Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

  2. Конгруэнтность – это соответствие невербальных проявлений словесным высказываниям.

  3. Психология общения - отрасль психология, изучающая особенности человеческого общения.

  4. Общемственные отношемния -- различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.

  5. Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности.

  6. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения.

  7. Структура общения - это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.

  8. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.




  1. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.


Задание 2. Составить синквейн на тему «Психология общение».

1. Общение!

Приятное, дружелюбное!

разговаривать, передавать, общаться!

Общение помогает человеку найти общий язык с окружающими людьми!

Беседа

Задание 3. Заполнить таблицу.

Заполните таблицу бессознательных реакций в общении, распределив перечисленные признаки по соответствующим колонкам (табл. 1.3.1):

  1. Взгляд поверх очков

  2. Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий

  3. Заинтересованный, продолжительный взгляд

  4. Закидывание ноги на ногу

  5. Кривая ухмылка, натянутая улыбка

  6. Легкий наклон головы в бок

  7. Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. Демонстрация открытых ладоней. Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок

  8. Ноги, скрещенные в коленях, направлены в сторону партнера

  9. Одобрительная улыбка

  10. Отворачивание от собеседника. Занятие «стартовой» позиции (готовность уйти)

  11. Отрицательные покачивания головой

  12. Порывистые, неконтролируемые движения. Собирание несуществующих ворсинок с одежды

  13. Посадка на краешке стула с полной обобщенностью к партнеру

  14. Прерывистая речь

  15. Прижатые к друг к другу лодыжки ног

  16. Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ. Потирание или прикосновение к уху, потягивание мочки уха

  17. Приподнятые плечи и опущенная голова

  18. Ровная речь

  19. Свобода, гармоничность движений

  20. Собеседник копирует позы партнера

  21. Сцепление пальцев рук. Сжатие пальцев в кулак. Скрещение рук на груди. Указательный палец на щеке направлен к виску







  22. Утвердительные кивки



Таблица 1.3.1.

Признаки проявления искренности-лживости в невербальном общении

Проявления искренности и открытости

Проявления закрытости или лживости

2,3,7,9,13,18,19,20,22

1,4,5,6,8,9,10,11,12,14,15,16,17,21

  1. Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий

  2. Заинтересованный, продолжительный взгляд

  3. Посадка на краешке стула с полной обобщенностью к партнеру

  4. Ровная речь

  5. Свобода, гармоничность движений

  6. Собеседник копирует позы партнера

  7. Утвердительные кивки



  1. Взгляд поверх очков

  2. Закидывание ноги на ногу

  3. Кривая ухмылка, натянутая улыбка

  4. Легкий наклон головы в бок

  5. Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. Демонстрация открытых ладоней. Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок

  6. Ноги, скрещенные в коленях, направлены в сторону партнера

  7. Одобрительная улыбка

  8. Отворачивание от собеседника. Занятие «стартовой» позиции (готовность уйти)

  9. Отрицательные покачивания головой

  10. Порывистые, неконтролируемые движения. Собирание несуществующих ворсинок с одежды

  11. Прерывистая речь

  12. Прижатые к друг к другу лодыжки ног

  13. Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ. Потирание или прикосновение к уху, потягивание мочки уха

  14. Приподнятые плечи и опущенная голова

  15. Сцепление пальцев рук. Сжатие пальцев в кулак. Скрещение рук на груди. Указательный палец на щеке направлен к виску


Задание 4. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых одно и то же сообщение понимается по-разному.

Придумайте сообщение и примеры, когда понимание находится в зависимости:

а) от возраста собеседника;

"Зацени мой лук!"

Молодежь поймет, что речь идет об образе, а люди постарше могут подумать что-то про луковицу. Таких примеров много, почти все они касаются неологизмов, связанных с Интернет-средой и технологиями.

б) от степени знакомства с собеседником;

"Да ну тебя".

Если скажете такую фразу другу или знакомому, вряд ли кто-то обидится всерьез. А вот если то же самое скажете незнакомому человеку в автобусе или, предположим, преподавателю, можете человека этого ненароком обидеть, а то и получить выговор за невежливое обращение со взрослыми/старшими.
Задание 5. Составить структурно-логическую схему.



Заполните схему «Виды общения» по определенным критериям (рис. 1.3.1.). Материалы можно найти по ссылке:

https://doctorfeel.net/human-psychology/other-people/vidy-obscheniya.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F .


Опосредовательное

Вербальное и невербальное

Прямое

Массовое

Межличностное

Деловое

Личное

невербальное

Виды общения

Рис.1.3.1. Виды общения
Задание 6. Заполнить таблицу (табл. 1.3.2.).

Ознакомившись с рекомендованной литературой, составьте список основных средств общения.
Таблица 1.3.2.

Средства общения

Средство общения

Общая характеристика

Язык

Система слов, выражений и правил их соединения в

Осмысленные высказывания, используемые для общения.

Эмоциональная выразительность

это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.

Мимика

«выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах.

Взгляд

это такое действие человека, когда он направляет свои глаза на какой-то объект и рассматривает его.

Поза

 положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.

Жестикуляция

способ невербального общения. Язык жестов богат на способы выражения людьми самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим.

Игра

Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками.



Интонация

манера произношения, зависящая от повышения и понижения тона голоса, громкости, скорости и ритма говорящего. Слово «интонация» произошло от латинского «громко произношу».


Задание 7. Напишите самоотчет по результатам методики «Три Я»

Выполните тест «Три Я» и определите, какая позиция - Родителя, Взрослого или Ребенка для вас является ведущей.

Инструкция: оцените в баллах от 0 до 10 следующие высказывания:

1.Мне порой не хватает выдержки.

2.Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3.Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4.Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5.Меня провести нелегко.

6.Мне бы понравилось быть воспитателем.

7.Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8.Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9.Каждый должен выполнять свой долг.

10.Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12.Наше поколение должно учиться у старших, как ему жить.

13.Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15.Дети должны следовать указаниям родителей.

16.Я —увлекающийся человек.

17.Мой основной критерий оценки человека —объективность.

18.Мои взгляды непоколебимы.

19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20.Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам:

Вопросы: 1,4, 7, 10, 13,16,19. Позиция ребенка Д.

Вопросы: 2, 5,8, 11, 14,17, 20. Позиция взрослого В.

Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15,18, 21. Позиция родителя Р.

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих социальных ролей.


РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА 1. Психология развития и возрастная психология как междисциплинарная наука о человеческом развитии
Задание 1. Заполните таблицу.

Постарайтесь использовать для заполнения не только психологические источники, но и высказать собственное мнение.
Таблица 2.1.1.

Актуальность психологии развития и возрастной психологии

Теоретическая

Практическая

...

...

...

...


Задание 2. Допишите недостающие понятия
.

  • детская психология;

  • подростковая психология;

  • психология юности;

  • психология зрелого возраста;

  • геронтопсихология.


Задание 3. Нарисуйте график.

Для этого Вам необходимо на оси ОХ проставить ряд наук, которые, по Вашему мнению, связаны с психологией развития и возрастной психологией. На оси ОУ отметьте, на сколько процентов, по вашему мнению, проявляется это влияние. Постройте кривую.
%

100

90

80

70

60

50

40

30

20


науки
10

0




Задание 4. Соотнесите понятия и их определение.

В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Необходимо установить соответствие и дать правильное определение понятия.
Таблица 2.1.2.

Понятия психологии развития и возрастной психологии

1.

Возрастная психология

1

Отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

2.

Развитие

2

Изменение, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме окружающей среды.

3.

Физическая область развития

3

Рост и изменение тела человека, включающее внешние изменения, а также физическое здоровье и двигательные навыки..

4.

Созревание

4

Процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом

5.

Психосоциальная область развития

5

Развитие личности и межличностных отношений

6.

Предмет исследования возрастной психологии

6

Возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

7.

Когнитивная область развития

7

Психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем.