Файл: Лекции по теории механизмов и машин. Учебное пособие к изучению теоретических основ курса для студентов направлений 050502 Инженерная механика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Режимы движения механизма
Полное время движения механизма – отрезок времени от момента начала движения до его полной остановки (для механизма с одной степенью свободы – от начала движения до полной остановки начального звена).
На рис.7.1 представлена тахограмма 1 движения механизма, с начальным звеном в виде кривошипа.
Из графика видно, что в общем случае полное время движения можно разделить на три части:
-
Время разбега – характеризуется увеличением скорости начального звена от нуля до некоторого среднего (номинального) значения рабочей скорости. -
Время установившегося движения – характеризуется периодическим изменением скорости начального звена около среднего значения рабочей скорости. При этом все кинематические характеристики начального звена (положение кривошипа, его угловая скорость, угловое ускорение) - периодические функции. Кинетическая энергия механизма во времени изменяется также по периодическому закону. Промежуток времени, по истечении которого положение начального звена, его скорость и ускорение, а также кинетическая энергия механизма принимают первоначальные значения и затем начинают периодически повторяться – называют циклом установившегося движения. -
Время выбега – характеризуется убыванием скорости начального звена от средней рабочей скорости до полной остановки.
На диаграмме (Рис.7.1) использованы следующие обозначения:
- работа движущих сил и работа сил сопротивления за один полный цикл;
- угловая скорость начального звена вначале цикла и в конце цикла;
- кинетическая энергия механизма вначале цикла и в конце цикла;
- время разбега, время установившегося движения, время выбега;
- время цикла установившегося движения.
В рамке под диаграммой приведено выражение теоремы об изменении кинетической энергии механизма для времени полного цикла (интегральная форма теоремы). Из теоремы следует, что при
> приращение кинетической энергии механизма за цикл положительно, т.е. угловая скорость начального звена увеличивается. И, наоборот, при < приращение кинетической энергии за цикл отрицательно, что соответствует уменьшению угловой скорости начального звена. Наконец, при = приращение кинетической энергии за один цикл равно нулю, а, значит, скорости начального звена вначале и в конце цикла одинаковы.
-
Неравномерность движения начального звена. Средняя скорость. Коэффициент неравномерности
Часто на вопрос о характеристиках движения механизма в установившемся режиме работы студенты отвечают: «Это режим работы, при котором все показатели выходят на номинальный рабочий уровень, т.е. стабилизируются».
Это неверный ответ.
Из предыдущего параграфа (п.7.1) следует, что угловая скорость начального звена в установившемся режиме изменяется, т.е. движение начального звена является неравномерным.
В чем же причина такой неравномерности?
Для анализа этого явления решим уравнение (6.29) относительно углового ускорения:
, (7.1)
Из (7.1) видно, что угловое ускорение зависит от ряда факторов. Движение будет равномерным, если обеспечить . Возможно ли это на практике?
Из трех составляющих числителя (7.1) только движущий момент (момент на валу кривошипа) условно можно считать постоянным 1 и не зависящим от положения начального звена, т.е. .
Приведенный момент сил сопротивления и веса зависит от закона изменения сил полезных и вредных сопротивлений, а также от величины и направления скоростей точек приложения этих сил и сил веса звеньев. Величина этого момента может быть установлена расчетным путем. Известно, что она может изменяться по весьма сложному закону и в весьма широких пределах. Таким образом, ≠ .
Третья составляющая содержит приведенный момент инерции механизма , который является функцией и зависит от кинетической энергии звеньев. Сама кинетическая энергия может изменяться от нуля (при полной остановке отдельных звеньев) до некоторого максимального значения. Отсюда следует, что для рычажных механизмов .
Обобщив результаты анализа, приходим к выводу, что неравномерность движения начального звена для рычажных механизмов - явление не просто возможное, а скорее – обычное и закономерное.
Причинами неравномерности следует считать:
-
изменение сил сопротивления при движении механизма (смотри, например, график сил трения в поступательной паре ползун-стойка в курсовом проекте); -
различное влияние сил тяжести звеньев (при опускании центров масс звеньев, силы тяжести являются движущими силами и, наоборот, при их подъеме – силами сопротивления); -
сложный характер изменения приведенного момента инерции механизма (что означает изменение величины и направления сил инерции звеньев).
Неравномерность движения количественно оценивается по величине коэффициента неравномерности ( ). Коэффициент вычисляется, исключительно, для режима установившегося движения.
Д ля вывода расчетной формулы введем понятия максимальной, минимальной и средней скорости начального звена.
Рассмотрим изменение угловой скорости начального звена за один цикл установившегося движения (Рис.7.2). Наибольшую скорость в цикле будем считать максимальной (1max), а наименьшую – минимальной (1min). Среднюю угловую скорость звена найдем приближенно, как полу-сумму 1max и 1min : 1
(7.2)
Коэффициент неравномерности численно определяется отношением амплитуды изменения угловой скорости (1max - 1min) к величине средней скорости 1ср, т.е.:
(7.3)
Теоретические пределы изменения .
Нижний предел (т.е. = 0) комментариев не требует. Действительно, при условии 1max - 1min = 0 выражение (7.3) дает такой результат. Это режим равномерного движения начального звена механизма, когда 1max = 1min = 1ср. Как показано ранее, этот режим для реальных механизмов является недостижимым идеалом.
Второй предел (т.е. = +) трудно объяснить, опираясь на выражение (7.3). Даже если предположить, что 1min = 0 (это случай максимально большой амплитуды 1 ) из (7.3) получаем в результате = 2. Парадокс объясняется тем, что истинное значение средней скорости отличается от вычисленного по (7.2) приближенного значения. Так, например, при кратковременном движении с 1max и длительной остановке с 1min = 0 истинная средняя скорость 1ср будет стремиться к нулевому значению (1ср 0). Подставив в (7.3) 1ср = 0, получим правильный результат
= +.
Неравномерность движения для механизмов и машин - явление нежелательное. Она ведет к появлению целого ряда негативных факторов. Так, возникающие при изменении скорости ведущего звена дополнительные ускорения всех звеньев вызывают добавочные динамические нагрузки в кинематических парах и элементах привода механизма. Кроме того, в связи с неравномерностью могут возникать дополнительные колебания звеньев, отрицательно влияющие на динамику и ресурс работы машины. В силу этих причин, от неравномерности стремятся если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить. Одно из решений в данном случае – установка маховика (см. Лекции по ТММ, Часть 2, Лекция 8).
Значения для некоторых реальных типов машин приведены ниже:
-
Насосы, сельскохозяйственные машины, конвейеры . . . . . . . . . 0,20,1 -
Металлообрабатывающие станки, двигатели внутреннего
сгорания (ДВС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,020,01
-
Электродвигатели, генераторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,010,005 -
Авиационные двигатели, турбогенераторы . . . . . . . . . . . . меньше 0,005
Из таблицы видно, что более быстроходным машинам соответствуют меньшие значения коэффициента . И, напротив, для тихоходных машин требования к равномерности движения менее жесткие.
-
Диаграмма “Энергия - масса” при установившемся режиме работы. Порядок построения.
Диаграмма “Энергия - масса” (диаграмма Виттенбауэра) – графическая зависимость приращения кинетической энергии механизма ( Δ ) от приведенного момента инерции ( Δ ).
Диаграмма может быть использована:
-
для определения коэффициента неравномерности механизма; -
для подбора маховика с целью снижения ; -
для определения текущего значения угловой скорости начального звена 1.
Построение диаграммы выполняется в несколько этапов: