Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признаки республики:
1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;
2) власть не передается по наследству, а является выборной;
3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;
4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.
В зависимости от порядка формирования органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью современные республики подразделяются на: президентскую, парламентарную, смешанную
В президентской республике:
1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
2) правительство сформировывается внепарламентским путем;
3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике:
1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Смешанная республика это такая форма правления, при которой полномочия по формированию правительства и контролю за его деятельностью распределяются между президентом и парламентом.
И президент, и парламент участвуют в формировании правительства и контроле за его деятельностью. Для смешанной республики характерны черты и президентской и парламентарной республики. Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Примеры, Россия, Франция
В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:
1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.
Российская Федерация является полупрезидентской республикой.
По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:
1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.
Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.
Существуют также гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
Под формой государственного устройства понимается система способов распределения государственной власти между центральными и местными органами государства, определяющая его внутреннюю структуру, национально-территориальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составными частями (территориальными единицами) этого государства.
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства:
1. простое (унитарное);
2. сложное (федеративное и конфедеративное).
Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.
Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.
В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:
1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);
2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;
3) смешанные;
4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.
Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.
Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.
Признаки федерации:
1) наличие самостоятельности у субъектов государства;
2) союзное государство;
3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;
4) двухканальная система выплаты налогов.
В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:
1) национально-государственная;
2) административно-территориальная;
3) смешанная.
В зависимости от юридической основы различают федерации:
1) договорные;
2) конституционные.
Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.
В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:
1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;
3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
Политико-правовой режим – совокупность способов осуществления государственной власти, которые определяют степень правовой свободы личности, а также степень участия народа в управлении делами государства.
Как правило, в юридической литературе предлагается двучленная их классификация: все режимы делятся на демократические и антидемократические.
В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на тоталитарный и авторитарный.
Демократический политико-правовой режим – способы, приемы и методы осуществления государственной власти, на основе которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через выборные представительные органы власти.
Признаки демократического режима:
- реальное участие народа в управлении делами государства;
- власть осуществляется в интересах большинства членов общества, но при этом обязательно должны признаваться, учитываться и защищаться интересы меньшинства;
- личность при демократическом режиме обладает максимально широким объемом прав и свобод во всех сферах жизни общества, причем эти права и свободы должны быть не просто декларированы, и не просто прописаны в нормативно-правовых актах, но и гарантированы.
политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм предполагает многопартийность и, как следствие, существование в обществе реальной конструктивной оппозиции государственной власти. Идеологический плюрализм предполагает многообразие идеологий, при этом никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Тем не менее, необходимо наличие общегосударственной идеи, позволяющей сплотить общество, обеспечить эффективное функционирование государства.
- многоукладность экономики, равное признание и защита государством всех форм собственности; как правило, обменный характер экономики.
Существуют две формы осуществления демократии:
- прямая
- представительная
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.
Антидемократический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, следовательно, народ лишен реальной возможности участвовать в управлении делами государства.
Виды: тоталитарные, авторитарный
Тоталитарный режим (от лат. «totalis» – полный всеобщий) – это такие способы и приемы осуществления государственной власти, на основе которых государство стремится взять под свой контроль и урегулировать все без исключения сферы общественной жизни.
Признаки тоталитаризма:
- Полный тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и контроль за частной и личной жизнью.