Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Двухступенчатая волна информации имеет большое практическое значение для изучения пропаганды. Современный норвежский исследователь медиа Хельге Эстбие (Бергенский университет) посвятила гипотезе «двухступенчатой волны информации или (в другом переводе) двухволнового потока коммуникации небольшой критический очерк. Гипотеза «двухволнового потока коммуникации», или закон о лидерах мнений, является центральной для понимания взаимоотношения между персональной и массовой коммуникацией. Она рассматривает три типа участников: средства массово информации, лидеры мнений и «простые» реципиенты (получатели), или менее активные части населения. Новизна представленной Лазарсфельдом гипотезы заключалась в открытии посреднической группы, названной «лидерами мнения». Перед введением в научный оборот гипотезы двухволновой коммуникации (1944) преобладающей теорией было убеждение в непосредственном влиянии СМИ на население. Данные, собранные Лазарсфельдом, показали, что лишь немногие люди, поменявшие свое мнение по время избирательной кампании, сделали это благодаря влиянию СМИ. Наоборот, большинство изменивших мнение заявили, что причиной, побудившей их сделать это, стала персональная коммуникация. Ответы интервьюируемых показывали, что послание, переданное СМИ, было интерпретировано для масс «лидерами мнений». Свои выводы Лазарсфельд подтвердил в новой книге «Персональное влияние» (1955, в соавторстве с Е.Катцем). В «Персональном влиянии» было установлено три важных факта:

  1. Лидеры мнений имеют такой же социальный статус, что и ведомые ими. Когда лидеры мнения и ведомые различны по своему статусу, лидер мнения обычно имеет более высокий статус.

  2. Лидерство мнения оказалось специфическим в определенных вопросах, то есть индивид, действующий в качестве лидера мнений в одной сфере, не обязательно удержит свои позиции в других вопросах.

  3. Лидеры мнений оказываются, как правило, более расположенными к воздействию СМИ, чем ведомые лица.

Гипотеза Лазарсфельда была подтверждена другими исследованиями, содержание которых Эстбие кратко излагает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В классический период своего развития, приходящийся, в основном, на первую половину XX века, социология явила миру и блестящих теоретиков (П.А.Сорокин и Т.Парсонс), и выдающихся организаторов опросов общественного мнения (Дж.Гэллап), и учёных, доказавших полезность профессионального труда социолога на предприятии (Э.Мэйо), и крупнейших специалистов по методологии эмпирических социологических исследований (П.Лазарсфельд). Социология в этот период развивалась и вглубь, и вширь. Она развивалась вглубь, ибо были предприняты несколько амбициозных попыток создать грандиозную всеохватывающую теоретическую систему социологического видения общества. С именем Т.Парсонса связана попытка представить функциональные основы стабильно-равновесного состояния общества как сложной системы социального порядка. П.А.Сорокин предпринял попытку проанализировать долговременные процессы качественных и тотальных изменений социально-общественных систем, то есть занялся той работой, которая не была сделана Парсонсом. Их ученик Р.Мертон указал направление, в котором можно соединить усилия социологов, занимающихся, в основном, либо изучением частных социальных фактов и эмпирическими исследованиями, либо разработкой абстрактных теорий, использование которых в интересах общества затруднено. Имеется в виду его концепция теорий среднего уровня. Ценность вклада интеракционистов (Кули, Мид, Блумер) в развитие социологии состоит в глубоком изучении ими микросоциальных, прежде всего, межличностных оснований социального порядка общественной жизни. Они основательно продвинули социологическую теорию в том направлении, которое осталось почти неизученным Сорокиным, Парсонсом и Мертоном. Социологи чикагской школы сформировали научные основы социологического изучения современного города и городского сообщества как систем, развивающихся весьма сложным и противоречивым образом. К сожалению, участие социологов в программах градостроительства и развитии гражданского общества в городах является сегодня весьма скромным. Благодаря колоссальным усилиям Дж.Гэллапа, Э.Мэйо, их коллег и учеников социология добавила к теоретизированию и двум связанным с ним профессиональным ролям социолога – академического исследователя и преподавателя - новую область своей творческой деятельности – практику и новые профессиональные роли – специалиста по опросам, маркетолога и консультанта по управлению и HR. П.Лазарсфельд способствовал развитию работы социологов в области методологии и методики эмпирических социологических исследований (измерение и анализ данных), отсутствие которой делает проведение таких исследований бессмысленной тратой времени и сил. В целом в классический период развития в социологии произошло существенное увеличение пространства социологического действия и разума – в науке и в бизнесе, в теории и на практике. Это придало социологам уверенности в том, что их наука и работа нужны не только им, но и обществу.



 Социетальная, то есть относящаяся ко всему обществу (society)

 От слов: Fides (лат.) – вера, доверие, уверенность, кредит; Fiduciaries (лат.) – данный или заключённый на веру