Файл: 1. Сравнительная характеристика трактовок сущности финансов как экономической категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время продолжается активное внедре­ние новых финансовых инноваций, поэтому Список Фин- нерти может быть расширен и дополнен. Вместе с тем необходимость его уточнения ни в коей мере не умаляет его актуальности и востребованности.

Недостаточно высокие темпы разработки и внед­рения инноваций на российском финансовом рынке свя­заны с влиянием негативных факторов внешней среды. К ним относятся:

• неопределенность продолжительности жизнен­ного цикла финансовой инновации;

• высокая волатильность цен на различных сегмен­тах финансового рынка;

• нестабильность развития российской экономики;

• высокий уровень инновационного, политическо­го, валютного и других видов риска в экономике России;

• низкий уровень развития инновационной инфра­структуры;

• высокие затраты на создание и продвижение на рынке финансовой инновации;

• низкая финансовая грамотность реальных и по­тенциальных участников российского финансового рын­ка, следствием чего является их низкая заинтересован­ность в финансовых инновациях;

• наличие недобросовестных игроков на финансо­вом рынке;

• низкий уровень доходности населения, следстви­ем чего является нерациональная структура их расходов и потребления;

• сложность многих финансовых инноваций для понимания потенциальными клиентами;

• недостаточная ликвидность финансового рынка и его инструментов;

• недостаточный уровень развития финансового права.

В современных условиях на финансовом рынке Рос­сии наблюдается позитивная тенденция внедрения и ис­пользования финансовых инноваций, что является эф­фективным инструментом повышения привлекательно­сти и конкурентоспособности отечественной экономики.

63. Роль финансовых инструментов в управлении бюджетами публично-правовых образований.

Финансовый инструмент - любой договор, который приводит к возникновению финансового актива у одной компании и финансового обязательства или долевого инструмента у другой компании. Основными финансовыми инструментами, используемые государством являются:

1. Банковские депозиты

2. Государственные облигации

3. Договоры РЕПО

4. Своп-линии

Банковский вклад (или банковский депозит) — сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом. Этот наиболее популярный среди населения финансовый инструмент использует и государство. На сайте Федерального Казначейства можно найти информацию размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах. Для этого Казначейство проводит специальный отбор кредитных организаций по параметрам вклада. Заявки принимаются на Московской бирже.

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач: • покрытие дефицита государственного бюджета; • покрытие кассовых разрывов в бюджете; • привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов; • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Основными государственными облигациями в настоящее время являются:

• Облигации федерального займа (ОФЗ)

• Облигации Банка России (ОБР) Существуют различные виды ОФЗ, которые различаются как по сроку погашения, так и по характеру дохода. Особенно стоит выделить, выпускаемы с 2017 года ОФЗ-н — это ценные бумаги, которые выпускает Министерство финансов РФ специально для распространения среди обычных граждан.Приобрести их может любой человек, имеющий брокерский счет. Альтернативой депозиту в целях размещения свободных государственных денежных средств является технология РЕПО. РЕПО – финансовая операция опционного типа, которая предполагает предоставление одним из её участников – покупателем по договору РЕПО денежных средств контрагенту – продавцу по договору РЕПО, который передает в собственность покупателя портфель заранееобусловленных ценных бумаг (взаимно оцененный ими) и обязуется по истечении определенного срока выкупить их по более высокой цене (установленной на договорной основе). Образующийся спрэд между ценами покупки и продажи ценных бумаг представляет собой доход покупателя. Таким образом, по экономическому смыслу данную операцию можно классифицировать как депозитную сделку на условиях залога. Именно в наличии залогового компонента и состоит ключевое отличие технологии РЕПО от традиционно использующегося в России депозитного механизма размещения средств избыточной ликвидности. Сделки РЕПО регулярно проводятся Федеральным Казначейством РФ, которые с помощью данного финансового инструмента размещают и получают доход от временно свободных денежных средств Единого казначейского счета федерального уровня (ЕКС ФУ). Виды РЕПО:


  • Сделкой прямого РЕПО называется сделка продажи с обязательством обратной покупки ценной бумаги;

  • Сделкой обратного РЕПО называется сделка покупки с обязательством обратной продажи ценной бумаги;

  • РЕПО «овернайт» — это сделка РЕПО с совершением обратной сделки на следующий день — обе части заключаются на рынке спот;

  • Под биржевой сделкой РЕПО понимается сделка РЕПО, заключенная на биржевом рынке


64. Финансовые инструменты управления бюджетными резервами, их характеристика.

Бюджетная политика России на современном этапе развития государства направлена на обеспечение сбалансированности различных бюджетов бюджетной системы. Такая сбалансированность предполагает отсутствие колебаний бюджетных доходов и расходов под влиянием различных непредвиденных событий. С этой целью в системе бюджетного регулирования предусмотрено формирование бюджетных резервов, которые на моменты формирования не имеют четкого назначения и предназначены для покрытия непредвиденных расходов в связи с различными событиями в жизнедеятельности государства. Использование механизма резервирования позволяет заложить непредвиденные расходы в структуру бюджета на этапе формирования этой структуры.

Назначение бюджетных резервов состоит в обеспечении защиты экономической и социальной сферы функционирования государства от неблагоприятных последствий, которые вызваны непредвиденными обстоятельствами.

Бюджетные резервы предназначены для обеспечения стабильности бюджетного процесса, сглаживания последствий непредвиденных ситуаций, ликвидации бюджетного дефицита.

Принципиальные основы использования бюджетных резервов

При осуществлении использования бюджетных резервов требуется научное обоснование различных бюджетных расходов, определяющее необходимость обращения к бюджетным резервам. В связи с этим бюджетные расходы рассматриваются в разрезе следующих видов:

  • во-первых, бюджетные расходы неожиданного характера;

  • во-вторых, бюджетные расходы непериодического или временного характера;

  • в-третьих, бюджетные расходы неотложного характера.


В основе подхода к использованию бюджетных резервов должен находиться принцип понимания их экономической природы. Отличительной особенностью бюджетных резервов выступает факт их формирования за счет бюджетных средств, аккумулируемых в бюджетных фондах. Формирование бюджетных резервов может осуществляться: либо за счет установленных законодательством видов бюджетных доходов; либо за счет нормирования величины бюджетных резервов и отражение их в расходной части бюджета.

Также существует третий способ формирования бюджетных резервов, предусматривающий их размещение в составе источников финансирования бюджетного дефицита. Это относится к формированию резервов, предназначенных для финансирования кассовых разрывов временного характера.

Следует отметить, что помещение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не приравнивает эти резервы и к обычным бюджетным расходам. Обычные бюджетные расходы получают покрытие за счет бюджетных ассигнований, предназначенных для финансирования конкретных статей бюджетных расходов. Бюджетные резервы рассматриваются в качестве запасов бюджетных средств, поступивших в качестве дохода бюджета, но неиспользуемых до возникновения особой ситуации.

Отличительной особенностью бюджетных резервов является то, что они могут использоваться единовременно при условии возникновения определенных обстоятельств и событий, в то время как бюджетные расходы осуществляются планомерно, непрерывно и постепенно в течение бюджетного периода.

Бюджетные резервы отличаются целевым характером использования, то есть при отсутствии непредвиденных обстоятельств в течение бюджетного периода, эти средства не могут быть использованы для финансирования иных расходов бюджета. По истечении бюджетного периода средства неиспользованных бюджетных резервов включаются в состав национального богатства.

К числу отличительных особенностей бюджетных резервов можно отнести следующие:

  • во-первых, организационную обособленность денежных средств бюджетных резервов на отдельных счетах и в составе бюджетной отчетности;

  • во-вторых, целевой характер расходования;

  • в-третьих, сбалансированность резервов, выражающуюся в невозможности использования большего объема средств, чем было зарезервировано.


На использование бюджетных резервов влияет уровень их формирования.

Федеральные бюджетные резервы призваны страховать крупномасштабные стихийные бедствия и катастрофы, обеспечивать непредвиденные бюджетные расходы, способные оказать влияние на экономику страны и жизнедеятельность населения. Бюджетные резервы регионального и муниципального уровня выступают в качестве регуляторов социально-экономических процессов на отдельно взятых территориях.

Направления повышения эффективности использования бюджетных резервов

Повышение эффективности использования бюджетных резервов является одной из актуальных проблем управления бюджетным процессом.

Направлением повышения эффективности использования бюджетных резервов является формирование их в достаточном количестве с учетом непредвиденных расходов прошлых лет, скорректированных на ожидаемый уровень инфляции будущих периодов. Этот подход позволит обеспечить достаточность бюджетных средств, зарезервированных для покрытия расходов по тем или иным непредвиденным событиям и ситуациям.

Снижение уровня централизации бюджетных резервов также может повысить эффективность их использования. Те или иные территории государства в наибольшей мере подвержены возникновения непредвиденных обстоятельств, например, землетрясениям в сейсмоопасных районах, наводнениям в регионах, богатых реками, и так далее. Увеличение возможностей формирования бюджетных резервов на этих территориях по сравнению с другими территориями государства обеспечит возможность самостоятельного финансирования преодоления последствий тех или иных непредвиденных событий в этих регионах или муниципальных образованиях.

Также направлением повышения эффективности использования бюджетных резервов является ужесточение контроля за расходованием средств из этих резервов. Органы, ответственные за использование средств бюджетных резервов, обязаны обеспечивать максимальную эффективность их распределения с минимумом затрат на данный процесс.
65. Характеристика основных и дополнительных задач казначейств организаций.

Чтобы однозначно разграничить цели и обязанности разных служб, компании необходимо четко определить, что входит, а что не входит в сферу компетенции казначея.