Файл: Скачанонаt. MeEzy exam оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот рассказ учит нас тому, что важно уметь признавать свои ошибки вовремя, иначе будешь жалеть об этом впоследствии.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
(зависть, месть)
Зависть отравляет жизнь человека, делает ее невыносимой. Сальери, герой пьесы А. С. Пушкина
«Моцарт и Сальери», стремясь открыть тайны искусства, приносит ему в жертву весь свой талант, всю свою жизнь, однако не может достичь высот Моцарта. Сравнивая себя с другом, композитор понимает, что между ним и
Моцартом лежит пропасть, которую невозможно одолеть ни при каком усилии и «напряженном постоянстве», потому что Моцарт не талантлив, он гений. Сальери не может смириться с этим фактом и жить с осознанием своей посредственности, поэтому решается отравить соперника. Трагедии могло бы не случиться, если бы
Сальери по достоинству оценил свои таланты, а не сравнивал себя с другими.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(тирания, деспотизм, взаимоотношения в семье)
Простакова, центральный персонаж комедии Д. И.
Фонвизина «Недоросль», помещица, урождённая
Скотинина, вконец разорив своих крестьян, проявила особый интерес к дальней родственнице по мужу
– Софье.
Единственный покровитель Софьи, дядя Стародум, несколько лет назад уехал в Сибирь, и с тех пор о нём «ни слуху, ни вести». Простаковы, видя, что Софья осталась одна, увезли её в свою деревню, где надзирают «над её имением, как над своим». Самодурка и тиранка, Простакова пытается похитить Софью и насильно обвенчать её с Митрофаном, но Милон спасает свою невесту.
Простакова тиранствует только над теми, кто не может ей дать отпор, и готова унижаться и подличать перед сильнейшим. Узнав об угрозе суда, Простакова тут же падает на колени перед Правдиным, с большой непосредственностью винясь: «Ах я, собачья дочь! Что я наделала!» Признав же в Стародуме дядюшку Софьи,
Простакова начинает говорить с ним
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

«обробев и иструсясь».
На деспотизме и страхе в доме Простаковых основаны и семейные отношения. Простаков полностью находится под каблуком у своей жены, называющей его «уродом»,
«рохлей», телёнком». «Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел!
– признаётся
Простакова Правдину.
– Ничем не проймёшь».
Больше всех на свете Простакова любит своего сына
Митрофана. Но характер этой любви сродни животному инстинкту. Простакова, совершив ряд злодейств ради своего ненаглядного дитяти, лишённая права бесчинствовать в своём имении, бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг
Митрофанушка!» Но сын отталкивает её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
(причины и последствия конфликтов, неприязнь,
презрение, неумение пойти на компромисс)
Павел Петрович
– подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всём: начиная от одежды и заканчивая внешностью и образом мыслей. С самого начала между ними возникает взаимная неприязнь. Базаров находит, что дядя Аркадия чудаковат и классифицирует его как
«архаическое явление». Павел Петрович в присутствии гостя почти сразу же почувствовал «тайное раздражение»: «его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова».
Именно раздражение и побуждает Павла Петровича затеять с Базаровым ненужный и не слишком искусный спор, в котором молодой человек без труда побеждает.
Павел Петрович, что называется, делает хорошую мину при плохой игре, когда, желая оставить за собой последнее слово, иронизирует:
«Да, беда пожить этак годков пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дурак дураком станешь. Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там
– хвать!
– оказывается, что все это вздор, и тебе говорят, что путные люди этакими пустяками больше не занимаются и что ты, мол, отсталый колпак. Что делать!
Видно, молодежь, точно, умнее нас».
Базаров же с непререкаемой уверенностью изрекает, обращаясь к Аркадию:
«Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь у него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции».
Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем сильнее становится его неприязнь к последнему. Он
«всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его
– его, Павла Кирсанова!» Павел
Петрович прямо сознаётся брату: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан...» Павел
Петрович уверен: «У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую». Собственно, речь здесь идёт не столько о предчувствии, сколько о не до конца ещё осознанном желании «поставить на место» самоуверенного «выскочку».
Споры Базарова и Павла Петровича многоплановы.
Главное их содержание раскрывается в шестой и в десятой главах романа. В спорах выявляются идейные позиции двух лагерей
– дворян-либералов и демократов- разночинцев.
Их взаимная неприязнь становится причиной дуэли.
Поединок на короткое время создаёт между антагонистами взаимопонимание, которое, однако же, вовсе не приводит их к примирению, а только ещё более углубляет пропасть между Базаровым и Павлом
Петровичем.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(обида, прощение, сострадание)
Анатоль Курагин ради забавы соблазняет невесту Андрея
Наташу, уговаривает её бежать с ним. Обида Андрея выливается в ненависть к Курагину. На войне Болконский долгое время надеется встретить Анатоля Курагина и, отыскав повод для дуэли, отомстить ему и за Наташу, и за себя. Но на войне личная обида заслонилась пониманием общей трагедии, обрушившейся на родную землю. Когда
Андрей после тяжёлого ранения попадает в перевязочный пункт, он видит Анатоля: «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Он понял, что между ним и его врагом есть общее
– воспоминания о Наташе. «Он вспомнил теперь эту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слёзы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него». Когда он понял это, то
«восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце» и он осознал самую важную истину в своей жизни:
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам
– да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(жестокость, грубость)
Персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Скотинин в прошлом служил в гвардии, так и не поднявшись выше капрала. Его жизнь в Петербурге характеризует выразительная деталь: привычку громко откликаться на свою фамилию Скотинин приобрёл не в казармах, а на съезжей, куда сажали пьяниц и дебоширов. Скотинин груб и жесток в обращении с крестьянами, придерживаясь «одного обычая» со своей сестрой. Но с сильными людьми Скотинин предпочитает не ссориться.
«Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян...» Скотинин на весь околоток славится своим умением собирать оброк с крестьян и готов поучить этому свою сестру. У Скотинина так же, как и у Простаковой, «всякая вина виновата», и свиньям в его деревеньках живётся гораздо лучше, чем людям.
Скотинин полностью соответствует своей «скотской» фамилии. Его особое пристрастие
– свиньи. На Софье он собирается жениться не потому, что она ему нравится, а потому, что в её деревеньках водятся очень крупные свиньи. На жизнь Скотинин смотрит также «по-скотски».
Он говорит о будущей женитьбе: «Я и своих поросят завести хочу». Похваляясь перед Стародумом древностью своего рода, он соглашается с ним, что пращур его,
Скотинин, был создан даже раньше Адама
– на шестой день, то есть когда Бог создал скотов. В ответ на заявление Скотинина, что раз он заботится о своих
«свинках», так, верно, позаботится и о жене, Милон возмущённо восклицает:
«Какое скотское сравнение!»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(межличностные конфликты, вражда)
Суровая действительность жизни, в которую окунулся
Николай, нарушает гармонию безоблачного счастья, созданного романтическими представлениями юноши, выросшего в атмосфере благополучия, взаимной дружбы и уважения, царивших в семье Ростовых. Любимец в семье, поступив на службу, он сталкивается с людьми, которые не так благосклонны к нему. Например, Он разоблачает офицера Телянина, укравшего у Денисова кошелёк с деньгами, и с отвращением швыряет ему отобранный было кошелёк («Если вам нужда, возьмите...»), чем вызывает его гнев.
Конфликт этот получает продолжение. Прямодушный
Николай обвинил офицера-вора публично. Николай не знал, как вести себя в конфликтной ситуации, более того, не осознавал до конца, что, публично обвиняя Телянина, он очерняет честь и других офицеров. Командир полка, заботясь о престиже части, обвинил Николая во лжи. По
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

закону дворянской этики Николай вызвал командира на дуэль. «...Да, я не дипломат. Я затем в гусары и пошёл, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу...»
– объясняется он с офицерами полка, уговаривающими
Николая извиниться перед командиром. Поняв правду офицеров, Николай со слезами на глазах признаёт свою
«вину», но категорически отказывается извиняться.
«Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит... но извиниться не могу, ей- Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Другим важным эпизодом, помогающим раскрыть тему межчеловеческих конфликтов, является сцена, в которой
Николай оказывается на поле боя. Ростов испытывает душевную боль от того, что его, «того, кого так любят все», пытаются убить. Всё это кажется ему дурным сном.
Мы видим, как герой сталкивается с суровой реальностью: совершенно неконфликтный человек оказывается в эпицентре войны, где каждый друг другу враг.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(понимание, сострадание, самопожертвование)
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал путь духовных исканий Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Высоко ценящий себя, ослеплённый идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие, что он находится «за пределами добра и зла». Однако нарушение норм морали наносит рану его душе. Он не может оправдать свой поступок, и теория его рушится. Спасает героя Соня, наделённая даром бесконечного сострадания к людям. Раскольникова до глубины души потрясает судьба девушки, которая ради спасения семьи вынуждена была пойти по «жёлтому билету». Образ её жизни, мысли, мировоззрение строятся по законам самопожертвования. Она является воплощением человеческого страдания, бесконечных нравственных мук. Соня помогает Раскольникову смириться и покаяться, ей он обязан своим духовным возрождением. Чистая душа девушки оказалась способна увидеть в потерявшемся человеке увидеть надежду на светлое будущее.
А.П. Платонов «Юшка»
(любовь к окружающим)
Главный герой рассказа А. П. Платонова «Юшка» предстает перед читателями в образе праведника, блаженного человека, не способного критически относиться к миру. Кажется, что он живет в своем вымышленном мире и не понимает окружающих его людей, однако в финале рассказа мы узнаем, что это не так. Оказывается, в течение долгого времени он, будучи нищим, помогал сироте. Человек, не совершивший за всю жизнь зла,
«перетягивающий» все людские беды на себя, не обозлился на тех, кто его обижал, а, напротив, нашёл силы, чтобы помогать нуждающимся. Так может жить только тот, кто понимает ценность жизни, искренне любит ее и готов делиться этой любовью с окружающими.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
(понимание, деликатность, чуткость к чувствам других
людей)
Шеин Василий Львович
– персонаж повести А. И. Куприна
«Гранатовый браслет», князь, предводитель дворянства.
Характер Василия Львовича более всего раскрывается в истории любви незнакомого мужчины к его жене.
Василий
Львович
– человек очень деликатный. Даже на лестнице перед квартирой, где живёт, по их мнению, таинственный
«Г. С. Ж.», князь сомневается в правильности их действий
(«Ах, Коля, не следовало бы этого делать...»). Постепенно
Василий Львович начинает понимать всю сложность ситуации и глубину чувств Желткова, чью любовь отвергает Вера. В чужой квартире он ведёт себя строго и просто. Василий Львович глядит «не отрываясь» «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Он внимательно слушает молодого человека, нетерпеливо пресекает попытки
Николая помешать несчастному влюблённому высказаться. «...Я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо»,
– говорит он Николаю Николаевичу. Василий Львович пытается объяснить сложность ситуации шурину, ничего не желающему слушать и понимать: «...Разве он виноват в любви...» В этом эпизоде Василий Львович раскрывается как человек тонкой, деликатной души («...я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать»).
Своей простотой князь располагает к себе Желткова, который видит в нём личность, способную его понять.
Некоторые детали рассказа Желткова особенно привлекают внимание Василия Львовича, и о них он рассказывает потом жене. «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мёртвый человек. Я не знал, как себя держать, что мне делать»
– оправдывается Василий Львович перед Верой
Николаевной.
Князь в какой-то момент оказывается на грани ссоры, возможно, разрыва с женой. Но душевная чуткость, умение откликнуться на чужое горе помогают ему преодолеть барьер возникшего отчуждения.
Взаимопонимание снимает напряжённость в отношениях с женой. После того как он прочёл прощальное письмо
Желткова, Василий Львович долго молчит. По-видимому, он снова мысленно перенёсся в комнату, где видел и слышал его в последний раз. Лишь потом князь говорит жене: «Я не сомневаюсь в искренности этого человека, и даже больше, я не смею разбираться в его чувствах к тебе. Я скажу, что он любил тебя».
А.П. Платонов «Юшка»
(любовь к людям, помощь, жестокость общества,
неконфликтность, благодарность)
Ефим Дмитриевич
– главный герой рассказа А.
Платонова, помощник кузнеца, прозванный в народе
Юшкой. Будучи безгранично добрым, Юшка терпит жестокость окружающих. Очень часто дети и взрослые обижают героя, бьют, кидают в него камни, песок и землю, но он всё терпит, не обижается и не сердится на них.
Порой ребята пытаются разозлить Юшку, но у них ничего не выходит, и иногда они даже не верят в то, что он живой. Сам герой считает, что окружающие так проявляют к нему «слепую любовь».
Заработанные деньги Юшка не тратит, пьёт только пустую воду. Каждое лето он куда-то уезжает, но никто не знает, куда именно, а Юшка не признаётся, называет разные места.
С каждым годом Юшка от чахотки становится всё слабее.
Однажды летом, вместо того чтобы уехать, он остаётся дома. А вечером, возвращаясь из кузницы, впервые в жизни, отвечает на жестокие нападки потешающегося над ним прохожего. Ефим Дмитриевич заявляет, что, если он родился, значит, для чего-то на этой земле нужен. Не ожидавший отпора обидчик, толкает Юшку в больную грудь, тот падает и умирает.
Особое внимание в повествовании уделено приёмной дочери героя, к которой он и ездил все эти годы, отвозя заработанный деньги для её содержания в пансионе. Зная о болезни Юшки, девушка выучилась на врача и хотела его вылечить. Ей никто не сообщил, что Юшка умер
– он просто не приехал к ней, и девушка отправилась его искать.
Героиня остаётся работать в городе, бескорыстно помогает людям, и все называют её «Юшкиной дочерью».
Вот так добро порождает добро.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38

А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(неумение пойти на компромисс, глухота)
Изучая проблему столкновения «старого и нового» в комедии Грибоедова, нельзя не обратить внимание на то, что сближает и Чацкого, и общество Фамусова
– это
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
неспособность и нежелание пойти на компромисс. Более того, каждая сторона убеждена в том, что истина принадлежит только ей.
В переломные эпохи общество раскалывается на тех, кто стремится изменить все устои сразу, и тех, кто всеми силами пытается старые основы сохранить. В подобные моменты люди оказываются не способны поставить себя на место другого. В связи с этим особое значение в комедии приобретает мотив глухоты. Герои не слышат друг друга, не пытаются понять друг друга и поставить себя на место другого. Проблема глухоты проявляется как в общественных отношениях, так в межличностных.
Фамусов оказывается невосприимчив к взглядам дочери,
Софья не слушает предостережений горничной, Чацкий не может поверить, что его возлюбленная предпочла ему другого. Глухота обыгрывается и с помощью сатирических приемов, соотносящих нежелание слушать с глухотой в буквальном смысле слова. Проходя через всю пьесу, мотив глухоты становится лейтмотивом произведения. Отказываясь слышать другого, герои отказываются от любой возможности найти компромисс, решение, которое устроило бы всех.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
(деликатное отношение к другим, неконфликтность,
мягкость)
Николай Петрович
– прекрасный отец, любящий и заботливый. Это человек, созданный для семейного счастья, для тихой радости. Николай Петрович вообще отличается мягкостью и деликатностью в отношениях с людьми и по мере возможности старается избегать каких- либо конфликтов. Когда Павел Петрович начинает горячиться в споре с Базаровым и уже готов отпустить резкое слово, Николай Петрович счёл нужным перевести разговор в другое русло, попросив у молодого человека агрономических советов.
После дуэли Павла Петровича с Базаровым Николай
Петрович не показывает ни малейшей тени неудовольствия в адрес последнего; напротив, он говорит ему: «Я вас понимаю и одобряю вас вполне. Мой бедный брат, конечно, виноват: за то он и наказан. <...> Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка...» Он слишком мягок, для того чтобы отстаивать какую-либо из позиций.
В эпилоге романа о нём сказано, что «Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку; произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужичков надо «вразумлять», то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы) и всё-таки, говоря правду, не удовлетворяет вполне ни дворян образованных... ни необразованных дворян... И для тех и для других он слишком мягок».
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(прощение)
Идеальных людей не существует, потому любимые герои
Толстого ошибаются, ищут свой путь, причиняют другим боль, конфликтуют. Однако есть нечто, способное объединить даже заклятых врагов. И это нечто есть прощение. Например, Князь Андрей после своего смертельного ранения более не испытывает враждебности к Анатолю, которому рядом с ним ампутируют ногу. Андрей прощает Наташу перед смертью, хотя и говорил ранее Пьеру, что не сможет простить. Его отец, прозванный «прусским королем», так строго воспитывавший княжну Марью, перед своей смертью трогательно, со слезами просит у нее прощения.
В образах отца и сына Болконских аристократ Л.Н.
Толстой преодолевал собственную строгость и чопорность: его сын Илья вспоминал, что в период
«Войны и мира» он был похож не на Пьера Безухова или
Константина Левина из «Анны Карениной», а на князя
Андрея и еще больше на старика Болконского .
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(неумение признать ошибки, просить прощение; гордыня)
Нужна большая смелость и сила духа, чтобы признать ошибки. К сожалению, герой романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» Грушницкий не нашел в себе сил, чтобы рассказать Печорину о совершенной подлости.
Он поступил нечестно, не зарядив его пистолет к дуэли, а когда правда вышла наружу, продолжал молчать.
Печорин предоставил Грушницкому выбор: попросить прощения или умереть. Герой предпочел смерть, считая, что просить прощения в его случае стыдно и недостойно.
Извиниться
– значит прилюдно признать свою неправоту.
К сожалению, юнкер не смог побороть гордыню. Он погиб, потому что не осознал, что смелость признать свою неправоту и извиниться важнее показной офицерской отваги.
Человек может совершить подвиг в бою, получить награды, но, если он не может попросить прощения, он обречен быть статичным, не способным к духовным движениям. В романе Лермонтова мы наблюдаем физическую смерть героя, а в реальной жизни неумение просить прощение может привести человека к духовной гибели. А это, возможно, страшнее.
М. Горький «На дне»
(внимательное отношение к людям, чуткость, доброта,
понимание)
Тому, как внимание, чуткость, понимание могут повлиять на жизнь человека, посвящена драма М. Горького «На дне». В начале произведения мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на
«дне» жизни. Все, за исключением Клеща, и не думают о возможности выбраться оттуда, но заняты лишь мыслями о сегодняшнем дне или же, подобно Барону, обращены к ностальгическим воспоминаниям о прошлом. Завязкой конфликта оказывается появление в ночлежке старца
Луки. Внешне он напрямую не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них
– и это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже Горького, и составляют его истинную суть. Оказывается, Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся человек, разложившийся алкоголик, вспоминает о творчестве и всерьез задумывается о возвращении на сцену;
«потомственный» вор Васька Пепел обнаруживает в себе стремление к честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там крепким хозяином. Устройство общества, в котором живут герои, таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть. Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха
– не плоха: все
– черненькие, все
– прыгают» – так говорит он, обосновывая свое право называть своих новых соседей
«честным народом» и отвергая возражение Бубнова:
«Был честной, да позапрошлой весной».
Лука полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным. Он абсолютно бескорыстен в своем желании пробудить в людях лучшие скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже и не подозревали,
– столь разительно контрастируют они с их положением на самом «дне» общества. Герой искренне желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. И под воздействием его слов жители ночлежки действительно переживают метаморфозу. Актер перестает пить и копит деньги для того, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, не подозревая даже, что она ему не нужна: мечта о возвращении к творчеству дает ему силы преодолеть свой недуг, и он перестает пить. Пепел
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

подчиняет всю свою жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь и там встать на ноги, сделаться крепким хозяином. Мечты Насти и Анны, жены Клеща, вполне иллюзорны, но и эти мечты дают им возможность ощутить себя более счастливыми. Настя воображает себя героиней бульварных романов, демонстрируя в своих мечтах о несуществующем Рауле или Гастоне подвиги самопожертвования, на которые она действительно способна; умирающая Анна, мечтая о загробной жизни, тоже отчасти уходит от ощущения безысходности.
Действие, которое производит на героев доброе отношение Луки, слова поддержки и способность старика видеть в людях хорошее, позволяют прийти к следующему выводу: внимательное и чуткое отношение к человеку может преобразить любого, даже если он разочаровался в жизни и сам не замечает в себе ничего хорошего.
А.П. Чехов «Ионыч»
(разобщенность людей, отсутствие понимания, причины
неудачи в любви)
Одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций
– разобщенность людей. Они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами
– и в тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека,
– тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, программой.
В «Ионыче» чувство влюбленности, которое испытывает
Старцев, не встречает взаимности из-за того, что девушка, предмет его любви,
поглощена своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, здесь не понимает любимый человек.
Пожив какое-то время, отпив несколько глотков «из чаши бытия», Котик как будто поняла, что жила не так («Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница»). Главной своей ошибкой в прошлом она теперь считает то, что тогда не понимала
Старцева. Но понимает ли она его теперь по-настоящему?
Страдание, осознание упущенного счастья делают из
Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее
«грустные, благодарные, испытующие глаза»). При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются.
«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...» – говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой.
И вновь они поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует Старцева, жаждет ответного чувства. С ним же почти завершилось превращение, он уже безнадежно задавлен обывательской жизнью, думает только о «бумажках».
Разгоревшись было на короткое время, «огонек в душе погас». От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, замыкается в своей скорлупе.
Проследив за трагической историей Старцева и Кати, читатель понимает: разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты жизни приводит людей к несчастью.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(понимание, любовь)
Пониманию учится герой повести-сказки А. де Сент-
Экзюпери «Маленький принц». Главный герой жил один на своей планете, но однажды в его жизни появилась прекрасная Роза. Она была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Долгое время Маленький принц прощал цветку дурной характер, однако в какой-то момент пустые слова красавицы он начал принимать близко к сердцу, стал чувствовать себя очень несчастным и оставил розу. Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признаётся, что ничего тогда не понимал: «надо было судить не по словам, а по делам»,
«я не должен был бежать». Роза дарила герою свой аромат, озаряла его жизнь, делала ее наполненной. За внешней хитростью, капризами и уловками надо было угадать нежность, но для этого нужно было уметь видеть сердцем, ведь «самого главного глазами не увидишь».
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость, лишь со временем он учится
«зоркости сердца», пониманию без слов. Как только герой научился этому, он осознал: то, что он искал в разных концах света, оказалось так близко
– на его родной планете. В этом произведении заключен очень важный смысл: чтобы узнать и понять другого человека, необходимо заглянуть ему в душу, почувствовать его радость и боль. Другими словами, необходимо полюбить его, только тогда можно правильно оценить мотивы его поступков.
А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий»
(понимание, сопричастность, сострадание)
Понять другого человека
– значит встать на его место и, если необходимо, защитить его. Так поступает Коля, герой повести А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». Когда одноклассники жестоко высмеяли новичка Витьку Борецкого, Коля, ни секунды не задумываясь, пересел к нему за парту, показав, что
Витька не одинок. В этом поступке отражено истинное благородство героя, его хорошо развитое нравственное начало. Без расчета на благодарность, по голосу совести, по зову души, способной к состраданию, Коля занял
«невыгодное» место рядом с униженным человеком. Этот поступок он совершил потому, что всегда чувствовал себя настоящим человеком, таким же, как и остальные люди, не лучше и не хуже, в нем своевременно развилось чувство собственного достоинства и потребность понимать других людей.
Я.Л. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»
(взаимопонимание, умение слушать)
Каждый мечтает о том, чтобы его поняли. Именно теме взаимопонимания посвящена сказка-повесть «Учитель
Так-Так и его разноцветная школа» Я. Акима. В ней отражена вечная мечта детей о таком общении с взрослыми, когда можно посмотреть в глаза и рассказать все, что заботит, без боязни остаться непонятым. Я. Аким учит нас тому, что для истинного взаимопонимания необходимо уметь не только говорить, но и слушать:
«Если другой человек доверил тебе свою беду, слушай и не говори ему: “Да- да, мне тоже плохо...” Горе у каждого свое. Когда другому человеку радостно и он пришел рассказать тебе об этом, слушай и радуйся вместе с ним.
Запомните: каждый человек говорит по-своему.
Научиться слушать и откликаться
– это и значит быть другом». И в этих словах отражена главная мысль повести: настоящее взаимопонимание возможно, если люди готовы поставить себя на место другого человека, почувствовать его боль, разделить с ним радость.
М. Горький «Детство»
(человеческое достоинство, уважение)
Герой повести М. Горького «Детство» Алеша Пешков был вынужден провести детство в окружении людей, не считающихся с его мнением, желаниями, унижающих его человеческое достоинство. Своенравный, властный дед мальчика Василий Васильевич Каширин наказывал ребенка за любую провинность, жестоко сек розгами.
Свое отчаяние мальчик никому не показывал: «...Мне жилось плохо, я испытывал чувство, близкое отчаянию, но почему-то мне хотелось скрыть его, я бойчился, озорничал...» Алеша навсегда запомнил жестокие
«уроки» семьи Кашириных. Со временем он научился
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

выживать в таких условиях: спасало общение с бабушкой, уличные друзья, книги, занимавшие важное место в жизни героя. Несмотря на то что Алексей жил в атмосфере ненависти и вражды, где ни дня не проходило без ссор и скандалов, для себя герой решил, что никогда не будет унижать и обижать слабых, ведь каждый человек достоин уважения.
А.П. Чехов «Попрыгунья»
(неравнодушное отношение к людям)
Доктор Дымов
– благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе.
Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями. Он умирает, спасая мальчика от дифтерита, проявляя подлинный героизм. Его мужество и небезразличное отношение к людям не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы, необходимо быть смелым и решительным, таким, как
Осип Иванович Дымов.
Такие качества, как неравнодушие, отзывчивость и доброту он проявляет не только на работе. Дымов заботится о жене, стараясь сделать её счастливой, потому не акцентирует внимание на её недостатках, ведёт себя достойно, прощая ей капризы и «слабости». Узнав об измене, он погружается в работу. Его верность и любовь настолько сильны, что он даже готов простить жену, если она проявит хоть немного понимания.
М. Горький «Старуха Изергиль»
(любовь и равнодушие, эгоизм, индивидуализм,
поверхностность)
По мнению М. Горького, истинная любовь не может соседствовать с равнодушием. Подтверждение этих слов можно найти на страницах рассказа М. Горького «Старуха
Изергиль». Главная героиня Изергиль рассказывает две легенды о сильных личностях: одну о гордом сыне орла
Ларре, обреченном на вечное одиночество за свой эгоизм, а вторую
– о самоотверженном юноше Данко, пожертвовавшем своей жизнью во имя любви к людям.
То, как героиня рассказывает о молодых людях, позволяет понять, что симпатии рассказчицы на стороне Данко.
Идеал и антиидеал, описанные в легендах, как бы объясняют ее собственную жизнь. Осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся, скорее, к полюсу
Данко, воплотившего высший идеал любви и самопожертвования. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь
Данко, была целиком посвящена любви
– героиня абсолютно в этом уверена. Однако повествователь отмечает, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как равнодушно оставляла она некогда любимых людей. Они просто переставали существовать для нее, когда проходила страсть. Повествователь все время пытается вернуть ее к рассказу о тех, кто только что занимал ее воображение и о которых она уже забыла:

А рыбак куда девался? – спросил я.

Рыбак? А он... тут...

Погоди!.. А где маленький турок?

Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви...
Ее равнодушие к некогда любимым людям поражает повествователя: «Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним. Я была счастлива на это: никогда не встречалась больше с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Именно глазами автобиографического героя видит читатель
Изергиль и не может не заметить противоречия. Любви, о которой так страстно говорит Изергиль, нет в жизни старой женщины, все осталось в прошлом: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились.
Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями»; «ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний».
Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста
Ларры, она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд автобиографического героя находит эту общность, сближая их портреты. «Он уже стал теперь как тень,
– пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать Бог с человеком за гордость!..»
– рассказывает
Изергиль о Ларре. Но почти те же черты видятся повествователю в древней старухе Изергиль: «Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте шек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой
Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
Все в образе Изергиль напоминает повествователю
Ларру
– в первую очередь, разумеется, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни: «И все они
– только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня,
– тоже почти тень», – вспомним, что в тень обратился Ларра. Автор не просто указывает читателю на сходство между старухой
Изергиль и Ларрой, он показывает, что равнодушие и индивидуализм могут привести только к плачевному итогу: вечному одиночеству (как это было с Ларрой) или к полной исчерпанности и испепелённости (как это произошло с Изергиль).
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   38