ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сущности счастья. Он замечает, что люди часто лишь
«вспоминают» о счастье, не замечая, что оно вокруг. Им всегда кажется, что счастье кроется в прошлом или маячит где-то в будущем. Более того, И. А. Бунин считает, что люди «мало знают и видят». В этих словах заложен глубокий смысл: человек, действительно, не стремится познать окружающий его мир, но находится в постоянном поиске призрачного счастья, гонится за ним, посвящает этому всю жизнь, но часто не находит, потому что не
«видит», не замечает ничего.
Автор призывает читателей оглянуться по сторонам, обратить свой взор на
«бездонное небо», «осенний сад», сияющее облако; почувствовать дуновение воздуха, льющегося в окно.
Жизнь в любом ее проявлении: в труде, красоте, любви
– делает поэта счастливым. Он по-своему помогает нам, читателям, углубиться в себя, ведь счастье дано «только знающим». Эта строка заключает авторскую идею: чтобы быть счастливым, нужно прислушаться к своему внутреннему голосу, понять, что на самом деле важно, возможно, тогда мы обнаружим, что уже счастливы.
Счастье в самом человеке, но он не всегда может это почувствовать. Эта мысль созвучна высказыванию Ф. М.
Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».
А. Гайдар «Горячий камень
(что может сделать человека счастливым)
Теме счастья посвящена повесть-сказка А. Гайдара
«Горячий камень». Однажды юный герой Ивашка нашел волшебный камень, который обещал тому, кто его отнесет на гору и разобьет на части, возвращение молодости.
Мальчик сразу вспомнил о колхозном стороже, хромом, слабом и седом не по годам, чье лицо казалось суровым, даже когда он улыбался. Мальчику очень захотелось сделать старика счастливым. Тогда он втащил камень на гору, позвал его, но тот отказался
«возвращать молодость». Старик и так был, по его словам, «самым счастливым человеком на свете».
Счастье, по его мнению, заключалось в том, чтобы прожить полную, насыщенную событиями, честную жизнь.
Пусть жизнь старика и была сложной, он не хотел ничего менять: он гордился тем, как прожил жизнь, и ни о чем не жалел.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Какие человеческие качества для Вас наиболее
ценны? Когда зло надевает маску добра? Как Вы
понимаете утверждение Л.Н. Толстого:
«Притворство доброты отталкивает больше, чем
откровенная злоба»? Верно ли утверждение: «зло,
чтобы существовать, должно притворяться
добром»?
Что значит быть добрым? В каких поступках
человека проявляется доброта? Естественная ли
потребность человека проявлять доброту? Трудно
ли делать добро? Зачем нужно делать добро? В чём
заключается сила доброты? Добрым рождаются или
становятся? Может ли доброта навредить? Должно
ли добро вознаграждаться? Как Вы понимаете
призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том
заслуги»? Почему так трудно отвечать добром на
зло? Считаете ли Вы, что добрые поступки всегда
бескорыстны? Почему, делая добро другим, человек
помогает самому себе? Согласны ли вы со
следующим высказыванием: «Мы не столько любим
людей за то добро, которое они нам сделали, сколько
за то добро, которое мы им сделали»? Как связаны
доброта и способность к состраданию? Как связаны
между собой любовь и доброта? Как связаны добро и
благородство? Может ли доброта победить
жестокость? Может ли стремление творить добро
стать смыслом жизни человека? «Добро должно быть
с кулаками...» Так ли это? Прав ли Л.Н. Толстой,
сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель
нашей жизни»? Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно
назвать «души прекрасными порывами»? В чём смысл
пословицы: «Доброе дело два века живёт»? Как Вы
понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в
романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет
простоты, добра и правды»? Как Вы понимаете
высказывание римского философа Сенеки: «Трудно
привести к добру нравоучением, легко примером»?
Через какие «лазейки» зло проникает в душу
человека? Как может повлиять на жизнь человека
совершённое им зло? Можно ли делить зло на
«малое» и «большое»? Как бороться со злом?
Правильно ли отвечать злом на зло? Почему
жестокость разрушительна? Как противостоять
жестокости? Каковы могут быть причины жестоких
поступков? Страдают ли жестокие люди? Есть ли
разница между жестокостью и суровостью?
Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная
власть над людьми располагает к жестокости?
Что такое великодушие? В чём проявляется
великодушие? Что значит поступить великодушно?
Какие поступки свидетельствуют о великодушии
человека? Какого человека называют великодушным?
Легко ли быть великодушным? В чём может
проявиться величие души? Что мешает человеку
проявлять великодушие? Как связаны великодушие и
сострадание/милосердие? Как соотносятся
понятия
«великодушие» и «широта души»? Почему
великодушие свидетельствует о внутренней силе
человека? В чём проявляется великодушие
победителя? Согласны ли Вы с определением
древнегреческого философа Демокрита:
«Великодушие – кротко переносить чужую
погрешность»?
Согласны ли Вы с тем, что предательство
губительно для самого предателя? Как и почему
становятся изменниками? Согласны ли Вы с мыслью,
что предательство и измена – проявления
слабости? Какие причины могут привести человека к
измене? Почему предательство обычно ищет для
себя оправданий?
Что помогает человеку стать смелым? Что Вы
вкладываете в понятие
«мужественность»? Смелыми рождаются или
становятся? В каких жизненных ситуациях нужно
быть готовым к смелым поступкам? Нужна ли
смелость в мирной жизни? Почему человек может
бояться высказать свою позицию? Кого называют
трусом? Почему трусом быть стыдно? Какую роль в
судьбе человека может сыграть трусливый
поступок? Что помогает человеку преодолеть
страх? Какую смелость можно назвать
безрассудной? Чем смелость отличается от
безрассудства? Способен ли робкий человек
совершить смелый поступок? Можно ли проявить
смелость в повседневной жизни? Как связаны
трусость и слабость? Почему смелость часто
связывают с «силой духа»? Согласны ли Вы с
мнением, что смелость – это способность
преодолевать страх? Хорош ли принцип: «как бы
чего не вышло…»?
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А.П. Платонов «Песчаная учительница»
(бескорыстие,
самоотверженность,
героизм,
человеколюбие, неравнодушие)
Бескорыстности учит нас А. П. Платонов в рассказе
«Песчаная учительница». Главная героиня Мария
Никифоровна, приехав в пустынное село, поняла, что оно обречено на вымирание. Ей пришлось заняться не
«своим делом», так как учить голодных детей было невозможно. Когда она учила крестьян сражаться с песками, боролась с кочевниками, у нее никогда не возникало вопроса: «Что я буду с этого иметь?» Мария
Никифоровна становилась счастливой, когда от организованного ею дела другим становилось уютно, сытно, приятно. Поняв и приняв как свою судьбу
«безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханах песков», Мария Никифоровна соглашается поехать работать еще дальше
– в самую глубь пустыни. Принимая ее великодушие, заведующий отделом народного образования смущенно признается: «Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно...» Так оттеняется тихий героизм жизненной позиции, самоотверженность
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
«вспоминают» о счастье, не замечая, что оно вокруг. Им всегда кажется, что счастье кроется в прошлом или маячит где-то в будущем. Более того, И. А. Бунин считает, что люди «мало знают и видят». В этих словах заложен глубокий смысл: человек, действительно, не стремится познать окружающий его мир, но находится в постоянном поиске призрачного счастья, гонится за ним, посвящает этому всю жизнь, но часто не находит, потому что не
«видит», не замечает ничего.
Автор призывает читателей оглянуться по сторонам, обратить свой взор на
«бездонное небо», «осенний сад», сияющее облако; почувствовать дуновение воздуха, льющегося в окно.
Жизнь в любом ее проявлении: в труде, красоте, любви
– делает поэта счастливым. Он по-своему помогает нам, читателям, углубиться в себя, ведь счастье дано «только знающим». Эта строка заключает авторскую идею: чтобы быть счастливым, нужно прислушаться к своему внутреннему голосу, понять, что на самом деле важно, возможно, тогда мы обнаружим, что уже счастливы.
Счастье в самом человеке, но он не всегда может это почувствовать. Эта мысль созвучна высказыванию Ф. М.
Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».
А. Гайдар «Горячий камень
(что может сделать человека счастливым)
Теме счастья посвящена повесть-сказка А. Гайдара
«Горячий камень». Однажды юный герой Ивашка нашел волшебный камень, который обещал тому, кто его отнесет на гору и разобьет на части, возвращение молодости.
Мальчик сразу вспомнил о колхозном стороже, хромом, слабом и седом не по годам, чье лицо казалось суровым, даже когда он улыбался. Мальчику очень захотелось сделать старика счастливым. Тогда он втащил камень на гору, позвал его, но тот отказался
«возвращать молодость». Старик и так был, по его словам, «самым счастливым человеком на свете».
Счастье, по его мнению, заключалось в том, чтобы прожить полную, насыщенную событиями, честную жизнь.
Пусть жизнь старика и была сложной, он не хотел ничего менять: он гордился тем, как прожил жизнь, и ни о чем не жалел.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Какие человеческие качества для Вас наиболее
ценны? Когда зло надевает маску добра? Как Вы
понимаете утверждение Л.Н. Толстого:
«Притворство доброты отталкивает больше, чем
откровенная злоба»? Верно ли утверждение: «зло,
чтобы существовать, должно притворяться
добром»?
Что значит быть добрым? В каких поступках
человека проявляется доброта? Естественная ли
потребность человека проявлять доброту? Трудно
ли делать добро? Зачем нужно делать добро? В чём
заключается сила доброты? Добрым рождаются или
становятся? Может ли доброта навредить? Должно
ли добро вознаграждаться? Как Вы понимаете
призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том
заслуги»? Почему так трудно отвечать добром на
зло? Считаете ли Вы, что добрые поступки всегда
бескорыстны? Почему, делая добро другим, человек
помогает самому себе? Согласны ли вы со
следующим высказыванием: «Мы не столько любим
людей за то добро, которое они нам сделали, сколько
за то добро, которое мы им сделали»? Как связаны
доброта и способность к состраданию? Как связаны
между собой любовь и доброта? Как связаны добро и
благородство? Может ли доброта победить
жестокость? Может ли стремление творить добро
стать смыслом жизни человека? «Добро должно быть
с кулаками...» Так ли это? Прав ли Л.Н. Толстой,
сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель
нашей жизни»? Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно
назвать «души прекрасными порывами»? В чём смысл
пословицы: «Доброе дело два века живёт»? Как Вы
понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в
романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет
простоты, добра и правды»? Как Вы понимаете
высказывание римского философа Сенеки: «Трудно
привести к добру нравоучением, легко примером»?
Через какие «лазейки» зло проникает в душу
человека? Как может повлиять на жизнь человека
совершённое им зло? Можно ли делить зло на
«малое» и «большое»? Как бороться со злом?
Правильно ли отвечать злом на зло? Почему
жестокость разрушительна? Как противостоять
жестокости? Каковы могут быть причины жестоких
поступков? Страдают ли жестокие люди? Есть ли
разница между жестокостью и суровостью?
Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная
власть над людьми располагает к жестокости?
Что такое великодушие? В чём проявляется
великодушие? Что значит поступить великодушно?
Какие поступки свидетельствуют о великодушии
человека? Какого человека называют великодушным?
Легко ли быть великодушным? В чём может
проявиться величие души? Что мешает человеку
проявлять великодушие? Как связаны великодушие и
сострадание/милосердие? Как соотносятся
понятия
«великодушие» и «широта души»? Почему
великодушие свидетельствует о внутренней силе
человека? В чём проявляется великодушие
победителя? Согласны ли Вы с определением
древнегреческого философа Демокрита:
«Великодушие – кротко переносить чужую
погрешность»?
Согласны ли Вы с тем, что предательство
губительно для самого предателя? Как и почему
становятся изменниками? Согласны ли Вы с мыслью,
что предательство и измена – проявления
слабости? Какие причины могут привести человека к
измене? Почему предательство обычно ищет для
себя оправданий?
Что помогает человеку стать смелым? Что Вы
вкладываете в понятие
«мужественность»? Смелыми рождаются или
становятся? В каких жизненных ситуациях нужно
быть готовым к смелым поступкам? Нужна ли
смелость в мирной жизни? Почему человек может
бояться высказать свою позицию? Кого называют
трусом? Почему трусом быть стыдно? Какую роль в
судьбе человека может сыграть трусливый
поступок? Что помогает человеку преодолеть
страх? Какую смелость можно назвать
безрассудной? Чем смелость отличается от
безрассудства? Способен ли робкий человек
совершить смелый поступок? Можно ли проявить
смелость в повседневной жизни? Как связаны
трусость и слабость? Почему смелость часто
связывают с «силой духа»? Согласны ли Вы с
мнением, что смелость – это способность
преодолевать страх? Хорош ли принцип: «как бы
чего не вышло…»?
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А.П. Платонов «Песчаная учительница»
(бескорыстие,
самоотверженность,
героизм,
человеколюбие, неравнодушие)
Бескорыстности учит нас А. П. Платонов в рассказе
«Песчаная учительница». Главная героиня Мария
Никифоровна, приехав в пустынное село, поняла, что оно обречено на вымирание. Ей пришлось заняться не
«своим делом», так как учить голодных детей было невозможно. Когда она учила крестьян сражаться с песками, боролась с кочевниками, у нее никогда не возникало вопроса: «Что я буду с этого иметь?» Мария
Никифоровна становилась счастливой, когда от организованного ею дела другим становилось уютно, сытно, приятно. Поняв и приняв как свою судьбу
«безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханах песков», Мария Никифоровна соглашается поехать работать еще дальше
– в самую глубь пустыни. Принимая ее великодушие, заведующий отделом народного образования смущенно признается: «Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно...» Так оттеняется тихий героизм жизненной позиции, самоотверженность
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
учительницы. Ее образ вызывает восхищение у читателя, а героизм вдохновляет на добрые, бескорыстные поступки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 38
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(доброта, добродушие)
Все поведение Максима Максимыча, героя романа М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени», определяется одним понятием
– доброта. Она проявляется в изначально хорошем отношении к людям, в отцовской привязанности к Печорину, Бэле, в инстинктивном понимании добра и зла при оценке поступков людей.
Доброе сердце этого пожившего человека проявляется в детскости его горя после смерти Бэлы, детскости обиды от невнимания Печорина. Ему несвойственна ненависть к людям; даже упрек Печорину, погубившему Бэлу своим неосторожным выстрелом в Казбича, сделан в стариковски- добродушной манере: «...уж эта молодежь!
Вечно некстати горячится...»
М. Горький «Детство»
(доброта, мягкость характера, чуткость, незлобивость)
Образ бабушки в автобиографической повести «Детство»
М. Горького – олицетворение доброты. Ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь,
она является полной противоположностью дедушки, которого герой (как и сам писатель) не любил. Описывая бабушку, автор акцентирует внимание читателей на ее внешности: «особо на лице бабушки выделялись глаза», благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, веселым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Так, она защищает внука, когда дед наказывает его за испорченную скатерть.
Именно бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим его от злых людей и сложных условий жизни.
Она по-доброму относится не только к родственникам, но и к чужим людям. Бабушка не может долго хранить обиду, не способна на жестокость. Несмотря на то что люди часто пользуются ее добротой, она никогда не жалуется на жизнь. Таким образом, бабушка становится для писателя примером того, каким должен быть хороший человек.
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
(доброта, скромность, альтруизм)
Героем, несущим идею добра, является Матрёна, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живёт в своём нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то что судьба жестоко обошлась с
Матрёной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку Киру, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрёна не обиделась, не ожесточилась, а проявила великую доброту души своей и отдала свою горницу приёмной дочери. Перетаскивая тяжёлый
груз через железную дорогу, героиня попала под поезд. И только после смерти Кира искренне заплачет о потере приёмной матери.
Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Это значит, что без таких людей, как
Матрёна, не может существовать мир.
А.П. Платонов «Юшка»
(доброта, любовь к людям, бескорыстие)
Ефим Дмитриевич
– главный герой рассказа А.
Платонова, помощник кузнеца, прозванный в народе
Юшкой. Будучи безгранично добрым, Юшка терпит жестокость окружающих, но не обижается и не сердится на них. Порой дети пытаются разозлить Юшку, но у них ничего не выходит, а иногда они даже не верят в то, что он живой. Сам герой считает, что окружающие так проявляют к нему «слепую любовь».
Герой не только хорошо относится к людям, но и оказывается способным на самопожертвование, когда все заработанные деньги отвозит для содержания приемной дочери, а сам при этом пьет только пустую воду.
Доброта Юшки не зависит от его физического состояния, отношения к нему людей и других обстоятельств, она безусловна, потому такая доброта порождает еще большую доброту. Зная о болезни Ефима Дмитриевича, приемная дочь учится на врача в надежде вылечить его.
Когда героиня узнает, что ее отец умер, она остается работать в городе, бескорыстно помогает людям. Вот почему все жители называет её «Юшкиной дочерью».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(доброта, мягкость, совестливость, чувствительность,
чувство долга и чести)
Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обострённое чувство долга и чести заложены в Гринёве с детства. Важными для понимания характера Гринева становятся слова, которые говорит отец, прощаясь с ним: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Нравственные ценности, которыми руководствуется
Гринев, принимая решения, характеризуют его как человека доброго, чувствительного и верного. Благодаря правильным жизненным установкам, герой обретает счастье, любовь, сохраняет самоуважение, проявляет свои лучшие качества.
Ф.М. Достоевский «Идиот»
(безусловная доброта к людям, жалость и
милосердие, способность к прощению)
Добрым человеком можно назвать того, кто думает о других больше, чем о себе, всегда готов прийти на помощь нуждающимся, а также принимает близко к сердцу переживания других людей. По- настоящему добрым можно назвать героя романа Ф. М. Достоевского
«Идиот» князя Льва Николаевича Мышкина. Князь
Мышкин
– представитель знатного рода, рано осиротевший, пробывший 4 года за границей по причине нервной болезни.
Окружающим он кажется странным, но интересным человеком. Он поражает людей глубиной своих мыслей, но в то же время шокирует своей прямолинейностью. Однако все отмечают в нём открытость и доброту.
Его доброта начинает проявляться вскоре после знакомства с основными действующими лицами. Он оказывается в эпицентре семейного скандала: сестра Гани
Иволгина в знак протеста против его женитьбы плюёт ему в лицо. Князь Мышкин заступается за неё, за что и получает пощёчину от Гани.
Вместо того чтобы разозлиться, он жалеет Иволгина:
Мышкин понимает, что Гане будет очень стыдно за своё поведение.
Ещё Лев Николаевич верит в лучшее в людях, потому обращается к Настасье Филипповне, утверждая, что она лучше, чем пытается казаться. Способность к состраданию, словно магнит, притягивает к Мышкину окружающих людей. В него влюбляются и Настасья
Филипповна, и Аглая.
Отличительная черта Мышкина
– это жалость к людям.
Он не одобряет их плохих поступков, но всегда сопереживает, понимает их боль. Влюбившись в Аглаю, он не может на ней жениться, потому что жалеет
Настасью Филипповну и не может её бросить. Ему жаль даже разбойника Рогожина, который впоследствии убивает Настасью. Лев Мышкин не разделяет людей на хороших и плохих, достойных и недостойных. Он одинаково сострадает каждому человеку.
М. Горький «Старуха Изергиль»
(самопожертвование, любовь к людям, умение прощать,
жалость, смелость)
Примером человека, пожертвовавшего собой во имя
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
любви к людям, является герой рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль» Данко. Герой добр по сути своей, он такой изначально. Единственно, что отмечает в нем
Изергиль
– это красота: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы». Люди верят ему лишь потому, «что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
Когда его соплеменники оказываются в опасности, он храбро вызывается вывести людей из леса. Однако путь оказывается слишком долгим, и те, кто только недавно восхищался юношей, начинают его ненавидеть. С одной стороны, людям кажется, что он обманул их надежды, с другой,
– они чувствуют исключительность Данко, его отличие от других.
«Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они
– как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Однако любовь Данко к людям была столь велика, что он смог простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». Герой вырвал из груди сердце, чтобы осветить людям дорогу. И оно светило «так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».
К сожалению, люди не оценили его жертву: когда он погиб, никто даже не заметил, однако именно благодаря этому смелому, самоотверженному человеку, они смогли спастись.
И.А. Бунин «Лапти»
(доброта, бескорыстие, самопожертвование, смелость)
В рассказе «Лапти» И. А. Бунин раскрывает множество тем: в произведении переплетены темы человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости.
Главной в рассказе становится тема доброты, бескорыстного служения людям. Нефёд, главный герой произведения, отправляется в путь, чтобы исполнить желание умирающего внука
– раздобыть ему красные лапти. Он делает это, никого не спрашивая, поскольку не может поступить иначе: герой не в силах противиться желанию
«души» ребёнка. Нефёд не думает о себе: его интересует только судьба мальчика. Этот поступок характеризует героя как бескорыстного, доброго, смелого человека, для которого нет ничего важнее человеческой жизни.
Отправившись в плохую погоду в путь, он погибает, и его находят утром заблудившиеся мужики. Они наткнулись на его тело, а за пазухой у него были
«новенькие ребячьи лапти и пузырёк с краской».
Благодаря Нефеду они поняли, что село рядом, и смогли выжить. Так Нефёд спас им жизнь.
Финал у произведения открытый: мы не знаем, выздоровеет ли мальчик, но понимаем, что смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков.
Нефёд умер, но его бескорыстный поступок надолго останется в памяти людей.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(бескорыстие, готовность,
помощь,благородство,честь, принципиальность)
Герой комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина Стародум является примером бескорыстия. Несмотря на то что
Стародум мог продвинуться по службе, он отказался от чинов и удалился от двора, потому что не желал пресмыкаться и хотел сохранить «неповреждённою» свою душу, честь и нравственные принципы. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Для этого он отправился в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом
Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека. Именно Стародум учит Софью тому, что знатность человека определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных во имя Отечества, богатство измеряется не накопленными деньгами, а помощью, оказанной нуждающимся. Эти жизненные принципы позволяют назвать Стародума человеком бескорыстным, не ищущим выгоды для себя, ведь посвятить свою жизнь воспитанию племянницы, оказанию помощи нуждающимся и защите Отечества может только благородный, достойный человек.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(способность быть благодарным)
Тема благодарности является одной из важнейших в романе А. С. Пушкина
«Капитанская дочка». Так, однажды главный герой романа Петр Гринев попал в снежную бурю и заблудился.
К счастью, он встретил человека, который помог ему найти дорогу. Из чувства благодарности Петр отдал ему свой тулуп. Подаренный незнакомцу заячий тулупчик повлиял на жизнь Гринева сильнее, чем все остальные события. Этот поступок характеризует Гринева как человека, в душе которого живо чувство благодарности.
За доброту, сердечность, искренность чувств незнакомец, оказавшийся Пугачевым, впоследствии тоже платит
Гриневу благодарностью, поскольку способен оценить добро. Он сохраняет жизнь герою, даже когда тот отказывается ему присягнуть, помогает ему вызволить
Машу из плена, обеспечивает им безопасный проезд.
В.Г. Распутин «Уроки французского»
(доброта, чувство благодарности, человечность,
отзывчивость, сопереживание)
Чувством благодарности проникнут рассказ В. Г.
Распутина «Уроки французского». В центре повествования
– судьба одиннадцатилетнего мальчика в послевоенное голодное время. Чтобы добыть еду, он вынужден играть в «чику» на деньги. Мальчик скрывает свое бедственное положение в школе: чувство собственного достоинства не позволяет ему принимать милостыню. Учительница Лидия Михайловна, понимая и принимая позицию мальчика, решает помочь ученику, предлагая ему сыграть с ней на деньги. Педагог знает, что только так мальчик примет помощь. «Педагогическое преступление», как называет доброе дело учительницы директор школы, приводит к печальным последствиям:
Лидия Михайловна теряет работу. Однако поступок учительницы становится для героя уроком подлинной человечности.
Сам автор сказал о произведении следующее: «Написав рассказ “Уроки французского”, я считал, что только начал отдавать свой благородный долг школе и учителю. К сожалению, до конца я его не исполнил. Может быть, еще удастся. Надо бы! Учитель заслужил большего, чем о нем сказано и говорят!»
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
(умение быть благодарным, доброта)
Умение быть благодарным говорит о глубине души человека, его нравственных ценностях. Главного героя рассказа К. Г. Паустовского
«Заячьи лапы» вывел из лесного пожара заяц. Старик был так благодарен за спасение, что решил во что бы то ни стало вылечить «пожженные» лапы животного. Он отправил внука Витю за помощью к ветеринару. Мальчик умолял помочь, говорил, что «заяц особенный», но ветеринар отказался лечить ожоги. Старик не сдался и, узнав, что в городе живет некий Карл Петрович, который может ему помочь,
«надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город». Он не знал, где живет этот человек, не имел представления о роде его деятельности, однако ухватился за возможность оплатить свой долг.
Когда Карл Петрович был найден, выяснилось, что раньше он работал детским врачом и никакого отношения к лечению зверей не имел. «Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев»
– сказал ему врач. Однако дед очень просил,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
«Старуха Изергиль» Данко. Герой добр по сути своей, он такой изначально. Единственно, что отмечает в нем
Изергиль
– это красота: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы». Люди верят ему лишь потому, «что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
Когда его соплеменники оказываются в опасности, он храбро вызывается вывести людей из леса. Однако путь оказывается слишком долгим, и те, кто только недавно восхищался юношей, начинают его ненавидеть. С одной стороны, людям кажется, что он обманул их надежды, с другой,
– они чувствуют исключительность Данко, его отличие от других.
«Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они
– как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Однако любовь Данко к людям была столь велика, что он смог простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». Герой вырвал из груди сердце, чтобы осветить людям дорогу. И оно светило «так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».
К сожалению, люди не оценили его жертву: когда он погиб, никто даже не заметил, однако именно благодаря этому смелому, самоотверженному человеку, они смогли спастись.
И.А. Бунин «Лапти»
(доброта, бескорыстие, самопожертвование, смелость)
В рассказе «Лапти» И. А. Бунин раскрывает множество тем: в произведении переплетены темы человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости.
Главной в рассказе становится тема доброты, бескорыстного служения людям. Нефёд, главный герой произведения, отправляется в путь, чтобы исполнить желание умирающего внука
– раздобыть ему красные лапти. Он делает это, никого не спрашивая, поскольку не может поступить иначе: герой не в силах противиться желанию
«души» ребёнка. Нефёд не думает о себе: его интересует только судьба мальчика. Этот поступок характеризует героя как бескорыстного, доброго, смелого человека, для которого нет ничего важнее человеческой жизни.
Отправившись в плохую погоду в путь, он погибает, и его находят утром заблудившиеся мужики. Они наткнулись на его тело, а за пазухой у него были
«новенькие ребячьи лапти и пузырёк с краской».
Благодаря Нефеду они поняли, что село рядом, и смогли выжить. Так Нефёд спас им жизнь.
Финал у произведения открытый: мы не знаем, выздоровеет ли мальчик, но понимаем, что смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков.
Нефёд умер, но его бескорыстный поступок надолго останется в памяти людей.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(бескорыстие, готовность,
помощь,благородство,честь, принципиальность)
Герой комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина Стародум является примером бескорыстия. Несмотря на то что
Стародум мог продвинуться по службе, он отказался от чинов и удалился от двора, потому что не желал пресмыкаться и хотел сохранить «неповреждённою» свою душу, честь и нравственные принципы. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Для этого он отправился в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом
Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека. Именно Стародум учит Софью тому, что знатность человека определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных во имя Отечества, богатство измеряется не накопленными деньгами, а помощью, оказанной нуждающимся. Эти жизненные принципы позволяют назвать Стародума человеком бескорыстным, не ищущим выгоды для себя, ведь посвятить свою жизнь воспитанию племянницы, оказанию помощи нуждающимся и защите Отечества может только благородный, достойный человек.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(способность быть благодарным)
Тема благодарности является одной из важнейших в романе А. С. Пушкина
«Капитанская дочка». Так, однажды главный герой романа Петр Гринев попал в снежную бурю и заблудился.
К счастью, он встретил человека, который помог ему найти дорогу. Из чувства благодарности Петр отдал ему свой тулуп. Подаренный незнакомцу заячий тулупчик повлиял на жизнь Гринева сильнее, чем все остальные события. Этот поступок характеризует Гринева как человека, в душе которого живо чувство благодарности.
За доброту, сердечность, искренность чувств незнакомец, оказавшийся Пугачевым, впоследствии тоже платит
Гриневу благодарностью, поскольку способен оценить добро. Он сохраняет жизнь герою, даже когда тот отказывается ему присягнуть, помогает ему вызволить
Машу из плена, обеспечивает им безопасный проезд.
В.Г. Распутин «Уроки французского»
(доброта, чувство благодарности, человечность,
отзывчивость, сопереживание)
Чувством благодарности проникнут рассказ В. Г.
Распутина «Уроки французского». В центре повествования
– судьба одиннадцатилетнего мальчика в послевоенное голодное время. Чтобы добыть еду, он вынужден играть в «чику» на деньги. Мальчик скрывает свое бедственное положение в школе: чувство собственного достоинства не позволяет ему принимать милостыню. Учительница Лидия Михайловна, понимая и принимая позицию мальчика, решает помочь ученику, предлагая ему сыграть с ней на деньги. Педагог знает, что только так мальчик примет помощь. «Педагогическое преступление», как называет доброе дело учительницы директор школы, приводит к печальным последствиям:
Лидия Михайловна теряет работу. Однако поступок учительницы становится для героя уроком подлинной человечности.
Сам автор сказал о произведении следующее: «Написав рассказ “Уроки французского”, я считал, что только начал отдавать свой благородный долг школе и учителю. К сожалению, до конца я его не исполнил. Может быть, еще удастся. Надо бы! Учитель заслужил большего, чем о нем сказано и говорят!»
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
(умение быть благодарным, доброта)
Умение быть благодарным говорит о глубине души человека, его нравственных ценностях. Главного героя рассказа К. Г. Паустовского
«Заячьи лапы» вывел из лесного пожара заяц. Старик был так благодарен за спасение, что решил во что бы то ни стало вылечить «пожженные» лапы животного. Он отправил внука Витю за помощью к ветеринару. Мальчик умолял помочь, говорил, что «заяц особенный», но ветеринар отказался лечить ожоги. Старик не сдался и, узнав, что в городе живет некий Карл Петрович, который может ему помочь,
«надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город». Он не знал, где живет этот человек, не имел представления о роде его деятельности, однако ухватился за возможность оплатить свой долг.
Когда Карл Петрович был найден, выяснилось, что раньше он работал детским врачом и никакого отношения к лечению зверей не имел. «Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев»
– сказал ему врач. Однако дед очень просил,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM