Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
9) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
10) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
11) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
27 вопрос. Структура правовой нормы. Способы изложения правовых норм в нормативных правовых актах
Структура нормы права – это ее внутреннее строение. Логическая структура нормы права выражается следующей формулой: «если – то – иначе»и состоит из трех элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза – это условие или условия, при которых начинает действовать диспозиция. Виды гипотез:
в зависимости от характера обстоятельств, изложенных в гипотезе:
-простая – в гипотезе указывается одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого начинает действовать диспозиция
-сложная – в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция
-альтернативная – в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии хотя бы одного которых начинает действовать диспозиция
по степени определенности:
-абстрактные – указывают общие, родовые признаки обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция
-казуистичные – описывают отдельные строго определенные частные случаи, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы
Диспозиция – само правило поведения, изложенное в норме права. По степени определенности диспозиции подразделяются на:
-абсолютно-определенные – содержат исчерпывающую формулировку правила поведения
-относительно-определенные – устанавливаемое правило поведения уточняется в пределах нормы
-бланкетные – отсылают к правилу поведения, которое содержится в другом нормативно-правовом акте
Санкция – мера юридической ответственности, предусмотренная в случае нарушения диспозиции; санкция может быть и мерой поощрения. Виды санкций:
по степени определенности:
-абсолютно-определенные – объем неблагоприятных последствий точно определен
-относительно-определенные – установлен минимальный и максимальный (или только максимальный) объем неблагоприятных последствий
по характеру последствий:
-штрафные (карательные) – связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера
-правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права
по характеру последствий
-простые – предусматривают только один вид наказания
-альтернативные – предусматривают два или несколько видов наказаний, из которых правоприменитель должен выбрать один
-кумулятивные – допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основным дополнительное наказание
Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона. Зачастую норма права и статья НПА не совпадают. Это может быть вызвано, например, удобством пользования НПА, требованиями к лаконичности изложения и пр.
Различают следующие способы изложения:
в зависимости от полноты изложения элементов нормы права в статьях нормативных правовых актов:
1)прямой – в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, причем сразу все три ее структурных элемента
2)отсылочный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом дается отсылка к другой статье (статьям) того же самого нормативного правового акта
3)бланкетный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом недостающие элементы восполняются из статей, расположенных в других нормативных правовых актах
можно выделить еще один способ, когда в одной статье нормативного правового акта содержатся насколько норм права
в зависимости от уровня нормативного обобщения:
-абстрактный – элементы нормы права указываются в обобщенном виде
-казуистичный – элементы нормы права излагаются путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления конкретных случаев.
28 вопрос. Понятие и виды правовых институтов
Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.
Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.
Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примеры правовых институтов:
1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
3) в государственном праве – институт гражданства;
4) в административном – институт должностного лица;
5) в семейном праве – институт брака и т. д.
Виды правовых институтов
Правовые институты делятся по отраслям права:
1) на гражданские;
2) уголовные;
3) административные;
4) финансовые и т. д.
Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.
Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.
29 вопрос. Понятие отрасли права. Предмет и метод правового регулирования
О́трасль пра́ва