ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
(мечта как побег от реальности)
Необычный образ мечтателя изображен в повести
«Белые ночи» Ф. М. Достоевского. Главный герой не имеет имени, он называет себя
«мечтателем». И это не случайное прозвище, герой действительно пребывает в мечтах всю жизнь. Для него мечта становится убежищем от реальности, от неизвестного будущего, от унылой и скучной действительности, от одиночества. В реальной жизни он
«молодой человек 26 лет, где-то служащий и получающий нищенское жалование», у него нет друзей, он никогда не любил. А в мечтах он создает «целые романы». Он не обращает внимания на настоящее, страшится будущего.
Когда герой наконец узнает, что такое любовь, он счастлив, ведь сможет мечтать об этой любви всю оставшуюся жизнь. На самом же деле его возлюбленная не отвечает ему взаимностью. Так, на примере жизни главного героя мы понимаем, что мечта помогает человеку справиться с серостью, унылостью реальной действительности. В своей безрадостной жизни он находит утешение в мечтах. Правильно это или нет, каждый читатель определяет сам.
А.С. Грин «Алые паруса»
(мечта как жизненный ориентир, как смысл жизни,
как способ уйти от проблем)
Мечта помогает преобразить жизнь человека, подняться над рутиной и отвлечься от будничной суеты. Именно такая мечта описана А. Грином в повести «Алые паруса». Писатель убеждает нас в том, что если следовать за своей мечтой, верить в нее, не отчаиваться, то она обязательно осуществится. Главная героиня живет среди людей приземленных, не обладающих полетом фантазии. Она чувствует себя чужой в мире, где ее никто не понимает. Тем ценнее становится встреча с собирателем сказок и легенд Эглем.
Путешественник предсказывает Ассоль, что однажды к ней приплывет принц на корабле с алыми парусами.
Предсказание старика рождает мечту в душе девушки, наполняет жизнь радостным ожиданием чуда.
Способность мечтать, фантазировать даётся, по мнению
Грина, не каждому. Нужно верить в мечту даже тогда, когда не верит никто, нужно уметь ждать, проходя через трудности, через неприятие людей и их косые взгляды, и тогда мечта воплотится в жизнь.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
(роль мечты в жизни человека)
Мцыри, главный герой одноименной поэмы М.Ю.
Лермонтова, долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены, Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Послушник бежит из монастыря, чтобы ощутить свободу и вернуться в родные края. Обретя физическую свободу, Мцыри освобождается и духовно: он вспоминает родной аул, семью; перед ним, как живой, предстает отец.
Перенесенные испытания позволяют герою с гордостью сказать о себе: «...быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мечте Мцыри не суждено было сбыться, однако само стремление осуществить задуманное сделало героя счастливым, пусть и ненадолго.
Н.В. Гоголь «Шинель»
(роль мечты в жизни человека)
В повести Н.В. Гоголя «Шинель» рассказывается история о маленьком человеке, дерзнувшем поверить в мечту.
Акакий Акакиевич беден, застенчив, терпит издевательства коллег. Износив пальто, герой поставлен перед необходимостью приобрести шинель, иначе он умрет от холода. Шинель в произведении является образом мечты.
Именно она становится символом выхода за пределы обывательского круга, является своего рода уравнителем людей. Гоголь, затрагивая проблему неравенства, подчеркивает, что даже у маленького человека может быть своя мечта и что
«маленьким» он становится лишь в глазах общества.
Мечта о новой шинели питает героя духовно. Ради нее
Акакий Акакиевич обретает силу воли, становится способным на практически героическое самоотречение: отказывает себе в пище, ходит на цыпочках, боясь износить сапоги, живет как аскет и подвижник.
День, когда Петрович приносит обнову, становится для А. А.
«торжественнейшим в жизни». А сколько еще могло возникнуть желаний и стремлений в душе этого
«маленького человека», если бы не ужасное стечение обстоятельств? После прочтения повести возникает именно этот вопрос. Фантастический финал словно провозглашает бессмертность мечты, которая сумела вселить в сердце маленького человека истинную веру.
Даже после смерти Башмачкин оказывается неразделимым с образом шинели, ставшей его путеводной звездой. Этот финал нужен для того, чтобы показать победу мечты над табелью о рангах и всеми жизненными условностями.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(несоответствие мечты и реальности)
Проблема внутренних человеческих утрат, связанная с соотношением действительной жизни и мечтаний, ставится в романе М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Свои юношеские мечтания описывает Печорин. Он вспоминает, как «в первой молодости... был мечтателем», предавался беспокойному воображению. Результат этого
– «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, полное сожалений». Герой представлял свое будущее, в его голове рождались идеи, и это требовало больших умственных сил, но реальная жизнь оказалась совершенно не похожей на то, что он представлял. Потому герой считал, что растратил себя еще и на воображаемую борьбу, на мечтания, и в этой борьбе «истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Все душевные силы Печорина были потрачены на представление о жизни, но не на саму жизнь.
Печорин не выносит покоя как человек действенной идеи:
«...идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара». Жизнь Печорина подтверждает это умозаключение. Несмотря на то что Печорин
– натура активная и деятельная, его таланты и способности не нужны этому миру. В мечтах он может найти применение своим талантам, а в реальной жизни – нет. В мечтах герой может стать кем захочет, в реальной жизни окружен пошлостью и обывательством.
Такое несоответствие мечты и реальности превратило
Печорина в человека, глубоко разочарованного жизнью.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 38
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные
жители»
(влияние богатого воображения на жизнь, характер
человека; мечтательность как качество личности)
Развитое воображение, способность фантазировать составляют богатство личности растущего человека.
Поэтому так обаятелен Алеша, главный герой повести
«Черная Курица» А. Погорельского. Все сказочные события, произошедшие с героем, можно объяснить его склонностью к мечтательности. Он любит рыцарские романы и умеет видеть необычное в обыденном.
Директор училища, к приему которого с волнением готовятся в пансионе, в его воображении представляется
«знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с блестящими перьями», но, к своему удивлению, вместо
«шлема пернатого» Алеша видит «просто маленькую
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой ... был маленький пучок». Находясь в закрытом пансионе, страдая от разлуки с близкими, мальчик не сдается, не позволяет лишить себя сказки, потому сказка и врывается в жизнь юного героя. Именно развитое воображение помогает Алеше увидеть скрытый от глаз обывателей волшебный мир, стать героем, получить магический артефакт, обрести важный жизненный опыт.
М. Сервантес «Дон Кихот»
(воображение как способ борьбы с несправедливостью
мира, фантазия)
Воображение помогает человеку примириться с несправедливостями реальности, отрешиться от несовершенства мира. Так, в романе «Дон Кихот»
М.
Сервантес щедро наделил своего героя воображением и фантазией,
– качествами, которыми по праву мог гордиться сам. Фантазии Дон Кихота детальны, образны и пластичны. Герой таким образом создает выдуманную вселенную рядом с реальной, находясь в разладе с последней. Чертами подлинной реальности для него обладают великаны, а не мельницы, поэтому ему так трудно найти общий язык с окружающими. Дон Кихот создает легенду о своей принадлежности к рыцарскому ордену. Он дает возвышенные наименования обычным вещам. Так, он "признает" и "решает", что его костлявый жеребец может стать благородным рыцарским конем, если его назвать звучным именем Росинант, а деревенская девушка Альдонса Лоренсо, названная Дульсинеей, вполне сгодится на роль дамы его сердца, поскольку странствующий рыцарь обязан иметь таковую. Таз он превращает в шлем, а незатейливое имя Кихана
– в звонкое «Дон Кихот Ламанчский». Таким образом, фантазии Дон Кихота становятся для героя более реальными, чем действительность со своим несовершенством.
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
(соотношение цели и средств)
Не все средства хороши для достижения целей. Так, главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-
Франциско», чтобы добиться своей цели
– обрести богатство
– проявляет жестокость к людям, эксплуатирует своих работников. Автор иронизирует, говоря, что безымянный господин «работал не покладая рук». Что за
«труд, хорошо знали китайцы, «которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами». Герой был убежден, что имеет право наслаждаться всем в жизни, получать удовольствие, даже несмотря на страдания и нужду людей, которые на него работали.
«Заработав» деньги для комфортной жизни, он отправляется в путешествие, чтобы насладиться плодами своего труда. Однако описывая путешествие, в частности, развлечения других пассажиров парохода, Бунин отмечает, что люди эти были не способны испытывать подлинной радости. Они не
«наслаждались», а «имели обычай начинать наслаждение жизнью»; у них, видимо, отсутствует аппетит, и его необходимо «возбуждать», они «должны» взгромождаться на маленьких серых осликов, осматривая окрестности, они не выбирают музеи, а им обязательно демонстрируют что-нибудь
«непременно знаменитое». Даже капитан корабля предстает не как живое существо, а как «огромный идол» в своем шитом золотом мундире. Так писатель делает своих знатных и богатых героев пленниками золотой клетки, в которую они сами себя заточили и в которой они беззаботно пребывают до поры до времени.
Несчастье происходит неожиданно. Герой даже не задумывается, что в его запрограммированной жизни что- то может пойти не так. Отчаяние же он чувствует лишь тогда, когда начинает подозревать, что жизнь вырывается из-под его контроля. Он приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман, дожди и ужасающая качка... Зато ему дано с наслаждением мечтать о ложке супа и глотке вина. И за это, а также и за всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убежденность, что все вокруг призваны «служить» ему,
«предупреждать» его малейшие желания,
«таскать» его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала, казнит его Бунин. Смерть господина из Сан-
Франциско потрясает своей неприглядностью, но именно страдания героя помогают понять мысль автора: человек, который ставит своей целью обогащение и потребление, не гнушается неприглядными средствами для достижения своих целей, не может обрести счастье.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(бесцельное существование)
Когда у человека нет настоящей цели, различные победы не приносят удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь собирал «трофеи», надеясь, что они принесут ему радость. Он влюблял в себя женщин, которые ему нравились, используя любые средства, он завоевывал их сердца, но позже терял интерес. Так, заинтересовавшись
Бэлой, он решил украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако он быстро потерял к ней интерес. Любовь девушки не принесла ему счастья. Он добился любви Мери, Веры, победил
Грушницкого, но ни одна из «побед» не принесла ему счастья. Все дело в том, что Печорин никогда не ставил перед собой истинных целей, он лишь стремился развеять скуку, и это привело его лишь к разочарованию.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
(любовь и страсть; цель и средства, преступление и
наказание, разум и чувства)
Человек, ослепленный страстью, способен совершить самые страшные преступления. Для такого человека нет преград, а цель оправдывает средства. Именно таким человеком была героиня повести Н. С. Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Измайловна, девушка из бедной семьи, становится «купеческой женой».
Мужа она не любит
– ее возлюбленным становится приказчик Сергей. Ради него она совершает страшные преступления: убивает мужа, свёкра, а затем племянника.
Из-за него попадает в тюрьму и на каторгу, испытывает горечь предательства и финале топит вместе с собой соперницу Сонетку.
Писатель прямо указывает на литературный прототип
Катерины Измайловны
– лед Макбет У. Шекспира. Между героинями много общего: обе женщины убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает, обе гибнут под тяжестью своих преступлений.
Образ героини
– это попытка автора исследовать
«рабскую покорность своим страстям и преследование дурных недостойных целей». Лесков противопоставил физическую силу женщины, телесную «чрезмерность» и практически сведенные к нулю духовные запросы
Катерины Измайловны. Влюбляясь в Сергея, она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета:
«Я смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен». Преступления, которые совершает ероиня, подводят ее к
«кромешному злу». Весь ужас и низость происходящего
Лесков подчеркивает тем, что убийство мальчика Феди совершает беременная Катерина Измайловна в ночь под праздник «Введения Богородицы во храм». Она совершает преступления не во имя любви, Лесков убежден, что «темная страсть» не имеет ничего общего с любовью. Ее не потрясает ни решение суда, ни рождение ребенка, ведь для человека, охваченного страстью, не существует ни света, ни тьмы, ни скуки, ни добра, ни радости.
Когда Катерина
Измайловна узнает, что Сергей не любит ее, да и никогда не любил, она не может пережить это предательство: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
М. Сервантес «Дон Кихот»
(воображение как способ борьбы с несправедливостью
мира, фантазия)
Воображение помогает человеку примириться с несправедливостями реальности, отрешиться от несовершенства мира. Так, в романе «Дон Кихот»
М.
Сервантес щедро наделил своего героя воображением и фантазией,
– качествами, которыми по праву мог гордиться сам. Фантазии Дон Кихота детальны, образны и пластичны. Герой таким образом создает выдуманную вселенную рядом с реальной, находясь в разладе с последней. Чертами подлинной реальности для него обладают великаны, а не мельницы, поэтому ему так трудно найти общий язык с окружающими. Дон Кихот создает легенду о своей принадлежности к рыцарскому ордену. Он дает возвышенные наименования обычным вещам. Так, он "признает" и "решает", что его костлявый жеребец может стать благородным рыцарским конем, если его назвать звучным именем Росинант, а деревенская девушка Альдонса Лоренсо, названная Дульсинеей, вполне сгодится на роль дамы его сердца, поскольку странствующий рыцарь обязан иметь таковую. Таз он превращает в шлем, а незатейливое имя Кихана
– в звонкое «Дон Кихот Ламанчский». Таким образом, фантазии Дон Кихота становятся для героя более реальными, чем действительность со своим несовершенством.
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
(соотношение цели и средств)
Не все средства хороши для достижения целей. Так, главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-
Франциско», чтобы добиться своей цели
– обрести богатство
– проявляет жестокость к людям, эксплуатирует своих работников. Автор иронизирует, говоря, что безымянный господин «работал не покладая рук». Что за
«труд, хорошо знали китайцы, «которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами». Герой был убежден, что имеет право наслаждаться всем в жизни, получать удовольствие, даже несмотря на страдания и нужду людей, которые на него работали.
«Заработав» деньги для комфортной жизни, он отправляется в путешествие, чтобы насладиться плодами своего труда. Однако описывая путешествие, в частности, развлечения других пассажиров парохода, Бунин отмечает, что люди эти были не способны испытывать подлинной радости. Они не
«наслаждались», а «имели обычай начинать наслаждение жизнью»; у них, видимо, отсутствует аппетит, и его необходимо «возбуждать», они «должны» взгромождаться на маленьких серых осликов, осматривая окрестности, они не выбирают музеи, а им обязательно демонстрируют что-нибудь
«непременно знаменитое». Даже капитан корабля предстает не как живое существо, а как «огромный идол» в своем шитом золотом мундире. Так писатель делает своих знатных и богатых героев пленниками золотой клетки, в которую они сами себя заточили и в которой они беззаботно пребывают до поры до времени.
Несчастье происходит неожиданно. Герой даже не задумывается, что в его запрограммированной жизни что- то может пойти не так. Отчаяние же он чувствует лишь тогда, когда начинает подозревать, что жизнь вырывается из-под его контроля. Он приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман, дожди и ужасающая качка... Зато ему дано с наслаждением мечтать о ложке супа и глотке вина. И за это, а также и за всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убежденность, что все вокруг призваны «служить» ему,
«предупреждать» его малейшие желания,
«таскать» его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала, казнит его Бунин. Смерть господина из Сан-
Франциско потрясает своей неприглядностью, но именно страдания героя помогают понять мысль автора: человек, который ставит своей целью обогащение и потребление, не гнушается неприглядными средствами для достижения своих целей, не может обрести счастье.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(бесцельное существование)
Когда у человека нет настоящей цели, различные победы не приносят удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь собирал «трофеи», надеясь, что они принесут ему радость. Он влюблял в себя женщин, которые ему нравились, используя любые средства, он завоевывал их сердца, но позже терял интерес. Так, заинтересовавшись
Бэлой, он решил украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако он быстро потерял к ней интерес. Любовь девушки не принесла ему счастья. Он добился любви Мери, Веры, победил
Грушницкого, но ни одна из «побед» не принесла ему счастья. Все дело в том, что Печорин никогда не ставил перед собой истинных целей, он лишь стремился развеять скуку, и это привело его лишь к разочарованию.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
(любовь и страсть; цель и средства, преступление и
наказание, разум и чувства)
Человек, ослепленный страстью, способен совершить самые страшные преступления. Для такого человека нет преград, а цель оправдывает средства. Именно таким человеком была героиня повести Н. С. Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Измайловна, девушка из бедной семьи, становится «купеческой женой».
Мужа она не любит
– ее возлюбленным становится приказчик Сергей. Ради него она совершает страшные преступления: убивает мужа, свёкра, а затем племянника.
Из-за него попадает в тюрьму и на каторгу, испытывает горечь предательства и финале топит вместе с собой соперницу Сонетку.
Писатель прямо указывает на литературный прототип
Катерины Измайловны
– лед Макбет У. Шекспира. Между героинями много общего: обе женщины убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает, обе гибнут под тяжестью своих преступлений.
Образ героини
– это попытка автора исследовать
«рабскую покорность своим страстям и преследование дурных недостойных целей». Лесков противопоставил физическую силу женщины, телесную «чрезмерность» и практически сведенные к нулю духовные запросы
Катерины Измайловны. Влюбляясь в Сергея, она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета:
«Я смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен». Преступления, которые совершает ероиня, подводят ее к
«кромешному злу». Весь ужас и низость происходящего
Лесков подчеркивает тем, что убийство мальчика Феди совершает беременная Катерина Измайловна в ночь под праздник «Введения Богородицы во храм». Она совершает преступления не во имя любви, Лесков убежден, что «темная страсть» не имеет ничего общего с любовью. Ее не потрясает ни решение суда, ни рождение ребенка, ведь для человека, охваченного страстью, не существует ни света, ни тьмы, ни скуки, ни добра, ни радости.
Когда Катерина
Измайловна узнает, что Сергей не любит ее, да и никогда не любил, она не может пережить это предательство: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления».
Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.
Д С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
(связь цели и морального облика человека; великая цель;
опасность бесцельного существования)
Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» доносит до своих читателей важную мысль: без цели жизнь человека превращается в прозябание, бессмысленное существование. Однако Лихачев отмечает, что цель должна быть великой. Материальные ценности в качестве смысла жизни не принесут никому добра: ни самому человеку, ни его окружению. Только важная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Главной целью человеческого существования Лихачев считает увеличение в мире добра. Такая цель должна быть продиктована любовью к семье, к своему городу, народу, стране, ко всей вселенной. Это великая цель, но она начинается с малого,
например, с заботы о своих близких. Все остальное, по мнению Д. С. Лихачева,
– это потребности, жизненные задачи, но не цель. Важно видеть разницу между этими понятиями и уметь расставлять приоритеты в жизни. Ведь от того, что человек считает своей жизненной целью, зависит его моральный облик.
И.А. Гончаров «Обломов»
(целеустремленность как качество характера)
Один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов» знает, насколько важно ставить цели и достигать их. Речь идет об Андрее Штольце
– лучшем друге Ильи Обломова.
Жизнь Штольца представляет собой непрерывное движение и даже его портрет подчёркивает динамичность его жизни: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».
Он сформировал свой идеал бытия и стремлений человека и упрямо отстаивал его. Штольц «шёл да шёл упрямо по избранной дороге», «шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды».
Выше всего в людях Штольц ценил настойчивость в достижении целей, которая в его глазах была признаком характера. Он уважал целеустремленных людей, даже если их цели были маленькие, неважные.
Дж. Лондон «Мартин Иден»
(влияние целеустремленности на жизнь человека)
В романе Дж. Лондона «Мартин Иден» повествуется о молодом моряке, который по случайному стечению обстоятельств становится другом дома знатного буржуа мистера Морза. Герой испытывает неудовлетворённость своим положением, он хочет избежать участи людей, в среде которых он живёт. Под влиянием Руфи, дочери
Морза, олицетворяющей в глазах Мартина чистоту и духовность, герой начинает заниматься самообразованием. Стремясь завоевать любовь девушки из общества, Мартин Иден меняет свою жизнь. Благодаря врождённым способностям и смекалке, он за короткий срок овладевает основами гуманитарных наук и решает стать писателем, однако его первые литературные опыты встречают отказ у издателей, что даёт Руфи повод предложить ему сменить род деятельности на более практичный и доходный. Мартин тем не менее с поистине огромным упорством продолжает добиваться своей цели и становится высокооплачиваемым писателем.
СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
РАЗНЫЕ ФОРМЫ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ: КОФЛИКТ, КОМПРОМИСС,
ВЗАИМОВЫРУЧКА. РАВНОДУШИЕ И
ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ И МЕСТЬ.
В чём польза и опасность конфликта? В чём польза и
опасность компромисса? К каким последствиям могут
привести общественные конфликты? Согласны ли
Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе
стороны? Что мешает нам сохранять добрые
отношения с окружающими?
Почему человек нередко становится источником
несчастий других людей? Всегда ли человек
применяет к другим и к себе одинаковые правила?
Как общение с другими людьми помогает лучше
понять себя?
В чём причины вражды между людьми? Всегда ли
конфликт между людьми приводит к вражде?
Согласны ли Вы с мнением автора романа «Война и
мир», что фальшь и ложь ведут к разобщению и
вражде? Какие поступки по отношению к другим
свидетельствуют о духовной зрелости человека?
Почему порой трудно признать чужую правоту?
Помощь другим – право или обязанность?
Что такое взаимопонимание? Важно ли понимание
души другого человека? Когда непонимание между
людьми приводит к вражде? Как Вы относитесь к
такой жизненной позиции: «меня никто не
понимает»?
Важно ли уметь прощать? Почему важно уметь
прощать? Сила или слабость человека проявляется
в умении прощать других? Разделяете ли Вы
убеждение княжны Марьи, что существует «счастье
прощать»? Отчего человеку иногда трудно даётся
прощение? Можно ли заслужить прощение? Можно ли
простить злой поступок? Что легче – отомстить
обидчику или простить его? Можно ли простить
человека, совершившего зло? Что может мешать
человеку простить другого? Почему желание
мстить опустошает душу? В чём заблуждается
мстительный человек? Опасна ли месть для самого
мстителя? Почему месть не помогает искоренить
зло? Какие последствия могут быть у мести?
Согласны ли Вы с тем, что месть только усугубляет
конфликт? Месть – это уничтожение или умножение
зла? Согласны ли Вы с утверждением французского
писателя А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет
о совершённом; тот, кто прощает, никогда не
жалеет об этом»? Согласны ли Вы с позицией
княжны Марьи: «Ежели тебе кажется, что кто-
нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости»?
Чем опасно равнодушие? Каковы причины
человеческого равнодушия? Когда равнодушие может
стать преступлением? Является ли равнодушие к
бедам и страданиям другого проявлением
жестокости? Как связаны между собой равнодушие и
жестокость? Равнодушие как путь к одиночеству.
Как бороться с человеческим равнодушием?
Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие
обедняет жизнь человека? Согласны ли Вы с
утверждением М. Горького: «Равнодушие
смертоносно для души человека»? Согласны ли Вы с
М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и
злу «постыдным»?
Какого человека называют отзывчивым? Какие
поступки человека говорят о его отзывчивости?
Почему люди высоко ценят отзывчивость? Какие
профессии немыслимы без отзывчивости?
Считаете ли Вы синонимами понятия
«отзывчивость» и «милосердие»? Согласны ли Вы с
мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы
человека? Согласны ли Вы с тем, что собственные
страдания и трудности делают человека более
отзывчивым?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(двойная мораль)
Грибоедов придавал большое значение вопросам морали: правды и лжи, чести и бесчестья и многим другим. Особое внимание писатель уделяет проблеме
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.
Д С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
(связь цели и морального облика человека; великая цель;
опасность бесцельного существования)
Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» доносит до своих читателей важную мысль: без цели жизнь человека превращается в прозябание, бессмысленное существование. Однако Лихачев отмечает, что цель должна быть великой. Материальные ценности в качестве смысла жизни не принесут никому добра: ни самому человеку, ни его окружению. Только важная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Главной целью человеческого существования Лихачев считает увеличение в мире добра. Такая цель должна быть продиктована любовью к семье, к своему городу, народу, стране, ко всей вселенной. Это великая цель, но она начинается с малого,
например, с заботы о своих близких. Все остальное, по мнению Д. С. Лихачева,
– это потребности, жизненные задачи, но не цель. Важно видеть разницу между этими понятиями и уметь расставлять приоритеты в жизни. Ведь от того, что человек считает своей жизненной целью, зависит его моральный облик.
И.А. Гончаров «Обломов»
(целеустремленность как качество характера)
Один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов» знает, насколько важно ставить цели и достигать их. Речь идет об Андрее Штольце
– лучшем друге Ильи Обломова.
Жизнь Штольца представляет собой непрерывное движение и даже его портрет подчёркивает динамичность его жизни: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».
Он сформировал свой идеал бытия и стремлений человека и упрямо отстаивал его. Штольц «шёл да шёл упрямо по избранной дороге», «шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды».
Выше всего в людях Штольц ценил настойчивость в достижении целей, которая в его глазах была признаком характера. Он уважал целеустремленных людей, даже если их цели были маленькие, неважные.
Дж. Лондон «Мартин Иден»
(влияние целеустремленности на жизнь человека)
В романе Дж. Лондона «Мартин Иден» повествуется о молодом моряке, который по случайному стечению обстоятельств становится другом дома знатного буржуа мистера Морза. Герой испытывает неудовлетворённость своим положением, он хочет избежать участи людей, в среде которых он живёт. Под влиянием Руфи, дочери
Морза, олицетворяющей в глазах Мартина чистоту и духовность, герой начинает заниматься самообразованием. Стремясь завоевать любовь девушки из общества, Мартин Иден меняет свою жизнь. Благодаря врождённым способностям и смекалке, он за короткий срок овладевает основами гуманитарных наук и решает стать писателем, однако его первые литературные опыты встречают отказ у издателей, что даёт Руфи повод предложить ему сменить род деятельности на более практичный и доходный. Мартин тем не менее с поистине огромным упорством продолжает добиваться своей цели и становится высокооплачиваемым писателем.
СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
РАЗНЫЕ ФОРМЫ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ: КОФЛИКТ, КОМПРОМИСС,
ВЗАИМОВЫРУЧКА. РАВНОДУШИЕ И
ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ И МЕСТЬ.
В чём польза и опасность конфликта? В чём польза и
опасность компромисса? К каким последствиям могут
привести общественные конфликты? Согласны ли
Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе
стороны? Что мешает нам сохранять добрые
отношения с окружающими?
Почему человек нередко становится источником
несчастий других людей? Всегда ли человек
применяет к другим и к себе одинаковые правила?
Как общение с другими людьми помогает лучше
понять себя?
В чём причины вражды между людьми? Всегда ли
конфликт между людьми приводит к вражде?
Согласны ли Вы с мнением автора романа «Война и
мир», что фальшь и ложь ведут к разобщению и
вражде? Какие поступки по отношению к другим
свидетельствуют о духовной зрелости человека?
Почему порой трудно признать чужую правоту?
Помощь другим – право или обязанность?
Что такое взаимопонимание? Важно ли понимание
души другого человека? Когда непонимание между
людьми приводит к вражде? Как Вы относитесь к
такой жизненной позиции: «меня никто не
понимает»?
Важно ли уметь прощать? Почему важно уметь
прощать? Сила или слабость человека проявляется
в умении прощать других? Разделяете ли Вы
убеждение княжны Марьи, что существует «счастье
прощать»? Отчего человеку иногда трудно даётся
прощение? Можно ли заслужить прощение? Можно ли
простить злой поступок? Что легче – отомстить
обидчику или простить его? Можно ли простить
человека, совершившего зло? Что может мешать
человеку простить другого? Почему желание
мстить опустошает душу? В чём заблуждается
мстительный человек? Опасна ли месть для самого
мстителя? Почему месть не помогает искоренить
зло? Какие последствия могут быть у мести?
Согласны ли Вы с тем, что месть только усугубляет
конфликт? Месть – это уничтожение или умножение
зла? Согласны ли Вы с утверждением французского
писателя А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет
о совершённом; тот, кто прощает, никогда не
жалеет об этом»? Согласны ли Вы с позицией
княжны Марьи: «Ежели тебе кажется, что кто-
нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости»?
Чем опасно равнодушие? Каковы причины
человеческого равнодушия? Когда равнодушие может
стать преступлением? Является ли равнодушие к
бедам и страданиям другого проявлением
жестокости? Как связаны между собой равнодушие и
жестокость? Равнодушие как путь к одиночеству.
Как бороться с человеческим равнодушием?
Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие
обедняет жизнь человека? Согласны ли Вы с
утверждением М. Горького: «Равнодушие
смертоносно для души человека»? Согласны ли Вы с
М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и
злу «постыдным»?
Какого человека называют отзывчивым? Какие
поступки человека говорят о его отзывчивости?
Почему люди высоко ценят отзывчивость? Какие
профессии немыслимы без отзывчивости?
Считаете ли Вы синонимами понятия
«отзывчивость» и «милосердие»? Согласны ли Вы с
мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы
человека? Согласны ли Вы с тем, что собственные
страдания и трудности делают человека более
отзывчивым?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(двойная мораль)
Грибоедов придавал большое значение вопросам морали: правды и лжи, чести и бесчестья и многим другим. Особое внимание писатель уделяет проблеме
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
двойной морали. Практически все герои являются носителями двойной морали, они оценивают поступки других иначе, чем свои. Потому Фамусов, заигрывающий с горничной и предоставивший воспитание дочери француженке, удивляется тому, что его дочь ведет себя как героиня романа. Потому Софья, обманувшая отца и оклеветавшая друга детства, обвиняет в коварстве своего возлюбленного.
Причина подобных вещей заключается в том, что люди, как раньше, так и теперь, в ряде случаев разрешают себе переступить правила совести и чести, тогда как от других требуют неукоснительного соблюдения этих правил.
Однако мораль абсолютна по своей природе, она не терпит трактовок и хитрости, она не бывает двойной.
Потому в комедии практически нет нравственно чистых героев, способных на серьезную душевную работу, ведь в их жизни нет законов, есть правила, которые они устанавливают сами и меняют в зависимости от ситуации, времени, общественного мнения.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(зависть, ненависть, подлость, бесчестие)
Зависть опасна тем, что разъедает душу человека, мешает ему быть счастливым, не даёт развиваться. Она может толкать человека на страшные деяния.
Герой романа «Капитанская дочка» Швабрин
– завистливый человек. Постепенно это чувство переросло в ненависть, которую он направил на Петра Гринева
– человека, который мог бы стать ему другом. Швабрин совершил много подлостей: оклеветал Машу Миронову, ранил Гринева, воспользовавшись тем, что тот отвернулся, написал донос отцу Гринева, перешел на сторону мятежников, тем самым нарушив присягу и предав честь офицера; попытался заставить Машу стать его женой.
Все эти поступки были продиктованы завистью. Это чувство не сделало счастливым ни самого Швабрина, ни окружающих
– вот почему оно так опасно.
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем»
(конфликт, обида, ненависть, зависть)
О том, чем опасна зависть, рассказывает нам Н. В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем». Долгие, спокойные годы прожили соседи в полном согласии, они заменяли друг другу не только семью, но и весь мир. Иван Иванович витиевато рассказывал Ивану Никифоровичу политические новости, любил пощеголять перед ним своим глубокомыслием; Иван Никифорович, ленивый и неуклюжий, с удовольствием ел дыни, прислушиваясь к красноречию своего друга, добродушно посмеивался над его самолюбием и поражал его резкостью своих суждений. Все это повторялось изо дня в день, из года в год, как привычный образ жизни. Друзья дополняли друг друга и были вполне счастливы. И вот Ивану Ивановичу понравилось старое ружье Ивана Никифоровича, а Ивану
Никифоровичу не захотелось уступить его Ивану
Ивановичу. Они поспорили, и один назвал другого
«гусаком». Это довольно невинное слово показалось обиженному крайне оскорбительным, произошла ссора, потом
– многолетняя тяжба. И любовь внезапно превратилась в ненависть, а бывшие друзья проявили отвратительную мелочность, злобу и коварство.
Причина подобных вещей заключается в том, что люди, как раньше, так и теперь, в ряде случаев разрешают себе переступить правила совести и чести, тогда как от других требуют неукоснительного соблюдения этих правил.
Однако мораль абсолютна по своей природе, она не терпит трактовок и хитрости, она не бывает двойной.
Потому в комедии практически нет нравственно чистых героев, способных на серьезную душевную работу, ведь в их жизни нет законов, есть правила, которые они устанавливают сами и меняют в зависимости от ситуации, времени, общественного мнения.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(зависть, ненависть, подлость, бесчестие)
Зависть опасна тем, что разъедает душу человека, мешает ему быть счастливым, не даёт развиваться. Она может толкать человека на страшные деяния.
Герой романа «Капитанская дочка» Швабрин
– завистливый человек. Постепенно это чувство переросло в ненависть, которую он направил на Петра Гринева
– человека, который мог бы стать ему другом. Швабрин совершил много подлостей: оклеветал Машу Миронову, ранил Гринева, воспользовавшись тем, что тот отвернулся, написал донос отцу Гринева, перешел на сторону мятежников, тем самым нарушив присягу и предав честь офицера; попытался заставить Машу стать его женой.
Все эти поступки были продиктованы завистью. Это чувство не сделало счастливым ни самого Швабрина, ни окружающих
– вот почему оно так опасно.
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем»
(конфликт, обида, ненависть, зависть)
О том, чем опасна зависть, рассказывает нам Н. В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем». Долгие, спокойные годы прожили соседи в полном согласии, они заменяли друг другу не только семью, но и весь мир. Иван Иванович витиевато рассказывал Ивану Никифоровичу политические новости, любил пощеголять перед ним своим глубокомыслием; Иван Никифорович, ленивый и неуклюжий, с удовольствием ел дыни, прислушиваясь к красноречию своего друга, добродушно посмеивался над его самолюбием и поражал его резкостью своих суждений. Все это повторялось изо дня в день, из года в год, как привычный образ жизни. Друзья дополняли друг друга и были вполне счастливы. И вот Ивану Ивановичу понравилось старое ружье Ивана Никифоровича, а Ивану
Никифоровичу не захотелось уступить его Ивану
Ивановичу. Они поспорили, и один назвал другого
«гусаком». Это довольно невинное слово показалось обиженному крайне оскорбительным, произошла ссора, потом
– многолетняя тяжба. И любовь внезапно превратилась в ненависть, а бывшие друзья проявили отвратительную мелочность, злобу и коварство.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 38
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(зависть)
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин открыто признается, что ему присуще чувство зависти. Герой не осознает, как сильно на его поступки влияет зависть, он не просто не борется с этим страшным чувством, но и подпитывает его. Когда княжна
Мери одаривает Грушницкого «любопытным взглядом»,
Печорин делает все, чтобы привлечь ее внимание, поступая подло по отношению к товарищу.
Причины такого поведения герой находит в детских воспоминаниях: никто не оценивал по заслугам его достоинств, его ставили ниже других, поэтому он
«сделался завистлив».
В произведении тема зависти не исчерпывается поведением главного героя. Зависть испытывает мальчик
Азамат к суровому горцу Казбичу. Азамат готов на все, чтобы заполучить прекрасного коня. Когда Печорин обещает юноше, что добудет Карагёза, если тот «украдет» родную сестру, тот не задумываясь делает это. Именно зависть, то есть желание обладать чем-то чужим, толкнула героя на ужасный поступок, который не принес никому счастья. Потеряв своего коня Карагёза, Казбич мстит всем, не разбираясь в том, кто виновен: сначала убивает отца Бэлы, потом саму Бэлу. Так, примеры из
«Героя нашего времени» показывают разрушительную силу зависти.
И.А. Бунин «Цифры»
(конфликт, ссора, умение признавать свои ошибки)
В рассказе «Цифры» Бунина мы наблюдаем ссору между мальчиком и его дядей. Мальчик хотел как можно быстрее узнать цифры, а дядя не хотел их показывать именно в тот день. Мальчик начал шалить: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами, кричать. За это дядя его отругал и наказал. Повествование в рассказе ведётся от лица дяди, который описывает произошедший случай и даёт нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он через полчаса после того, как ребенок затих, заглядывает в детскую.
Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком или настоять на своем. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения:
«Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но дядя запомнил во всех Подробностях этот случай и раскаивался в том, что в тот момент не смог верно оценить ситуацию.