Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Структура личности по З. Фрейду
Фрейд выделил окольные пути бессознательного:
Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.
Разница между деятельностью и поведением
Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.
Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.
2.адекватная;
3.заниженнная-человек недооценивает себя (неуверенность, тревожность, снижение возможностей). Последствия: нарушаются контакты с другими людьми, человек может не реализовать себя в жизни, и будет винить других.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. В психологии под самосознанием, или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса. В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д. Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека. В вопросе классификации различных сторон самосознания, или «Я»-феномена, важными являются два критерия. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: «Я» как представитель определенной профессиональной группы; «Я» как член семьи; «Я» как член определенных общественных организаций и т. д. Существенным критерием классификации «Я»-фе-номена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. Временная точка зрения на себя: «прошлое Я» – каким я был раньше; «настоящее Я» – какой я сейчас; «будущее Я» – каким я вижу себя в будущем. С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам – личные ценности; каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы. Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека. 1. «Я» является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным «Я», т. е. это мое знание, мой опыт. 2. Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концеп-ции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.
Идентификация (лат.) — (отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство) в психологии употребляется в нескольких значениях: -отождествление себя с другим человеком, другими людьми на основе установления эмоциональной связи с ними;
-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;
-опознание чего-либо (кого-либо), в этом значении говорят об опознании стимула, идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.
С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.
С самого раннего детства человек начинает идентифицировать себя и с определенной ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое выполнение той или иной роли приводит к тому, что человек полностью отождествляет себя с ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере говорить, по тем позициям, которые они занимают в ходе взаимодействия. Смена социальных ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом, продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет более или менее равномерно. Хуже, когда какая-либо роль начинает доминировать.
Рефлексия. Рефлексия (лат. ) - (размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ) - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
-
коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека; -
личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим; -
интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
12. Бессознательное. Учение о бессознательном в психологии. Структура личности по З. Фрейду. «Ид», «эго», «суперэго». «Окольные пути бессознательного». Понятие о механизмах психологической защиты.
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Он впервые обратился к бессознательному. По его мнению, психика состоит из трех сфер – бессознательное, предсознательное и сознание.
В предсознании находятся скрытые знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют (например, вы знаете теорему Пифагора, но она не присутствует в вашем сознании постоянно). Предсознание непосредственно примыкает к сознанию. При необходимости знания из предсознания переходят в сознание.
Область бессознательного характеризуется следующими свойствами:
-
бессознательные представления действенны; -
бессознательные представления с трудом переходят в сознание. Это объясняется двумя механизмами: вытеснением и сопротивлением.
По мнению З. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главные из которых сексуальное влечение и влечение к смерти. Сексуальное влечение существует уже у младенца и проходит ряд стадий. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознание, принимая искаженную или символическую форму.
Бессознательное проявляется в следующих формах:
-
в сновидениях; -
в ошибочных действиях (описки, оговорки, порезы); -
в невротических расстройствах (бессонница, раздражительность, депрессия).
В психоанализе был разработан ряд методов:
-
метод свободных ассоциаций; -
метод анализа сновидений; -
ассоциативный эксперимент.
В качестве критических замечаний в адрес психоанализа можно высказать следующие:
-
Пансексуализм этого направления – сведение всего разнообразия поведения к одному единственному объяснительному принципу – сексуальному влечению; -
Недостаточная обоснованность концептуальных положений (широкое привлечение в качестве объяснения умозрительных конструкций, художественных образов, метафор). -
Перенос закономерностей, полученных на невротиках, на здоровые личности.
Заслугой психоанализа является обращение к сфере бессознательного, к поиску мотивов поведения; разработка новых методов изучения психики человека.
Структура личности по З. Фрейду
Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.
Ид
Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.
Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда