Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 18. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
Город Чикаго стал во второй половине XIX века крупнейшим промышленным городом в США, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом. Чикаго становится и городом рабочего и женского движения (из Чикаго берёт истоки празднование и 8 марта и 1 мая), городом иммигрантов и гангстеров. В 1860 году в Чикаго проживало 109 тысяч человек, в 1880 – более 500 тысяч, в 1890 – около миллиона, причём 77,7% жителей Чикаго составляли люди, родившиеся не в США. В 1910 году в Чикаго проживало 2 миллиона 200 тысяч человек. В Чикаго были построены первый небоскреб со стальным остовом, первый вагон-холодильник, первая электрическая железная дорога. Чикаго стал главным центром по консервированию мясных продуктов. На бойнях фирмы «Армор» убивали 1200 свиней, 220 быков и 200 телят в час. Ужасным условиям труда на бойнях Чикаго посвящён знаменитый «социологический» роман Э.Синклера «Джунгли» (1906). Однако среди достижений были не только успехи в промышленности. В Чикаго взлетели цены на землю. Впечатляющим было увеличение преступности, являющееся отчасти результатом быстро растущей миграции и сопутствующего ей усиливающегося беспорядка в трущобах.

В 1892 году в Чикаго при финансовой поддержке Рокфеллера открылся и за несколько лет выдвинулся в число первых университетов в стране. Стараниями А.Смолла в 1892 году в университете открылся и начал работу первый в мире факультет социологии. Постепенно в Чикаго собрались выдающиеся социологи, имевшие богатый жизненный и профессиональный опыт. Их главные интересы были связаны с городской этнографией, социальной патологией, городской экологией и социальной психологией. Пребывание их в одном месте и научная работа, проводимая ими, часто в сотрудничестве друг с другом, и позволяет говорить о них как о научной школе. С точки зрения наличия формальных признаков научной школы трудно доказать, что в чикагском университете действительно существовала научная школа. Чикагская школа, по словам Г.Беккера, никогда не была научной школой в настоящем смысле этого понятия. Л.Вирт говорил, что он не понимает, почему люди вообще говорят о чикагской школе, так как, по его мнению, не было ни общей идеи, ни стиля работы, которые объединяли бы его и его коллег. Тем не менее, этот термин используется для характеристики деятельности социологов, чья научная деятельность была связана с Чикагским университетом.


Основными представителями чикагской школы являются:

  • Албион Смолл (1854 - 1926)

  • Уильям Айзек Томас (1863 – 1947)

  • Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)

  • Роберт Эзра Парк (1864 – 1944)

  • Элсуорт Фэрис (1874 – 1953)

  • Эрнест Бёрджесс (1886 – 1966)

  • Харви Уоррен Зорбо (1896 – 1965)

  • Эверетт Хьюз (1897 – 1983)

  • Луис Вирт (1897 – 1952)

  • Ллойд Уорнер (1898 – 1970)

  • Герберт Блумер (1900 – 1987)

  • Ирвинг Гоффман (1922-1982)

Активная научная и преподавательская деятельность лидеров школы продолжалась до конца 30-х годов прошлого века. Затем влияние снижается. В США интенсивно развиваются количественные методы в социологии, тогда как в Чикаго преобладали методы описательные, этнографические и качественные. Социология интенсивно развивается в Гарвардском университете (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон) и в Колумбийском университете (П.Лазарсфельд). Теоретический центр американской социологии переместился в Гарвард. Но социология продолжала своё развитие в Чикагском университете. Некоторые историки социологии даже пишут о «второй чикагской школе». К её главным представителям относят как Э.Хьюза, Л.Уорнера, Г.Блумера, И.Гоффмана, Г.Беккера и А.Стросса.

Главным объектом исследований большинства представителей школы был сам Чикаго и в более широком смысле – современный город и городская среда обитания. Общим и отдельным сторонам городской жизни Чикаго были посвящены работы Н.Андерсона «Бродяги» (1923), Э.Бёрджесса «Рост города» (1925), Х.Зорбо «Золотой берег и трущобы» (1929), П.Г.Кресси «Танцевальный зал: социологическое изучение коммерциализированного отдыха в Чикаго» (1932), Р.Парка, Э.Бёрджесса и Р.Маккензи «Город Чикаго» (1925), У.Реклесса «Зло в Чикаго» (1933), Ф.М.Трэшера «Банда. Изучение 1313 чикагских банд» (1927), Э.Хьюза «Рост института: чикагский департамент недвижимого имущества» (1931) и другие работы этих и других учёных.

Хотя изучение жизни Чикаго предпринималось учёными по собственной инициативе, а не по заказу городских властей или деловых и общественных организаций, оно стало возможным и успешным благодаря наличию в Чикаго благоприятных для научной работы условий. Появление Чикагского университета и начало деятельности чикагских социологов приходится на годы, когда «позолоченный век» (период экономического бума, начавшийся в 70-е гг.), сменяется охватившим всю страну мощным экономическим кризисом. В период с 1893 по 1897 гг. в США закрылись 642 банка и около 16 тысяч частных фирм и предприятий. 3 миллиона американцев стали безработными. Этот кризис оказался особо болезненным для Чикаго. По некоторым данным, в Чикаго насчитывалось 200 тысяч безработных, что могло составлять до 20% всего населения города. В 1893 и 1894 гг. в городе проходят крупнейшие забастовки и демонстрации рабочих, требующих улучшения условий труда и повышения заработной платы. Они были подавлены полицией и закончились кровопролитием. Рост по всей стране и в Чикаго рабочего, реформистского и социалистического движения свидетельствовал о повышении в менталитете американцев ценностей коллективных социальных интересов, солидарности и общего блага. В условиях изменившихся общественных настроений Чикаго становится средоточием реформ практически в каждой сфере муниципального управления и общественной политики, от городского устава до системы здравоохранения, от городского планирования до
законодательства в области трудовых отношений, от борьбы с преступностью до государственного образования. Реформистское движение в Чикаго осуществлялось благодаря инициативе частных лиц, не находившихся на государственной и городской службе. Между 1892 и 1919 годами более 2500 чикагцев участвовали в деятельности 70 реформистских групп и организаций. Следует особо выделить Джейн Аддамс (1860 - 1935), замечательного социального реформатора, организатора движения «рабочих общежитий» (сеттльментов), призванного улучшить жизнь, труд, образование беднейших жителей Чикаго. Фактически, Аддамс была одним из самых выдающихся социологов-практиков, участвующих в социальных изменениях, а не занятых только описанием социальных ситуаций. На фоне активности таких людей, как Аддамс, научная работа чикагских социологов выглядит удалённой от реальной жизни. Некоторые сотрудничали с Аддамс, но главным их делом было научное изучение Чикаго, а не реформирование социальной среды.

Перейдём к изложению научных воззрений и результатов основных представителей чикагской школы.

Роберт Эзра Парк (1864 – 1944) до 1898 г. работал журналистом, освещавшим городские события. Именно тогда у него появился серьёзный интерес к научному изучению города.

По мнению Парка, общество следует представлять как продукт взаимодействий между индивидами, поведение которых регулируется совокупностью традиций и норм, возникающих в процессе взаимодействия. Общество «накладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального порядка». Посредством традиций и норм общество «является контрольной организацией», функция которой «состоит в том, чтобы организовывать, объединять в единое целое и направлять энергию индивидов, его составляющих». Социальный контроль всегда действует таким образом, чтобы упорядочить конкуренцию, привести конфликт к соглашению и подчинить индивидов требованиям социального порядка. Однако контроль не может обеспечить постоянное состояние равновесия в обществе. То, что противоречия регулируются механизмами контроля, отнюдь не означает, что они искореняются полностью. Это означает, что они стали латентными или же направленными в социально допустимое русло.

Парк выделял четыре основных социальных процесса (взаимодействия): конкуренцию, конфликт, аккомодацию и ассимиляцию. Конкуренцию он рассматривал как основную форму социального взаимодействия. Она предписывает людям их место в структуре разделения труда, в сфере экологического и экономического порядка. Конфликт и соперничество определяют статус индивида или группы в сфере социального порядка. Аккомодация предполагает прекращение конфликта, которое происходит, когда система установления статуса и власти временно закрепляется и контролируется посредством законов или норм нравственного поведения. При аккомодации исчезает открытый конфликт, хотя он и сохраняется в латентном состоянии как потенциальная сила. Аккомодация, как и социальный контроль, является непрочным состоянием и легко нарушается. Ассимиляция – «это процесс взаимопроникновения и синтеза, при котором участвующие в нем
отдельные личности и группы усваивают воспоминания, чувства и установки других лиц и групп, и, разделяя их опыт и историю, объединяются вместе с ними в общей культуре».

Парк разделял социальные явления в жизни общества на явления биотического и культурного уровня. Социальные процессы на биотическом уровне определяются законами конкуренции и конфликта, а на культурном уровне процессами коммуникации и морального порядка. Коммуникацию Парк характеризовал как социально-психологический процесс, благодаря которому человек способен принимать установки и точку зрения другого. «В целом, коммуникация является интегрирующим и социализирующим принципом. Она формирует чувства лояльности и общее понимание, открывающие возможность для скоординированного и согласованного коллективного действия».

Социология определялась Парком как наука, изучающая процессы социального взаимодействия, движения, развития и коммуникации, в основе которых лежат принципы существования и развития биотических природных сообществ. Социология дает концепцию и метод для исследования процессов, при помощи которых индивиды вовлекаются в совместные действия и побуждаются к взаимодействию в объединенном существовании (обществе).

Парк одним из первых в социологии занялся изучением маргинальности как социального явления и маргинала как социокультурного типа. Считается, что само понятие было введено Парком в 1928 году в статье «Человеческая миграция и маргинальный человек». О маргиналах Парк писал: «Маргинальный человек – это человек, которого судьба обрекла жить в двух обществах и в двух антагонистических культурах… Его разум – это плавильный тигель, в котором расплавляются целиком или частично сплавляются две разные и невосприимчивые друг к другу культуры. На фоне своей культурной среды он неизбежно становится индивидом с более широким кругозором, более тонким интеллектом... Маргинальный человек – это всегда человек более цивилизованный». В другой статье Парк писал: «В жизни большинства из нас существуют периоды перехода и кризиса, сопоставимые с теми, которые переживает в своем опыте иммигрант, покидающий дом в поисках удачи в чужой стране. Однако в случае маргинального человека период кризиса сравнительно постоянен. В итоге, он тяготеет к превращению в особый личностный тип».


Общетеоретические идеи общества и протекающих в нем социальных процессов конкуренции и коммуникации использовались Парком для изучения социальной организации городского пространства, процессов развития городов и миграции в них населения. Парк и работающие вместе с ним учёные обнаружили, что переселение людей в большие города и происходящие в их жизни быстрые изменения разрушают традиционные для негородских сообществ формы коммуникации и порождают атомизированное и дезорганизованное общество. Для того чтобы процесс адаптации людей к жизни в условиях новой для них социальной среды оказался менее болезненным, новые горожане стремятся жить вместе с похожими на них людьми в городских районах, которые Парк называл «естественными ареалами». Отчасти в результате отбора и сегрегации, а отчасти ввиду заразительного характера культурных паттернов люди, живущие в естественных ареалах одного общего типа и подверженные влиянию одних социальных условий, будут проявлять, в целом, одни и те же характеристики.

Другим исследователем городской жизни был Эрнест Бёрджесс (1886 – 1966). Основной целью своей научной работы Бёрджесс видел поиск надёжного средства для предсказания социальных феноменов, например, правонарушений, разводов, роста города, жизненных условий пожилых людей. Чаще всего научная деятельность Бёрджесса характеризуется на примере его исследования «Рост города. Введение в исследовательский проект» (1925). В этой работе Бёрджесс описал городскую экс­пансию в терминах расширения, последовательности и концентра­ции; определил, как экспансия нарушает метаболизм города, когда дезорганизация преобладает над организацией; опреде­лил мобильность и предложить её как критерий экспансии и метабо­лизма, поддающийся точной количественной формулировке, кото­рый можно бы было рассматривать как пульс сооб­щества. Типичные процессы экспансии города Бёрджесс иллюстрировал в серии концентрических кругов, которые он пронумеровал, да­бы обозначить как последовательно идущие зоны городского расши­рения, так и типы районов, дифференцирующихся в процессе экс­пансии.

Центральную часть города обычно окружает переходная зона, в которую проникают бизнес и легкая промы­шленность. Третью зону населяют промышленные рабочие, желающие жить поближе к мес­ту работы. За пределами этой зоны находится "спальная зона", образуемая комфортабельными многоквартирными домами или закрытыми районами частных домов, принадлежащих отдельным семьям. Еще дальше, за пределами города, располагается зона пригородов и городов-спутников, находящихся в получасе-часе езды от центра.