Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права:

-управомочивающих, -обязывающих или -запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

30 вопрос. Правовая система: понятие, функции, классификация

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозная, традиционная.

-Романо-германская правовая семья (страны континентальной Европы, а также Латинской Америки, некоторые страны Африки и Азии);

-Англосаксонская правовая семья (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия);

-Религиозно-правовые семьи (мусульманское право, иудейское право, индуистское право);

-Социалистическая семья (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

-Семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Функции правовых систем:

1. коммуникативная (правовая система отражает существующие правовые взаимосвязи между элементами правовой действительности)

2. регулятивная (её элементы оказывают правовое воздействие, посредством них осуществляется правовое регулирование)

3. охранительная (элементы правовой системы способствуют стабильности, защищённости правовых взаимосвязей)

4. оценочная (анализ элементов правовой системы позволяет оценить уровень развития государственно-правовых явлений отдельной страны)

5. прогностическая (анализ элементов правовой системы позволяет выявить закономерности развития государственно-правовых явлений, определить направление их наиболее вероятного развития)

31 вопрос. Юридические презумпции и фикции: понятие и значение для правоприменения.

Юридические презумпции и фикции – способы доказывания, которые применяются в случаях, установленных законом при применении права.

Фикция – основанное на законе установление несуществующего факта, имеющего правовое значение. Напр., лицо, судимость которого снята или погашена, считается несудимым. Хотя в действительности оно было осуждено.


Наиболее характерные презумпции:

-Презумпция знания закона(правознакомства). Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение.

-Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

-Презумпции справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми. Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юридические фикции. - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.

Смысл юридических фикций выражается вводными словами: "как бы", "как если бы", "допустим".

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

32 вопрос. Юридические аксиомы: понятие и значение для правоприменения

Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; что не запрещено, то разрешено;всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;

люди рождаются свободными и равными в правах;закон обратной силы не имеет;несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение и др.

Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.
33 вопрос. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы. Эффективность правового регулирования

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. позволяет:обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;показать динамику права, механизм его реального функционирования;выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Элементы правового регулирования:

1.Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

2. Юридический факт — конкретные жизненные обстоятельства, порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения.

3. Правоприменительный акт - это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

4. Правовое отношение - связь субъектов права, основанная на норме права.

5. Акты реализации прав и обязанностей - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.


6. Законность - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов; принцип деятельности государственных органов, метод государственного руководства обществом, режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

Пути повышения эффективности правового регулирования

1. совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2. совершенствование правоприменения, «дополняющее» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3. повышение уровня правовой культуры субъектов права, которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
34 вопрос. Понятие и формы реализации права. Использование, исполнение, соблюдение права