Файл: Тема 18. Чикагская школа город Чикаго стал во второй половине xix века крупнейшим промышленным городом в сша, центром сталелитейной промышленности, крупным финансовым центром и железнодорожным узлом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо расширения процесс экспансии в городском росте заключает в себе антагонистические, но вместе с тем взаимно дополняющие друг друга процессы концентра­ции и децентрализации. Во всех городах имеется естественная тен­денция к схождению линий внутренних и внешних транспортных пе­ревозок в центральном деловом районе. В центре каждого крупного города можно встретить большие универмаги, офисные здания, гостиницы, театры, музеи концертный зал. Кроме характеристики города как единого организма Бёрджесс проанализировал происходящие в нём изменения в социальной организации и личностных типах. В ходе экспансии города происходит процесс распределения, который просеивает, сортирует и передислоцирует индивидов и группы по разным местам проживания и родам занятий. Дез­организация как первый шаг к реорганизации установок и поведения почти неизменно становится уделом человека, только что поселив­шегося в городе. Расставание с привычным, которое зачастую было для него и моральным, нередко сопровождается мучи­тельным душевным конфликтом и переживанием личной потери. Но чаше всего такое изменение рано или поздно приносит чув­ство избавления и тягу к новым ориентирам.

Ещё одно имя исследователя городской жизни Чикаго - Харви Зорбо (1896 – 1965). Известность ему принесла его книга «Золотой Берег и трущобы» (1929), написанная на основе выполненных Зорбо наблюдений, опросов, анкетирования. Автор описывает несколько «закрытых» миров-городских кварталов, в которые входят люди с разным общественным положением.

Наиболее основательный вклад в изучение города был внесён Луисом Виртом (1897 – 1952). Его наиболее известные труды по социологии – «Гетто» (1928) и «Урбанизм как образ жизни» (1938). Круг научных интересов Вирта включал в себя изучение урбанизации, сообщества, социального планирования, жилья, человеческой экологии, расовых отношений, меньшинств, международных отношений, социологию знания. Вирт рассматривал социологию как «исследование того, что является подлинным в человеке, благодаря тому, что везде и всегда он живёт групповой жизнью». Отметив, что и другие науки изучают человеческую природу и социальный порядок, Вирт отводил социологии место общей социальной науки. Общей она является потому, что изучаемые социологией вопросы, посвящённые человеческой природе и социальному порядку
, акцентируют внимание в самых разных контекстах на групповом факторе человеческого поведения.

Изучая город, Вирт характеризует его как общину, распавшуюся на серию тонких сегментных связей, накладываемых на территориальную основу с определенным центром, но без определенной периферии, и системой разделения труда, которая значительно превосходит границы ближайшей местности. В городах проживает большое количество гетерогенных индивидуумов, высока поляризация индивидуальных особенностей, рода занятий, культурной жизни горожан, идей и ценностей, которыми они руководствуются. Рост количества людей и разнообразия их социальных характеристик снижает возможности и желание каждого горожанина на личное знакомство с остальными жителями города. В условиях отсутствия полноценных личностных контактов развивается формальность, поверхностность человеческих отношений, возникают сдержанность, безразличие, пресыщенность, демонстрируемые горожанами во взаимоотношениях друг с другом, которые могут рассматриваться как средство их иммунизации против личных притязаний и ожиданий других людей. В городах высока мобильность индивидуума. Она проявляется в том, что многие люди проживают в одной части города, а работают в другой. В своём жилище горожане обычно оказываются поздним вечером, поэтому они редко могут быть истинными соседями друг для друга. С другой стороны, мобильность горожанина выражается в том, что он часто стремится ограничить личные притязания и ожидания других горожан по отношению к нему, а также игнорировать и ограничивать их физическое присутствие рядом с ним. Повышенная мобильность городского жителя является причиной приобретения им нечёткого и нежёсткого или «плавающего» статуса в социальных группах, членом которых он является часто в силу вынужденной необходимости или по формальным причинам. Примерами таких статусов могут рассматриваться статус соседа по дому, подъезду, этажу, статус члена трудового коллектива, церковного прихода. Но кроме формальных групп социальный контроль в городе и солидарность между горожанами поддерживаются с помощью групп, членство в которых основано на общности реальных жизненных интересов их членов. Таковы многочисленные добровольные организации, заменяющие для горожанина ослабевающие первичные группы. На фоне существенного ослабления влияния на горожан территориальных групп (соседей) как былой основы социальной солидарности создаются объединения по интересам, члены которых могут проживать в разных концах города. Однако может

иметь место и сочетание единиц территориальных, например, соседства жителей одного дома, вблизи которого начинается нежелательное для них строительство, с единицами по интересам, с организацией соседей на борьбу с застройщиками.

Многогранным является научное творчество Уильяма Айзека Томаса (1863 – 1947). Томас сначала занимался естествознанием и филологией, этнографией и антропологией, а затем обратился к изучению иммиграции. С именем Томаса следует связать Флориана Знанецкого (1882 – 1958), поляка по происхождению, который работал несколько лет в Чикагском университете и вместе с Томасом является автором исследования, посвященного польским иммигрантам в США. Это исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 – 1920) является одной из первых в мировой социологии фундаментальных попыток изучить процесс миграции и связанный с ним процесс адаптации иммигрантов к жизни в новом для них («принимающем») обществе.

Первоначально Томас и Знанецкий планировали изучить различные восточноевропейские иммигрантские группы, но затем сосредоточили свое внимание на поляках. Из всех иммигрантов, прибывших в США в 1899 – 1910 годах, поляки составляли одну четверть. В Чикаго их оказалось 360 тысяч. Авторы намеревались изучить, что заставило людей перебраться в США, и как иммиграция отразилась на ценностном сознании польских переселенцев. Их интересовало, когда завершается процесс психологического перехода к жизни в новой стране. Для сбора информации Томас и Знанецкий использовали изучение писем переселенцев, анализ документов из архивов польской газеты, документов польского церковного прихода в Чикаго, полученных от иммигрантских организаций, из картотек ассоциаций, оказывающих благотворительную и правовую помощь. Изучались автобиографии и дневники польских иммигрантов, проводились интервью с ними.

По результатам изучения жизни польских переселенцев авторы выделили восемь главных проблем, с которыми встречались переселенцы и их семьи.

  1. В новом обществе происходит индивидуализация сознания переселенца, которую трудно преодолеть.

  2. Обостряется проблема соизмеримости личного и коллективного вклада членов семьи в адаптацию к жизни на новом месте. Одновременно переживается эффективность затрачиваемых усилий.

  3. Следствием неэффективной адаптации иммигрантов является рост среди них преступности, алкоголизма, проституции.

  4. Исчезает интерес к труду в массовых профессиях, растет желание заняться своим делом.

  5. Происходят большие изменения в семейных, брачных и половых взаимоотношениях.

  6. Людей волнует проблема социального счастья (чувства удовлетворенности, создаваемого социальной организацией и институтами).

  7. Размышления об идеальной организации общества (переживание и переосмысление отношения к старому и новому обществу во время адаптации).

  8. Переселенцы сталкиваются в новом обществе с людьми других рас и могут оказаться большими расистами, чем сами американцы.


Ценность выполненной ими работы состояла в том, что такое объективное явление общественной жизни как миграция изучалось посредством анализа субъективной интерпретации процесса миграции его участниками. Эта работа оказалась возможной благодаря научным интересам авторов. Томас и Знанецкий занимались изучением социальных ценностей и установок. Установка рассматривалась ими как присущая личности способность реагировать положительно или отрицательно на объекты и явления социального мира, обладающие для неё статусом ценности, форма ценностного отношения к объекту, определяемая культурой индивида, благодаря которой индивид действует определенным образом в определенной ситуации. С понятием ситуации связана т.н. теорема Томаса: «Если ситуации определяются людьми как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Эта знаменитая фраза делает ясным понимание Томасом творческого характера организации социальной реальности. Люди творят мир и согласный порядок, не только следуя уже имеющимся у них нормам и правилам, но и создают эти нормы в процессах своих взаимодействий, которые всегда должны получить смысл и завершение в умах людей. В работе, написанной Томасом вместе с Парком, приводится следующее разъяснение определения ситуации. Оно «предшествует любому возможному действию и ограничивает его, а переопределение ситуации изменяет характер действия. Например, жестокий человек провоцирует гнев и, возможно, насилие, но если мы осознаем, что этот человек сумасшедший, то это переопределение ситуации увенчивается совершенно другим поведением».

Социальная ценность, руководствуясь которой, человек формирует своё отношение к объекту, понимается Томасом и Знанецким как «любой факт, обладающий эмпирическим содержанием, общепризнанным для членов определенной социальной группы и понимаемым в связи с наличным или возможным объектом активности». Томас и Знанецкий уточнили, что только определенные категории ценностей, а именно те, которые включены в нормы и правила поведения, находятся в сфере внимания социологического исследования. Эти ценности представлены «более или менее точными и формализованными правилами поведения, посредством которых группа стремится поддерживать, регулировать и делать общими и постоянными соответствующие виды действий между членами группы».

Анализ Томаса и Знанецкого в «Польском крестьянине» развивается от частного к общему. Связывая изучение первичных групп с широким институциональным контекстом, Томас и Знанецкий изучали общинную среду, в которой главенствовали первичные группы, в том числе объединенные по признаку родства; затем они переходили к изучению
более широкой структуры социальной организации, включавшей систему образования, прессу, добровольные организации и т.п. Они показали, как традиционные формы социального контроля были заменены более свободными средствами контроля, которые пытались направлять поведение современных мужчин и женщин. Они обосновали глубокое изменение, сопровождавшее переход от культуры, где господствовали отношения родства, к культуре, основанной на городских сообществах или же свободных соседских отношениях.

Эмпирическое изучение Томасом и Знанецким субъективно-личностного восприятия «ситуации перехода» на примере польских иммигрантов показывает тесную связь изучения социальной среды и личности, обладающей своими культурными характеристиками – нормами, ценностями, традициями. Практическое и теоретическое изучение Томасом и Знанецким ценностей позволило сделать вывод о том, что поскольку то, что определялось как ценности, может одновременно приниматься неопределенно большим числом людей, ценности могут изучаться эмпирически.
Тема 19. ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА
Слово «символ» происходит от греческого συμβάλλω, что значит «соединяю». В Древней Греции друзья, расставаясь, брали какой-нибудь предмет (лампадку, статуэтку, навощенную дощечку с надписью) и разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или же их потомки при встрече узнавали друг друга убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое – символ. Зарождение интереса к изучению символических и вообще культурных форм социальных взаимодействий связано с работами Ч.Х.Кули и Дж.Г.Мида.