Файл: Литература по теме Практические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Решение:

Расчет проведем, используя формулу 66:


 

С учетом полученного необходимого объема выборки (9 супермаркетов) определим интервал отбора: 284 / 9 = 31,56. Определенный таким способом интервал всегда округляется в меньшую сторону, так как при округлении в большую сторону произведенная выборка не достигнет рассчитанного по формуле необходимого объема. Следовательно, в нашем примере, из общего списка супермаркетов необходимо отобрать для обследования каждый 31-й магазин. При этом процент отбора составит 3,2 % (100 % / 31, или 9 / 284).
Вопросы для самопроверки:

1.  Какие преимущества и недостатки по сравнению со сплошным наблюдением имеет выборочное наблюдение?

2.  В чем отличие бесповторного от повторного отбора?

3.  Что показывает предельная ошибка выборки? От каких основных факторов зависит ее уровень?

4.  Что показывает средняя ошибка выборки?

5.  Что понимается под доверительной вероятностью и коэффициентом доверия? Какая существует между ними зависимость?

6.  В чем отличие механического отбора от случайного?

7.  Какие проблемы возникают при использовании систематической выборки?

8.  Что представляет собой стратифицированная выборка?
Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Улитина Е.В. Статистика: учеб. пособие / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова. – 3-е изд. – М.: МФПУ, 2013.– 312 с. – (Университетская серия).

 

Дополнительная литература:

1.  Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Практикум по курсу «Статистика» (в системе STATISTICA). – М.: Социальные отношения, 2006.

3.  Практикум по теории статистики: учеб. пособие / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

4.  Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5.  Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, 2010.
Практические задания:

 

Задание 1.

Определите вид выборки – собственно случайная, механическая, стратифицированная – использованный при проведении исследования, указанного в таблице.


Содержание исследования

Вид выборки

А) Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств Центрального федерального округа, реализованное по областям ЦФО (внутри областей домашние хозяйства отбирались случайным образом пропорционально общему количеству домохозяйств).

 

Б) Опрос покупателей телевизоров по анкетам, вложенным в упаковку продукта.

 

В) Выборочное обследование размера расходов посетителей ресторана за неделю, проведенное путем анализа каждого 10-го чека из общего списка чеков за выбранную неделю.

 

Г) Обследование прохожих города на предмет выяснения степени владения каким-либо иностранным языком.

 

Д) Обследование 25 % студентов вуза на предмет их карьерных планов, проведенное по каждому факультету отдельно.

 



Задание 2.

Определите необходимый объем выборки для обследования среднедушевых денежных доходов населения области методом собственно случайного повторного отбора, чтобы с вероятностью 0,997 предельная ошибка выборки не превышала 300 руб, если известно, что среднее квадратическое отклонение величины среднедушевого денежного дохода составляет 2783 руб.
Задание 3.

Количество корпоративных клиентов-юридических лиц банка составляет 750. Планируется проведение механического выборочного обследования с целью определения уровня удовлетворенности работой новой системы интернет-банкинга (в баллах по пятибалльной системе). Определите сколько и каких клиентов из общего списка необходимо опросить, чтобы с вероятностью 0,9545 предельная ошибка не превысила 0,3 балла, если известно, что дисперсия оценок системы интернет-банкинга клиентами составляет 3,85.

 


Тема 8. Анализ взаимосвязи между социально-экономическими явлениями

 

Цель изучения темы состоит в формировании системы знаний и компетенций об основных статистических категориях выявления и оценки силы взаимосвязи между социально-экономическими явлениями, способах расчета, оценки и интерпретации показателей взаимосвязи между социально-экономическими явлениями, выраженными неколичественными признаками.

 

В результате успешного освоения темы Вы:

Узнаете:

·     какие виды взаимосвязи существуют в экономическом анализе;

·     какие методы используются при изучении связей между социально-экономическими явлениями;

·     что представляют собой линейная и нелинейная связи;

·     что означает взаимная сопряженность признаков и каким образом подготовить исходные данные для ее оценки;

·     с помощью каких коэффициентов измеряется взаимосвязь между качественными признаками.

 

Приобретете компетенции:

·     владение методами количественного анализа, теоретического и экспериментального исследования;

·     владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

·     понимание роли и значения информации в развитии современного общества и экономических знаний;

·     способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

·     умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений;

·     умение различать виды взаимосвязи;

·     умение строить и анализировать диаграмму рассеяния;

·     умение составлять таблицы взаимной сопряженности качественных признаков размерностью 2х2 и большей;

·     умение выбирать вид и рассчитывать значения коэффициентов взаимосвязи между качественными признаками.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     факторные и результативные признаки;

·     функциональная связь;

·     корреляционная связь;

·     прямая и обратная связь
;

·     линейная и нелинейная связь;

·     ложная корреляция;

·     диаграмма рассеяния;

·     таблица сопряженности;

·     коэффициент ассоциации;

·     коэффициент контингенции;

·     коэффициент взаимной сопряженности Пирсона;

·     коэффициент взаимной сопряженности Чупрова;

·     показатель взаимной сопряженности.

 

Вопросы темы:

1.  Классификация видов и методов изучения взаимосвязи.

2.  Графический метод выявления взаимосвязи.

3.  Изучение взаимосвязи между качественными признаками.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Классификация видов и методов изучения взаимосвязи.
Исследование объективно существующих связей между социально-экономическими явлениями и процессами является важнейшей задачей статистики. Понимание, как изменение одного из исследуемых показателей отразится на изменении другого, необходимо при регулировании и управлении любыми системами и процессами, чтобы правильно оценивать последствия принимаемых управленческих решений.

Большинство финансово-экономических процессов – это результат одновременного взаимодействия большого числа составляющих их элементов, представляющих собой выраженные в форме показателей различные количественные и качественные признаки.

Признаки по их сущности и значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменения других связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами и обозначаются Х. Признаки, изменяющиеся под действием факторов, называются результативными и обозначаются Y.
При исследовании взаимосвязи между одним факторным и одним результативным признаками или между двумя факторными признаками говорят о двумерных данных, а при изучении влияния нескольких факторных признаков на один результативный – о многомерных данных.
В статистике различают функциональную и корреляционную связи. Функциональной называют связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно и только одно значение результативного признака.

Если зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем, при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется корреляционной. При корреляционной связи изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением признака-фактора и при одинаковом значении факторного признака величина признака-результата у разных единиц совокупности может в силу индивидуальных особенностей различаться.


Связи между явлениями и их признаками классифицируются по направлению, тесноте (силе связи) и аналитическому выражению (рис. 20)

Рис. 20. Классификация видов взаимосвязи
По направлению выделяют связь прямую и обратную. Прямая – это связь, при которой с увеличением или с уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение значений результативного признака. Так, рост объемов производства способствует увеличению прибыли предприятия. В случае обратной связи значения результативного признака изменяются под воздействием факторного, но в противоположном направлении – с увеличением или с уменьшением значений факторного признака происходит уменьшение или увеличение значений признака-результата. Так, снижение себестоимости единицы производимой продукции вызывает рост прибыли.

Для измерения тесноты связи используют значение коэффициента корреляции. Он изменяется в пределах от -1 до +1. Знак (+) говорит о прямой связи, а (-) об обратной (табл. 41):

 

Таблица 41.

 

Количественные критерии оценки тесноты связи

 

Значение коэффициента корреляции

Теснота связи

до ±0,3

практически отсутствует

±0,3 – ±0,5

слабая

±0,5 – ±0,7

умеренная

±0,7 – ±1,0

сильная

 

По аналитическому выражению выделяют связи линейные и нелинейные. Если статистическая связь между явлениями X и Y может быть приблизительно выражена уравнением прямой линии ( ), то ее называют линейной. Если же связь может быть выражена уравнением какой-либо кривой линии, например параболы ( ), то такую связь называют нелинейной, или криволинейной.

Для выявления и анализа связи статистика использует следующие основные методы:

·     графический метод – построение диаграммы рассеяния;

·     метод корреляционного анализа – выявление наличия, силы и направления взаимосвязи между признаками;