ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, связь между результатом прохождения итогового тестирования по теме и активностью участия студента в практическом занятии сильная и прямая.
Когда хотя бы один из качественных признаков принимает более двух вариантов значений, то для определения тесноты связи применяются коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова. Вспомогательная таблица, используемая для расчета коэффициентов, имеет следующий вид:
Таблица 45.
Вспомогательная таблица для расчета коэффициентов взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова
Y Х | I | II | III | … | Всего |
I | nx1y1 | nx1y2 | nx1y3 | … | nx1 |
II | nx2y1 | nx2y2 | nx2y3 | … | nx2 |
III | nx3y1 | nx3y2 | nx3y3 | … | nx3 |
… | … | … | … | … | … |
Итого | ny1 | ny2 | ny3 | … | n |
Коэффициент Пирсона КП и коэффициент Чупрова КЧ вычисляются по следующим формулам:
(69)
(70)
где
K1 – число значений (групп) первого признака;
K2 – число значений (групп) второго признака;
– показатель взаимной сопряженности.
Показатель взаимной сопряженности определяется как сумма отношений квадратов частот каждой клетки таблицы к произведению итоговых частот соответствующего столбца и строки.
(71)
Вычитая из этой суммы «1», получим величину :
(72)
Коэффициенты взаимной сопряженности принимают значения в интервале [0; 1]. Равенство коэффициентов нулю означает отсутствие связи, равенство единице – полную взаимосвязь.
Пример 3. С помощью коэффициентов взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова исследуем взаимосвязь показателей «частота опозданий сотрудника» и «оценка качества работы сотрудника его руководителем».
Таблица 46.
Зависимость оценки качества работы сотрудника его руководителем от частоты опозданий сотрудника
Частота опозданий | Оценка качества работы сотрудника его руководителем | Итого | |||
ниже среднего уровня | средний уровень | выше среднего уровня | |||
Низкая | 8 | 15 | 27 | 50 | |
Средняя | 6 | 24 | 10 | 40 | |
Высокая | 23 | 9 | 6 | 38 | |
Итого | 37 | 48 | 43 | 128 |
Решение:
1. Рассчитаем показатель взаимной сопряженности :
2. Найдем значения коэффициентов взаимной сопряженности согласно формулам:
Таким образом, связь между частотой опозданий сотрудников и оценкой качества их работы руководителем можно признать статистически значимой и средней по силе влияния.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем различия между функциональной и корреляционной связью?
2. В каких случаях можно говорить о прямой, а в каких – об обратной зависимости между изучаемыми признаками?
3. Что такое диаграмма рассеяния и как она строится?
4. Как выглядит расположение точек на диаграмме рассеяния:
а) при нелинейной связи между x и y;
б) при отсутствии взаимосвязи между x и y?
5. Что такое ложная корреляция?
6. Что представляет собой таблица сопряженности? Какие размерности таблиц сопряженности вы знаете?
7. Для каких качественных данных используется расчет коэффициента ассоциации и контингенции?
8. Когда для оценки взаимосвязи используются коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова?
9. Как интерпретируются количественные значения коэффициентов взаимной сопряженности? Какие критические значения для них существуют?
10. Какие коэффициенты следует применить для оценки взаимосвязи между показателями:
а) «пол сотрудника» и «наличие ученой степени»?
б) «уровень образования сотрудника (полное среднее, среднее профессиональное, высшее)» и «оценка степени корпоративной лояльности» (высокая, средняя, низкая)»?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Улитина Е.В. Статистика: учеб. пособие / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова. – 3-е изд. – М.: МФПУ, 2013.– 312 с. – (Университетская серия).
Дополнительная литература:
1. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, 2010.
Практические задания:
Задание 1.
При помощи диаграммы рассеяния оцените направление взаимосвязи между показателями, указанными в таблице.
Номер п.п. | Данные для анализа взаимосвязи | Направление взаимосвязи | |||||||||||||||||||||||||||
1. |
| | |||||||||||||||||||||||||||
2. |
| |
Задание 2.
По итогам проведения тренинга были получены следующие результаты анкетирования его участников (таблицы ниже).
Посещаемость занятий сотрудниками
Пол | иногда пропускал | посещал всегда | Итого: |
мужской | 7 | 5 | 12 |
Женский | 2 | 6 | 8 |
Итого | 9 | 11 | 20 |
Таблица сопряженности оценки сотрудниками качества работы тренера и общей удовлетворенности посещением тренинга
оценка тренера | оценка тренинга | Итого: | ||
удовлетворительно | хорошо | отлично | ||
удовлетворительно | 4 | 1 | 0 | 5 |
хорошо | 1 | 6 | 1 | 8 |
отлично | 0 | 2 | 5 | 7 |
Итого: | 5 | 9 | 6 | 20 |
При помощи известных вам методов определите:
а) повлиял ли пол сотрудника на посещение занятий тренинга?
б) есть ли взаимосвязь (и если есть, то какая) между оценкой участником тренинга работы тренера и общей оценкой его удовлетворенностью посещением тренинга?
Тема 9. Измерение и прогнозирование взаимосвязи с помощью корреляционно-регрессионного анализа
Цель изучения темы состоит в формировании системы знаний и компетенций о статистических методах, применяемых для анализа взаимосвязи между социально-экономическими явлениями, построения ее моделей, оценке и интерпретации параметров этих моделей.
В результате успешного освоения темы Вы:
Узнаете:
· в чем разница между корреляционным и регрессионным анализом;
· основные условия применения корреляционного анализа;
· для чего используется линейный коэффициент корреляции и как интерпретируется его значение;
· основные условия применения регрессионного анализа;
· для чего используется парная линейная регрессия;
· основные правила интерпретации показателей связи.
Приобретете компетенции:
· владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
· понимание роли и значения информации в развитии современного общества и экономических знаний;
· способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
· умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
· способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат, иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
· способность обосновывать решения в сфере управления