Файл: Программа профессиональной переподготовки Государственное и муниципальное управление Дисциплина Система государственного управления Контрольная работа Слушатель Нуйкина Р. К преподаватель Оценка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды общесистемных принципов государственного управления:
-
Принцип объективности государственного управления; -
Принцип демократизма государственного управления; -
Принцип правовой упорядоченности государственного управления; -
Принцип законности государственного управления; -
Принцип разделения власти в государственном управлении; -
6) Принцип федерализма государственного управления; -
7) Принцип публичности государственного управления.
Важно не только уметь определить и систематизировать цели и принципы государственного управления в России. Необходимо продемонстрировать навыки их анализа и оценки. Общая структура анализа целей и принципов может быть построена следующим образом:
-характеристика содержания цели (принципа) государственного управления (напомню, что природа нашей цели – некая связь, отношения, координация!);
-роль, значение их в функционировании и развитии современной России;
-степень, уровень их реализации в реальной практике государственного управления;
-анализ причин, не позволяющих в полной мере реализовать данную цель (принцип);
- определение основных путей, мер, направленных на устранение этих причин.
Например: Принцип публичности. Он предполагает широкое участие граждан в государственном управлении как через непосредственное волеизъявление, так и опосредствованно - через институты представительства на основе осуществления их активного и пассивного избирательного права, открытость и подконтрольность деятельности государственных и муниципальных органов власти, а также через многие другие формы народного волеизъявления в решении государственных дел.
Федеральные субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующих социальных сфер, разрабатывают и реализуют комплексные программы, проводят научные исследования, участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов в той или иной сфере управления, составляют и осуществляют республиканские межрегиональные программы в сфере управления. Однако в едином центре нельзя эффективно решить многочисленные проблемы управления, учесть условия и особенности субъектов федерации. Это достигается путем децентрализации оперативных функций управления, предоставления нижестоящим субъектам управления самостоятельности в peшении повседневных текущих дел и вопросов управления, повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем региональном учреждении, организации, предприятии (объединении), трудовом коллективе.
Виды структурно-целевых принципов государственного управления, связанные с ―деревом‖ целей государственного управления:
-
согласованности целей государственного управления по основным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу; -
взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и ее усиливает; -
подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим) – иерархию целей в ―дереве‖ целей государственного управления.
Виды структурно-функциональных принципов государственного управления, организующих функциональную структуру государственного управления:
-
дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм – закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления; -
совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления; -
концентрации, обуславливающий необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функция и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли, организовывали и регулировали управляемые объекты; -
комбинирования, направленный на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящих из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма; -
достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего: -
соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.
Виды структурно-организационных принципов государственного управления:
-
единства системы государственной власти, обеспечивающий целостность, согласованность и действенность государственноуправленческих процессов; -
территориально-отраслевой, обуславливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности; -
многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления; -
сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления; -
линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления.
-
Назовите и обоснуйте возможности и угрозы информационных методов государственного управления в современных условиях.
В наше время повсеместно внедряются информационные технологий, и система государственного управления не является исключением. Основываясь на российском и зарубежном опыте, можно утверждать, что сегодняшний день главным катализатором практического применения прорывных информационных технологий является государство, именно с этим связно то, что термин «информационные технологии» чаще всего встречается в контексте инноваций, перспективных исследований и разработок, улучшения качества жизни граждан, защиты данных, кибер-угроз, представляющих новые реалии современного мира.
При всей сложности и емкости информационных технологий, главное, что должен помнить каждый государственный служащий, руководитель и особенно ответственные за финансирование и разработку программного обеспечения и внедрения программно-аппаратных комплексов, информационные технологии – это не цель, а средство результативного и эффективного исполнения служебных задач государственным аппаратом управления в интересах каждого гражданина нашей страны.
Информационные технологии – явление многоплановое и комплексное. С точки зрения государственной гражданской службы они позволяют выполнять следующие функции и задачи.
Функции информационных технологий на государственной службе | Задачи информационных технологий на государственной службе |
Коммуникационная | -поиск и сбор информации; - хранение и распространение информации - информирование граждан |
Управленческая | -информационное обеспечение принятия управленческих решений - доведение принятых решений до нижестоящих руководителей и подчиненных |
- Образовательная | -обучение кадрового состава министерств и ведомств через вебинары, видео-лекции, образовательные порталы - контроль знаний служащих через систему электронных тестов |
Административная | -электронный документооборот - электронное делопроизводство |
Контрольная | -расширение измеримых показателей работы - онлайн параметральный контроль - видео-фиксация и контроль |
Хранения | -хранение данных - архивирование данных |
Исследовательская | -поиск новой информации - изучение релевантного опыта |
- Безопасности | защита информации ограниченного доступа или секретной информации - предотвращение и нейтрализация |
Несмотря на предпринимаемые дорогостоящие методы, функционирование компьютерных информационных систем выявило наличие слабых мест в защите информации. Неизбежным следствием стали постоянно увеличивающиеся расходы и усилия на защиту информации. Однако для того, чтобы принятые меры оказались эффективными, необходимо определить, что такое угроза безопасности информации, выявить возможные каналы утечки информации и пути несанкционированного доступа к защищаемым данным.
Итак, реализация угроз информационной безопасности заключается в нарушении конфиденциальности, целостности и доступности информации. Злоумышленник может ознакомиться с конфиденциальной информацией, модифицировать ее, или даже уничтожить, а также ограничить или блокировать доступ легального пользователя к информации.
Типы информационных угроз:
-
Раскройте принципы использования зарубежного опыта государственного управления и приведите примеры реализации этих принципов.
Современная система государственного управления в России в значительной мере была создана на основе зарубежного опыта. Эта традиция восходит еще к эпохе Петра I, который в реформе государственного управления широко опирался на достижения европейских стран.
Сегодня основная возможность взаимного обмена опытом в области государственного управления осуществляется посредством международного сотрудничества, которое включает в себя разнообразные виды, формы и методы обмена информацией об организации основных направлений государственного управления между Российской Федерацией и иностранными государствами.
Задача государства состоит в том, чтобы при осуществлении международных связей в области стратегии государственного управления концентрировать внимание, прежде всего, на изучении зарубежного опыта в сфере нормативно-правового регулирования государственного управления, применения форм и методов осуществления кадровой политики, научно-методического и информационно-аналитического обеспечения функционирования государственного управления.
При изучении западного опыта организации и функционирования института государственного управления необходимо руководствоваться рядом принципов:
Объективность, т.е. видеть проблему такой, какая она есть в действительности.
Практичность. Этот принцип подразумевает необходимость заимствования, но с учетом двух принципиальных моментов. Во-первых, если это действительно нужно; во-вторых, можно ли это заимствовать.
Самобытность. Один из главных принципов, который указывает на учет национальной специфики государства и его регионов.
Совмещение заимствованного и собственно созданного. В перспективе необходимо учесть тот факт, что любое приобретенное окажется жизнеспособным только если будет представлять собой синтез заимствованного и собственно созданного.
Целостность. Институт государственного управления носит системный характер, поэтому оценка, внедрение тоже должны носить комплексный (системный) характер.
Критичность. Нельзя забывать, что западный путь не является идеальным, поэтому в первую очередь следует обращать внимание на позитивные элементы государственного управления.
Принцип учета фазового сдвига. Страны находятся на разных этапах развития. Необходимо заимствовать зарубежный опыт государственного управления того же этапа, который в данный момент проходит наша страна.
-
В чем заключаются принципиальные исторические особенности государственного управления в России?
В разных странах система государственного управления развивается по-разному Где-то она более эффективна, где-то — наоборот. Существуют определенные, достаточно устойчивые национальные традиции управления. На их формирование оказывает воздействие целый ряд объективных закономерностей и субъективных обстоятельств.
Развитие системы государственного управления определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
1) географическое положение страны;
2) размер территории страны;
3) количество населения и его состав;
4) форма правления;
5) форма территориально-политического устройства;
6) политический режим;
7) исторические традиции управления;
8) господствующий тип права.
Именно эти факторы непосредственным образом влияют на особенности формирования системы управления, на преобладание в управлении тех или иных методов.
Еще одним важным обстоятельством стал сложившийся в результате особенностей исторического развития и долгое время сохранявшийся коллективизм и общинный строй жизни, способствовавшие доминированию коллективного права над правом личности.