочайшее воздействие на развитие искусства. (...)
Советская литературная классика — это литература ярко выраженного эпического, монументального реализма. Движение жизни передается здесь как стремительное развитие общества от капитализма к социализму, как бурный процесс исторического творчества масс. Это литература прямого утверждения действительности как практического воплощения эстетического идеала. Герой, нашедший в борьбе за коммунизм небывалую крепость и цельность характера, и отношения, открывающие перед ним возможность реального воздействия на окружающий мир, предстают в литературе как истинный человек и истинные отношения, как подлинная область прекрасного. Это литература «разлома», линия которого проходит через мир в целом, государства, классы, семьи и отдельные души. Это литература ярчайшего исторического оптимизма, возвышенного романтического пафоса, рожденного небывалым подъемом освободительной социальной борьбы, ускорением общественного развития, мажорным мироощущением человека, почувствовавшего себя «инструктором истории».
(...)
Г. Н. ПОСПЕЛОВ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
(...)
(...) ...Выраженная в произведении идейно-эмоциональная оценка характеров, утверждающая или отрицающая их, только тогда оказывается внутренне убедительной и по своему содержанию исторически правдивой, когда она соответствует особенностям этих характеров, вытекающим из их объективного места и значения в национально-исторической жизни их эпохи.
Идейно утверждать можно только то, что в самой действительности заслуживает утверждения, что достойно его по своим объективным свойствам. Это все то, что в том или ином отношении заключает в себе национально- историческую «правду» жизни. И идейно отрицать можно лишь те характеры, действия, переживания, которые по собственным своим особенностям достойны отрицания. Это характеры и переживания, в том или ином отношении заключающие в себе «неправду» национально-исторической жизни. В том и другом и заключается правдивость идейно-эмоциональной направленности самого художественного произведения.
<•••>
Но если писатель идейно утверждает характеры, заключающие в себе так или иначе национально-историческую «неправду» жизни, и идейно отрицает характеры, воплощающие в себе «правду» национально-исторической действительности, тогда его произведения заключают в себе ложную идейно-эмоциональную направленность произведений, ложную их идею.
О ложности идеи литературного произведения, в основном, убедительно писал Г. В. Плеханов, разбирая в статье «Сын доктора Стокмана» пьесу К. Гамсуна «У царских врат», хотя некоторые другие стороны содержания этого произведения, а также его сюжет он, видимо, истолковал неверно.
В лице главного героя своей пьесы, публициста Ивара Карено, Гамсун воспроизвел новый не только для норвежской, но и для всей западноевропейской общественной действительности социальный характер. Это характер интеллигента, который идеологически тесно связан с буржуазной общественностью своей страны, но уже враждебно настроен по отношению к господствующему в ее среде течению политического либерализма, провозглашавшему высокие, но лицемерные идеалы всеобщего равенства перед законом и участия демократических слоев в выборном управлении государством. Карено резко выступает против либерального заигрывания с рабочими, он ненавидит рабочих, выступает с бредовыми идеями их уничтожения и свой идеал видит в появлении «повелителя», который «не выбирается, но сам становится вождем», в возвращении «величайшего террориста, квинт-эссенции человека, Цезаря...».
Несомненно, Гамсун предугадывал в этом своем герое развитие той тенденции жизни буржуазного общества, которая, усилившись, приняла позднее форму фашистского идейно-политического движения, в своем наиболее резком, немецком выражении обрекшего всю Европу на страшные военные испытания и огромные жертвы.
Но все дело в том, как идейно осмысляет и оценивает политические позиции Карено сам Гамсун. Он изображает Карено человеком со «свободными, как птица, мыслями», он, очевидно, вместе с ним «не щадит либерализм» и «ненавидит рабочих». Короче, он выражает идейно-эмоциональное утверждение реакционных тенденций в жизни норвежского общества, защищает «неправду» его жизни. В этом ложность идеи его пьесы.
Правдивость идейно-эмоциональной направленности произведения не надо отождествлять с «правдой жизни», в нем воспроизведенной, или хотя бы выводить первую из второй. Но трудно показать, что правдивость самих произведений и «правда» отраженной в них жизни — это далеко не одно и то же, что даже само слово «правда» имеет в том и другом случае совершенно различное значение. В первом случае это слово относится к самому произведению, как и вообще к любому высказыванию, сообщению, и определяют его познавательную, гносеологическую стоимость. Быть правдивым, говорить, сообщать правду — значит не лгать, не обманывать, не искажать того, о чем говорится, сообщается. Правдивость сообщения, высказывания заключается в том, что его содержание соответствует какой бы то ни было объективной реальности, находящейся вне его и являющейся его предметом. Правдивости сообщения противостоит его ложность, его несоответствие предмету.
«Правда» самой жизни, независимая от того, что и как о ней кто-либо говорит, сообщает, — это нечто совсем другое. Это не познавательная стоимость того или иного сообщения, это — нравственная стоимость тех или иных объективных человеческих отношений и человеческого поведения, о которых кто-то может сообщать, правдиво или ложно.
Было бы, конечно, крайней нелепостью полагать, что правдива только та литература, которая отражает национально-историческую «правду жизни». На самом деле, еще чаще и с неменьшей силой литература отражает и национально-историческую «неправду жизни», и отражает ее правдиво.
Художественная литература — не фактография. Познает она не индивидуальное в жизни, а общее, существенное, отчетливо и активно проявляющееся в индивидуальном, иначе говоря — социальную характерность человеческой жизни. В этом — основа ее познавательного значения. Однако она воспроизводит социальные характеры не для того, чтобы с возможной беспристрастностью выявить их объективные особенности, но для того, чтобы выразить при этом их идеологическое осмысление и оценку. И она получает общественное познавательное значение и ценность в том случае, если она правдива в этой активной стороне своего содержания.
Правдивость идейно-эмоциональной направленности литературных произведений не надо также смешивать с внешним правдоподобием изображения жизни, с соблюдением в нем тех соотношений и пропорций предметов и явлений, какие существуют в действительности. Нарушение этих реальных соотношений и пропорций, или, иначе говоря, сильная гиперболичность и фантастика изображения, было, как известно, характерной чертой первобытного синкретического народного творчества — мифов, сказок, обрядовых песен и т. п. Там фантастика изображения жизни вытекала из фантастичности самого мировосприятия и миропонимания первобытного общества и была свойством содержания произведений. В литературе же фантастическая образность постепенно стала только средством выразительности, передающим те или иные особенности и оттенки идейного содержания, которое само лишалось фантастичности в силу исторического развития общества. Она превратилась из «почвы» в «арсенал» словесного искусства, сделалась только свойством художественной формы. И правдивая идейно-эмоциональная направленность литературных произведений может быть вполне законченно и убедительно выражена с помощью приемов изображения жизни, нарушающих внешние пропорции и соотношения ее явлений, с помощью фантастической образности. Особенно ярким примером этого могут служить некоторые трагедии Шекспира, некоторые сказки Гофмана или «История одного города» Щедрина.
Только правдивая в своей идейной направленности, по своему пафосу литература имеет положительное значение для исторической жизни общества, для роста и расцвета его рационального самосознания и духовной культуры, для его общенационально-прогрессивного развития. Только такая литература может сохранять свое значение в течение долгого времени, может жить в сознании общества за пределами эпохи, ее породившей, подвергаясь все новому переосмыслению.
Соответствие идейного осмысления и оценки изображаемых социальных характеров их объективному значению в национальной жизни той или иной исторической эпохи делает само это осмысление, сам приговор изображаемой жизни по-своему исторически объективным. (...) (...)
Но от объективной правдивости литературных произведений надо отличать их субъективную правдивость, или, иначе,