Файл: Литература по теме Практические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 



 

Таким образом, связь между результатом прохождения итогового тестирования по теме и активностью участия студента в практическом занятии сильная и прямая.
Когда хотя бы один из качественных признаков принимает более двух вариантов значений, то для определения тесноты связи применяются коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова. Вспомогательная таблица, используемая для расчета коэффициентов, имеет следующий вид:

 

Таблица 45.

 

Вспомогательная таблица для расчета коэффициентов взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова

 

Y

Х

I

II

III



Всего

I

nx1y1

nx1y2

nx1y3



nx1

II

nx2y1

nx2y2

nx2y3



nx2

III

nx3y1

nx3y2

nx3y3



nx3













Итого

ny1

ny2

ny3



n

 

Коэффициент Пирсона КП и коэффициент Чупрова КЧ вычисляются по следующим формулам:

            (69)
            (70)
где

K1 – число значений (групп) первого признака;

K2 – число значений (групп) второго признака;


– показатель взаимной сопряженности.
Показатель взаимной сопряженности  определяется как сумма отношений квадратов частот каждой клетки таблицы к произведению итоговых частот соответствующего столбца и строки.

                 (71)

Вычитая из этой суммы «1», получим величину :

                (72)

Коэффициенты взаимной сопряженности принимают значения в интервале [0; 1]. Равенство коэффициентов нулю означает отсутствие связи, равенство единице – полную взаимосвязь.

 

Пример 3. С помощью коэффициентов взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова исследуем взаимосвязь показателей «частота опозданий сотрудника» и «оценка качества работы сотрудника его руководителем».
Таблица 46.

 

Зависимость оценки качества работы сотрудника его руководителем от частоты опозданий сотрудника


Частота

опозданий

Оценка качества работы сотрудника его руководителем

Итого

ниже среднего

уровня

средний уровень

выше среднего уровня

Низкая

8

15

27

50

Средняя

6

24

10

40

Высокая

23

9

6

38

Итого

37

48

43

128

 

Решение:

1.  Рассчитаем показатель взаимной сопряженности :

2.  Найдем значения коэффициентов взаимной сопряженности согласно формулам:

 



Таким образом, связь между частотой опозданий сотрудников и оценкой качества их работы руководителем можно признать статистически значимой и средней по силе влияния.


Вопросы для самопроверки:

1.       В чем различия между функциональной и корреляционной связью?

2.       В каких случаях можно говорить о прямой, а в каких – об обратной зависимости между изучаемыми признаками?

3.       Что такое диаграмма рассеяния и как она строится?

4.       Как выглядит расположение точек на диаграмме рассеяния:

а)       при нелинейной связи между x и y;

б)       при отсутствии взаимосвязи между x и y?

 

5.       Что такое ложная корреляция?

6.       Что представляет собой таблица сопряженности? Какие размерности таблиц сопряженности вы знаете?

7.       Для каких качественных данных используется расчет коэффициента ассоциации и контингенции?

8.       Когда для оценки взаимосвязи используются коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова?

9.       Как интерпретируются количественные значения коэффициентов взаимной сопряженности? Какие критические значения для них существуют?

10.  Какие коэффициенты следует применить для оценки взаимосвязи между показателями:

а)       «пол сотрудника» и «наличие ученой степени»?

б)       «уровень образования сотрудника (полное среднее, среднее профессиональное, высшее)» и «оценка степени корпоративной лояльности» (высокая, средняя, низкая)»?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Улитина Е.В. Статистика: учеб. пособие / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова. – 3-е изд. – М.: МФПУ, 2013.– 312 с. – (Университетская серия).

 

Дополнительная литература:

1.  Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2.  Практикум по теории статистики: учеб. пособие / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3.  Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

4.  Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, 2010.
Практические задания:

 

Задание 1.

При помощи диаграммы рассеяния оцените направление взаимосвязи между показателями, указанными в таблице.


Номер

п.п.

Данные для анализа взаимосвязи

Направление взаимосвязи

1.

 

№ п.п.

Цена продажи автомобиля,

млн руб.

Пробег,

тыс. км.

1

1,05

75

2

1,04

70

3

1,07

68

4

1,10

61

5

1,16

58

6

1,25

55

7

1,25

39

8

1,32

12

 

 

 

2.

 

№ п.п.

Размер месячного дохода,

тыс. руб.

Затраты на мобильную связь,

руб. в месяц

1

13

200

2

15

250

3

24

400

4

19

300

5

17

350

6

22

450

7

27

600

8

30

500




 



Задание 2.

По итогам проведения тренинга были получены следующие результаты анкетирования его участников (таблицы ниже).

 

Посещаемость занятий сотрудниками

 

Пол

иногда пропускал

посещал всегда

Итого:

мужской

7

5

12

Женский

2

6

8

Итого

9

11

20


Таблица сопряженности оценки сотрудниками качества работы тренера и общей удовлетворенности посещением тренинга

 

оценка тренера

оценка тренинга

Итого:

удовлетворительно

хорошо

отлично

удовлетворительно

4

1

0

5

хорошо

1

6

1

8

отлично

0

2

5

7

Итого:

5

9

6

20

 

При помощи известных вам методов определите:

а)       повлиял ли пол сотрудника на посещение занятий тренинга?

б)       есть ли взаимосвязь (и если есть, то какая) между оценкой участником тренинга работы тренера и общей оценкой его удовлетворенностью посещением тренинга?

Тема 9. Измерение и прогнозирование взаимосвязи с помощью корреляционно-регрессионного анализа
Цель изучения темы состоит в формировании системы знаний и компетенций о статистических методах, применяемых для анализа взаимосвязи между социально-экономическими явлениями, построения ее моделей, оценке и интерпретации параметров этих моделей.

 

В результате успешного освоения темы Вы:

Узнаете:

·     в чем разница между корреляционным и регрессионным анализом;

·     основные условия применения корреляционного анализа;

·     для чего используется линейный коэффициент корреляции и как интерпретируется его значение;

·     основные условия применения регрессионного анализа;

·     для чего используется парная линейная регрессия;

·     основные правила интерпретации показателей связи.

 

Приобретете компетенции:

·     владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

·     владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

·     понимание роли и значения информации в развитии современного общества и экономических знаний;

·     способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

·     умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;

·     способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат, иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;

·     способность обосновывать решения в сфере управления