Файл: Лекции по теории механизмов и машин. Учебное пособие к изучению теоретических основ курса для студентов направлений 050502 Инженерная механика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривают 1 цикл установившегося движения (для кривошипно-ползунного механизма в курсовом проекте - 1ц =2 ). Соответствующий циклу угол поворота начального звена делят на частей, определяя, таким образом, промежуточных положений начального звена (кривошипа). Для этих промежуточных положений начального звена строят планов положений звеньев механизма и планов скоростей его точек. Силы, действующие на звенья механизма, должны быть известны. На планах скоростей должны быть определены скорости точек приложения сил. После строят ряд вспомогательных графиков.
Построение графика приведенного к начальному звену момента инерции механизма – рис.7.3.
Значения I пр0, I пр1 … I прn определяют расчетным путем для всех положений механизма по формуле (6.21) (см. Лекцию 6, п.6.4).
Построение графика изменения приведенного к начальному звену момента сил сопротивления и веса - рис.7.4.
Ординаты графика определяются для всех положений механизма с использованием рычага Жуковского (см. Лекцию 6, п.6.3).
Построение графиков работ момента сил сопротивления и веса и движущего момента и - рис.7.5.
Построение графиков сводится к графическому интегрированию функций:
и
.
Вторая из функций (
), часто, не задается. Поэтому график строят без нее, учитывая, что:
-
Движущий момент принят постоянным, т.е. ≈ ; -
Работы движущих сил и сил сопротивления за один цикл установившегося движения равны между собой, т.е. = . Это равенство находится в полном соответствии с теоремой об изменении кинетической энергии, т.к. скорости и кинетические энергии механизма в начале и в конце цикла установившегося движения равны (см. выше, п.7.1).
Построение графика изменения приведенного к начальному звену движущего момента - рис.7.6.
Движущий момент, приведенный к кривошипу, определяют из условия равенства площадей графиков и за 1 цикл. Этот же график можно построить графическим дифференцированием зависимости (Рис.7.5).
Построение графика приращения кинетической энергии Δ - рис.7.7.
График Δ строят на основании построенных графиков и , используя теорему об изменении кинетической энергии:
Построение диаграммы “Энергия - масса” – рис.7.8.
Диаграмма строится на базе графиков и методом графического исключения параметра . В режиме установившегося режима работы данная диаграмма всегда замкнута.
-
Определение мгновенной скорости начального звена.
На рис.7.9 приведена диаграмма “Энергия - масса” в двух системах координат: внутренняя система – для механизма без маховика, внешняя – для механизма с маховиком.
Динамическая модель механизма – вращающийся кривошип. Кинетическая энергия динамической модели:
,
отсюда:
(7.4)
При помощи (7.4) можно определить мгновенное значение угловой скорости начального звена для любого положения (т.е. любой точки на диаграмме ). Например, для точки М (Рис.7.9) имеем:
(7.5)
-
Определение ускорения начального звена
Для определения углового ускорения начального звена можно использовать уравнение движения машины, записанное в форме (7.1):
(7.6)
При этом параметры для вычисления берут из соответствующих графиков для соответствующего положения механизма (угла
):
- из графика - рис.7.6;
- из графика - рис.7.4;
- из графика - рис.7.9 при помощи формулы (7.4);
- из графика - рис.7.3 графическим методом;
- из графика - рис.7.9.
При необходимости угловое ускорение можно определить и другими методами.
Вопросы для самоконтроля
-
Назовите основные режимы движения механизмов? -
Чем с энергетической точки зрения отличаются режимы разбега и выбега? -
Что называют циклом установившегося движения? -
Верно ли утверждение «В режиме установившегося движения параметры механизма выходят на номинальный уровень и стабилизируются»? -
В чем причина неравномерности движения механизма при установившемся режиме работы? -
Как вычисляют среднюю скорость начального звена при установившемся режиме работы механизма? -
Как вычисляют коэффициент неравномерности? Каковы пределы его изменения? -
Назовите приближенные значения коэффициентов неравномерности для сельскохозяйственных машин, металлорежущих станков, турбин. Чем можно объяснить различный порядок этих значений? -
По какой формуле можно определить мгновенную угловую скорость начального звена, если диаграмма «Энергия-масса» задана? -
По какой формуле находят угловое ускорение начального звена?
Литература
-
Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: Учеб. для втузов.- 4-е изд. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.- 640 с.
-
Теория механизмов и машин: Учеб. для втузов/ К.В.Фролов, С.А.Попов, А.К.Мусатов и др.; Под ред. К.В.Фролова.- М.: Высш. шк., 1987.- 496 с.
-
Левитская О.Н., Левитский Н.И. Курс теории механизмов и машин: Учеб. пособие для мех. спец. вузов.- 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: Высш. шк., 1985.- 279 с., ил.
-
Теория механизмов и машин. Терминология. Буквенные обозначения величин.- М.: Наука, 1984.- Вып.99.
1 Имеются в виду задачи кинематики и динамики механических систем.
1 Здесь преобразование материалов понимается как формоизменение, механическая обработка или перемещение объектов, на которые направлено действие машины.
1 В ТММ под твердыми телами понимают как абсолютно твердые, так и деформируемые и гибкие тела [4]. Другими телами, входящими в состав механизма, могут быть жидкие или газообразные тела (если речь идет о гидравлических или пневматических механизмах)
1 Неподвижность звена может быть условной (относительной). Так бывает, если корпус механизма установлен на подвижном основании.
2 В литературе по структуре механизмов стойке обычно присваивают номер « 0 » (нулевое звено).
3 Термины «входное звено» и «выходное звено» в литературе по структуре механизмов появились сравнительно недавно. Ранее эти звенья называли соответственно «ведущим» и «ведомым». Введение новых названий стало необходимым по причине их неоднозначной трактовки в задачах структурного и динамического исследования. В задачах структурного анализа ведущим и ведомым звеном называли собственно входное и выходное звенья механизма. В задачах динамики механизмов руководствуются другим подходом. Здесь под ведущим звеном понимают звено, к которому приложены внешние силы, сумма элементарных работ которых является положительной. Эти силы, следовательно, классифицируются как движущие (отсюда название звена – ведущее). При изменении знака элементарной работы внешних сил то же звено попадает в разряд ведомых. Таким образом, термины «входное звено» и «выходное звено» являются более подходящими для исследования структуры механизмов.
1 Деление кинематических пар на высшие и низшие является условным, т.к. линейный или точечный контакт элементов пар в реальных условиях является невозможным по причине деформируемости элементов.
1