Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. -
Конгруэнтность – это соответствие невербальных проявлений словесным высказываниям. -
Психология общения - отрасль психология, изучающая особенности человеческого общения. -
Общемственные отношемния -- различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями. -
Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. -
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения. -
Структура общения - это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. -
Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
-
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.
Задание 2. Составить синквейн на тему «Психология общение».
1. Общение!
Приятное, дружелюбное!
разговаривать, передавать, общаться!
Общение помогает человеку найти общий язык с окружающими людьми!
Беседа
Задание 3. Заполнить таблицу.
Заполните таблицу бессознательных реакций в общении, распределив перечисленные признаки по соответствующим колонкам (табл. 1.3.1):
-
Взгляд поверх очков -
Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий -
Заинтересованный, продолжительный взгляд -
Закидывание ноги на ногу -
Кривая ухмылка, натянутая улыбка -
Легкий наклон головы в бок -
Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. Демонстрация открытых ладоней. Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок -
Ноги, скрещенные в коленях, направлены в сторону партнера -
Одобрительная улыбка -
Отворачивание от собеседника. Занятие «стартовой» позиции (готовность уйти) -
Отрицательные покачивания головой -
Порывистые, неконтролируемые движения. Собирание несуществующих ворсинок с одежды -
Посадка на краешке стула с полной обобщенностью к партнеру -
Прерывистая речь -
Прижатые к друг к другу лодыжки ног -
Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ. Потирание или прикосновение к уху, потягивание мочки уха -
Приподнятые плечи и опущенная голова -
Ровная речь -
Свобода, гармоничность движений -
Собеседник копирует позы партнера -
Сцепление пальцев рук. Сжатие пальцев в кулак. Скрещение рук на груди. Указательный палец на щеке направлен к виску -
-
-
-
Утвердительные кивки
Таблица 1.3.1.
Признаки проявления искренности-лживости в невербальном общении
Проявления искренности и открытости
Проявления закрытости или лживости
2,3,7,9,13,18,19,20,22
1,4,5,6,8,9,10,11,12,14,15,16,17,21
-
Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий -
Заинтересованный, продолжительный взгляд -
Посадка на краешке стула с полной обобщенностью к партнеру -
Ровная речь -
Свобода, гармоничность движений -
Собеседник копирует позы партнера -
Утвердительные кивки
-
Взгляд поверх очков -
Закидывание ноги на ногу -
Кривая ухмылка, натянутая улыбка -
Легкий наклон головы в бок -
Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. Демонстрация открытых ладоней. Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок -
Ноги, скрещенные в коленях, направлены в сторону партнера -
Одобрительная улыбка -
Отворачивание от собеседника. Занятие «стартовой» позиции (готовность уйти) -
Отрицательные покачивания головой -
Порывистые, неконтролируемые движения. Собирание несуществующих ворсинок с одежды -
Прерывистая речь -
Прижатые к друг к другу лодыжки ног -
Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ. Потирание или прикосновение к уху, потягивание мочки уха -
Приподнятые плечи и опущенная голова -
Сцепление пальцев рук. Сжатие пальцев в кулак. Скрещение рук на груди. Указательный палец на щеке направлен к виску
Задание 4. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых одно и то же сообщение понимается по-разному.
Придумайте сообщение и примеры, когда понимание находится в зависимости:
а) от возраста собеседника;
"Зацени мой лук!"
Молодежь поймет, что речь идет об образе, а люди постарше могут подумать что-то про луковицу. Таких примеров много, почти все они касаются неологизмов, связанных с Интернет-средой и технологиями.
б) от степени знакомства с собеседником;
"Да ну тебя".
Если скажете такую фразу другу или знакомому, вряд ли кто-то обидится всерьез. А вот если то же самое скажете незнакомому человеку в автобусе или, предположим, преподавателю, можете человека этого ненароком обидеть, а то и получить выговор за невежливое обращение со взрослыми/старшими.
Задание 5. Составить структурно-логическую схему.
Заполните схему «Виды общения» по определенным критериям (рис. 1.3.1.). Материалы можно найти по ссылке:
https://doctorfeel.net/human-psychology/other-people/vidy-obscheniya.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F .
Опосредовательное
Вербальное и невербальное
Прямое
Массовое
Межличностное
Деловое
Личное
невербальное
Виды общения
Рис.1.3.1. Виды общения
Задание 6. Заполнить таблицу (табл. 1.3.2.).
Ознакомившись с рекомендованной литературой, составьте список основных средств общения.
Таблица 1.3.2.
Средства общения
Средство общения | Общая характеристика |
Язык | Система слов, выражений и правил их соединения в Осмысленные высказывания, используемые для общения. |
Эмоциональная выразительность | это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. |
Мимика | «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах. |
Взгляд | это такое действие человека, когда он направляет свои глаза на какой-то объект и рассматривает его. |
Поза | положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу. |
Жестикуляция | способ невербального общения. Язык жестов богат на способы выражения людьми самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. |
Игра | Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. |
Интонация | манера произношения, зависящая от повышения и понижения тона голоса, громкости, скорости и ритма говорящего. Слово «интонация» произошло от латинского «громко произношу». |
Задание 7. Напишите самоотчет по результатам методики «Три Я»
Выполните тест «Три Я» и определите, какая позиция - Родителя, Взрослого или Ребенка для вас является ведущей.
Инструкция: оцените в баллах от 0 до 10 следующие высказывания:
1.Мне порой не хватает выдержки.
2.Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3.Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4.Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5.Меня провести нелегко.
6.Мне бы понравилось быть воспитателем.
7.Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8.Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9.Каждый должен выполнять свой долг.
10.Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12.Наше поколение должно учиться у старших, как ему жить.
13.Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15.Дети должны следовать указаниям родителей.
16.Я —увлекающийся человек.
17.Мой основной критерий оценки человека —объективность.
18.Мои взгляды непоколебимы.
19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20.Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам:
Вопросы: 1,4, 7, 10, 13,16,19. Позиция ребенка Д.
Вопросы: 2, 5,8, 11, 14,17, 20. Позиция взрослого В.
Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15,18, 21. Позиция родителя Р.
Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих социальных ролей.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА 1. Психология развития и возрастная психология как междисциплинарная наука о человеческом развитии
Задание 1. Заполните таблицу.
Постарайтесь использовать для заполнения не только психологические источники, но и высказать собственное мнение.
Таблица 2.1.1.
Актуальность психологии развития и возрастной психологии
Теоретическая | Практическая |
... | ... |
... | ... |
Задание 2. Допишите недостающие понятия
.
-
детская психология; -
подростковая психология; -
психология юности; -
психология зрелого возраста; -
геронтопсихология.
Задание 3. Нарисуйте график.
Для этого Вам необходимо на оси ОХ проставить ряд наук, которые, по Вашему мнению, связаны с психологией развития и возрастной психологией. На оси ОУ отметьте, на сколько процентов, по вашему мнению, проявляется это влияние. Постройте кривую.
%
100
90
80
70
60
50
40
30
20
науки
10
0
Задание 4. Соотнесите понятия и их определение.
В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Необходимо установить соответствие и дать правильное определение понятия.
Таблица 2.1.2.
Понятия психологии развития и возрастной психологии
1. | Возрастная психология | 1 | Отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. |
2. | Развитие | 2 | Изменение, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме окружающей среды. |
3. | Физическая область развития | 3 | Рост и изменение тела человека, включающее внешние изменения, а также физическое здоровье и двигательные навыки.. |
4. | Созревание | 4 | Процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом |
5. | Психосоциальная область развития | 5 | Развитие личности и межличностных отношений |
6. | Предмет исследования возрастной психологии | 6 | Возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. |
7. | Когнитивная область развития | 7 | Психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. |