ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заметил резкую перемену в Наташе со дня бала: она
«была молчалива и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы... не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида». Князь
Андрей с бережливо-нежным выражением стоял перед ней и говорил ей что-то. Она смотрела на него, и
«яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней». Она вся преобразилась и опять стала такой же, какою она была на бале.
«Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» – спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете».
Когда Андрей сделал ей предложение, она сама ощутила важные внутренние перемены: «Неужели это я, та девочка-ребёнок (все так говорили обо мне), – думала
Наташа, – неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим? Неужели это правда? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое моё дело и слово?»
Однако свадьба была отложена, а жизнь преподнесла
Наташе новое испытание. Наташе, как и всякому любимому герою Толстого, свойственно ошибаться. Так, оказавшись под обаянием пустого, но внешне привлекательного Анатоля Курагина, Наташа предает
Андрея: она готова бежать и тайно обвенчаться с
Анатолем. После душевного прозрения Наташа тяжело переживает свой разрыв с князем Андреем, оказывается на грани самоубийства, и только забота со стороны ближних и глубокая вера, проснувшаяся в сердце героини, спасают её от отчаяния.
Внутренний конфликт достигает у неё особенной остроты как раз в канун 1812 года. Война снимает все личные противоречия и конфликты героини, показывает тот путь, который приводит к решению основной жизненной проблемы. Настоящее дело она нашла себе только тогда, когда силою вещей её жизнь вышла из мелочей повседневности, когда угроза, нависшая над Москвой, и от неё потребовала деятельности. Широкое море народного бедствия открылось перед нею, и нужды и запросы простых людей оказались той силой, которая вернула её к жизни.
Однако это не все потрясения, которые ей приходится пережить. Одними из главных потрясений становятся смерти Болконского и её брата Пети. Смерть Пети оторвала половину её жизни... Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни...
Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни
– любовь
– ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
Княжна Марья отправлялась в Москву, и граф настоял, чтобы Наташа ехала с ней
– надо было посоветоваться с докторами. В это время в Москву приехал и Пьер. Когда княжна Марья спросила Пьера, не узнает ли он даму в чёрном, он взглянул на неё и ощутил что-то родное, давно забытое и больше чем милое в этом строгом лице. И это лицо с внимательными глазами улыбнулось и обдало
Пьера давно забытым счастьем. Он понял, что любит её.
Смущение Пьера отозвалось в Наташе удовольствием, чуть заметно проявившимся наружно. Между Наташей и
Пьером возникло удивительное чувство понимания и сочувствия. Наташа «не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила ещё не высказанное слово и прямо вносила в своё раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера». При прощании с Пьером (он уезжал в Петербург) Наташа прибавила шёпотом, что очень будет его ждать, и эти слова в последующие два месяца составляли предмет воспоминаний и счастливых мечтаний Пьера.
И сама Наташа вступила в новую полосу жизни:
«Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для неё самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать её даже в душе своей. Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело». В
Наташе в эти дни изменилось всё: лицо, походка, взгляд, голос. Она как будто забыла всё, что с ней было. О Пьере она говорила мало, но при упоминании о нём в глазах
Наташи зажигался «давно потухший блеск». Она призналась княжне Марье, что любит Пьера, и заплакала, как бы прося прощения. Она мечтала, чтобы княжна
Марья вышла за Николая. Счастливая, она хотела счастья и для других. Ранней весной 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. Наташа обрела смысл жизни и целиком отдалась семье. Так завершился длительный процесс формирования её личности.
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
(поиск смысла жизни, жизненные испытания,
стремление к самосовершенствованию; преступление и
наказание, искупление)
Путешествие как поиск истины, странствие к самому себе отражено в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник». Герой Иван Северьянович Флягин является воплощением русского национального характера, соотносится с фольклорным образом русского богатыря
Ильи Муромца. Он пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание
«отстрадать» за другого человека, а позже и «за народ… помереть».
Сюжет сказа образует исповедь героя, едущего на пароходе, своим случайным спутникам. Фигура Флягина сразу привлекает внимание людей, плывущих с ним. Это огромного роста монах, видом напоминающий былинного героя. Его история
– странничество – вызывает аллегории с Иванушкой-дурачком, вечно ищущим свое счастье в странствии по свету.
История жизни, рассказанная героем, построена как путешествие за истиной, странствие в поисках смысла жизни. Блуждая по России и побывав в своей жизни конюхом, нянькой, конокрадом, солдатом, артистом и, наконец, монахом, герой приходит к идее служения
Родине.
Главный герой повести показан в эволюции: он вмещает в себя разные грани русского характера
– удальство, силу, но силу избыточную, неразумную. Сила героя становится причиной смерти 3-х человек. Еще будучи кучером,
Флягин из молодецкого озорства запорол кнутом до смерти монаха, который заснул на возу с сеном и вовремя не посторонился с дороги. В другой раз, будучи на ярмарке,
Флягин во время честного кулачного поединка убивает татарина. Наконец, он помогает умереть Грушеньке
– спасая ее душу от греха самоубийства, по ее просьбе он сталкивает ее с обрыва в реку.
Странствия, мучения и преступления, выпавшие на долю героя, заставляют его переосмыслить свою жизнь. Он ощущает вину перед убитыми им и отрабатывает ее, служа людям,
– отправляется в рекруты вместо сына бедных стариков, приняв его имя, совершает военные подвиги.
А.П. Платонов «Котлован». Жизненный путь Вощева.
(выбор, поиск смысла жизни, истины; счастье;
взаимоотношения в семье; интеллектуальная жизнь
человека; разочарование)
Вощев
– центральный персонаж повести А. П.
Платонова «Котлован», печальный философ. Вощеву тридцать лет, он прошёл половину жизненного пути и стоит на пороге духовного выбора. Вощев страдает от
«неистинности» и бессмысленности жизни, его мучают неразрешимые вопросы о смысле жизни, поэтому он робок, грустен и у него «скучное лицо». Вощев
– герой- странник, ему жизненно необходимо дойти до самой сути, а не до конкретного места, потому что его дорога – это вечный поиск истины, попытка возвращения к забытым основам бытия.
В день, когда Вощеву исполняется тридцать лет, его увольняют с небольшого механического завода
«вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда». Завком отказывает в защите
«несознательному» рабочему, стремящемуся
«среди производства»
«выдумать что-нибудь вроде
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
«была молчалива и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы... не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида». Князь
Андрей с бережливо-нежным выражением стоял перед ней и говорил ей что-то. Она смотрела на него, и
«яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней». Она вся преобразилась и опять стала такой же, какою она была на бале.
«Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» – спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете».
Когда Андрей сделал ей предложение, она сама ощутила важные внутренние перемены: «Неужели это я, та девочка-ребёнок (все так говорили обо мне), – думала
Наташа, – неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим? Неужели это правда? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое моё дело и слово?»
Однако свадьба была отложена, а жизнь преподнесла
Наташе новое испытание. Наташе, как и всякому любимому герою Толстого, свойственно ошибаться. Так, оказавшись под обаянием пустого, но внешне привлекательного Анатоля Курагина, Наташа предает
Андрея: она готова бежать и тайно обвенчаться с
Анатолем. После душевного прозрения Наташа тяжело переживает свой разрыв с князем Андреем, оказывается на грани самоубийства, и только забота со стороны ближних и глубокая вера, проснувшаяся в сердце героини, спасают её от отчаяния.
Внутренний конфликт достигает у неё особенной остроты как раз в канун 1812 года. Война снимает все личные противоречия и конфликты героини, показывает тот путь, который приводит к решению основной жизненной проблемы. Настоящее дело она нашла себе только тогда, когда силою вещей её жизнь вышла из мелочей повседневности, когда угроза, нависшая над Москвой, и от неё потребовала деятельности. Широкое море народного бедствия открылось перед нею, и нужды и запросы простых людей оказались той силой, которая вернула её к жизни.
Однако это не все потрясения, которые ей приходится пережить. Одними из главных потрясений становятся смерти Болконского и её брата Пети. Смерть Пети оторвала половину её жизни... Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни...
Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни
– любовь
– ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
Княжна Марья отправлялась в Москву, и граф настоял, чтобы Наташа ехала с ней
– надо было посоветоваться с докторами. В это время в Москву приехал и Пьер. Когда княжна Марья спросила Пьера, не узнает ли он даму в чёрном, он взглянул на неё и ощутил что-то родное, давно забытое и больше чем милое в этом строгом лице. И это лицо с внимательными глазами улыбнулось и обдало
Пьера давно забытым счастьем. Он понял, что любит её.
Смущение Пьера отозвалось в Наташе удовольствием, чуть заметно проявившимся наружно. Между Наташей и
Пьером возникло удивительное чувство понимания и сочувствия. Наташа «не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила ещё не высказанное слово и прямо вносила в своё раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера». При прощании с Пьером (он уезжал в Петербург) Наташа прибавила шёпотом, что очень будет его ждать, и эти слова в последующие два месяца составляли предмет воспоминаний и счастливых мечтаний Пьера.
И сама Наташа вступила в новую полосу жизни:
«Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для неё самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать её даже в душе своей. Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело». В
Наташе в эти дни изменилось всё: лицо, походка, взгляд, голос. Она как будто забыла всё, что с ней было. О Пьере она говорила мало, но при упоминании о нём в глазах
Наташи зажигался «давно потухший блеск». Она призналась княжне Марье, что любит Пьера, и заплакала, как бы прося прощения. Она мечтала, чтобы княжна
Марья вышла за Николая. Счастливая, она хотела счастья и для других. Ранней весной 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. Наташа обрела смысл жизни и целиком отдалась семье. Так завершился длительный процесс формирования её личности.
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
(поиск смысла жизни, жизненные испытания,
стремление к самосовершенствованию; преступление и
наказание, искупление)
Путешествие как поиск истины, странствие к самому себе отражено в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник». Герой Иван Северьянович Флягин является воплощением русского национального характера, соотносится с фольклорным образом русского богатыря
Ильи Муромца. Он пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание
«отстрадать» за другого человека, а позже и «за народ… помереть».
Сюжет сказа образует исповедь героя, едущего на пароходе, своим случайным спутникам. Фигура Флягина сразу привлекает внимание людей, плывущих с ним. Это огромного роста монах, видом напоминающий былинного героя. Его история
– странничество – вызывает аллегории с Иванушкой-дурачком, вечно ищущим свое счастье в странствии по свету.
История жизни, рассказанная героем, построена как путешествие за истиной, странствие в поисках смысла жизни. Блуждая по России и побывав в своей жизни конюхом, нянькой, конокрадом, солдатом, артистом и, наконец, монахом, герой приходит к идее служения
Родине.
Главный герой повести показан в эволюции: он вмещает в себя разные грани русского характера
– удальство, силу, но силу избыточную, неразумную. Сила героя становится причиной смерти 3-х человек. Еще будучи кучером,
Флягин из молодецкого озорства запорол кнутом до смерти монаха, который заснул на возу с сеном и вовремя не посторонился с дороги. В другой раз, будучи на ярмарке,
Флягин во время честного кулачного поединка убивает татарина. Наконец, он помогает умереть Грушеньке
– спасая ее душу от греха самоубийства, по ее просьбе он сталкивает ее с обрыва в реку.
Странствия, мучения и преступления, выпавшие на долю героя, заставляют его переосмыслить свою жизнь. Он ощущает вину перед убитыми им и отрабатывает ее, служа людям,
– отправляется в рекруты вместо сына бедных стариков, приняв его имя, совершает военные подвиги.
А.П. Платонов «Котлован». Жизненный путь Вощева.
(выбор, поиск смысла жизни, истины; счастье;
взаимоотношения в семье; интеллектуальная жизнь
человека; разочарование)
Вощев
– центральный персонаж повести А. П.
Платонова «Котлован», печальный философ. Вощеву тридцать лет, он прошёл половину жизненного пути и стоит на пороге духовного выбора. Вощев страдает от
«неистинности» и бессмысленности жизни, его мучают неразрешимые вопросы о смысле жизни, поэтому он робок, грустен и у него «скучное лицо». Вощев
– герой- странник, ему жизненно необходимо дойти до самой сути, а не до конкретного места, потому что его дорога – это вечный поиск истины, попытка возвращения к забытым основам бытия.
В день, когда Вощеву исполняется тридцать лет, его увольняют с небольшого механического завода
«вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда». Завком отказывает в защите
«несознательному» рабочему, стремящемуся
«среди производства»
«выдумать что-нибудь вроде
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
счастья», от которого «улучшилась бы производительность» труда. Вывод завкома звучит угрожающе: «...Ты бы жил – молчал. Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет».
Покончив с прошлой упорядоченной жизнью, Вощев отправляется в неизведанный путь, «где был перед ним лишь горизонт и ощущение ветра в склонившееся лицо».
Вощев видит иную жизнь, существующую по другим законам. Он встречает людей, которые ищут забвения за кружкой пива, становится свидетелем ссоры супругов в доме «шоссейного надзирателя». Герой понимает, что эти люди несчастны: «Он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребёнок живёт без упрёка, вырастая себе на мученье». Герой, верящий в счастливое завтра, вмешивается в ссору и произносит:
«...Чтите своего ребёнка...когда вы умрёте, то он будет».
До вечера ходит Вощев по городу, ощущая
«нарастающую силу горюющего ума». В самом центре города он наблюдает «строительство неизвестной башни», где люди трудятся спокойно и деловито. Вощева мучают сомнения,
«не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки... Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?»
Утром рабочие принимают Вощева в своё братство, безошибочно определив по его худому телу, что «класс его бедный». В этот день артель начинает постройку
«единого здания, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата». Вощев видит в строительстве дома возможность осуществить своё жизненное предназначение
– найти истину. Ему кажется, что строители котлована уже давно познали её, и решает остаться.
Вскоре Вощев понимает, что строители котлована не знают истины.
«Говорили, что всё на свете знаете... а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду... всё равно мне без истины стыдно жить». От сознания
«неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал.
Появление на котловане маленькой девочки Насти Вощев расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Увидев же умершую Настю, он испытывает страшное потрясение от утраты веры в будущее. «Вощев... уже не знал, где теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем же ему теперь нужен смысл жизни и истина, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Вощев – герой, который проходит свой путь в вечном, бесконечном поиске смысла, и идти для него важнее, чем дойти.
Покончив с прошлой упорядоченной жизнью, Вощев отправляется в неизведанный путь, «где был перед ним лишь горизонт и ощущение ветра в склонившееся лицо».
Вощев видит иную жизнь, существующую по другим законам. Он встречает людей, которые ищут забвения за кружкой пива, становится свидетелем ссоры супругов в доме «шоссейного надзирателя». Герой понимает, что эти люди несчастны: «Он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребёнок живёт без упрёка, вырастая себе на мученье». Герой, верящий в счастливое завтра, вмешивается в ссору и произносит:
«...Чтите своего ребёнка...когда вы умрёте, то он будет».
До вечера ходит Вощев по городу, ощущая
«нарастающую силу горюющего ума». В самом центре города он наблюдает «строительство неизвестной башни», где люди трудятся спокойно и деловито. Вощева мучают сомнения,
«не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки... Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?»
Утром рабочие принимают Вощева в своё братство, безошибочно определив по его худому телу, что «класс его бедный». В этот день артель начинает постройку
«единого здания, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата». Вощев видит в строительстве дома возможность осуществить своё жизненное предназначение
– найти истину. Ему кажется, что строители котлована уже давно познали её, и решает остаться.
Вскоре Вощев понимает, что строители котлована не знают истины.
«Говорили, что всё на свете знаете... а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду... всё равно мне без истины стыдно жить». От сознания
«неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал.
Появление на котловане маленькой девочки Насти Вощев расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Увидев же умершую Настю, он испытывает страшное потрясение от утраты веры в будущее. «Вощев... уже не знал, где теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем же ему теперь нужен смысл жизни и истина, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Вощев – герой, который проходит свой путь в вечном, бесконечном поиске смысла, и идти для него важнее, чем дойти.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 38
М. Горький «Детство»
(выбор жизненного пути)
От решений, которые принимает человек на жизненном пути, зависит его судьба, место в мире. Один человек, сталкиваясь с несправедливостью, приспосабливается, а другой – борется. Так, герой повести М. Горького
«Детство» выбирает путь сопротивления злу и несправедливости. Алеша чувствует себя несчастным в доме жестокого и властного деда: там царят звериные законы, полное отсутствие уважения к личности. Дед, пользующийся неограниченной властью, спокойно, деловито сечёт детей, называя это занятие «уроками морали». Со временем такое поведение становится нормой в семье. Однако герой не может смириться с жестокостью, хитростью и подлостью. Его спасением становится бабушка. Алёше нравится ее доброе, трогательное отношение к миру, умение видеть красоту природы, её рассказы. Все это придает мальчику сил, помогает сформировать правильное отношение к миру.
Таким образом, герой выбирает свой путь, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Испытания, через которые проходит мальчик, обогащают его духовный мир, делают его сильнее. Результатом нравственного выбора героя становится непримиримость к несправедливостям и «мерзостям жизни».
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
(цель и средства, противоречивость человеческой
души, внешние и внутренние перемены, желание
перемен, нравственный выбор в эпоху перемен, влияние
исторической эпохи на человека)
Стрельников (Антипов) Павел Павлович – персонаж романа
Б. Л. Пастернака
«Доктор Живаго», фанатик идеи построения справедливого общества, воплощение воли и активного действия. Он пытается подчинить себе жизнь и насильно придать ей «истинное» направление. Для этого герой избирает радикальные, «хирургические» методы: жжёт, убивает, судит, карает. Не случайна перемена его имени.
Стрельниковым Антипов стал не сразу. В начале пути мы видим его совершенно другим человеком. Ларису (его будущую жену) привлекли в нём чрезвычайная мягкость характера и нравственная чистота. Лара становится его первой и единственной любовью, тайной, скрываемой от других страстью. Вместе с тем Антипова мучает ревность.
Именно она меняет героя: из весёлого, смешливого и доброго Павла Антипова он начинает превращаться в желчного и жестокого Стрельникова.
С детства герой стремился к высокому и считал, что люди честно борются за право быть лучшими. Когда же он понял, что это не так, то, затаив обиду, стал лелеять мысль «стать когда-нибудь судьёй между жизнью и коверкающими её тёмными началами, выйти на её защиту и отомстить за неё». Революция даёт герою силы и право стать таким судьёй.
Стрельников
– личность противоречивая. С одной стороны, он жесток и беспощаден, с другой – не потерял ещё интеллигентности и человеколюбия. Разговор с доктором напомнил ему жену, мирную жизнь, учительское прошлое. Под влиянием нахлынувших чувств Стрельников приказывает оказать раненому пленному юноше медицинскую помощь, если потребуется
– дать паёк. Однако благородный порыв быстро проходит, и революционный долг берёт верх.
Стрельников не принадлежит себе, его жизнь разделяется на две части
– мирную, в которую он мечтает возвратиться, и настоящую, жестокую, полную крови, где нет места любви и человеческим чувствам. Для
Стрельникова пересечение этих двух жизней невозможно.
Лара взглядом любящей женщины точно подметила во внешности мужа трагические изменения. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <...> Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мёртвых и безжалостных, которые его когда-нибудь не пощадят. Мне показалось, что он отмеченный и что это перст обречения»,– говорит она Живаго.
Оглядываясь на прожитую жизнь, на роль революции в его судьбе, Стрельников вспоминает и непростые отношения с Ларой и понимает, что он не жил все эти годы, а боролся за несуществующую прекрасную жизнь, что он принёс в жертву ложной идее самое дорогое
– жену и дочь. Теперь же ради идеи он должен отдать и собственную жизнь. «Подумайте, шесть лет разлуки, шесть лет немыслимой выдержки. Но мне казалось,
– ещё не вся свобода завоёвана. Вот я её сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им, мои руки развязаны. И вот все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят».
М. Горький «На дне»
(надежда и отчаяние; роль надежды в жизни человека;
активная жизненная позиция и пассивность человека)
Надежда помогает человеку изменить жизнь к лучшему, обрести счастье. Отчаяние же и пассивное ожидание, что кто-то решит твои проблемы, может только сломить человека. Так, герои драмы «На дне» М. Горького переживают сильное потрясение, когда Лука, вселивший в них надежду на светлое будущее, исчезает из их жизни.
Поверив старцу, герои сначала страстно мечтают изменить жизнь. Так, Актер собирается поехать в лечебницу и вновь заняться карьерой, а вор Васька Пепел
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
хочет уехать в Сибирь и заняться хозяйством. Однако герои не готовы действовать. Они ждут, что Лука даст им рецепт новой жизни и, не получая его, разочаровываются в проповедях старика. Актер, к примеру, обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложную надежду. Но ведь он и не обещал вывести их со «дна» жизни
– он просто вселил в них надежду на то, что выход есть и что он возможен для них. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочна и нежизненна и с исчезновением героя, который способен был разбудить ее, тут же и угасла.
Дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, обрекающим их на ночлежку Костылевых. Ни Луке, ни героям не приходит в голову, что неудачи в их жизни нельзя объяснить только внешними обстоятельствами.
Именно поэтому столь драматично переживают герои потерю Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом смысле человека, как
«беспачпортный» Лука.
Таким образом, М. Горький пытается донести до читателя следующую мысль: пассивная идеология может лишь примирить человека с его нынешним положением, но она неспособна сделать жизнь человека лучше, как это случилось с Настей, Анной, Актером, который после исчезновения Луки утратил всякую надежду и обретенные было внутренние силы для ее реализации и возложил за это вину не на себя, а на Луку.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
(взросление)
Персонажем, проходящим путь нравственного взросления, является герой автобиографического рассказа, основанного на воспоминаниях из детства,
«Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева. Герой рассказа
Витя обманул свою бабушку, когда обещал собрать землянику, а вместо нее принес корзину с травой, сверху присыпанной ягодой для маскировки. Герой не удержался и съел ягоду. Однако вместо признания решил соврать, чтобы получить награду на работу
– пряник в виде коня с розовой гривой. Когда обман раскрылся и бабушка была опозорена, пытаясь продать пустую корзину на базаре, мальчик не хотел возвращаться домой. Он чувствовал стыд и раскаяние, однако настоящим уроком стало для него то, что бабушка все- таки купила ему угощенье.
Именно этот дар-прощение закрепил нравственный урок для внука: «Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника».
Ю.Я. Яковлев «Мальчик с коньками»
(взросление и ответственность)
Боль человека не бывает незначительной, и соучастие в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку, как это случилось в замечательном рассказе Ю. Я. Яковлева «Мальчик с коньками». Этот рассказ передает главный жизненный принцип писателя: необходимо учиться замечать людей, нуждающихся в поддержке, и непременно помогать им.
Так, главный герой рассказа по дороге на каток встретил мужчину, глаза которого «были полны боли и тревоги».
Он еле держался на ногах и просил о помощи. Можно было пробежать мимо «навстречу своей радости», но мальчик остановился, подставил свое хрупкое плечо под отяжелевшую руку больного человека и помог ему добраться до дома. Казалось бы, он стал свободен от чужой беды: его никто больше не удерживал, даже сам больной уверил мальчика, что тот может спокойно идти домой. Однако мальчик не ушел. И хорошо, что не ушел, ведь пришлось вызывать неотложку
– в результате мальчик спас жизнь бывшему фронтовику
Бахтюкову.
Душевная отзывчивость, способность к состраданию, совестливость не позволили маленькому герою оставить человека в беде. Читатель понимает, что этот поступок был важен не только для больного человека, но и для мальчика с коньками: он повзрослел умом и сердцем, разделив чужую боль, стал сильнее, смог, рискуя собой, остановить мчавшуюся скорую, отправить мужчину больницу, дождаться конца операции, длившейся 2 часа, и поддержать бывшего солдата после нее. Мальчик с коньками стал подлинным героем художественного произведения, потому что не прошел мимо и не ограничился частичной помощью, а сделал все, что мог, почувствовав ответственность за судьбу незнакомца в полной мере.
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
(внутренний мир человека, внутренний конфликт,
духовная эволюция)
Пестрая смена декораций, кризис, слом привычного образа жизни, драматичность ситуаций, заставляющих совершать судьбоносный выбор,
– все это является исходным материалом для писателя, стремящегося показать внутренний мир героя в развитии. Так, в творчестве
Дж. Остин тема дороги напрямую связана с судьбой героев, с прохождением жизненного пути через переживания, через потери, прозрения и обретения себя. Пройти дорогу для писательницы
– значит обрести внутреннюю гармонию и согласие с внешним миром. Так, в романе «Гордость и предубеждение» эволюция чувств приводит к исчезновению в душах Элизабет и Дарси взаимной неприязни. В начале романа они демонстрируют высокомерие и предвзятость по отношению друг к другу.
Однако совершенствуя морально- этические качества, герои преодолевают внутренний конфликт. Автор показывает, что, несмотря на гордость Дарси, оправданную английской ментальностью, и оскорбленное чувство собственного достоинства Элизабет, несмотря на взаимное предубеждение героев, они оказались способны, пройдя определённые этапы душевного совершенствования, осознать свою неправоту, конструктивно осмыслить сложившиеся обстоятельства и пойти навстречу друг другу.
Духовную эволюцию Дарси подтверждает его признание
Элизабет, когда он говорит о том, что хорошие принципы в человеке должны сочетаться с достойными манерами, с доброжелательностью и терпимостью к окружающему миру: «Всю жизнь я был эгоистом если не по образу мыслей, то, во всяком случае, в поступках. Когда я был ребенком, мне дали понятие о правильном и неправильном, но не показали, как надо лепить свой характер. <…> Вы преподали мне уро к
…
Вы научили меня душевному смирению».
Дж. Барри «Питер Пэн»
(взросление и ответственность)
В повести Дж. Барри «Питер Пэн» тема взросления и возрастающей вместе с ним ответственности является ключевой.
Питер Пэн
– «маленький мальчик, который не хотел взрослеть». Хвастливый, эгоистичный и жаждущий приключений герой не знает преград: он летает вместе с феями и сворой бродячих детей, всегда готов дать отпор кровожадному пирату, сразиться с индейцами. Однако за внешней бравадой и желанием рисковать скрывается человек, не готовый принять ответственность. Когда-то он убежал из дома, потому что услышал «как мама и папа говорили о том», кем он будет, когда вырастет, станет взрослым мужчиной. Но герой не хотел взрослеть, он хотел «всегда оставаться маленьким и играть».
Нежелание брать на себя ответственность, решать проблемы вынуждают Питера вечно странствовать в обличии ребенка, страдающего от одиночества и стремящегося найти маму, которая позаботится о нем.
Барри называет детей «веселыми, непонимающими и бессердечными». Дети могут позволить себе быть такими, потому что они только учатся жить. Взрослые же люди должны принимать ответственность за свои поступки, за жизни других людей. Те же люди, которые отказываются принимать ответственность, становятся вечными
«питерами пэнами».
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
– он просто вселил в них надежду на то, что выход есть и что он возможен для них. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочна и нежизненна и с исчезновением героя, который способен был разбудить ее, тут же и угасла.
Дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, обрекающим их на ночлежку Костылевых. Ни Луке, ни героям не приходит в голову, что неудачи в их жизни нельзя объяснить только внешними обстоятельствами.
Именно поэтому столь драматично переживают герои потерю Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом смысле человека, как
«беспачпортный» Лука.
Таким образом, М. Горький пытается донести до читателя следующую мысль: пассивная идеология может лишь примирить человека с его нынешним положением, но она неспособна сделать жизнь человека лучше, как это случилось с Настей, Анной, Актером, который после исчезновения Луки утратил всякую надежду и обретенные было внутренние силы для ее реализации и возложил за это вину не на себя, а на Луку.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
(взросление)
Персонажем, проходящим путь нравственного взросления, является герой автобиографического рассказа, основанного на воспоминаниях из детства,
«Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева. Герой рассказа
Витя обманул свою бабушку, когда обещал собрать землянику, а вместо нее принес корзину с травой, сверху присыпанной ягодой для маскировки. Герой не удержался и съел ягоду. Однако вместо признания решил соврать, чтобы получить награду на работу
– пряник в виде коня с розовой гривой. Когда обман раскрылся и бабушка была опозорена, пытаясь продать пустую корзину на базаре, мальчик не хотел возвращаться домой. Он чувствовал стыд и раскаяние, однако настоящим уроком стало для него то, что бабушка все- таки купила ему угощенье.
Именно этот дар-прощение закрепил нравственный урок для внука: «Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника».
Ю.Я. Яковлев «Мальчик с коньками»
(взросление и ответственность)
Боль человека не бывает незначительной, и соучастие в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку, как это случилось в замечательном рассказе Ю. Я. Яковлева «Мальчик с коньками». Этот рассказ передает главный жизненный принцип писателя: необходимо учиться замечать людей, нуждающихся в поддержке, и непременно помогать им.
Так, главный герой рассказа по дороге на каток встретил мужчину, глаза которого «были полны боли и тревоги».
Он еле держался на ногах и просил о помощи. Можно было пробежать мимо «навстречу своей радости», но мальчик остановился, подставил свое хрупкое плечо под отяжелевшую руку больного человека и помог ему добраться до дома. Казалось бы, он стал свободен от чужой беды: его никто больше не удерживал, даже сам больной уверил мальчика, что тот может спокойно идти домой. Однако мальчик не ушел. И хорошо, что не ушел, ведь пришлось вызывать неотложку
– в результате мальчик спас жизнь бывшему фронтовику
Бахтюкову.
Душевная отзывчивость, способность к состраданию, совестливость не позволили маленькому герою оставить человека в беде. Читатель понимает, что этот поступок был важен не только для больного человека, но и для мальчика с коньками: он повзрослел умом и сердцем, разделив чужую боль, стал сильнее, смог, рискуя собой, остановить мчавшуюся скорую, отправить мужчину больницу, дождаться конца операции, длившейся 2 часа, и поддержать бывшего солдата после нее. Мальчик с коньками стал подлинным героем художественного произведения, потому что не прошел мимо и не ограничился частичной помощью, а сделал все, что мог, почувствовав ответственность за судьбу незнакомца в полной мере.
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
(внутренний мир человека, внутренний конфликт,
духовная эволюция)
Пестрая смена декораций, кризис, слом привычного образа жизни, драматичность ситуаций, заставляющих совершать судьбоносный выбор,
– все это является исходным материалом для писателя, стремящегося показать внутренний мир героя в развитии. Так, в творчестве
Дж. Остин тема дороги напрямую связана с судьбой героев, с прохождением жизненного пути через переживания, через потери, прозрения и обретения себя. Пройти дорогу для писательницы
– значит обрести внутреннюю гармонию и согласие с внешним миром. Так, в романе «Гордость и предубеждение» эволюция чувств приводит к исчезновению в душах Элизабет и Дарси взаимной неприязни. В начале романа они демонстрируют высокомерие и предвзятость по отношению друг к другу.
Однако совершенствуя морально- этические качества, герои преодолевают внутренний конфликт. Автор показывает, что, несмотря на гордость Дарси, оправданную английской ментальностью, и оскорбленное чувство собственного достоинства Элизабет, несмотря на взаимное предубеждение героев, они оказались способны, пройдя определённые этапы душевного совершенствования, осознать свою неправоту, конструктивно осмыслить сложившиеся обстоятельства и пойти навстречу друг другу.
Духовную эволюцию Дарси подтверждает его признание
Элизабет, когда он говорит о том, что хорошие принципы в человеке должны сочетаться с достойными манерами, с доброжелательностью и терпимостью к окружающему миру: «Всю жизнь я был эгоистом если не по образу мыслей, то, во всяком случае, в поступках. Когда я был ребенком, мне дали понятие о правильном и неправильном, но не показали, как надо лепить свой характер. <…> Вы преподали мне уро к
…
Вы научили меня душевному смирению».
Дж. Барри «Питер Пэн»
(взросление и ответственность)
В повести Дж. Барри «Питер Пэн» тема взросления и возрастающей вместе с ним ответственности является ключевой.
Питер Пэн
– «маленький мальчик, который не хотел взрослеть». Хвастливый, эгоистичный и жаждущий приключений герой не знает преград: он летает вместе с феями и сворой бродячих детей, всегда готов дать отпор кровожадному пирату, сразиться с индейцами. Однако за внешней бравадой и желанием рисковать скрывается человек, не готовый принять ответственность. Когда-то он убежал из дома, потому что услышал «как мама и папа говорили о том», кем он будет, когда вырастет, станет взрослым мужчиной. Но герой не хотел взрослеть, он хотел «всегда оставаться маленьким и играть».
Нежелание брать на себя ответственность, решать проблемы вынуждают Питера вечно странствовать в обличии ребенка, страдающего от одиночества и стремящегося найти маму, которая позаботится о нем.
Барри называет детей «веселыми, непонимающими и бессердечными». Дети могут позволить себе быть такими, потому что они только учатся жить. Взрослые же люди должны принимать ответственность за свои поступки, за жизни других людей. Те же люди, которые отказываются принимать ответственность, становятся вечными
«питерами пэнами».
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM