Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Структура личности по З. Фрейду

Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.

Ключевые свойства личности

Способности

Темперамент

Характер

Воля

Эмоции

Мотивация

Разница между деятельностью и поведением

Определение

Сравнение

Функции мотива

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.

Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Признаки волевого поведения

Функции воли

Структура волевого акта.

Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные

Социально-ролевое общение



1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Основные виды умственных операций. Интеллект. Решение сложных мыслительных задач.

Интеллект— качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Умственные операции - действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым. Умственные операции это отдельные "кирпичики" или этапы нашего мышления. К основным видам умственных операций относят: - сравнение (операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира) - анализ (мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета) - синтез (мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств)

-абстрагирование

- обобщение

- конкретизация

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации. К. Э. Циолковский, не имея объективной информации, высказывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости, которой должна обладать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение. Но все эти предположения превратились в научные доказательства, когда был совершен первый космический полет. Таким образом, решая мыслительную задачу со многими неизвестными, мы можем высказать предположения, которые ложатся в основу решения этой задачи. Причем в одних случаях наше решение оказывается верным, или адекватным, а в других — неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанного нами предположения. И как вы, вероятно, уже поняли из предыдущего примера, критерием истинности нашего предположения является практика.


Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К. Э. Циолковским, и в качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы. Другой пример —использование типичных приемов в решении типовых задач. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в школе, когда на уроках математики или физики учитель объясняет ученикам, как надо решать задачи того или иного типа. При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результате этого у ученика формируются навыкипрактического мышления.

Свойства сознания в психологии


Можно выделить несколько основных психологических свойств человеческого сознания:

  1. Сознание личности (как осознающего субъекта) обязательно отличает активность, более всего обусловленная конкретной спецификой внутреннего состояния субъекта на момент действия. В большинстве случаев можно говорить о наличии у субъекта определенной цели и последовательных векторах деятельностью для достижения цели.

  2. Сознанию субъекта присуща интенциональность, то есть направленность на какой-либо (не обязательно предмет материального мира, не обязательно конкретный).

Сознание – это всегда осознание (или осознавание, а в момент коммуникации с другим субъектом или группой даже со-осознавание) какого-либо факта или мысли.

  1. Сознание характеризуется постоянной рефлексией, то есть у субъекта идет процесс непрерывного самонаблюдения. Субъект может осознавать само наличие у себя сознания и опознавания.

  2. Сознание в основном имеет мотивационно-ценностный характер (по крайней мере, у европейцев). Конечно же, к настоящему моменту развития знаний о человеке наивно, грубо и плоско, напрасно было бы думать, что сознание всегда мотивированно. Эта замшелая мысль из середины прошлого века.

Однако определенно можно утверждать, что реальный субъект в нашем мире всегда стремится к цели (даже если цель – это отсутствие цели), его понуждает к этому привязанность к вполне материальному живому организму.

Среди других важных свойств сознания можно выделить такие как: целостность, отвлеченность, обобщенность, избирательность, динамичность, искаженность, уникальность и индивидуальность.

11. Этапы становления человеческого сознания. Трудности при изучении сознания. Самопознание. «Я – концепция». Виды «Я - концепции». Идентификация и рефлексия. На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.

Возникновение сознания человека на планете представляет собой ключевую загадку для многих наук — философии, биологии, социологии и пр.

Особенно эта проблема интересует психологию, науку о психике чело века, ибо сознание является наиболее высоким уровнем организации и функционирования психической жизни человека.


Изучая данную проблему, следует понять, что пока наука не располагает исчерпывающими доказательствами той или иной гипотезы возникновения сознания. Тем не менее можно попытаться с высокой степенью достоверности реконструировать процессы, происходившие на нашей планете миллионы и сотни тысяч лет назад.

Изменение климата на Земле и в неогеновом периоде на более сухой и холодный. Исчезновение тропических лесов привело некоторых человекообразных обезьян к необходимости жить на открытых пространствах



 

Для отражения атак хищников обезьяны использовали различные предметы (камни, палки), что способствовало переходу к прямохождению путем естественного отбора



 

Постепенно от использования готовых орудий труда предки человека перешли к изготовлению каменных орудий. Это явилось ключевым этапом в возникновении сознания, так как требовало от предков человека необходимости сначала создавать в голове идеальные модели будущего орудия труда, а уж потом воплощать их в реальности. Такой способностью не обладают животные, и она присуща только сознанию человека. Первым разумным человеком на планете был Homohabilis— «человек умелый» (примерно 2,5 млн лет назад)



 

Необходимость общения и коллективной деятельности привели к возникновению речи («вторая сигнальная система»), что сопровождалось увеличением ассоциативных зон коры больших полушарий, а развитие функций руки способствовало увеличению моторных зон мозга. Первые зачатки примитивной речи появились у человека примерно 500-600 тыс. лет назад




 

Формирование в процессе естественного отбора высокоразвитого мозга Обеспечило возможность для сложных форм поведения (добыча огня, изготовление одежды, постройка жилищ). На развитие человека все больше влияли социальные факторы: труд, социальные формы взаимодействия и особенно речь, которая позволяла людям накапливать и использовать коллективный опыт. Окончательно человек в его нынешнем виде (Homosapiens) сформировался 40 тыс. лет назад.

 Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я. 

Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, слияние и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ. 

Самосознание-это осознание человеком своих качеств и свойств. У человека сначала начинает формироваться сознание и на основе сознания у ребенка начинает формироваться самосознание (с 3-х лет). Завершение формирования самосознания 16-18 лет.

Структура самосознания:

Компоненты: 1.когнитивный (познавательный);

2.самооценочный;

3.поведенческий.



Модальности: Я - реальное

Я - идеальное

Я - зеркальное

Аспекты: в каждой из трех модальностей:1.я - физическое;2.я-интеллектуальное;3.я-эмоциональное;4.я-социальное.

1.Когнитивный компонент-это представление человека о самом себе как о человеке отличающимся от других. Набор характеристик, они формируют образ «Я».

2.Самооценочный компонент-это эмоциональная оценка представлений человека о своих качествах, связанная с притязанием или осуждением этих качеств. Самооценка основной компонент самосознания.

Самооценка-оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка бывает:

1.завышенная-когда человек переоценивает себя в какой-либо ситуации.