Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Признаки республики:

1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

2) власть не передается по наследству, а является выборной;

3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

В зависимости от порядка формирования органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью современные республики подразделяются на: президентскую, парламентарную, смешанную

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Смешанная республика это такая форма правления, при которой полномочия по формированию правительства и контролю за его деятельностью распределяются между президентом и парламентом.

И президент, и парламент участвуют в формировании правительства и контроле за его деятельностью. Для смешанной республики характерны черты и президентской и парламентарной республики. Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Примеры, Россия, Франция

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.


В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

Существуют также гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.


Под формой государственного устройства понимается система способов распределения государственной власти между центральными и местными органами государства, определяющая его внутреннюю структуру, национально-территориальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составными частями (территориальными единицами) этого государства.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства:

1. простое (унитарное);

2. сложное (федеративное и конфедеративное).

 Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.


Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Политико-правовой режим – совокупность способов осуществления государственной власти, которые определяют степень правовой свободы личности, а также степень участия народа в управлении делами государства.

Как правило, в юридической литературе предлагается двучленная их классификация: все режимы делятся на демократические и антидемократические.

В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на тоталитарный и авторитарный.

 Демократический политико-правовой режим – способы, приемы и методы осуществления государственной власти, на основе которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через выборные представительные органы власти.

Признаки демократического режима:

- реальное участие народа в управлении делами государства;


- власть осуществляется в интересах большинства членов общества, но при этом обязательно должны признаваться, учитываться и защищаться интересы меньшинства;

- личность при демократическом режиме обладает максимально широким объемом прав и свобод во всех сферах жизни общества, причем эти права и свободы должны быть не просто декларированы, и не просто прописаны в нормативно-правовых актах, но и гарантированы.

политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм предполагает многопартийность и, как следствие, существование в обществе реальной конструктивной оппозиции государственной власти. Идеологический плюрализм предполагает многообразие идеологий, при этом никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Тем не менее, необходимо наличие общегосударственной идеи, позволяющей сплотить общество, обеспечить эффективное функционирование государства.

- многоукладность экономики, равное признание и защита государством всех форм собственности; как правило, обменный характер экономики.

 Существуют две формы осуществления демократии:

- прямая

- представительная

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

 Антидемократический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, следовательно, народ лишен реальной возможности участвовать в управлении делами государства.

Виды: тоталитарные, авторитарный

 Тоталитарный режим (от лат. «totalis» – полный всеобщий) – это такие способы и приемы осуществления государственной власти, на основе которых государство стремится взять под свой контроль и урегулировать все без исключения сферы общественной жизни.

Признаки тоталитаризма:

- Полный тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и контроль за частной и личной жизнью.