Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
в том, чтобы у подрастающего поколения формировалось соответ- ствующее мировоззрение, ибо от этого зависит будущее государства и всего человечества.
Все перечисленные функции философии взаимосвязаны и преиму- щественное проявление каких-либо из них в определенный истори- ческий момент времени означает лишь то, что именно в этот момент общество нуждается в реализации этих функций в большей степени, чем в других.
1.4. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
I. Античная философия
Первым этапом в европейской философии стала античная фило- софия. Понятие «философия» появилось в Древней Греции. В её бла- годатном климате появились философские школы и направления, о которых мы знаем благодаря сохранившимся текстам философов, сформировался категориально-понятийный аппарат, с помощью ко- торого были поставлены «вечные» философские вопросы проблемы.
Античная философия зародилась примерно в VII веке и просущество- вала условно до 529 г. н.э., когда император Юстиниан запретил пре- подавать философию в Афинах. История античной философии под- разделяется на следующие периоды...
1. Период натурфилософии (natura с лат. природа, древнегреч. тер- мин природа звучит как фюзис). Философы этого периода концен- трируются на определении источника порядка в природе, космоса.
Вследствие этого их называют натурфилософами или досократиками, т.е. те, кто жили до Сократа. Наиболее известными из них являются: представители милетской школы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; пифагорейцы; элеаты Парменид и Зенон; атомисты Левкипп и Демо- крит; а также Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл и др.
2. Период антропный. Здесь философы обращают свои интересы на человека.
Они философствовали в V в. до н.э. Главный философ этого перио- да — Сократ и старшие софисты Протагор, Горгий, Продик.
3. Период классической античности. В этом периоде (IV век до н.э.) впервые создаются философские системы Платона и Аристотеля. До нас дошли почти все сочинения этих великих мыслителей, в то вре- мя как от трудов их предшественников сохранились только отдельные фрагменты.
4. Период эллинистических школ. Период охватывает несколь- ко столетий, от IV в. до н.э. до начала н.э. Наиболее известные фи- лософские школы этого периода: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Киники (Антисфен, Диоген Синопский др.) стремились

18
преодолеть все социальные связи и зависимости и достичь духовной свободы. Они именовали себя космополитами и готовы были жить ав- тономно от общества. Эпикуреизм получил название от имени Эпику- ра (341–270 до н.э.), родоначальника этого направления. Цель фило- софии, по Эпикуру, отсутствие страданий и получение удовольствий от жизни. Эпикур отстаивал идею, согласно которой атомы двигаются в пустоте по случайным траекториям. Стоицизм развивали Зенон из
Китиона, Клеанф, Хрисипп, Посидоний, Сенека, Эпиктет, император
Марк Аврелий. Согласно их воззрениям, история имеет циклический характер, а мировой разум стоики называли Логосом. Идеал стоиков состоял в достижении бесстрастия (атараксии). Скептики (Пиррон,
Тимон и др.) отрицали достижимость достоверного знания, предпо- читая воздерживаться от догматических утверждений.
5. Период неоплатонизма. Неоплатоники Плотин, Порфирий, Ям- влих, Прокл осуществили синтез идей Платона, Аристотеля, пифаго- рейцев и стоиков. Их взгляды повлияли на становление христианской философии. Хронологически этот период охватывает III–V века н.э.
II. Философия Средних веков
Главным отличительным признаком второго этапа развития евро- пейской философии является воздействие на философию христиан- ского вероучения. Следствием этого становится появление христи- анской философии, в которой античная философия взаимодействует с христианским мировоззрением. В результате такого взаимодействия изменяются проблемы, методы их решения статус философии. Фило- софия в Средние века является «служанкой богословия». Эволюция философского мировоззрения мыслителей этого периода может быть охарактеризовано как теоцентрическое, оно осуществлялось на осно- ве библейских текстов. Этот этап развития философии подразделяет- ся на три периода.
1. Период зарождения апологетики. Это преходный этап от антич- ной к средневековой философии. Апологеты (от греческого слова апология — защита) защищают христианскую веру, отстаивают ис- тинность учения Христа. К философам этого времени относят Фило- на Александрийского (акмэ, середина I в. н.э.), гностиков (Карпократ,
Василид, Валентин) и апологетов (Аристид, Юстин, Тациан, Ориген).
Филон Александрийский использовал язык и идеи античной филосо- фии для толкования Библии иудеев. Гностицизм (от греческого слова гнозис — познание) появился в I веке н.э. и развивался в течение не- скольких столетий. Гностики утверждали, что все люди разделены на три вида: «пневматики» (духовные), «психики» (душевные) и «гили- ки» (плотские). Плотские смертны, духовные люди спасутся от унич- тожения, поскольку обладают знанием (гнозисом), а душевные могут спастись, если вовремя обратятся к гнозису.


19 2. Период патристики (от лат. pater — отец). Период длится со
II по VIII века. Представителями патристики являются Василий Вели- кий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Аврелий Августин и др.
В этот период формируется положительное (катафатическое) и отри- цательное (апофатическое) обоснование бытия Бога. Катафатическая теология характеризует Бога как всемогущего и всеведущего, а апофа- тическая теология утверждает невозможность охарактеризовать Бога какими бы то ни было атрибутами, описывая Его через перечисление того, чем Он не является.
3. Период разделения христианства на восточное и западное. В вос- точном христианстве формируется византийская философия, а в за- падном — схоластика (от греч. школьный, ученый).
Византийская философия
Аутентичной философией в Византии считались образ жизни и по- ведение мучеников и аскетов (Феодор Студит, Симеон Новый Бого- слов). Философия связывалась с богословием, но не отождествлялась с ним. Так, вводная часть основного сочинения Иоанна Дамаскина
«Источник знания» — это «Философские главы», а «Исповедание ве- ры» выделено в отдельный раздел. Философию Иоанн Дамаскин раз- личал на теоретическую и практическую. Теоретическая включала в себя физику и математику, а практическая этику. Ранневизантий- ская философия опиралась на неоплатонизм Прокла из Афинской академии и Аммония из Александрийской школы. Так, Псевдо-Ди- онисием Ареопагитом была усвоена концепция структуры и проис- хождения мира Прокла. Критика аристотелевского учения Иоанном
Филопоном также способствовала утверждению неоплатонизма. Ари- стотелевская логика была воспринята византийцами уже в эпоху Ком- нинов.
Закрытие императором Юстинианом в 529 году н.э. Афинской пла- тоновской академии принудило философа Симпликия и других по- кинуть византийскую империю. Возрождение философии состоялось в IX–X вв. Так, в IX веке в Константинополе был знаменит Лев Ма- тематик (Философ, годы жизни ок. 790–869). После него была осно- вана Константинопольская философская школа. Энциклопедистом, описавшим все идеи неоплатонизма в труде «Всеобъемлющее учение» был Михаил Пселл. Объем его сочинений превзошел все создавшиеся ранее в Византии в совокупности.
В XIV веке в Византии распространяется течение исихазм, мисти- ческая практика умного делания, как её назвал Григорий Палама, афонский монах. Богословское учение Григория Паламы о Фавор- ском свете, обосновывающем возможность непосредственного созер- цания «энергий» Бога поддержал император Иоанн VI Кантакузин и


20
с 1351 года учение устанавливается как официальная доктрина Визан- тийской церкви. Практику исихазма также содержат труды Николая
Кавасилы(ок. 1323 — ок. 1391). Влияние исихастской традиции сказа- лось и на Руси, повлияв на творчество иконописцев Феофана Грека и
Андрея Рублева. В поздневизантийский период из философии сделать служанку христианской догматики стремился Виссарион Никейский
(1403–1472). После взятия Константинополя турками в 1453 году вос- точно-христианские философы были приняты в университетах Ита- лии.
Схоластика
Западная христианская философия характеризуеся стремлением к слиянию религиозных догматов и логики. Ранняя схоластика (XI–
XII века) представлена именами Ансельма Кентерберийского и Пьера
Абеляра, одного из изобретателей схоластического метода в книге «Да и нет». Это время возникновения в философии проблемы универса- лий, формируются позиции реализма, номинализма и концептуализ- ма. Средняя схоластика (XII–XIII века) расцветает в первых универ- ситетах. Её представителями становятся Альберт Великий и Фома Ак- винский.Основой для их размышлений стали утерянные в античности трактаты Аристотеля, которые к этому времени были обнаружены на арабском и переведены на латынь. Поздняя схоластика (XIII–XIV века) представлена религиозно-философскими трактатами Иоанна
Дунса Скота, а также Уильяма Оккама, развивавшего позицию но- минализма и сформулировавшего принцип, получивший название
«бритва Оккама». Суть принципа выражается следующим образом:
«не изобретай сущности сверх необходимого».
III. Философия эпохи Возрождения и Реформации
Третий этап развития европейской философии представлен фило- софией эпохи Возрождения (Ренессанс). Эта эпоха хронологически охватывает XV и XVI века. Центр ренесансного поворота от схоласти- ки к эпохе Возрождения находился во Флоренции. Это время расцве- та искусств, возрождающих формы культуры, присущие античности.
Культурной чертой этапа является гуманизм. Гуманизм признает цен- ность жизни каждого человека его права на свободу и самовыражение.
Представители: Николай Кузанский (1401–1464), Марсилио Фичино
(1433–1499), Пико Делла Мирандола (1463–1494), Никколо Макиа- велли (1469–1527), Мишель Монтень (1533–1592), Томазо Кампанел- ла (1568–1639) и другие.
В эпоху Возрождения Николаем Коперником создается гелио- центрическая система мира. Развивает свое пантеистическое учение
Джордано Бруно (1548–1600), поплатившийся жизнью за воззрения о бесконечности Вселенной.


21
Развращенность некоторых деятелей католической церкви стало причиной раскола христианской веры, полувшего название Рефор- мации. В результате в христианстве появились новые направления — протестантизм и кальвинизм.
IV. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Внимание философов перемещается к науке, антропоцентризм за- меняется наукоцентризмом. Это время жизни таких родоначальников научных теорий, как Иоганн Кеплер (1571–1630), Галилео Галилей
(1564–1642), Исаак Ньютон (1642–1727). В философии Нового вре- мени выделяются эмпиризм и рационализм.
Френсис Бэкон (1561–1626) — основоположник эмпиризма (от греческого слова empeiria — опыт). Идеи Ф. Бэкона развивали и дру- гие последователи эмпиризма: Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк
(1632–1704) и др.
Другой крупный философ Нового времени — Ренэ Декарт (1596–
1650). Он создал учение рационализм (от лат. ratio — разум), содержа- щее метод интуитивного усмотрения изначальной очевидной истины, с дальнейшим дедуктивным выведении из этой ясной очевидности бо- лее сложных умозаключений. Метод основан на радикальном сомнении в существовании объективной реальности, результатом которого стал афоризм, ставший знаменитым: «Мыслю, следовательно, существую».
Декарт представлял мир как дуалистическую, состоящую из двух парал- лельных субстанций протяженной и мыслящей, систему механизмов.
Последователями рационализма были также монист Бенедикт Спино- за (1632–1677) и плюралист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716).
Согасно Лейбницу, наша планета вследствии «предустановленной Бо- гом гармонии» является наилучшей из всех возможных миров.
Философию Просвещения XVIII века характеризует убежденность философов во всемогущество разума. В теистических представлени- ях преобладает деизм (от лат. deus — Бог), согласно которому Бог со- творил мир и отстранился от дальнейших событий. Представители:
Вольтер (1694–1778), Д. Дидро (1713–1784), Ж.Ж. Руссо (1712–1778),
А. Коллинз (1676–1729), Ф. Хатчесон (1694–1747) и др.
V. Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия стала достижением челове- ческого духа и оказала существенное влияние на весь последующий прогресс цивилизации. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724–1804). Значимость вклада
И. Канта в развитии так называемой трансцендентальной философии, в которой выявляются условия возможности и границы познания. Дру- гой представитель немецкой классической философии — И.Г. Фихте


22
(1762–1814) — создал философскую систему, в которой высшим прин- ципом становится идеал свободы достойного человека.
Пожалуй, самую всеобъемлющую и стройную систему создал
Г.В.Ф. Гегель (1770–1831). Согласно его системе, вся действитель- ность разумна и является развитием абсолютной идеи. Система выстроена на основе безупречной логики и вводит в оборот новый философский словарь. Основные произведения — «Феноменоло- гия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Гегелевскую философию усвоили многие мыслители, которые впо- следствии полемизировали с гегелевским панлогизмом (от греч. pan — все и logos — мысль) и развили собственные представления о бытии. Наиболее яркие представители это Л. Фейербах (1804–
1872), поставивший в центр своей системы человека и попытав- шийся синтезировать философию и религию, трансформировав религию в политику и К. Маркс (1818–1883), впервые создавший социальную философию и заложивший теоретические основы коммунизма.
VI. Постклассическая философия ХIХ века
Первым представителем постклассической философии стал Артур
Шопенгауэр (1788–1860). Его главные идеи, раскрытые в произведе- нии «Мир как воля и представление», являются системой волюнта- ризма. Другой известный мыслитель постклассической философии
Серен Кьеркегор (1813–1855) стал основателем философского тече- ния экзистенциализм (от лат. existentia — существование). Экзистен- циализм оперирует такими категориями человека как вина, страх, смерть, забота, ответственность и др.
В это же время развивается позитивизм. Позитивисты элиминиру- ют метафизические проблемы и утверждают философию как науку.
Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798–1857) развивал уче- ние о трех стадиях истории человечества — теологической, метафизи- ческой и позитивной. Современное течение неопизитивизм сформи- ровалось в XX веке, своими задачами неопозитивизм ставил анализ и решение методологических проблем современной науки.
Во XIX веке сформировалась «философия жизни». Основные пред- ставители В. Дильтей (1833–1911), Г. Зиммель (1858–1918), А. Берг- сон (1859–1941), О. Шпенглер (1880–1936) и другие поставили в ос- нование своих размышлений понятие жизни. Жизнь, согласно им, представлена переживаниями событий.
Ещё одно направление — прагматизм (от греч. pragma — дело, действие). Прагматическая философия видит своим долгом помощь человеку в решении его насущных проблем, то есть стремится быть полезной в конкретных проблемных ситуациях. Представители праг-