Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако создание такой науки невозможно, если путь к ней не включает в себя сбор и анализ эмпирических данных. А эта деятельность не может осуществляться, если игнорировать разработку методологии и методики эмпирических исследований. Лазарсфельд называет важнейшими задачами социологии установление взаимосвязи между социальными явлениями, разработку эмпирических методов, которые позволили бы установить закономерности развития явлений в социальном мире, а также деятельность, направленную на повышение точности измерения социальных явлений. Изучение и решение этих задач составляет научную деятельность социолога-методолога. Также методолог занимается определением генерального направления социологического исследования, методом выбора проблем и оценкой характера процедуры исследования. «Предполагается, что социологи превращают обширную и постоянно меняющуюся область социальных отношений в понятную систему управляемых знаний. Открытие и оценка пути решения этой задачи и составляют объект методологического анализа. Социолог изучает человека в обществе; методолог изучает социолога за работой».

Лазарсфельд называет шесть основных тем или проблем, изучением которых занимаются современные методологи.

  1. Размещение проблем исследования. Имеется в виду определение социологом того, как предпринимаемый им анализ какого-то аспекта проблемы «вклинивается» в более широкую задачу исследования.

  2. Выяснение содержания терминов и понятий. Лазарсфельд справедливо указывает, что «неточность многих типологий вытекает из того, что их авторам не удается определить, каким измерением или совокупностью измерений обладает исследуемый объект, а это очень важно, поскольку измерение служит источником этих типологий».

  3. Объяснение техники исследования, или изучение последствий применения того или иного метода исследования.

  4. Взаимосвязь техники исследования, или споры о процедуре исследования.

  5. Систематизация эмпирических выводов, осуществляемая с целью их сравнения друг с другом и установления существующей между ними связи. Но необходимо иметь в виду, что «выводы, полученные на основе анализа общих предположений, несомненно, являются довольно неопределенными, и данные группируются скорее по аналогии, чем на основе точных методов систематизации».

  6. Формализация анализа. Примерами являются введение социометрических таблиц и диаграмм, применение математических методов формализации для систематизации социологических данных.



Изучение шкал
Лазарсфельд уделял много внимания необходимости обращения социологии к математическим методам. Математика становится надежным орудием исследования тогда, когда начинают проводиться крупномасштабные исследования, например, для оценки эффективности рекламных и политических кампаний, требующие обстоятельных процедур и техник количественного измерения и анализа. В связи с этим Лазарсфельд отмечал, что «основная задача эмпирической социологии заключается в поиске все более утонченной техники разработки шкал и их комбинирования во все более сложные взаимозависимости».

Под именем шкалы в науке понимают ряд показателей, которые можно упорядочить таким образом, чтобы экспериментальные случаи оказались расположенными в порядке, соответствующем степени выраженности в них измеряемого понятия. С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие число, называемое шкальным значением объекта. В качестве шкалы могут выступать процесс получения ответа респондента на вопрос анкеты, способ получения значений некоторого индекса, тесты и т.д.

Одному из типов шкал Лазарсфельд уделил внимание в статье «Измерение в социологии». Это шкала признаков. Под именем признаков или переменных (variables) подразумевают некоторое общее для всех изучаемых объектов (единиц наблюдения) качество, конкретные проявления которого, или значения признаков, меняются от объекта к объекту и могут быть измерены. Признаки часто отождествляются с индикаторами. Примерами признаков могут служить пол, возраст, образование, классовая и профессиональная принадлежность респондента, его удовлетворенность учебной, работой, жизнью. Лазарсфельд выделил четыре ступени разработки шкалы признаков и рассмотрел их на примере ранжирования городов в зависимости от степени их интеграции.
Латентно-структурный анализ
Показатели или свойства объектов могут быть явными и скрытыми (latent). Первые могут быть получены в результате наблюдения. Вторые могут быть обнаружены посредством явных. Лазарсфельд разработал систему поиска латентных переменных по ответам респондентов на вопросы, относящиеся к явным переменным. Эта работа получила известность как латентно-структурный анализ. О латентно-структурном анализе, используемом для интерпретации тестов, Лазарсфельд писал в статье Лазарсфельда «Логические и математические основания латентно-структурного анализа». «Предположим – в связи с изучением воздействия внушения мы хотим тестировать этноцентризм американских солдат. В силу этого мы хотя и не ясно, но уже представляем себе направление их мыслей: американцы играют основную роль в войне, их действия и намерения союзников имеют меньшее значение для военных действий. Предположим, что в тест включены три признака:



  1. Я утверждаю, что наши европейские союзники намного превосходят нас в отношении стратегии и боевого духа.

Да… Нет…

  1. Большая часть всего снаряжения, используемого всеми союзниками, представляет собой поставки по американскому ленд-лизу.

Истинно… Ложно…

  1. Ни мы, ни наши союзники не выиграют войну, если мы не окажем друг другу помощь.

Согласен… Не согласен…

Все три признака включены в тест, потому что они относятся и частично выражают этноцентризм». Как это понять? Не каждый человек признается, если его спросить «в лоб»: «Вы считаете, что ваша страна лучше всех в мире»? «Вы считаете, что представители национальных меньшинств не должны занимать места в органах власти»? Но мы можем узнать, насколько идеи превосходства одного (своего для этого человека народа) народа над другими (этноцентризм) ему близки, если зададим ряд других вопросов, косвенно позволяющих определить степень этноцентризма, ему присущую.

Труды Лазарсфельда в области методологии исследований и анализа данных в социологии способствовали развитию эмпирических социологических исследований в США. Однако Лазарсфельд призывал не абсолютизировать ценность ни методов измерения, ни количественных исследований. По его словам, «многие сложные идеи могут быть переведены на язык переменных и их взаимозависимостей, но как ни один учебник по электричеству не в состоянии передать все величие грозы, так и ни от одной, даже наиболее искусной таблицы не следует ожидать полного отображения сложности социальной жизни».

Остановимся кратко на других достижениях Лазарсфельда.
Изучение общественного мнения. Теория двухступенчатой волны информации
В 1944 году вышла в свет книга «Выбор народа», написанная П.Лазарсфельдом вместе с Б.Берельсоном и Х.Годе. В этой книге выполнен анализ результатов опросов, проведенных в 1940 году в штате Огайо и посвященных голосованию на президентских выборах в этом году. Метод исследования получил известность как панельный. Панельное исследование представляет собой исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке (опрашиваются, по возможности, одни и те же люди) и по единой методике через определенный интервал времени. Этот интервал составляет от нескольких дней до нескольких месяцев. Панельное исследование позволяет увидеть изменения в отношении респондентов к тем или иным социальным фактам, например, какие аспекты кампании в наибольшей степени повлияли на изменения во мнениях избирателей о кандидатах. Панель Лазарсфельда состояла из семи опросов, разделенных месячным интервалом. Столь сложный план требовался для того, чтобы проследить, как меняются предпочтения американских избирателей в ходе выборной кампании, и какие факторы влияют на изменение решений отдельных избирателей. Исследование, получившее название «Выбор народа», было посвящено не только тому, что представляло собой общественное мнение и намерения американцев голосовать на президентских выборах, но и тому, как это мнение и эти намерения формировались и почему они иногда изменялись.


Переходим к описанию этого исследования и выводов, сделанных группой Лазарсфельда. Вся информация была взята нами из статьи “The Process of Opinion and Attitude Formation”, написанной Лазарсфельдом, Берельсоном и H.Gaudet.

Группа ученых под руководством Лазарсфельда проводила опросы в округе Erie штата Огайо с мая по ноябрь 1940 года. Основное внимание было уделено интервьюированию 600 респондентов, которых опрашивали каждый месяц. Участники исследования представляли собой две группы респондентов. Первую составили люди, которые не изменили своих политических убеждений в течение всей избирательной кампании. Вторую группу составили люди: 1) изменившие свои первоначальные намерения и голосовавшие в итоге за другую партию; 2) которые так и не решили, за кого им проголосовать; 3) те, кто не голосовал, хотя и собирался это сделать. Именно вторая группа респондентов представляла особый интерес для исследователей. Были изучены личностные характеристики этих людей, их контакты с другими людьми, их предпочтения в выборе радиопередач и газет. Причины, побудившие их изменить свое мнение, были соотнесены с их уровнем доходов. Представителей этой группы опрашивали в шестой раз в октябре и в последний раз уже после выборов в ноябре.

Опрос показал, что в ноябре число людей, собиравшихся по данным октябрьского опроса голосовать за демократов и составивших тогда 42%, сократилось и составило 41%. В целом из всех опрошенных 13% изменили свое первоначальные намерения. Что же побудило людей изменить свои изначальные намерения? Лазарсфельд выделил группу людей, названных им «кристаллизаторами» (crystallizers). Это люди, которые не имели определенного мнения в октябре, но пришли и проголосовали в ноябре. Лазарсфельд отметил, что задолго до выборов исследователи достаточно успешно прогнозировали их поведение. Окончательный выбор мог быть сделан этими людьми под влиянием людей с такими же социальными характеристиками, как и у них. В интервью респондентов просили ответить, кто победит на выборах. Даже среди тех, кто не имел твердого намерения голосовать, были люди, имеющие определенное мнение относительно будущего победителя. Такие ожидания у неопределившихся подкреплялись настроениями, присущими социальному окружению этих людей. Еще одну небольшую группу составили шесть человек, которые в октябре заявили о нежелании участвовать в выборах, но все-таки пришли на выборы и голосовали за Республиканскую партию. Нетрудно указать источник, повлиявший на их изменившееся решение. Активность избирательного штаба республиканцев в округе Erie была более заметной, чем у демократов. Все шестеро опрошенных сообщили, что их дом накануне выборов посетили активисты республиканцев, убеждавшие голосовать за их партию.


Изучая различные группы, причастные к изменению, Лазарсфельд и его коллеги проанализировали причины, побудившие людей изменить свое поведение. Одним из самых важных факторов, побудивших людей изменить свои избирательные намерения, являлись межличностные (face-to-face) контакты. В ходе этих взаимодействий, особенно между членами малых групп, например, семей, усиливалась близость или общность установок по поводу отношения к выборам (участвовать или нет, за кого голосовать и т.д.). На таких людей пропаганда или контрпропаганда оказывала вторичное влияние: люди вслушивались только в те слова, которые могли подкрепить уже имеющиеся у них определенные убеждения. Однако в некоторых случаях, в период кризиса или усиления пропаганды, у некоторых людей действительно происходит изменение установок или даже изменения в привязанности к своей группе. Такие изменения происходят у людей, испытывающих перекрестное давление разных агентов или групп влияния. Эти привязанности могут порождать у индивида состояние конфликтующих друг с другом требований. Например, католик из высшего среднего класса может чувствовать, что его религиозная принадлежность побуждает его склоняться к одному политическому выбору, тогда как его классовая принадлежность ориентирует на другой. В период выборов такой индивид должен решать вопрос, лояльность по отношению к какой группе имеет для него большее значение.

Лазарсфельд пришел к выводу, что проблема определения того, как разрешаются эти перекрестные давления, является одной из самых важных задач социального исследования. В исследовании в округе Erie было обнаружено, что индивиды, испытывавшие перекрестное давление, дольше, чем люди, не испытывавшие такого давления, размышляли, какое решение они должны принять как избиратели. Но поскольку социальное окружение каждого человека составляют другие люди, необходимо изучать способы и пути формирования похожих или даже общих установок. Для этого исследователи изучали людей, которые получили имя «лидеры мнения». В каждой социальной группе есть люди особенно активные, ясно выражающие свои мысли и представляющие свои интересы. Они также более других чувствительны к интересам группы и более беспокоятся о своем отношении к важным проблемам. Таких людей относительно легко обнаружить.

В исследовании в округе Erie группа Лазарсфельда обнаружила, что одна из функций лидеров мнения заключается в посредничестве между масс-медиа и другими людьми, входящими в их группу. Принято считать, что люди получают важную для них информацию посредством радио, газет и других аналогичных источников. Лазарсфельд пришел к другому выводу. Большинство людей получают информацию и многие свойственные им идеи благодаря личным контактам с лидерами мнения в их группах. А эти лидеры больше доверяют своим убеждениям и своим представлениям о том, что им нужно (например, от политика, идущего во власть), тогда как другие люди более доверяют средствам массовой информации. Этот феномен или механизм распространения информации о политике и политиках Лазарсфельд назвал двухступенчатой волной информации (the two-step flow of information).