Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Структура личности по З. Фрейду

Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.

Ключевые свойства личности

Способности

Темперамент

Характер

Воля

Эмоции

Мотивация

Разница между деятельностью и поведением

Определение

Сравнение

Функции мотива

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.

Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Признаки волевого поведения

Функции воли

Структура волевого акта.

Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные

Социально-ролевое общение



Предметом исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса, содержание физкультурного образования, формы и методы педагогической деятельности, дидактическое взаимодействие между тренером-педагогом и спортсменом-учеником, особенности и тенденции развития спортивной науки и практики и т.п. Объектом исследования выступает, то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Объект исследования и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.Именно предмет исследования определяет его тему, которая обозначается на титульном листе. На основе сформулированной темы, определения объекта исследования и предмета исследования устанавливается цель исследования.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в ходе проведенного исследования. Формулировка цели исследования обычно начинается словами «разработать методику (модель, критерии и др.)», «обосновать… », «выявить …» и т. д. Формулировка цели в работах реферативного характера – «охарактеризовать…», «проанализировать и определить тенденции развития …», «обобщить опыт, выявить возможности использования ….» и т.д

После формулирования объекта, предмета, цели исследования строится гипотеза исследования, которая, на основе объяснения процесса или явления может подтвердить или отвергнуть существование предполагаемого. Гипотеза должна быть построена таким образом, чтобы она учитывала разные аспекты явления или процесса и проверена на основе изучения значительного объема фактического материала и тогда в выводах исследования можно отразить и то, что получилось, и то, что не удалось подтвердить.

Сформулированная цель исследования и гипотеза определяют постановку задач, которые можно рассматривать как основные этапы работы, продиктованные логикой исследования, таких задач в курсовой работе может быть 3-4. На каждую поставленную задачу в выводах должен быть дан содержательный ответ. Примерные формулировки задач исследования: «Цель исследования определила постановку следующих задач: 1) изучить…, 2) выявить…, 3)разработать…, 4) обосновать…, 5) экспериментально проверить…, и т.д.

Примеры формулировки объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования:

1. Тема исследования - «Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования.


Объект исследования - система физического воспитания учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ.

Предмет исследования - методика стимулируемого развития двигательных способностей учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ средствами спортивного ориентирования.

Научная гипотеза -сопряженному развитию основных физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет способствуют средства спортивного ориентирования и физические упражнения прикладной направленности.

Задачи исследования:

1. Выявить адекватные методы сопряженного развития двигательных качеств и двигательных навыков учащихся 7-8 классов.

2. Определить средства формирования навыков спортивного ориентирования на уроках физической культуры для учащихся 7-8 классов.

3. Разработать и экспериментально обосновать методик физического воспитания школьников на основе формирования навыков спортивного ориентирования.

2. Тема исследования - «Саморегуляция психического состояния лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки».

Объект исследования – психологическая подготовка лыжников-гонщиков в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.

Предмет исследования – особенности организации и содержания методики психологической подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.

Научная гипотеза –разработка и реализация оптимизации состояния психической готовности лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки на основе реализации навыков саморегуляции позволит повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности на этапе углубленной тренировочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности психологической подготовленности юных лыжников-гонщиков на этапе углубленной тренировки.

2. Разработать методику саморегуляции психического состояния юных лыжников-гонщиков.

3. Экспериментально обосновать методик применения средств и приемов саморегуляции психического состояния на соревновательном этапе годичного цикла тренировок.

3. Тема исследования - «Личностно-развивающий подход в физическом воспитании студентов физическом воспитании студентов вузов».

Объект исследования – процесс физического воспитания студентов.

Предмет исследования – личностное развитие студентов в процессе физического воспитания.


Научная гипотеза –эффективное использование потенциала личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов будет возможно при реализации условий для целостного развития личности в сфере физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов.

2. Выявить компоненты, критерии и уровни личностного развития студентов в сфере физической культуры и спорта.

3. Разработать структурно-функциональную модель личностно-развивающего подхода в физическом воспитании.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия реализации личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов.

Методы исследования

 

Выбор методов исследования обусловлен задачами исследования. В практике проведения исследований, направленных на решение задач в области физической культуры и спорта широко используются следующие методы:

· анализ литературных источников;

· анализ документальных материалов;

· Беседа, опрос (интервью), анкетирование;

· методы непосредственной регистрации (методы педагогического обследования: хронометрирование, хронографирование; педагогические наблюдения; тестирование, контрольные испытания; регистрация техники физических упражнений: видеозаписи, кино- и фотосъемка, динамометрия, тензометрия, спидография и др.;

· педагогический эксперимент; математические методы обработки полученных материалов.

При выборе методов следует руководствоваться следующими правилами:

ü метод должен соответствовать своеобразию поставленных задач;

ü количество методов должно быть в меру целесообразным;

ü применение методов требует тщательной предварительной организации, включая разработку документации для фиксирования полученных результатов;

ü выбранные методы должны быть предварительно апробированы.

Объективность изучения психических явлений . Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.


Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности . В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований.

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.

Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

9. Понятие о сознании. Общественное и индивидуальное сознание. Деятельность, общение и взаимодействие людей – предпосылки и результаты сознания.

Сознание и условия его развития. Бессознательное.


Психика: сознание + бессознательное

Оба компонента представлены в психических функциях и определяют поведение человека.

Сознание – высший уровень развития психики свойственный только человеку.

Условия формирования сознания

Биологический фактор ( развитие живой природы способствовало появлению человека. развивалась нервная система, изменялись анализаторы, совершенствовался звуко - речевой аппарат);

Социальный фактор (совместная деятельность людей, развивалось общение, речь (язык), познавательные процессы, мораль и нравственность).

Формы сознания

Коллективное. Присуще всем современникам.

Индивидуальная. Свойственно конкретному человеку, определяется его индивидуальными особенностями и строится на основе коллективного.

Характеристики сознания:

  • совокупность знаний об окружающем мире;

  • благодаря сознанию человек способен к целенаправленности, деятельности;

  • формирование морально - нравственных ценностей;

  • на основе сознания формируется самосознание;

  • формирования отношений.


Сознание - высшая форма психического отражения, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Бессознательное – характеристика психических явлений (процессы, состояния, свойства), находящихся вне сферы сознания, но оказывающих такое же влияние на поведения, как и сознание.

10. Эмпирические характеристики сознания: пространственная, временная, информационная, энергетическая, мысленное представление действительности. Свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.